Афанасий фет осень история создания

Анализ стихотворения А. А. Фета «Осень»

А. А. Фет «Осень»

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Осень»

А. А. Фет – русский поэт, посвятивший большую часть своего творческого наследия природной лирике, ставшей венцом его работы. Непревзойденного мастера пейзажной лирики вдохновляла весна с ее таяньем снегов, журчащими ручейками, первыми ласточками – вестницами скорого тепла и счастья.

Также Афанасий Фет любил лето. Яркие краски, тепло, озорные лучики солнца, играющее в водах рек и озер. Вот только осень поэту была не по душе. В одном из стихотворений он пишет о тоске, уныние, отчаяние, которые нахлынули на него с приходом межсезонья. Просит скорейшего прихода зимы, ведь встретить метель для него легче, приятнее осенней серости.

Но с годами отношение поэта к осени меняется. Одноименное стихотворение появляется в 1883 году, когда автору уже исполнилось 63 года. Его жизнь была полна невзгод, тревог, лишений. Пришлось проделать трудный, тернистый путь к гармонии и славе. Осень жизни приносит покой, умиротворение, уважение окружающих.

Читайте также:  Чем обработать кусты деревья осенью от вредителей

Фет уже в зрелом возрасте, полностью сформировался как личность, достиг авторитета в обществе. Позади трудности с признанием дворянского титула, светские интриги, любовные переживания, конфликты в обществе. Поэтому стихотворение, хоть и пропитано вновь тоской, но уже совсем другой, спокойной, зрелой, философской.

Погода отражает эмоциональное состояние рассказчика. Параллель становится ярко выраженной. «Хладная» осень приносит за собой беззвучные, сумрачные дни, навевающие грусть. В этих строках сквозит сожаление о прошедшей молодости. О минувших весне и лете жизни. Мысли о наступающем новом этапе, подведение итогов, воспоминания. В сердце просится «безотрадная истома».

Уже нет ярких красок в окружающем мире, как нет сильных эмоций в душе. Но второй катрен оживляет рассказчика. Он вспоминает, что еще есть дни, наполненные чувственностью, когда хочется любви, счастья, позитива. Проводится параллель с «золотолиственным» сентябрем, когда стоит хорошая, сухая, солнечная погода.

В третьей строфе автора настигает равнодушная печаль, холод. Все движется к зиме. Меняется мелодия, ритм стихотворения. Слова становятся пафосными, стиль возвышенным.

Произведение относится к романтическому стилю. Текст отличается образностью. Большое количество средств художественной выразительности не перегружает повествование, а делает его ярким, живым, насыщенным, рельефным. Лирическим героем является сам рассказчик.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он позволяет придать размеренности чтению, создает философский настрой. Он идеален для печальных размышлений, навеянных плохой погодой. Чтобы показать всю неоднозначность поры, автор выбирает кольцевую композицию для произведения.

От первой строфы веет тоской. Далее всплеск эмоций. Вторая строфа несет иную смысловую нагрузку. Автор вспоминает о знойных чувствах, ему хочется любви, сердце еще пылает. А последнее четверостишие говорит о безнадежном равнодушие. Настроение снижается к третьему катрену. Наступает покой, умиротворение. Использован яркий, выразительный эпитет: «стыдливая печаль». И заканчивается горькой строчкой о том, что ничего уже не жаль.

Возрождение чувств было кратковременным, обманчивым. Вспышка страсти была короткой, мгновенно погасла, но все же позволила рассказчику снова ощутить полноту жизни. Поэт играет на контрасте, применяемых эпитетов. Второй катрен противопоставлен первому и третьему.

Произведение оставляет смешанные, противоречивые чувства, как и время года, которому оно посвящено. Все же автор немного лукавит в своей безнадежности. Здесь нет равнодушия, а есть отчаяние, которое героя покинет с первым снегом.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» А.А. Фета

Творческое наследие Фета открывает новый этап в развитии поэзии русского романтизма. В основе поэтики лежит особая философия, в которой нашла отражение тесная связь человека с природой. Именно пейзажная лирика, прославившая поэта, стала венцом творчества Афанасия Фета.

В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости. Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей — всё это проявляется в тексте стихотворения.

Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений. Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части — три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение. Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Образ осени меняется на протяжении всего повествования. В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды — всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.

Вторая строфа отличается от первой своей смысловой нагрузкой — на первый план выходят более радостные образы. Употребление метафор «горящие взоры», «золотолиственные уборы», «знойные прихоти любви» меняет образ грустной осенней природы на более жизнерадостную и теплую картину. Природа, а вслед за ней и лирический герой, словно погружается в воспоминания о приятных мгновениях, ведь не всегда осень означает упадок. Ранняя осень раскрашена яркими красками, она живет и наполняет людей вдохновением.

В третьей строфе лирический герой показан умиротворенным, согласным с неизбежным наступлением осени и зимы впоследствии. Всё вокруг замирает в ожидании смены времен года. Печаль, наполнившая душу лирического героя, наконец, перестала терзать беспокойную душу, и так же замерла в ожидании. Осень замирает «пышно» и она ни о чем не жалеет — вот то состояние, в котором находится природа и лирический герой. Фет, оглядываясь на прожитые годы, грустит. Но его грусть, хоть и неизбежная, но торжественная.

В лирике Афанасия Афанасьевича Фета природа становится не просто предметом описания, а отображением загадочной и неизведанной русской души. Параллельно с изменениями времен года или погоды меняется и настроение лирического героя Фета. В более ранних произведениях поэта читатель видит гармоничное сосуществование человека и природы. Человек в поэзии Фета всегда стремился постичь то неизведанное, что таится в окружающем его мире.

Стихотворения позднего периода творчества раскрывают Фета, как поэта чувствующего не только воодушевление, но и грусть по увядающей природе и уходящим годам. Умение поэта увидеть прекрасное в серых тоскливых образах природы и запечатлеть эти образы в своих произведениях, сделало Афанасия Фета великим русским поэтом.

Источник

Афанасий Фет

Осень (Как грустны сумрачные дни…) (+ Анализ)

«Осень» Афанасий Фет

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

Год написания: 8 октября 1883

Анализ стихотворения Фета «Осень» 1 варианта

Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья. Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие «Осени», которая была написана в 1883 году.

«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной», — отмечает поэт в первых строчках своего стихотворения проводя тем самым параллель между сменой сезонов года и собственной жизнью. Ведь к тому моменту, когда было написано это стихотворение, Фет уже разменял шестой десяток и уже ничего не ждал лот этой жизни. Он сумел вернуть себе утраченное наследство и титулы, удачно женился на девушке из состоятельной семьи, но вдруг осознал, что для настоящего счастья этого крайне мало. В его жизни не было самого главного – любви, найти которую поэт уже и не рассчитывал. Именно этим обстоятельством и объясняется тот пессимизм, который Фет вкладывает в данное произведение и задает ему определенный тон. Осенние дни поэт сравнивает с безотрадной истомой, которая одолевает каждого, кто доходит до определенной черты и понимает, что за ней осталось все самое лучшее и светлое, что было в его жизни.

Сентябрьская роза (+ Анализ)

Вместе с тем, Фет с удовольствием вспоминает и радостные мгновения, которые ассоциируются у него с золотой осенью, теплой и приветливой. Она «ищет взоров и знойных прихотей любви», символизируя период зрелости чувств и отношений. Но этот этап в жизни поэта был достаточно кратким и оставил горькое послевкусие, связанное с трагической гибелью возлюбленной. Поэтому осень для Фета, скорее, является символом увядания и подготовки к переходу в иной мир. Неудивительно, что пышность и буйство красок, золото опадающей листвы и теплоту последних солнечных дней автор воспринимает, как последний подарок природы, щедрый и довольно жестокий. Ведь, по мнению Фета, «ей ничего уже не жаль», и финал будет неизбежным – еще немного, и весь мир окутает белое снежное покрывало, под которым останутся чувства, мысли и желания. Это вынуждает поэта очень остро чувствовать не только яркую красоту осени, но и собственную старость, понимая, что в его жизни уже не случится ничего восхитительного, романтичного и заслуживающего внимания. Того, ради чего стоило бы начать все заново или же хотя бы попробовать почувствовать себя счастливым.

