Анализ стихотворения державина осень во времена осады очакова

Отражение исторической эпохи в одических произведениях Г. Р. Державина

«Осень во время осады Очакова» (1788), «На взятие Измаила» (1790), «На победы в Италии» (1799), «На переход Альпийских гор» (1799), «Фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. » (1795), «Снигирь» (1800) — в этих патриотических гимнах Державин создает эмоциональный образ события.

Ода «Осень во время осады Очакова» была написана для племянницы князя Потемкина, В. В. Голицыной, чей муж находился под стенами осажденной крепости, под командой Потемкина и, как заметил Державин в «Объяснениях», «Автор, не имея тоже известия о наших войсках, между страхом и надеждой послал ей сию оду». Ода начинается великолепным осенним пейзажем:

Уже румяна Осень носит

Снопы златые на гумно,

И роскошь винограду просит

Рукою жадной на вино.

Уже стада толпятся птичьи,

Ковыль сребрится по степям;

Шумящи красно-желты листьи

Расстлались всюду по тропам.

осень – время жатвы, восходящей еще к древнерусской и фольклорной традиции метафоры военной битвы.

Мужайся, твердый росс и верный,

Еще победой возблистать!

Ты не наемник — сын усердный;

Твоя Екатерина мать,

Потемкин — вождь, Бог — покровитель;

Твоя геройска грудь — твой щит .

Затем идет описание мирной семейной жизни и ожидания героя с поля битвы:

Она к тебе вседневно пишет:

Твердит то славу, то любовь,

То жалостью, то негой дышит,

То страх ее смущает кровь —

В батальной лирике Державина складываются два типа образов героев исторической эпохи: поэтически обобщенный собирательный образ Росса — сына отечества, патриота, своеобразная аллегория национальной идеи, и индивидуализированно-конкретный, в духе пластической портретной образности Державина, стремящегося воссоздать достоверный бытовой облик человека.

Следует обратить внимание на посвящения А. В. Суворову. Суворов, демонстративно спящий на охапке соломы в роскошном Таврическом дворце — это не только очередной образец державинской поэтики контраста, но и свидетельство ее глубокого соответствия эпохальному типу мировосприятия: «Когда увидит кто, что в царском пышном доме // По звучном громе Марс почиет на соломе». Особенно же наглядной, формально проявленной контрастностью отличается портрет Суворова в стихотворении «Снигирь», написанном Державиным на смерть великого полководца, где стихи, выдержанные в портретно-бытовом низком или абстрактно-понятийном высоком словесном ключе, чередуются как перекрестные рифмы:

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью россиян все побеждать? .

Коллективный и индивидуальный образы героев эпохи, Росс и российский полководец в батальной лирике Державина, воплощают в себе такую эстетическую универсалию державинской лирики, как острое национальное самосознание.

Источник

Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады очакова». Заранее спасибо.

Помогите составить анализ отрывка стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады очакова»

Уже румяна Осень носит
Снопы златые на гумно,
И роскошь винограду просит
Рукою жадной на вино.
Уже стада толпятся птичьи,
Ковыль сребрится по степям;
Шумящи красно-желты листьи
Расстлались всюду по тропам.

В опушке заяц быстроногий,
Как колпик поседев, лежит;
Ловецки раздаются роги,
И выжлиц лай и гул гремит.
Запасшися крестьянин хлебом,
Ест добры щи и пиво пьет;
Обогащенный щедрым небом,
Блаженство дней своих поет.

Борей на Осень хмурит брови
И Зиму с севера зовет,
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;

И снег, и мраз, и иней сыплет
И воды претворяет в льды;
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел.

Наместо радуг испещренных
Висит по небу мгла вокруг,
А на коврах полей зеленых
Лежит рассыпан белый пух.
Пустыни сетуют и долы,
Голодны волки воют в них;
Древа стоят и холмы голы,
И не пасется стад при них.

