Аллегория осени вакх летний сад

Почему заменили подлинные скульптуры Летнего сада и где они сейчас находятся

Более восьми лет назад Летний сад в Петербурге открылся после реконструкции. Сколько с тех пор сломано копий в спорах — прекрасен обновлённый Летний сад или ужасен. Я для себя однозначный ответ так и не нашла.

Летний сад, который был до реконструкции, — один, и он красив своей простотой, простором и естественностью.

Летний сад, который мы видим сейчас, — другой. Интересный по-своему.

Это два совершенно разных сада. И бесполезно их сравнивать. Прежнего сада уже нет. Аллеи стали У же и темнее. Появились фонтаны, шпалеры и берсо. Летнему саду придали первоначальный вид — вид парадной летней резиденции, каким и задумывал Летний сад Пётр I.

И всё бы, может, ничего, если бы подлинные скульптуры Летнего сада не заменили на то, что мы сейчас видим. Копии старинных итальянских скульптур выглядят пугающе. Белоснежные, бездушные, будто пластмассовые.

Да, прежняя скульптура сильно страдала от сырого петербургского климата, кислотных дождей и не менее «кислотных» вандалов. Её надо было спасать.

Мысль о необходимости замены подлинников копиями и хранении их в закрытых помещениях прозвучала ещё в конце 50-х годов XX в. Тревогу били музейщики. Но им отказали с формулировкой, что скульптура, предназначенная для парков, не может быть музейным экспонатом. Иными словами — пусть стоит там, где стоит, ничего с ней не случится.

Природные факторы продолжали дальше разрушать старинный мрамор. Ей в помощь, не покладая рук, старались вандалы. В июне 1979 года произошёл крупный разгром скульптур Летнего сада. Десять произведений искусства значительно пострадали. Разгромщиков не нашли. Чего только не творили со скульптурой посетители сада и по «мелочи» — рисовали на них, пытались поджечь, ставили штампы, ломали отдельные части и пытались их вынести.

Читайте также:  Какие садовые цветы цветут всю осень

Появление копий стало благом.

Но и без горечи не обошлось. Почему копиями не придали более естественный вид? Неужели нет таких технологий для скульптур, если даже для зубных протезов подбирают цвет?! Копии сделаны из искусственного мрамора (полиэфирная смола с натуральной мраморной крошкой). Говорят, что со временем цвет потемнеет. Но пока. атмосферности саду такая скульптура не придаёт. Новодел новоделом. Сравните одну скульптуру в двух исполнениях.

«Аллегория осени (Bакх)», автор П.Баратта (Италия), около 1717. Когда-то лоб именно этого бюста вандал «украсил» отпечатком служебного штампа Политехнического университета.

Источник

Скульптурное убранство «Летнего сада»

«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.

Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.

Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.

Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).

Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.

Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.

Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.

Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.

Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.

По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.

В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.

Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.

Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.

Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.

Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.

В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.

Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.

Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.

Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.

Источник

Аллегория осени вакх летний сад

Предыдущая фотография:
Сатир и Вакханка. Скульптура

Большинство статуй для Летнего сада приобретали по заказу Петра I в Италии, в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра и других. Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней. Одни погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа.

С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка.

После войны проведены большие ремонтно-реставрационные работы во Дворце-музее Петра I. В обновленных аллеях вновь заняли свои места мраморные статуи. В настоящее время архитекторы разрабатывают проект, по которому в Летнем саду будут восстановлены утраченные элементы регулярного парка XVIII века

Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И действительно под открытым небом.

Источник

Летний сад . Скульптура

Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Летний сад . Скульптура

В результате усилий многих людей и прежде всего самого Петра I в Летнем саду была создана уникальная коллекция статуй и бюстов.

На рубеже 1710-1720-х гг. в Летнем саду было около 30 скульптур и бюстов. По описи 1728 г. — около 140, 1736 — более 200. С годами их становилось меньше. Одни пострадали во время наводнений, другие были переданы в Эрмитаж (Могущество, Справедливость, Диана, Адонис) и царские резеденции. В 1771 г. сад украшали 139 скульптур, в 1913 — 75.

В первой четверти XVIII в. декоративная скульптура стояла преимущественно в первом парадном саду и в Гроте . Устанавливалась она на аллеях в строгом порядке чередования статуй и бюстов. Со временем скульптуры в саду переставлялись. В XIX в. статуи были расставлены произвольно.

В 1956 г. скульптуры были расставлены по плану близкому к расстановке петровского времени. В это время сад украшали 38 скульптур, 46 бюстов и 5 скульптурных групп.

В России до начала XVIII в. светской скульптуры почти не было. Благодаря петровским преобразованиям началось обучение профессиональных резчиков скульптурному мастерству. У приехавшего в Россию ск. Н. Пино обучались Тимофей Михайлов, Петр Иванов, Василий Петров, которые затем работали самостоятельно над скульптурным оформлением Летнего сада. В 1724 г. в Венецию в мастерскую ск. П. Баратта были посланы Федор и Дмитрий Медведевы, Андрей Воробьев, Петр Серебренников, Андрей Хребтиков, Петр Кохтев, Петр Галкин и Андрей Селиванов для обучения скульптурному искусству.

