Анализ стихотворения лермонтова осень по плану кратко

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

1. История создания

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

Читайте также:  Как сеять аквилегию осенью

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Краткий анализ стиха «Осень» М. Ю. Лермонтов

Вариант 1

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Оно было написано в 1828 году и называлось весьма просто – «Осень». Причиной тому послужило его родовое имение, где он проводил много времени на природе. Вероятно, в этот момент к нему и пришло осознание того, насколько «родные берега» могут затронуть душу.

Осень была страстной порой, а Лермонтова завораживала её конечная фаза, когда всё становилось мрачным и сырым. Уходящая, она словно одиночество в душе. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания. Именно поэтому стихотворение «Осень» наполнено горечью событий, отразившихся в сравнении с жизненным циклом Лермонтова.

Лирический герой, а это, к слову сказать, сам автор, находится в гармонии с природой, и он боится её потерять. Но осень неуместна к нему, и потихоньку уступает своё место зиме. Всё со временем становится тусклым, а жизнь – словно замирает. Люди и звери уже не могут приобщиться к новым переменам, и им приходится искать для себя что-то новое. В этом хорошо виднеется образ пахаря и дикого зверя.

Стихотворение весьма мрачное, хотя и не такое большое. При этом оно легко читается, что называется, на одном дыхании. Стоит также отметить и один очень интересный факт, Михаил Лермонтов даже в теме природы, сумел найти черты, сходные с одиночеством, на которое он так сильно любил ссылаться исходя из всей своей творческой деятельности.

Вариант 2

Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе. Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.

Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарование, но замечал и невеселые признаки увядания. Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев:

Зелень этих елей –«мрачная»

Даже скала – и та «нависшая», как будто таЯщая в себе угрозу обрушения

Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения. Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».

Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина об осени; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»). Может быть, они нужны здесь для контраста.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Читается стих легко, словно на одном дыхании.

Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой-то потери, которую поэт не называет.

Вариант 3

В свои четырнадцать лет молодой, но талантливый М.Ю. Лермонтов уже умел замечать красоту родного края и ценить его. Так, в 1828 году, когда поэт учился в пансионе, он иногда наведывался к бабушке в родовое имение. Именно здесь и были написаны лирические строки, воспевающие красоту природа. Осень словно зеркало, отображала душевное состояние поэта. С этого момента многие отмечают особое по теплоте отношение Лермонтова к своему краю, к своей Отчизне.

Прогулки на природе давали молодому поэту такую же пищу для ума, как и книги, за которыми он часами проводил время. Наблюдая за жизнью простых крестьян, Лермонтов научился понимать их трудности и печали, радости и веселье.

В своем произведении «Осень» автор словно старается остановить момент, зафиксировать его. Делая образную зарисовку картин осени, Лермонтов дает и свою личную характеристику этим сценам: «зелень мрачную», «месяц тускл». Нет это не природа так напугала поэта, а настроение одиночества, которое навеяно атмосферой увядания. Использование данных ярких эпитетов дает возможность точно подобрать эмоциональную тонировку сложным взаимоотношениям природы и человека.

Осень, как подготовительный период к зиме и холодам символизирует отчужденность, потерю связи и гармонии людей и их коренной колыбели, природы. Но и человек не чувствует побуждений стать ближе к своей «матери». Эту мысль поэт вкладывает в образ пахаря, который не любит отдыхать между цветов.

Ритмичный четырехстопный хорей дает динамику, которая присутствует в жизни, что описана автором. Перекрестная рифма придает жизненному стимулу природы грацию и красоту. Грустным лирическим смыслом проникнуто это небольшое произведение.

Здесь нет конкретно описанного героя, в его образе выступает лишь душевный настрой самого поэта, его ощущения. Автор словно что-то теряет с приходом осени.

