- Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
- Анализ стихотворения «Осень» Николая Карамзина
- Жанр, тема и идея
- Образы и мотивы стихотворения
- Композиция
- Ритмический строй
- Художественные средства
- Краткий анализ стихотворения Карамзина «Осень»
- История создания стихотворения
- Настроение и идея
- Жанр, композиция и проблематика
- Смысловое значение названия
- Выразительность и художественные средства
- Мотив произведения
- Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
- Разработка урока анализа стихотворения Николая Карамзина «Осень»
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализировать стихотворение лучше всего по плану.
1. “Осень”, Николай Михайлович Карамзин.
2. Стихотворение было написано во время пребывания Карамзина в Женеве в 1789 году.
3. Тема – увядание природы, которое неизбежно наступает с приходом холодов. Идея – показать увядание человеческой жизни. Основная мысль – рано или поздно человек подходит к финальной жизненной черте.
4. В своем стихотворении автор использует художественную лексику.
5. Это белый стих, в нем отсутствуют рифмы. Размер первых трех строк – дактиль. Далее Карамзин использует хорей.
- эпитет (в мрачной дубраве, седые туманы, взором унылым);
- олицетворение (сетуют холмы, вянет природа, природа восстанет).
7. Поэтический синтаксис:
- риторические восклицания (“Вянет навеки!”);
- инверсия (“С шумом на землю валятся желтые листья”).
- аллитерация: “Веют осенние ветры в мрачной дубраве…”, повторение согласного звука “в”;
- анафора: “Странник, стоящий на холме…”, “Странник печальный, утешься!”, единоначалие.
- ассонанс: “Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…”, повторение гласного звука “о”.
9. Автор выступает в роли созерцателя. Он наблюдает за картиной осенней природы и проводит параллели с человеческой жизнью.
10. Жанр – элегия, литературное направление – сентиментализм.
11. Стихотворение “Осень” показывает, насколько на самом деле быстротечна жизнь. Она не обновляется весной, как это происходит с природой, поэтому нужно ценить каждый миг.
Источник
Анализ стихотворения «Осень» Николая Карамзина
Любой человек, наблюдая осеннее увядание природы, печалится. Радует его только одно: весной всё вновь воскреснет и обновится. Другое дело — старость, которая приводит людей к увяданию, но, в отличие от природной осени, не приводит к воскрешению. Именно об этом размышляет Н. М. Карамзин в стихотворении «Осень».
Произведение написано Н. М. Карамзиным во время пребывания в Женеве в 1789 году. Тоска по родине и философские размышления привели поэта к созданию этого стихотворения. «Осень» — яркий пример поэзии сентиментализма, чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы.
Жанр, тема и идея
По жанру стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, содержащей философские размышления. Тема стихотворения заявлена в его названии. Однако автор подразумевает под осенью не «природы увяданье», а этап жизни стареющего человека. Идея автора — предупредить своего читателя о том, что жизнь людская скоротечна и безвозвратна.
Образы и мотивы стихотворения
В «Осени» можно выделить два образа:
- образ природы, которая увядает осенью и обновляется весной;
- образ старца, который скоро увянет навеки.
Всё произведение проникнуто грустью и тоской.
Композиция
Стихотворение состоит из 8 строф. В первых 7 четверостишиях автор описывает осеннюю природу, в последнем же он с горечью отмечает, что «Старец весною // Чувствует хладную зиму // Ветхия жизни».
Ритмический строй
Стихотворение написано разностопным дактилем. Рифма в нём отсутствует: оно написано белыми стихами. Перечисленные факты вызывают небольшие затруднения при прочтении.
Художественные средства
Для изображения унылой поры автор использует несколько приёмов:
- эпитеты: «мрачной», «седые», «унылым»;
- олицетворения: «Сетуют холмы», «природа восстанет»;
- слова, имеющие семантику «цвета»: «жёлтые», «седые», «бледную»;
- глаголы движения: «валятся», «восходят», «стремятся»;
- устаревшие формы слов: «несяся», «хладную», «ветхия»;
- ассонанс : в строке «Веют осенние ветры» повторяются однотипные гласные звуки;
- инверсию: «С шумом на землю валятся // Жёлтые листья»;
- риторическое обращение: «Странник печальный, утешься!».
Стихотворение Н. М. Карамзина вызывает тяжёлые философские размышления о быстротечности жизни. Вместе с тем нельзя отказать поэту в мастерстве использования средств языка, так чётко и точно описывающих осеннюю природу.