Петр сам руководил отбором скульптур. За границу были высланы резиденты: Савва Рагузинский, Юрий Кологривов, Петр Бекламишев — в Италию, Христофор Брандт — в Голландию. Они делали заказы у известных скульпторов и закупали изваяния большими партиями. Скульптура Летнего сада выполнялась и закупалась в основном в Италии (главным образом в Венеции и Риме). При заказе оговаривались не только размеры будущих скульптур и их название, но и давалось их краткое описание, а иногда эскизный наброски. Стоимость скульптур определялась совершенством исполнения. Так в 1719 г. в Венеции были куплены две статуи неизвестного автора: Полигимния и Вера и Талия, работы ск. Д. и П. Гропелли по 100 червонцев.

Одну из самых выразительных скульптурных группу «Амур и Психея» в 1719 г. приобрел Ю Кологривов в Риме. Находилась изначально в павильоне «Грот». Затем она была перенесена на террасу.

Сейчас на высоком гранитном пьедестале скульптурная группа «Мир и Изобилие» (арх. Пьетро Баратта) установлена у северного фасада Летнего дворца. Аллегория скульптуры посвящена знаменательному для России событию — победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Поэтому она еще так и называется «Ништадтский мир». Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества. ( Донжон )

Первыми в Летнем саду в 1710-1711 г. появились бюсты польского короля Яна Собесского и его супруги королевы Марии-Казимиры, затем — Александра Македонского, древнегреческого философа Демокрита.

К чилу первых скультур Летнего сада принадлежит и бюст шведской королевы Христианы (XVII в.), бюст Аполлона, скульптура Аполлона Бельведерского. Скульптурные портреты прославленных полководцев и политических деятелей — Александра Македонского, Юлия Цезаря, Траяна, Клавдия. В петровское время в саду стояли «Четыре времени года», было много фавнов, нимф, сатурнов, вакханок.

Есть описание некоторых несохранившихся скульптур. Так в полукруглых нишах стояли две небольшие мраморные группы: Самсон раздирающий львиную пасть и «Змию рвет». Был бюст философа и поэта Лукреция Кара.

(Юрий Раков. Скульптурный Олимп Петербурга. Санкт-Петербург. Искусство-СПб.добавил Mary )

Фото 1865-1870 гг.
фото ателье А.Ф. Лоренса
сайт pastvu.com
(добавил Риэлтор)

Добровольцы наводят порядок
в Летнем саду после наводнения.
Петроград, 1924 г. Фото Буллы.
(добавил Ладада)

В Летнем саду.
Середина 1950-х гг.
(добавил Ладада)

В Летнем саду.
Фото — Илья Голанд 1964 г.
(Альбом Ленинград. Виды города)
(добавил Mary)

Летний сад.
1860-1870 гг.
(добавил Ладада)

Почитаемые Петром I профессии представлены фигурами «Мореплавание» и «Архитектура». «Правосудие», «Изобилие», «Милосердие», «Истина» олицетворяют мудрое правление государя. Другие статуи прославляют воинские доблести — «Слава», «Минерва», «Белона», «Мир и Изобилие». Многочисленные персонажи античной мифологии и аллегорические фигуры соседствуют с портретами современников Петра — Яна Собеского и его жены Марии Казимиры. На берегу Лебяжье канавки — «Амур и Психея».

Образы скульптуры Летнего сада наиболее достоверно приобщают нас к миру эстетических концепций, философских представлений, этических норм и аллегорий именно в том виде, какими они воспринимались и истолковывались в первой четверти XVIII в. Оставаясь декоративной. Решенная и трактованная с расчетом, в основном, на фронтальный осмотр на фоне зелени, скульптура Летнего сада повествует о самом существенном, что занимало умы передовых людей того времени: героических подвигах, воинской слове, великих полководцах и деятелях Древней Греции и Рима, об известных современниках Петра I, какими были польский король и полководец Ян Собеский и его супруга Мария-Казимира Собеская. Аллегорические образы пластики были посвящены таким насущным проблемам, как Архитектура, Мореплавание, Правосудие, Милосердие.

Скульптура Летнего сада выполнялась в основном в Италии по заказу русских дипломатических и торговых представителей, которые руководствовались указаниями Петра I или получали его одобрение на приобретение готовых работ. Предпочтение отдавалось тематически связанным сюитам. При этом статуи, бюсты, скульптурные группы, декоративные вазы отбирались с таким расчетом, чтобы пластическое оформление Летнего сада носило разнообразный характер, что видно и в наше время, несмотря на значительное сокращение количества скульптур. Многие из них, например, античные произведения, стали частью музейных экспозиций. Русские представители стремились к приобретению работ самого высокого качества, таких как античная Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже ) или таких как группа «Амур и Психея», созданная в мастерской круга скульптора Л. Бернини. Скульптура «Амур и Психея» — самая старшая из скульптур Летнего сада. Значительная часть скульптур Летнего сада принадлежит резцу выдающихся ваятелей Италии начала XVIII в. – П. Баратта, Д. Бонацца, А. Тарсия, М. Гропелли, Д. Зорзони.

Ништатский мир
(«Мир и Изобилие»)
Фото С. Васильев, 06.2012

Источник

Оцените статью