Композиция стихотворения

Поскольку специалисты признают «Осень» неоконченной, произвести ее окончательный композиционный анализ не представляется возможным. По повтору некоторых слов, таких как «поле» можно сделать вывод, что уже в четырнадцать лет Лермонтов пытался использовать кольцевую структуру, которая по истечении времени станет визитной карточкой его великих произведений. При этом вначале стихотворения поле предстает перед читателем солнечным днем. Первые строки повествуют о красоте осени, благородном величии природы. Последние — описывают тот же пейзаж в ночное время.
Автор использует «размытые» образы для того, чтобы передать неопределенность и трагизм будущего. Использование противоположностей помогает острее ощутить безысходность. Яркий красочный день сменяется тусклой серой ночью. Явственно ощущается смена времен года, подготовка природы к зиме. Яркое свечение луны, освещающей в ночное время землю, становится тусклым, еле пробивается через туман, который всегда являлся признаком мистицизма.

Так или иначе, стихотворение охватывает большую площадь с бором, полями, местами проживания зверья и раскрывает основную мысль произведения — в природе ничто не вечно.

Художественные средства

Какими приемами выразительности воспользовался автор, чтобы создать незабываемый психологический пейзаж? Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» следует начать с рассмотрения метафор, эпитетов, олицетворения.

Лермонтову удается кратко и емко уловить, как выглядит осень в разное время суток. Например, полдень: «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Он подчеркивает, что время безвозвратно прошло и его не вернуть — пахарь больше не будет отдыхать среди цветов на поляне, урожай собран, поэтому нельзя наслаждаться видом золотого от пшеницы поля.

Осень ночью совсем другая: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Дни становятся короче, а ночи длиннее, густой туман покрывает землю, из-за чего месяц становится все бледнее и бледнее…

Автор скучает по летним дням, когда солнце не скрывает своего света, по коротким ночам с ясной луной.

Эпитеты и метафоры

Настроение стихотворения «Осень» можно отнести как к картине природы, так и к внутреннему состоянию человека. Эпитеты «мрачная», «поникшая», «тусклый» — все это до глубины личное и острое принятие осени лирическим героем. Для него это смерть, увядание, печаль. Также М. Лермонтов использует эпитеты:

  • «поникши ели»;
  • «зелень мрачная»;
  • «нависшая скала»;
  • «полуденные труды»;
  • «зверь отважный».

Эпитеты помогают прочувствовать атмосферу, всю мрачность и неприветливость осени. Даже «зверь отважный поневоле, скрыться где-нибудь спешит». Метафоры представляют открывающуюся читателю картину природы одухотворенной, загадочной:

  • «месяц поле серебрит»;
  • «ели зелень мрачную хранят».

Олицетворения и синтаксические приемы

В первом четверостишии автор пользуется олицетворением в качестве художественного приема: «поникши ели зелень мрачную хранят». Деревья оживают перед нами в образе неких суровых стражей, которые грозят бедой святотатцу, решившему нарушить покой их мрачных ветвей.

«Листья кружатся и летят» — листья представляются читателю подобными птицам, они беспокойны и не могут найти себе приюта. Это добавляет ощущение уныния, отчаяния.

«Зверь отважный поневоле…» — яркий образ живого существа, загнанного в угол страхом и отчаянием, несмотря на присущую ему храбрость.

Завершить краткий анализ стихотворения «Осень» можно, обратив внимание на структурное своеобразие и строение предложений. Лермонтов широко использует инверсии: «Листья в поле пожелтели…», «зверь…скрыться спешит», «сквозь туман лишь серебрит». Благодаря обратному порядку слов глаголы переносятся в конец строк и рифмуются, чем достигается певучесть и ритмичность.

Произведение состоит из четырех четверостиший и написано четырехстопным хореем. Лермонтов использовал перекрестную рифму и из-за этого ритм стиха легкий. Кроме того, ощущается своеобразный внутренний ритм за счет вспомогательной безударной стопы.

Жанровая принадлежность «Осени» неоднозначна. Безусловно, его следует относить к пейзажной лирике, ведь текст выстроен из описательных элементов.

Но здесь же можно увидеть и элегические мотивы. Лирический герой не радуется осени. Напротив, ощущается какая-то тоскливая усталость. Также прослеживаются признаки романтизма.

