- план урока по рассказу И.Бунина «Холодная осень» план-конспект урока по литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Анализ рассказа «Холодная осень» (И.А. Бунин)
- История создания
- Жанр, направление
- Композиция и конфликт
- Смысл названия
- Суть: о чём?
- Главные герои и их характеристика
- Проблемы
- Смысл
- Чему учит?
- Критика
план урока по рассказу И.Бунина «Холодная осень»
план-конспект урока по литературе на тему
план урока по рассказу И.Бунина «Холодная осень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka-holodnaya_osen.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
План — конспект урока литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Тема: Анализ литературного произведения. И. А. Бунин «Холодная осень».
Эпиграфы к уроку:
1.Нет настоящей жизни там, где нет любви.
2. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…»
привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать произведение ; указать на связь рассказа с биографией самого писателя;
Книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями И.А.Бунина; текст рассказа .
Пасьянс -особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.
Капот -женская домашняя одежда свободного покроя.
Накидка -верхняя одежда без рукавов, род плаща.
Отупение -состояние крайней усталости и безразличия.
1. Организационный момент.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа о тв. И.Бунина.
Д.з Чтение наизусть стих. И.Бунина(по выбору).
2.Привитие умений и навыков. Вступительное слово учителя.
-В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:
Как, господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.
Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.
Перед нами один из поздних рассказов И. Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».
3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень»
Анализ произведения( рассказ «Холодная осень»)
1. Определите тему рассказа (это рассказ о любви, о жизни и смерти, о сложности человеческих судеб).
2. Определите идею рассказа (Любовь — это светлая горечь о несбывшейся мечте. Это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка. Рассказ подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)
3. Назовите главных героев рассказа ( безымянная красавица, она рассказывает свою историю; остальные герои второстепенные)
4. Определите композицию рассказа (Рассказ построен в форме монолога лирической героини. Рассказ в рассказе. Произведение можно разделить на 2 части. В первой части, которая занимает больше места в рассказе, она рассказывает об одном вечере с женихом в саду. В другой части — о существовании в остальные 30 лет. )
5. Почему рассказ так построен? (Героиня живет одним вечером — свиданием с женихом в осеннем саду. Остальные 30 лет существования без него — ненужный сон.)
-Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета (читает 1 из учащихся).
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?
8. Назвать художественно-изобразительные средства ( эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает)
9. А какие передают состояние героев? (незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота. Героям очень тяжело, тяжко на душе. Хотят это скрыть. Холод на душе.)
10. Где происходят действия? (В саду)
11. Сад- символ чего? ( родного дома, родины)
12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».
— Для чего автор использует антитезу? ( показать, насколько сильно герои переживали разлуку)
1. В апреле 1922 г. Уже эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом
Своей уж ветхою котомкой!
Бунину в эту пору шел пятьдесят второй год. Трагически совпали факты его биографии: вступление во вторую половину века жизни и отъезд из России. Мучительно переживал Иван Алексеевич совмещение этих поворотов судьбы: «Разве мы можем забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
Решение покинуть Россию приходило нелегко. Бунин медлит с отъездом. Только в конце марта 1920 г. , проехав через Турцию, Болгарию, Сербию, прибывает во Францию.
2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917г. Бунины были тепло приняты писателями- эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь устраивалась. Но внутреннее бытие по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике: «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».
-Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад ,дом, родину)
— Как она об этом рассказывает? (Равнодушно, эти 30 лет жизни для нее — «ненужный сон»)
-Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа)
— Определение жанра произведения. Новелла :
1) остросюжетное произведение;
2) действие развивается быстро, динамично;
3) стремится к развязке, которая заключает в себя весь смысл рассказанного;
4)автор с помощью развязки выносит приговор изображаемым характерам;
6) персонажей мало, эпизодические персонажи вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после немедленно исчезнуть;
7) нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений;
8) описательные элементы только в начале, ближе к концу они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.
— Какое впечатление произвела на вас новелла? (ощущение осеннего холода; вера в то, что есть на свете настоящая любовь; чувство жалости к героине; появляется мысль о том, что делает История с судьбами отдельных личностей)
Д.з. написать отзыв к рассказу «Холодная осень».