Источник
Краткий анализ стихотворения Карамзина «Осень»
Карамзин Н. М. наибольшую известность получил благодаря поэзии. В творчестве поэта невооруженным взглядом можно заметить, что он воспитывался на европейском сентиментализме, черты которого просматриваются в его творениях.
Отличным подтверждением может стать стихотворение Карамзина «Осень». Его анализ делают школьники в 9 классе.
История создания стихотворения
Современникам писатель запомнился активным общественным и литературным деятелем, историком и публицистом. В отечественной литературе чаще всего встречаются его путевые заметки и увлекательные повести.
Решение стать писателем Карамзин принял задолго до того, как начал писать. Его отец хотел, чтобы сын стал военным, поэтому Николаю Михайловичу пришлось выполнить волю родителя. После этого он занимался политикой. Однако немецкая и французская литература оставили слишком глубокий след в душе писателя.
О Европе поэт мечтал с детства, однако осуществить свою мечту он смог только в 1789 году. В Женеве творчество Карамзина было наиболее плодотворным.
Там же было написано стихотворение «Осень», которое поэт решил посвятить унылой поре года и увяданию человеческой жизни.
Настроение и идея
Делая краткий анализ стиха Карамзина «Осень», стоит отметить настроение, которое автор передает читателю.
Хоть эта пора года ассоциируется с многообразием красок, у поэта она олицетворяет увядание природы. Здесь оно упоминается параллельно с увяданием жизни человека. В литературных произведениях это сравнение встречается очень часто.
Не обошла Николая Михайловича стороной и тоска по родине. Стоя на европейских холмах, он с грустью вспоминает родные места:
Пришла осень, все вокруг стало увядать. Однако это происходит красиво. В сердце теплится надежда, что скоро придет весна, природа снова оживет и обновится.
Однако человек с каждым годом «вянет» все больше и больше. Молодость в жизнь уже не вернется. Она уходит навсегда.
Жанр, композиция и проблематика
Стих имеет описательный характер. Поэт говорит о европейской природе, но здесь четко прослеживается сравнение с родиной и томное желание автора описать русские поля и леса. Основной темой стихотворения является осень, но в произведении затрагивается не только природа.
С первых строк можно увидеть грустное настроение лирического героя. Он чувствует холодный ветер, видит мрачную дубраву и то, как шумно падают листья. Птичьего щебетания автор не слышит. Все строки наполнены унынием. Гуси улетают на юг, а долина заполняется туманом и дымом. Но в финальной части стихотворения можно заметить резкую перемену в настроении.
Таким образом, произведение состоит из двух частей:
- Сначала лирический герой представлен как одинокий странник. Он стоит в одиночестве на европейском холме и разглядывает окружающий мир. Тоска по родине всколыхнула чувства поэта, он с грустью стал описывать пейзажи Европы.
- В конце произведения у Карамзина меняется настроение. Он говорит, что все временно, вскоре природа изменится к лучшему. С приходом весны все оживет и расцветет. Но жизни человека это не касается. Годы мчатся, поэтому вернуть молодость нельзя. В итоге поэт приходит к выводу, что человек увядает навсегда. Это не самый радостный итог, но правдивый.
Вникнув в строки произведения и прочувствовав даже самую мелкую деталь, можно прийти к выводу, что стихотворение наполнено не только яркими красками природы, но и безысходностью и печалью.
Поэт начинает подбадривать странника, убеждает его, что унылая пора пройдет, придет весна, все снова заиграет новыми красками. Нужно просто немного подождать.
Проблематика произведения заключается в том, что жизнь быстротечна, она не подчиняется никаким планам.
Смысловое значение названия
Зная, в чем смысл стихотворения Карамзина «Осень», девятиклассники на уроке литературы правильно напишут сочинение на заданную тему и подготовят презентацию.
В стихе четко проглядывается упоминание о цикличности: осень, зима, весна. Это говорит о том, что все в жизни меняется и идет по кругу.
Карамзин на контрасте показывает разницу времен года. Мрачные строчки написаны не для того, чтобы вогнать читателя в уныние. Это нужно, чтобы сильнее выразить контраст.
Времена года ассоциируются у поэта с жизнью людей:
- Весна напоминает о юности, силе, красоте, наполненности жизнью.
- Лето говорит о зрелости.
- Осень — это пожилой возраст. Время года наступает после лета. Чего человек достиг за теплый период, то и пожинает в осенний.
- Морозную зиму Карамзин ассоциирует с глубокой и горькой старостью.
Кратко проведя разбор произведения, можно увидеть, что, несмотря на цикличность в природе, в человеческой жизни все уходит безвозвратно.