Оду условно можно разделить на три части. В первой части стихотворения мы видим реалистическое описание картины тамбовской природы в пору осени и прихода зимы.
Вторая часть оды воспевает доблесть русских солдат и храбрость полководцев.
В третьей части оды Державин показывает поэтический образ жены, ожидающей своего мужа из боя.
Употребление образов античной мифологии (Эол, Борей, небесный Марс) , олицетворения (Уже румяна Осень носит/ Снопы густые на гумно; Пустыни сетуют и долы; Идет седая чародейка) , сравнения (В опушке заяц быстроногий, как колпик поседев, лежит) , метафора (И роскошь винограду просит/ Рукою жадной на вино) .
Для оды было характерно использование высокой, торжественной лексики.

Пред нами росс непобедимый
И в мраз зелены лавры жнет;
Мужайся, твердый росс и верный
Еще победой возблистать!
Наряду с высокой лексикой в оде Державина мы можем обнаружить и русские разговорные слова, которые были характерны для низкого стиля.
(Заяц быстроногий; стада толпятся; косматым машет рукавом; природы взор оцепенел) .
Вывод: В своей оде Державин смело раздвигал границы поэтики классицизма, ввел картины природы, доступные тогда преимущественно русской народной песне, мастерски смешивает разные речевые стили и разные языковые слои.

Источник

Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова»

Разделы: Литература

Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий

  • образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения;
  • развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности творчества поэта;
  • воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.

Тип урока: обучающий.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники.

I. Организационный момент

1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.

II. Информационная часть

1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание стихов Державина.

Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин – поэт Екатерининской эпохи».

Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.

2.Реализация домашнего задания.

1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.

Слайд 3. Штурм Очакова.

2. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.

Слайд 4. Г.А. Потёмкин.

Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».

Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке 1788 в ноябре».

III. Самостоятельная работа

Задание: прочитайте в сносках учебника значения данных слов, запомните их.

Выжлицы – гончие собаки;

Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).

IV. Чтение стихотворения учителем

V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися

1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)

2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?

3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?

4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?

5. Выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.

Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.)

Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения ещё примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)

Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна».

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.

Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» — «седая», «щедрым» — «голы», «румяна» — «белый», «щедрым» — «жадной».

Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении? Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)

6.Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.

Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» — «ест».)

Найдите примеры лексической анафоры.(«Уже румяна Осень носит, Уже стада толпятся птичьи»)

Найдите синтаксическую анафору.

Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)

VI. Исследовательская работав парах

Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.)

Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.

VII. Домашнее задание

(На выбор). Выясните историю написания стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»; подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь».

Подготовьте чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».

VIII. Обсуждение итогов урока

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Что понравилось? Не понравилось? Почему?

В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?

Источник

Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова»

Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий

образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения;

развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности творчества поэта;

воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.

Тип урока: обучающий.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники.

I. Организационный момент

1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.

II. Информационная часть

1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание стихов Державина.

Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин – поэт Екатерининской эпохи».

Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.

2.Реализация домашнего задания.

1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.

Слайд 3. Штурм Очакова.

2. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.

Слайд 4. Г.А. Потёмкин.

Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».

Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке 1788 в ноябре».

III. Самостоятельная работа

Задание: прочитайте в сносках учебника значения данных слов, запомните их.

Выжлицы – гончие собаки;

Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).

IV. Чтение стихотворения учителем

V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися

1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)

2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?

3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?

4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?

5. Выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.

Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.)

Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения ещё примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)

Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна».

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.

Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» — «седая», «щедрым» — «голы», «румяна» — «белый», «щедрым» — «жадной».

Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении? Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)

6.Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.

Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» — «ест».)

Найдите примеры лексической анафоры.(« Уже румяна Осень носит, Уже стада толпятся птичьи»)

Найдите синтаксическую анафору.

Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)

VI. Исследовательская работав парах

Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.)

Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.

VII. Домашнее задание

(На выбор). Выясните историю написания стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»; подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь».

Подготовьте чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».

VIII. Обсуждение итогов урока

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Что понравилось? Не понравилось? Почему?

В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?

Источник

Читайте также:  Знаки зодиака которые разбогатеют осенью
Оцените статью