2013 с детьми осенью

Проект. Знакомство детей с красотой осенней природы

Кристина Колесниченко
Проект. Знакомство детей с красотой осенней природы

Знакомство детей с красотой осенней природы.

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться»

Сухомлинский В. А.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Актуальность проекта:

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе,не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.

Задачи проекта:

познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;

— расширять и активизировать словарный запас детей;

— побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.

— развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

— развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

— развивать художественно- творческие способности.

— воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение «Краски осени».

1. Расширим знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе.

2. Пополним словарный запас детей;

3. Сформируем интерес к исследованиям, опытам, наблюдениям

Перспективный план проекта

Беседы: «Осень золотая»,«Чем пахнет осень», «Признаки осени», «Что нам осень подарила», «Бережное отношение к природе», «Как отличить осень»,

Наблюдения: за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени.

Труд: сбор осенних листочков для поделок, сбор мусора на участке, сгребание сухих листьев в кучи,уборка игрушек на свои места, сбор шишек для поделок.

Чтение:М. Пришвин «Листопад», Ю. Тувим «Овощи», В. Мирович «Листопад», Е. Головин «Осень», Е. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», Я. Тайц «По грибы по ягоды», И. Токмакова «Осенние листья»,В. Сутеев «Яблоко», русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Разучивание: А. Тесленко «Осень».

Аппликация: «Осенние листочки».

Рисование: «Осенний дождик».

Лепка: «Разноцветные зонтики».

Дыхательная гимнастика: «Осенние листочки», «Ветер».

Артикуляционная гимнастика: «Осень».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что бывает у осени», «Чудесный мешочек», «Что изменилось»;«Найди одинаковые листья», «Разрезные картинки».

Пальчиковые игры: «Осенние листочки»,»Ходит осень в нашем парке«.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Листопад», «Поймай листок», «Пробеги тихо», «У кого мяч?», «Пробеги – не задень», «Дождик скачет по тропинке».

Речевые игры: «Огуречик, огуречик», «Назови одним словом», «Назови ласково».

С. Р.игры: «Угощение», «Магазин фруктов и овощей», «Семья».

Исследовательская деятельность: «Ветер и листочки».

Развлечение: «Краски осени».

Выставка в группе: «Осенний букет».

Соц.партнерство: мастер-класс наших мам «Осенние поделки».

Дыхательные упражнение «Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенниелисточки детям говорят:

Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

1.Упражнение на дыхание:

«Дождик»—И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 —на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 —на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи — ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать — массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»—холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок;взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»—широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому,приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упр. «Моторчик»—во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

Хороводная игра «Кабачок»

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга,дети водят вокруг него хоровод и поют:

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Пальчиковая игра «Ходит осень в нашем парке«

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Пальчиковая игра «Осень«

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу,а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Игра «Осенние листья»

Вот пришла осень в сад

(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)

Листья желтые кружат

(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)

Желтые, красные,

Самые прекрасные.

(Кружатся, руки с листочками держат над головой)

Ветер, стой, не свисти

Листья незачем грести!

(помахивают листьями вправо и влево)

Листья мы не дадим —

(прячут листья за спиной)

Сами поиграть хотим!

(Листочки держат перед собой)

Игра «Дождик скачет по тропинке «

Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

Будет капать до утра.

(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают «через лужи»).

Под дождём промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

-Та-ра — ра, та-ра-ра,

-Видно, нам домой пора.

(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул»домик»).

Мы на дождь в окно смотрели,

По стеклу звенят капели.

Не утихнет до утра.

(Дети «смотрят в окно», качая головами).

1. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа. М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014 г.

2. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы).Волгоград: Учитель, 2009.

3. Н. А. Рыжова Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

4. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». – М., 2005.

5. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». – М., 1991.

6. О. С. Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет» — М., 2009.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно — образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Исследовательско-творческий проект «Нет листвы осенней краше» Вид проекта: исследовательско-творческий Продолжительность проекта: 1октября-16 октября (3 недели) Участники проекта: воспитатель, дети,.

Источник

Веселые прогулки в холодную погоду: для деток от года до трех и старше

В прохладную погоду прихватите с собой на прогулку несколько интересных идей, как развлечь малыша.

На улице заметно холодает, но это не повод скучать с ребенком дома. Если одеться по погоде и найти непромокаемую обувь, то можно смело идти на прогулку. А чтобы было веселее, прихватите с собой несколько интересных идей, как развлечь малыша.

