Анализ лирического стихотворения пушкина осень

Анализ стихотворения Пушкина Осень 4, 10 класс

Венцом «болдинской осени» и эрой расцвета таланта А. С. Пушкина принято считать стихотворение «Осень», написанное им в 1833 году в своём имении в Нижегородской области. Поэт открыто признавал, следующее за жарким летом время года его самым любимым: «Но мне она мила», «К себе меня влечёт», «Я рад лишь ей одной» и воспевал в стихах, и отмечал этот факт в прозе. Он стремился передать это чувство всем, всем, кто когда-либо столкнётся с его творчеством

Лирическим героем в стихотворении становится сама природа, разумеется, в осеннем убранстве. Рисуется картина увядания природы, поэт сравнивает её с умирающей чахоточной девушкой, слышится, как с каждым разом её дыхание слабеет, и, наконец, этот последний хриплый вздох: «пышное природы увяданье».

«Осень» — обращение лирического героя к читателям, которые незримо присутствуют на строках произведения. Интересна структура самого стихотворения: оно состоит из одиннадцати октав и одной строфы. Каждые отдельные восемь строк – свой особый мир со своим законченным сюжетом и со своими страстями, но в то же время они все объединены общим осенним настроением. По ходу самого стихотворения наблюдается усиление динамики и нарастание движения. Рифма строится очень необычно: первая и третья, вторая и четвёртая, треть и пятая, четвёртая и шестая, и седьмая и восьмая строки. Седьмая строфа – гимн осени! В ней практически отсутствуют глаголы, но при этом оно не лишено свойственной А. С. Пушкину живости.

Читайте также:  Куда поехать осенью погулять

Эпитеты «унылая пора», «прощальная краса», «могильная пропасть» вроде бы должны вгонять читателя в состояние, мягко говоря, близкое к депрессии, но нет! А. С. Пушкин мастерски показывает «смерть под звуки фанфар», что, наверное, намекает на скорое возрождение природы весной. Стихотворение изобилует всякого рода средствами художественной выразительности, позволяющее описать любимую поэтом осень во всей красе и глубине красок. «В багрец и золото одеты леса» — метафора, рисующая богатую осеннюю природу. Инверсия: «Люблю я пышное природы увяданье» и стихотворный размер – шестистопный ямб, рисуют динамичную, живую картину, где нет и намёка на грусть! Произведение приобретает свою выразительность и магнетизм. Шелест листвы, осенняя прохлада, всё это читатель слышит, так как будто сам находится в том времени. Это возможно благодаря сочетаниям согласных «ш», «л», «х» — аллитерации. Всевозможные архаизмы: «хлад», «страждут озими», «мучишь» говорят о конце старого времени и начале нового. Сравнения «как нелюбимое дитя», «как чахоточная дева» должны заставить читателя взглянуть на осень по-новому, совсем другими глазами с ноткой снисхождения.

Привлекательность «пушкинской осени» поражает. И видится осеннее Болдино прохладное, но по осенне красивое. Стихотворение по смыслу вроде бы и простое, но настолько чистое и подкупающе искреннее, что хочется научиться видеть и чувствовать, как сам поэт.

Анализ стихотворения Осень Пушкина

Знаменитое и многими любимое произведение «Осень» было написано в 1833 году. Нужно сказать, что многие были удивлены, что оно появилось гораздо раньше. Всё дело в том, что автор данного произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин не раз упоминал, что именно осень является его самым любимым временем года.

Именно в осени поэт видел не что прекрасное, удивительное, неповторимое, именно осень всегда вдохновляла поэта. Кстати стоит отметить, что достаточно большая часть всех произведений автора была создана как раз таки осенью.

Читайте также:  Этот цвет особенно хорош осенью грамматическая основа

Начать анализ данного произведения нужно с описания осеннего пейзажа, который занимает большую часть произведения. Любовь автора и времени года, и к природе видна в каждом слове, в каждой интонации. Он с восхищением описывает всё, что видит.

Данным произведением Александр Сергеевич хотел привить любовь к осени каждому читателю.

Анализируя данное произведение можно выделить такие литературные приемы, как метафоры, эпитеты и, безусловно, красочные прилагательные. Всё это в совокупности помогло автору создать идеальный осенний пейзаж. Ещё одним очень важным литературным приемом в данном произведении является прием обращения, который так же делает композицию живописной и уникальной.

Так же очень важно отметить, что после того, как данное произведение вышло в свет Александра Сергеевича очень многие стали сравнивать с художником, так как читая стихотворение «Осень», в голове каждого читателя появляется удивительный пейзаж, который является не только красивым, но и запоминающимся.

В целом данное стихотворение получилось очень мелодичным, это стало возможно благодаря перекрестной рифме, которая складывает строчки воедино, превращая всё в общую лаконичную композицию.

В заключении хочется сказать, что осень является одним из самых удивительных времен года, впрочем каждый период года идеален и уникален, самое главное понимать это.

4, 9, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Осень

Популярные темы анализов

Одним из лучших стихотворений, как признавался сам А.А. Блок, было его стихотворение «О, я хочу безумно жить». Это произведение открывает цикл под названием «Ямбы». Этот философский стих поднимает проблему предназначения поэта.

Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

Незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет стихотворение “Благодарность”, воспроизводя в стихах субъективно личное чувство, обращенное к Богу. Поэт подводит итоги всей жизни, как будто предчувствуя свою учесть

Это знаменитое стихотворение, можно с огромной долей вероятности, отнести к патриотической лирике, так как главная тема, это тема родного края, любимого места поэта, его деревни. Всем поклонникам творчества Есенина, нужно помнить одну особенность,

У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

Источник

«Осень» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – сравнение, метафоры, идея, история создания

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры«роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты«чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения«как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.

Жанр стихотворения – послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Источник

Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану

1. История создания

Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.

Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.

Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.

Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.

3. Род

Данное произведение относится к лирическому роду литературы.

В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.

На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.

5. Проблематика

Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.

6. Тематика

Стихотворение раскрывает следующие темы:

  • отношение Пушкина к разным сезонам года;
  • противопоставление одних времён года другим;
  • радость творчества и расцвет творческих способностей.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.

Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.

Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.

8. Пафос

Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.

Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.

Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.

9. Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.

Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».

Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.

12. Сюжет

Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.

Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.

С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.

В последних строфах идёт речь о счастье творчества.

Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.

13. Композиция

Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.

Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.

По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.

По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.

Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.

15. Художественное своеобразие произведения

В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.

Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.

Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.

Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».

Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.

В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.

Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».

16. Средства художественной выразительности

Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.

Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».

Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.

Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».

«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.

Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:

  • «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
  • озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
  • лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».

Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.

18. Актуальность

Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.

Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.

Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.

19. Моё отношение

Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.

Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.

Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.

20. Чему учит

Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.

Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.

Источник

Оцените статью