Чтобы в своем сочинении правильно сформулировать тему стиха и дать характеристику лирическому герою, стоит сначала записать основную мысль, которую хотел передать читателям поэт.
Выразительность и художественные средства
В описании осеннего периода Карамзин указывает только на мрачность и серость этого времени года. Об этом говорят и унылый взор, и вздохи странника, и мрачные дубравы. Поэт напоминает людям, что все печальное проходит, нужны лишь правильные решения и время. Параллель между природой и жизнью человека дает читателю надежду на будущее.
В стихотворении нет рифмы, благодаря чему поэт и читатель только сближаются. Карамзин неторопливо рассказывает о том, что когда-нибудь жизнь человека обязательно увянет. В качестве олицетворений писатель использует яркие и выразительные словоформы: «природа восстанет», «сетуют холмы». Это позволяет читателю глубже проникнуть в смысл произведения и настрой поэта.
Эпитеты «тихая долина» и «седые туманы» красочно описывают состояние мира в осенний период. Метафоры «осенние ветры» и «бледная осень» использованы для создания печального образа. Стих будто написан под неторопливую, вдумчивую и протяженную мелодию.
Мотив произведения
Творение поэта наполнено мечтательностью и скептицизмом, которые гармонично сплетаются в единый осенний мотив. В сентиментализме об этом чаще всего говорят такие мотивы, как одиночество, увядание, осенние пейзажи.
По содержанию произведение «Осень» напоминает стихотворения других авторов, однако его форма и размер отличаются от них. Произведение Карамзина можно смело отнести к категории белых стихов, пришедших из японской поэзии. Писатель был с детства знаком с этой культурой.
Приемы хокку заставляют читателя смотреть на происходящее с точки зрения автора, воздействуя на эмоции, вызывая чувство тревоги.
При написании стиха писатель погружается в свое изменчивое настроение и делает на этом контраст, концентрируя внимание читателя на собственных переживаниях.
Источник
Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс
Анализировать стихотворение лучше всего по плану.
1. “Осень”, Николай Михайлович Карамзин.
2. Стихотворение было написано во время пребывания Карамзина в Женеве в 1789 году.
3. Тема – увядание природы, которое неизбежно наступает с приходом холодов. Идея – показать увядание человеческой жизни. Основная мысль – рано или поздно человек подходит к финальной жизненной черте.
4. В своем стихотворении автор использует художественную лексику.
5. Это белый стих, в нем отсутствуют рифмы. Размер первых трех строк – дактиль. Далее Карамзин использует хорей.
- эпитет (в мрачной дубраве, седые туманы, взором унылым);
- олицетворение (сетуют холмы, вянет природа, природа восстанет).
7. Поэтический синтаксис:
- риторические восклицания (“Вянет навеки!”);
- инверсия (“С шумом на землю валятся желтые листья”).
- аллитерация: “Веют осенние ветры в мрачной дубраве…”, повторение согласного звука “в”;
- анафора: “Странник, стоящий на холме…”, “Странник печальный, утешься!”, единоначалие.
- ассонанс: “Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…”, повторение гласного звука “о”.
9. Автор выступает в роли созерцателя. Он наблюдает за картиной осенней природы и проводит параллели с человеческой жизнью.
10. Жанр – элегия, литературное направление – сентиментализм.
11. Стихотворение “Осень” показывает, насколько на самом деле быстротечна жизнь. Она не обновляется весной, как это происходит с природой, поэтому нужно ценить каждый миг.
Источник
Разработка урока анализа стихотворения Николая Карамзина «Осень»
Разработка урока анализа стихотворения
Николая Карамзина «Осень»
Друзья мои! Путешествия питательны для духа и сердца нашего. Путешествуйте, чтобы полюбить человечество! Путешествуйте, кто только может!
В мае 1789 года Карамзин отправляется за границу, в длительное путешествие по Европе. Эта поездка была давней его мечтой.
“ Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Николай Михайлович блажен. Он — в революционном Париже. Он чувствует дыхание Истории.
Звучит ода “К радости” Шиллера на музыку Бетховена
Путешествие продолжалось почти полтора года. Карамзин посетил Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию, Англию. Он наблюдал жизнь больших городов и маленьких деревушек, вел беседы в аристократических салонах и захолустных дорожных трактирах, в стенах французской Академии…
Одним из результатов путешествия стали “Письма русского путешественника”. Их называли “окном в Европу”, подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Они явились первым произведением русской прозы, которое по всему своему строю принадлежало уже новой литературной эпохе, во многом предвосхищая ее важнейшие художественные открытия.