Сказочная прогулка

Маленькие детки очень любят перевоплощаться в разных героев или милых зверушек. Перед выходом из дома спросите свое чадо, кем бы он хотел сегодня быть? Щенком, утенком, Лунтиком, а, может быть, гоночным автомобилем? Почти наверняка малышу захочется, чтобы вы тоже в кого-нибудь на время превратились, чтобы быть с ним в одной команде. Тогда на прогулку отправится целое семейство уточек или гоночных машинок, которое будет дружно крякать или рычать двигателем, переваливаться с боку на бок или крутить руль, щипать по дороге травку или заправляться бензином. Если игра надоела, мама, как добрая фея, всегда поможет быстро превратиться в кого-нибудь нового.

Другой вариант — послушать мамину дорожную сказку. Такую сказку не нужно сочинять, достаточно описывать привычные предметы, которые вы видите, какими-нибудь необычными словами и делать это самым загадочным голосом. Например, начните так: «Жил-был один мальчик и однажды он пошел погулять. Надел синенькие сапоги-скороходы, в которых его ножки могли быстро-быстро бегать. На улице он увидел птицу дивную — голубя сизокрылого, а потом неведомого зверя лохматого, которого вели на поводке. А потом перед ним появилось одноногое высоченное чудище о трех глазах. Как откроет красный глаз — все люди останавливаются, а машины едут. Как откроет зеленый — машинки останавливаются, а пешеходам можно идти через дорогу…» Детки постарше в какой-то момент непременно догадаются, что сказка про них и про вашу общую прогулку: то-то они удивятся и обрадуются — ведь не каждый день тебе доводится быть героем сказки! И начнут вам сами подсказывать, как зовут лохматого зверя и одноногое чудище, и радоваться чудесной силе своих сапожек (а хныкать, что ножки устали, уже не захочется).

Сказку можно не только слушать, в нее можно играть! Например, перепрыгивать через волшебный ручеек (настоящий или нарисованный палочкой на земле), забираться на сказочный пенек или собирать заколдованные камушки, желуди и шишки. Все эти действия куда веселее выполнять, когда они вплетаются в общий сюжет истории, которую вы можете придумывать вместе с ребенком.

Гуляем играючи. Список игр на прогулке

Когда на улице слякотно, совсем не хочется брать с собой любимые игрушки-каталки и мячики — велик риск, что моментально перепачкаются не только они, но и вся одежка — ваша и малыша. Цветные мелки на мокром асфальте тоже бесполезны. Но это не значит, что на прогулке придется скучать! Во-первых, кое-какие игрушки вам все-таки пригодятся даже в ненастную погоду: например, лопатки и ведерки для увлеченного копания в лужах или яркая вертушка для ветреного дня. А, во-вторых, отлично провести время можно, даже если у вас нет ничего с собой. Предлагаем несколько игр, которые отлично подойдут, как для двоих (мамы и малыша), так и для небольшой «детской тусовки», собравшейся во дворе или парке.

«Веселые зверушки». Взрослый предлагает ребенку пройти несколько метров, как хитрая лисичка, пропрыгать, как зайчик, протопать, как слоник, пролететь, как самолетик и т.д.

«Угадай, кто я». Со временем игру можно усложнить. Теперь мама с малышом по очереди изображают уже известные «походки» разных зверушек и техники, но не называют их. Партнер должен угадать, кто только что мимо него пробежал-пролетел-проплыл или проехал.

«Следопыт». Игра подойдет, если под ногами любой грунт, на котором отчетливо видны следы. Допустим, если на травку выпал тонкий слой первого снега, или если вы после дождя гуляете на большой площадке, посыпанной песком. Один игрок ходит кругами, петляя, а второй должен идти за ним след в след, не сбиваясь. Конечно, взрослому (особенно если он длинноногий папа) нужно учитывать размер шага, который смогут повторить маленькие ножки. Бонусом развиваем глазомер и координацию.

«Найди то, что назову». Мама называет тот или иной предмет из зоны видимости, а малыш должен оглядеться, найти его и добежать до него. Например, в парке это может быть «большой белый камень», «коряга», «лопух». А на детской площадке «желтая горка», «красное бревнышко» и т.д. За этим развлечением можно неплохо подучить цвета и названия незнакомых вещей.

«Инопланетянин». Взрослый превращается в гостя с другой планеты, который совсем ничего не знает о Земле. Малышу придется провести экскурсию, рассказать, что сейчас видит инопланетянин. Назвать встреченных животных и птиц, цветы и деревья. Объяснить, зачем нужны те или иные предметы. Для ребенка это отличная тренировка речи и возможность почувствовать себя умным и знающим. А еще от души похохотать над инопланетным гостем, который даже не знает, что такое шишка, лужа, трамвай и птичка. Потом пришелец может немного рассказать о жизни на его родной планете и ответить на вопросы крохи.