Анализ стихотворения «Осень» Фета 2 вариант

Творчество Афанасия Фета в основном связано с чувством восторга перед природой. Резким отличием является стихотворение «Осень», написанное в 1883 г. Поэт в это время был уже в преклонном возрасте, поэтому воспринимал жизнь как медленное угасание. В прошлом остались любовные увлечения, поражения и победы. Фет добился благополучия и известности. Лучшие годы уже были позади, оставалось спокойно воспринимать старость, подводить итоговую черту под своей жизнью.

Первая строфа стихотворения проникнута ощущениями тоски и печали. Холодная и равнодушная осень невероятно грустна. Хмурые осенние дни неспособны вызвать радость в сердце. То же самое чувствует человек в старости. Его ощущения притупились, ничто не вызывает в нем счастья. Он уже давно расстался со всеми надеждами и мечтами и ничего не ждет от будущего. Фет всегда славился тонким восприятием и описанием природных звуков. Но в этом случае поражает использованный им эпитет – «беззвучная».

Осенняя роза (+ Анализ)

Во второй строфе Фет все же признает, что и осенью бывают прекрасные дни, которые можно сравнить с поздней человеческой любовью. Красота в этот период уже увядающая, но в этом и заключается ее ценность. Последние теплые дни, как и вспышка страсти, позволяют человеку еще раз ощутить полноту своей жизни.

Третья строфа подводит к окончательному заключению. Кратковременное возрождение чувств уже не может обмануть человека. Все равно последним его ощущением будет «стыдливая печаль». Возникает единственный звук в стихотворении, произведенный «вызывающим». Неопределенность этого понятия означает, по сути, холодное равнодушие автора, которому, как и печали, «ничего уже не жаль».

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Он идеально подходит для описания печального размышления на закате дней. Эмоциональность постепенно нарастает, но в третьей строфе автор переходит на умеренный ритм.

Первая и вторая строфы построены на контрасте применяемых эпитетов («сумрачные», «безотрадной» — «золотолиственных», «знойных»). Автор широко использует олицетворения («дни… просятся», «молчит… печаль»).

В стихотворении нет четкой сюжетной линии, оно представляет собой отдельные отрывки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому представить недостающие детали. Старость предоставит каждому человеку бездну времени для такого анализа.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» (А.А. Фет)

Анализ стихотворения «Осень», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, помогает узнать историю создания произведения, а так же основные моменты его содержания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы станет намного проще.

Во всем творчестве Афанасия Фета явно прослеживалась его невероятная связь с природой. Он чувствовал её даже самую незначительную деталь, а так же умело это все донес до читателя. Он раскрывает перед читателем невероятную красоту окружающего мира. Очень часто в его творчестве встречается отражение его собственного душевного состояния. Хорошим примером этому и стало стихотворение «Осень», где внутреннее состояние поэта полностью соответствует описываемому пейзажу.

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1883 году, когда Афанасий Афанасьевич уже представлял собой достаточно пожилого мужчину 63 лет. Он прожил достаточно долгую и насыщенную жизнь, в которой встречались как влеты, так и падения. И вот перешагнув порог старости, Фет достигает того самого умиротворения, которое ему было так необходимо. У него появляется время и возможность, чтобы переосмыслить всю свою прожитую жизнь, со всеми её горестями и радостями. Все свое состояние и настроение автор выражает в своем стихотворении «Осень».

В 1877 году поэт приобретает себе огромное поместье, расположенное в Курской губернии, где начинает жить постоянно, никуда не выезжая. Он начинает вести размеренную жизнь помещика. Изредка выезжает, чтобы осмотреть свои владения, занимается хозяйством, а так же полностью увлекается делами и их управлением.

Из-за постоянного одиночества Афанасий Афанасьевич начинает превращаться в меланхолика. Для него старость стала медленным завершением и бесцельным угасанием. Именно поэтому он решил переключиться на совершенно новое для него дело, но и оно не принесло ему никакого удовольствия и удовлетворения.

Поэтому в последние годы жизни единственное от чего автор получал удовольствие – это было творчество. Он проделал огромную работу, во время которой привел в порядок работы раннего периода, систематизировав их, долгое время трудился над своей автобиографией, но все равно это все не делало его счастливым. Поэт по-прежнему тосковал. Существуют так же данные, что перед сердечным приступом, который случился у него в 1892 году, он пытался покончить с собой.