Примерный ответ учащихся:
-Я бы назвала рассказ «Холодная осень» новеллой. Прошло 30 лет, и мы переносимся в другое время. За эти годы героиня потеряла самое дорогое , что имела: самых близких людей, сад, родной дом, родину. Уже в первой части становится ясно, потеряв сад, где они с любимым человеком расстались, героиня останется и без дома, и без Родины(сад- символ родного дома, родины). Действие в рассказе развивается быстро, динамично, в первой части достигая кульминации. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну. Перед нами развязка повествования, в котором заключен весь смысл рассказанного: «…Да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: был только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждет меня- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра.
В предверии очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне предлагаю вашему вниманию урок по творчеству Виктора Астафьева «Тоска по вальсу». «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смерто.
Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла.
План- конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку.
Цель: Формирование связной речи.Задачи:Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».Формировать представление о временах года.Закрепить навык согласования прилагательных.
Источник
Анализ рассказа «Холодная осень» (И.А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.02.2020 · Обновлено 21.02.2020
Рассказ «Холодная осень» — удивительно трогательная и драматичная история о судьбах двух влюблённых, которых разлучила война. Иван Бунин всегда выделял это произведение среди остальных своих работ. Ему по-настоящему нравились лишь два рассказа из цикла «Тёмные аллеи»: «Чистый понедельник» и «Холодная осень». Попробуем разобраться, почему данный текст так «трогал» душу творца. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию полный анализ произведения по плану.
История создания
Об истории написания «Холодной осени» известно достаточно мало. Есть лишь несколько интересных фактов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы полностью понять задумку автора.
- Рассказ был написан во время Великой Отечественной Войны. Точная дата написания — 3 мая 1944 года.
- В данный период своей жизни Бунин уже находился в эмиграции, он пребывал на своей вилле в Грассе. Отсюда в рассказе и появляется революция, которая в своё время вынудила писателя уехать из родной страны.
- Путь скитаний главной героини практически полностью повторяет маршрут эмиграции самого писателя. Вполне возможно, что это стало одной из причин, по которым автору так нравилось данное произведение.
Жанр, направление
«Холодная осень» Бунина — чётко выраженный рассказ. Произведение имеет небольшой объём, повествование ведётся от лица главной героини. Есть всего одна основная сюжетная линия.
Рассказ можно отнести к направлению реализм. Автор объективно изображает жизнь, не пытается добавить романтические нотки. Герои «Холодной осени» — это обычные люди, а не выдающиеся личности, которых не способно понять и принять общество. Кроме того, Бунин уделяет особое внимание психологическим портретам персонажей (важная черта реализма). Он описывает реальное политическое событие без прикрас, отражая все перемены в жизни героини.
Композиция и конфликт
Повествование в рассказе «Холодная осень» линейное, однако присутствуют и элементы кольцевой композиции, события перечисляются последовательно. Вместе с тем Бунин делит произведение на две примерно равные по размеру части, которые при этом абсолютно не одинаковы по своей значимости.
- На уровне архитектоники автор чётко даёт читателям понять, что холодная осень была самым счастливым периодом в жизни главной героини. После фразы « Я горько заплакала…» текст сливается, превращается в несколько огромных абзацев, в которых перечисляются события, уже не имеющие никакого значения. Судьба девушки решилась давно, в тот вечер, когда она последний раз видела возлюбленного.
- Если в первой части повествование состояло из диалогов и описаний ярких эмоций персонажей, то во второй части не остаётся ничего, кроме последней фразы, которая как бы закольцовывает всё происходящее в рассказе.
Конфликтов в произведении «Холодная осень» несколько, основным из которых является противостояние чистой, преданной любви и кровавой войны, уносящей миллионы жизней. Сначала может показаться, что война победила, навсегда разлучила жениха и невесту, лишила юную девушку дальнейшего смысла существования. Однако это абсолютно не так. Всю оставшуюся жизнь главная героиня ждала воссоединения с любимым. Она никогда не переставала испытывать чувство нежности и глубокой привязанности к нему. Побочные конфликты: жизнь и смерть, человек и война.
Смысл названия
Почему рассказ «Холодная осень» так называется? Автор даёт своему произведению многозначное название. С одной стороны, холодная осень — это обыкновенная часть природного цикла. Здесь писатель прибегает к использованию оксюморона. Для главной героини тяжёлый, грустный период становится самым значимым и трогательным этапом жизни. Тогда её возлюбленный ещё находился рядом, дарил радость и счастье.