«Светофор». Для самых маленьких подойдет простой вариант: мама называет какой-то цвет, а малыш должен показать его на своей одежке (или найти предмет такого цвета на детской площадке). Для деток постарше правила усложняются: чертим на земле коридор, в нем стоит ведущий. Ведущий называет какой-то цвет. Если такой цвет есть в одежде, можно держаться за него и смело проходить. Если цвета не оказалось, нужно быстро пробежать через коридор, чтобы ведущий тебя не заляпал. Постепенно к основной гамме (желтый-красный-зеленый), можно добавлять дополнительные оттенки (бирюзовый, малиновый, кофе с молоком).

«День и ночь». Ведущий (по совместительству сова) говорит: «День наступает, сова засыпает». Другие игроки (или игрок) — птички — могут порхать и веселиться. Потом ведущий говорит: «Ночь наступает — сова прилетает». В этот момент другим пернатым положено быстренько присесть на корточки и закрыть глаза. Кто не успел, тот попался сове.

«Юный художник». Даже без мелков во дворе и парке можно отлично порисовать! Палочкой или ножками — на земле, песке или первом снеге. Можно потоптаться сапожками в лужах, а потом оставлять на подсыхающей дорожке высокохудожественные мокрые отпечатки. А еще можно выкладывать целые картины из веточек, шишек, камушков, щепочек, плодов и осенних листьев.

Тем, кто утомился от игр, непременно нужно сделать перерыв и передохнуть. А заодно немного подкрепиться.

Здорово, если мама прихватит с собой на прогулку что-нибудь вкусное и полезное! Например, биолакт или питьевой йогурт «Тёма».

На улице их можно пить прямо из коробочки! Упаковка имеет удобное широкое горлышко и закручивающуюся крышку, на случай если захочется растянуть удовольствие и не выпивать все разом.

Изучаем мир вокруг

Межсезонье — не только пора холодов и слякоти, это время, когда в природе происходят очень интересные изменения! Вопрос в том, на чем концентрировать внимание. Договоритесь с ребенком, что каждый из вас оставит своих «ворочалок-бурчалок» на плохую погоду дома — пусть они греются возле теплой батареи. А сами отправитесь на улицу в компании с бодростью, любознательностью и хорошим настроением.

Истинный натуралист найдет, что поисследовать даже в своем дворе. Например, лужи! Их глубину можно измерять палкой, а периметр — маленькими шажками. Расскажите, почему на лужах по утрам появляется тонкий ледок, а на траве — иней. Осенью понаблюдайте, как готовятся к зиме разные деревья. Листики они сбрасывают, а ягодки — нет, потому что ягоды будут угощением для птичек и т.д. Расскажите, что весной природа начнет пробуждаться от зимнего сна, по стволам деревьев вновь быстрее потекут питательные соки и вырастут новые зелененькие листочки.

Если есть возможность, запланируйте прогулку в парке. Чтобы не скучать по дороге, в транспорте можно смотреть в окно и считать проезжающие мимо автомобили какого-то конкретного цвета или играть в пальчиковые игры. Если вы «путешествуете» на коляске, удастся разглядеть и «поприветствовать» всех встреченных по пути животных и птиц.

Как правило, в парках, особенно дендрологических, можно увидеть куда больше разных растений, чем возле дома. Сравните, как отличаются листочки клена, дуба, березы и тополя. Понаблюдайте, какие деревья раньше надевают осенний убор, а какие, как сирень и ива, уходят с зелеными листиками под снег. Интересно, а что за растения раньше всех покажутся из-под снега по весне?

Малыш будет в восторге, если на прогулке ему удастся увидеть уток или белочек. К примеру, в Екатеринбурге, самыми «беличьими местами» считаются лесопарк у озера Шарташ и ЦПКиО им. Маяковского. Здесь зверушек можно покормить орешками, а заодно разглядеть, что рыжая летняя шубка уже частично сменилась на серую зимнюю, или, наоборот, — если дело по весне. Уток в больших количествах вы всегда встретите на набережной Исети, а также в Дендрарии в районе УПИ пока не застыли местные озерки.

Домой с прогулки можно принести красивые листочки, шишки, желуди, камушки и прочий природный материал. Все это богатство не только подойдет для поделок, но и станет приятным воспоминанием об интересной прогулке. Собранные сокровища можно хранить в красивой коробочке, а можно наклеить на лист большого формата; там же дорисовать птичек, белочек, собачек, которых вы встретили по дороге. И даже изобразить, как главный герой прогулки покорял огромный камень или качался на необычных качелях. Если в следующий раз вам станет грустно смотреть в окно на серое небо и распутицу, такой плакат поднимет настроение, напомнит, что в любую погоду может быть место увлекательным приключениям и вдохновит на новые подвиги.

Источник

Читайте также:  Закрой окно начинается осень градусы
Оцените статью