Проза “Писем” — предпушкинская. Несомненно, что без Карамзина пушкинское “Путешествие в Арзрум” было бы невозможно. Также в этот период был создан целый цикл очень сентиментальных стихов с легким философским налетом, одним из которых стало произведение « Осень », написанное в Женеве (1789 год).
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.
Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.
Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.
Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
Первая часть этого стихотворения носит описательный характер – поэт рассказывает о красоте европейской природы, попутно пытаясь найти в ней черты родных лугов и лесов. Однако дубрава видится автору мрачной, поэт отмечает, что « пение в рощах умолкло », и запоздалые стаи птиц улетают на юг. Мастерски нарисовав безрадостную, полную тоски и безысходности картину, Карамзин обращается к неизвестному страннику, призывая его утешиться, так как изменения в природе временны. « Все оживится, все обновится весною », — отмечает поэт, привнося нотки оптимизма в стихотворения и напоминая всем нам о том, что жизнь циклична. За осенью непременно приходит зима, укрывая землю белоснежным одеялом, а с наступлением весны « снова Природа восстанет в брачной одежде ».
При этом Карамзин отмечает, что подобная смена времен года очень похожа на человеческую жизнь , состоящую из различных периодов. Молодость у поэта ассоциируется с весной, зрелость с летом, а осень является первым признаком надвигающейся старости. Но если природа живет по своим законам, и с наступлением весны весь мир преображается, то человек лишен возможности такого обновления. Именно поэтому « старец весною чувствует хладную зиму ветхия жизни ».
« Осень » повествует об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неизбежностью « все обновится весною ». Трагична участь человека. Ведь « хладная зима » жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.
Помимо содержания у этого стихотворения весьма необычная форма. Николай Карамзин никогда не увлекался восточной поэзией, однако его стихи по своему размеру и философскому смыслу, заложенному в последней строчке каждого четверостишbя, напоминают японские хокку, изящные, утонченные и возвышенные.
Трехстишия хокку — искусство из уст народа.
Япония отличается очень древней и своеобразной культурой. До XVIII века границы страны были закрыты от внешнего мира. Потому многовековые традиции хорошо сохранились до сегодняшнего дня. Ее жители — очень терпеливый, рассудительный и строгий народ.
В Японии народу всегда нравилось сочинять короткие песни, в которых нет лишних слов. Они так шутили, выражали свои чувства и эмоции, передавали отношение к событиям дня, месяца, столетия,
А после решил — Хокка
( Мацуа Басё, ХVII век)
Иллюстрация к хокку: Краткость и емкость стихов
Эта поэтическая миниатюра состоит из трех частей фиксированного слогового состава: 5 — 7 — 5. Здесь главное не рифма, а звуковая и ритмическая организация произведения.
Задача поэта так подобрать слова, чтобы несколько коротких фраз передали всю насыщенную картину окружающего мира с его жизненной правдой, сильными чувствами, переживаниями и неповторимой красотой.На первый взгляд, кажется, что писать японские стихи хокку очень легко. Но поэт должен предельно постараться, чтобы эти строки разбудили воображение читателя, заразили его лирическим волнением и как можно ярче нарисовали поэтическую картину всего парой штрихов.
Тем не менее, от читателя требуется активное участие в творческом процессе, ведь самое прекрасное сокрыто в глубине. Японские стихи хокку как бы проливают тонкий лучик света на общую картину. Они лишь слегка приоткрывают занавес, за которым находится целый мир.
Без устали вновь мешать.
Но в литературу эти поэтические формы входили только со временем. Ведь, насколько мы помним, японцы — очень традиционный и строгий народ. Так, японские трехстишия хокку вошли в литературу страны восходящего солнца только в XVII веке. Но благодаря многовековой истории формирования жанра, он стал легко воспринимаемым и удивительно емким.
В русской поэзии этот жанр почти не используется, поскольку очень трудно емко выразить мысль в 17 слогах, когда большинство необходимых слов отличаются многосложностью. Но сравним(читаем Карамзина и затем японцев)
и радостно вздохнуть
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.
Достойно принять, с ограды
Яркий лунный свет!
На циновку тень свою
Я поднялся на холм,
Полон грусти — и что же:
Там шиповник в цвету!
Я наказал ребенка,
Но привязал его к дереву там,
Где дует прохладный ветер.
Предлагаем самим сочинить хокку
Я банан посадил —
и теперь противны мне стали
А теперь ,зная как создаются хокку попробуйте сами создать свое хокку.
Источник