Жанр, размер

Для написания стихотворения «Осень» поэт использует четырехстопный ямб. Именно этот стихотворный размер как нельзя лучше подходит для описания печальных, грустных размышлений, которые начали посещать автора в последние годы его жизни.

Эмоции в стихотворении постоянно возрастают, но в самом конце становятся снова умеренными и спокойными.

Что же касается жанра анализируемого стихотворения, то, безусловно, это лирическое стихотворение относится к пейзажной лирике.

Направление в творчестве поэта – «чистое искусство». Авторы, которые избирали данное направление, в своем творчестве воспевали лишь мир прекрасного и человеческих чувств. Социальные проблемы в их творчестве отсутствовали напрочь.

Композиция

Данное стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения передает достаточно грустное настроение, пронизанного одиночеством, безысходностью и тишиной. Серость и скука, окружающие лирического героя, совершенно никак не радуют его. Данные чувства очень часто встречаются у людей преклонного возраста, когда эмоции и чувства уже не такие яркие, как раньше.

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Вторая часть стихотворения противопоставляет первую в этой строфе. Автор показывает то, что даже осенью можно быть счастливым. Встречаются чудесные и радостные дни. Этим он напоминает читателю, что благодаря подобным «вспышкам» у человека появляется возможность снова почувствовать всю прелесть и радость жизни.

Третья, заключительная строфа стихотворения, еще больше раскрывает осень во всей её красе и очаровании, поскольку понимает, что терять уже нечего, и жалеть ни о чем не надо.

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Образы и символы

Образ осени в данном стихотворении представлен с особым значением. Да и как иначе? Ведь стихотворение несет автобиографический характер, поэтому полностью ассоциируется с жизнью самого автора. Увядание природы символизирует старость человека. Афанасий Афанасьевич показывает осень не только за окном, а и в душе человека.

Общие черты у неё носят безотрадный и печальный характер, но всегда встречаются светлые, теплые и радостные деньки, когда появляется желание жить и творить. Вот тогда осень начинает жить полной жизнью, поскольку о чем-то жалеть не имеет смысла.

Лирический герой, таким образом, передает свое внутреннее состояние, хотя какого-то прямого указания в тексте на это и нет. Автор снабжает время года человеческими качествами и чертами – осень, как и человек, стареет, и грустит по этому поводу. В каждой строчке хорошо прослеживается состояние души самого автора.

Темы, проблемы

Тематика анализируемого стихотворения весьма традиционна для творчества поэта.

Основная тема произведения – это увядание. Последние теплые деньки автор умело сравнивает с прожитой жизнью, когда уже ничего вернуть нельзя. А лучшие годы жизни уже остались в прошлом.

Второй темой стихотворения можно выделить любовь. Для Фета именно в любви заключалась вся радость и смысл жизни. Пока человек любит – у него все еще впереди. Перед ним раскрыты все двери. Именно поэтому в стихотворении хорошо видно, что последние свои силы он посвящает страсти.

Не обошел он своим вниманием и тему красоты, которой так же предавал большое значение в жизни. Даже в старости он старается подметить положительные и прекрасные моменты. Сравнивая свою жизнь с последними деньками осени, он показывает невероятные краски осени, которые наполнены очаровательной грациозностью.

Что же касается настроения произведения, то оно наполнено страстью, отчаянием и порывистостью. Проблемы, как таковые, в произведении отсутствуют. Здесь больше уделяется внимание впечатлениям и чувствам.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Осень» поэт использует большое количество различных троп, которые благодаря его огромному опыту, достигли изысканности и совершенства.

Присутствуют эпитеты, благодаря которым стихотворение приобретает новые оттенки и краски.

Метафоры делают стихотворение более красочным и ярким. Так же в тексте присутствуют олицетворение и градация.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения «Осень» заключается в том, что даже в последние дни жизни, что человек, что природа, требует нежности, внимания, страсти и любви. Осень автор изображает в виде томной красавицы, которая пытается взять все от последних дней её существования.

Для Фета любовь была всей жизнью. Именно этот смысл он и постарался передать в своем стихотворении. И вот, будучи человеком достаточно преклонного возраста, он понимает, что «ничего уже не жаль»…

Источник

Оцените статью