С другой же стороны, именно события, произошедшие во время холодной осени, лишили девушку жениха, забрав самое ценное и значимое.
Суть: о чём?
Рассказ «Холодная осень» повествует нам о трудной судьбе девушки, которая осталось абсолютно одна после того, как её любимый человек ушёл на войну.
Молодые люди были женихом и невестой. Главная героиня даже не задумывалась о том, что боевые действия будут длиться долго. Мысль о возможной смерти любимого промелькнула в её голове лишь в момент прощания. Но солдат так и не вернулся. Вскоре погибают отец и мать девушки.
Героиня не может поверить в случившееся, однако постепенно смиряется с болезненными утратами. Она выходит замуж за пожилого военного в отставке , которого не любит, но сильно уважает. С ним и его племянником «баба в лаптях» эмигрирует.
Муж главной героини умирает от тифа. Племянник с женой уплывает в Крым и оставляет родственнице свою маленькую дочку. Повзрослев, девочка остаётся жить в Париже и напрочь забывает о той, кто её воспитала.
Так и проходит жизнь главной героини. В конце она всё-таки воссоединится со своим погибшим на войне возлюбленным: скоро ей тоже суждено умереть.
Главные герои и их характеристика
Основными действующими лицами рассказа «Холодная осень» являются двое влюблённых, образы которых Многомудрый Литрекон объединил в таблице. Автор намеренно не называет их имена. Эта деталь не столь важна, гораздо значимее сама история, отражающая судьбу России.
Она | В начале повествования главная героиня предстаёт перед нами молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером. В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком. Она называет себя «бабой в лаптях», практически перестаёт радоваться всему происходящему вокруг. Жизнь данного персонажа сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». |
Он | Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг, защитить Отечество. В сцене прощания чётко видно, что офицер — отличный психолог. Он чувствует настроение своей возлюбленной и делает всё, чтобы успокоить её, разрядить напряжённую обстановку прощания. Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать. |
Россия | Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа страна — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом. Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров. Счастье ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями. Хоть в рассказе и нет чёткого описания страны и того, что на тот момент происходило в ней, некоторые события произведения дают понять: привычный мир рушился. Многие интеллигенты вынуждены были покидать свои дома, отправляться за границу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Россия больше не является самодержавной. Во время войны происходит революция, появляется новое правительство, полностью меняются социальные роли людей в обществе. Начинается абсолютно новый этап в развитии страны. И только время покажет, к чему приведут эти изменения. |
Тематика произведения «Холодная осень» представлена ниже и может быть описана подробнее, если читатель свяжется с Многомудрым Литреконом в комментариях.
- Тема любви — основная в рассказе. Главная героиня не смогла забыть своего погибшего жениха. Она сохранила свои чувства и пронесла их через всю жизнь. Без близкого человека ей приходилось влачить бессмысленное существование. Лишь в самом конце рассказа становится ясно: любовь победила. После долгих лет разлуки героиня наконец-то встретиться со своим женихом: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
- Тема смерти занимает не менее значимое место в произведении. Главный герой погибает, выполняя свой долг. Автор говорит нам о том, что погибель неизбежна, но прежде, чем умирать, стоит постараться провести отведённый тебе промежуток жизни в радости и любви. Для офицера бои за родину были той единственной жизнью, которой он мог наслаждаться в сложившихся обстоятельствах, и он вложил свой вклад в любимое дело, так что его кончина не была напрасной.
- Тема воспоминаний. Весь рассказ построен на приёме ретроспекции. Героиня делится с читателями своим прошлым. Она рассказывает о самом важном в её жизни событии, прощании с любимым человеком. Воспоминания становятся для неё важнее реального мира, всего происходящего вокруг.
- Тема счастья напрямую связана с темой воспоминаний. Главная героиня находит радостные моменты лишь в своём прошлом, в давно ушедшей холодной осени. Она живёт, чтобы выполнить указ погибшего жениха, и не рассчитывает на счастливое и беззаботное будущее.
- Тема судьбы России лейтмотивом проходит через всё произведение. Из-за революционных событий страна полностью меняется, перестаёт быть прежней. Страх толкает интеллигентов на эмиграцию. Люди уезжают в более безопасные уголки нашей земли. Судьба России непонятна, лишь время может сказать, приведут ли коренные изменения к лучшей жизни, или они обрекут граждан на страдания.
Проблемы
Разберёмся и с тем, какова же проблематика произведения «Холодная осень». Выделим несколько важных пунктов и раскроем каждый из них.
- Проблема потери любимого человека. Главная героиня лишается своего жениха. Она испытывает боль, не может поверить в утрату. Читая рассказ, мы понимаем, что судьба девушки могла сложиться иначе, будь её возлюбленный жив. Вероятно, невеста была бы счастлива, если бы ушедший на войну солдат вернулся к ней.
- Проблема значимости личности в круговороте исторических событий. Война и революция всегда очень масштабны. Мы привыкли оценивать лишь их итоги, забывая о том, какой ценой была завоёвана победа, свергнуто старое правительство. Оба главных героя стали жертвами своего времени. Молодой человек погиб на войне, которая не нужна была мирному населению. Люди хотели как можно скорее перестать сражаться, однако император не отдавал приказ о прекращении боевых действий. Юная девушка, превратившаяся в «бабу в лаптях», потеряла дом. Она была из дворянской семьи, поэтому ради своей же безопасности, уехала за границу, оставив позади уже не Россию, а абсолютно новую, чужую для неё страну.
- Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Она проходит через абсолютно весь текст. Именно события Первой Мировой разлучают персонажей, заставляют главную героиню остаться совсем одной. Автор показывает своим читателям, что кровавые сражения приводят лишь к потерям, они не способны подарить людям счастье.
- Проблема сохранения верности. Главная героиня остаётся верной своему погибшему жениху до самого конца. Она выполняет его последнее желание: живёт, пытается радоваться и ищет гармонию. Замуж молодая девушка выходит не по любви, а исключительно из уважения к пожилому военному и необходимости выжить в суровых условиях.
- Проблема долга. Главный герой без сомнений отправляется на фронт. Он понимает, что может потерять всё: невесту, дом и даже жизнь. Офицер осознаёт свою необходимость на поле боя, стремится защитить Отечество, близких ему людей.
Смысл
Основная идея рассказа «Холодная осень» очень проста. Автор ставил перед собой цель показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними. Бунин бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно она одержит верх над насилием и агрессией.
Главная мысль произведения «Холодная осень»: вооружённые столкновения не преграда сильному чувству и душевной привязанности людей друг к другу. Боевые действия могут разлучить влюблённых, но они некогда не смогут отобрать воспоминания о прекрасных моментах, проведённых с близким человеком. Эти воспоминания героиня сохранила на всю жизнь, именно они помогли ей выжить и пронести свои чувства сквозь войны и революции.
Чему учит?
После прочтения рассказа «Холодная осень» вывод напрашивается сам собой: лишь любовь способна подарить людям радость и счастье. Её нужно беречь, сохранять в течение всей жизни, ведь никогда не знаешь, что может случиться завтра.
О чем заставляет задуматься рассказ «Холодная осень»? О том, что судьба — это то, над чем мы не имеем власти. Стоит спокойно принимать все лишения и утраты, стараться находить что-то хорошее во всех происходящих событиях. Ко всему в жизни нужно относиться философски. Смерть является одним из жизненных этапов. Её не стоит бояться. Такова мораль произведения.
Критика
Рассказ был положительно воспринят аудиторией. Цикл «Тёмные аллеи», впервые опубликованный в 1946 году, стал глотком свежего воздуха в тяжёлые послевоенные годы.
Многие филологи сходятся на том, что «Холодная осень» является одной из лучших работ писателя. Приведём истолкование рассказа современного литературоведа и профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих, который трактует произведение как некое противостояние безумству кровавых битв.
Сочиняя книгу о самом индивидуальном, интимном человеческом чувстве, Бунин словно противопоставляет его массовому безумию мировой бойни.
С мнением Сухих нельзя не согласиться. Действительно, рассказ «Холодная осень», как и весь сборник «Тёмные аллеи», посвящён любви. Жестокость и горечь войны противопоставляется чистому и трепетному чувству душевной привязанности одного человека к другому.
Художественные особенности произведения «Холодная осень» лишний раз подтверждают озвученную выше мысль. Всё, начиная от образного ряда, символики и заканчивая архитектоникой текста, создаёт у читателя отторжение к бессмысленной жестокости сражений.
Источник