Перекрестная рифма выражена неярко. Это четырехстопный хорей.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Анализ содержания

В 1848 году юный поэт обучался в пансионе, подготавливаясь к поступлению в университет. Его бабушка, обеспокоенная состоянием здоровья внука, настаивала на периодическом возвращении в родовое поместье, которое находилось под Москвой. Там Лермонтов много читал, проводил часы в уединении и долгих прогулках по окрестностям. Не являясь истинным ценителем пейзажей, в смене времен года юный поэт рассмотрел определенный фатализм, обреченность, с которой жизнь проходит безвозвратно. Его удрученное состояние в то время объяснялось тяжелыми взаимоотношениями с отцом, который не желал поддерживать родственные связи.

В этот период жизни наивный ребенок становится агрессивным, импульсивным. Формируется характер будущего великого поэта, который современники отмечали как замкнутый, прямолинейный и скрытный. В красоте осеннего пейзажа Лермонтов рассмотрел не только величие русской природы, которая готовится к переменам, но и отклик своих переживаний. Стихотворение наполнено отрицательными эпитетами:

мрачная зелень;

поникшие ели;

нависшая скала.
Особо нужно отметить, что за красотами природы, пылающей золотыми красками кружащих листьев, автор обращает внимание на темный, густой бор. Возможно, это объясняется упадническим настроением самого автора, показывает его личные переживания, в которых подросток, в силу возраста, разобраться не может.
Постепенное отдаление человека от гармонии природы Лермонтов показывает через образ пахаря, который больше не отдыхает в тени скал после праведных трудов. Даже одинокий дикий зверь, дитя природы, спешит поскорее укрыться в чаще леса, подальше от человека, которого воспринимает как возможную опасность.

Детство поэта


Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Великий для России год, когда ее воины вернулись с победой после отражения захватнических действий наполеоновской армии.
Мать мальчика, наследница богатого рода помещиков Арсеньевых, против родительской воли вышла замуж за бедного безродного капитана в отставке Лермонтова. По настоянию бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны, семья вместе с маленьким сыном, переехала в родовое поместье в селе Тарханы. Семейная жизнь под присмотром волевой и деспотичной свекрови не сложилась. Когда Мише исполнилось три года Мария Михайловна отошла в мир иной.

Елизавета Алексеевна потребовала от Лермонтова отказа от сына в обмен на часть денег Арсеньевых. С тех пор отец и сын не поддерживали отношений. Это губительным образом сказалось на Мише. Он долгое время молил Бога, чтобы тот вернул малышу маму, и трагически переживал разлуку с отцом. Уже став старше, поэт встречался с отцом, однако встречи эти были короткими и безрадостными.

Маленький гений часто болел. Его бабушка, строгая, волевая и даже жестокая с окружающими, переживала за внука. Она приставляла к малышу няню, чтобы та круглосуточно находилась при Мише, отпускала крестьян с повинности, сгоняла их в церковь для молитв за здоровье внука. Для восстановления сил и здоровья бабушка часто возила мальчика на Кавказ, в горы. Там мальчик совершая долгие прогулки, научился любить и ценить природу.

Для того чтобы Миша меньше ощущал одиночество, для игр с ним подбирались крестьянские ребятишки. Вместе они лепили фигуры из снега, а потом разукрашивали их разными красками, придумывали игры и забавы. В этот период Лермонтов проявляет задатки своего таланта. Он начинает рисовать, играть на музыкальных инструментах, обучался наукам и языкам. Но особенно окружающих поражала способность мальчика быстро складывать слова в рифму. Причем у Миши это получалось настолько красиво, что бабушка даже записывала некоторые «произведения».

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова.

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Жанр произведения

Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.

Позже Лермонтов часто подражал немецким и английским романтикам, находясь под сильным влиянием Гете, поэтому «Осень» можно считать одной из первых попыток быть причисленным к сонму лермонтовских романтических кумиров.

Немного можно найти таких печальных стихотворений об осени, как это произведение Лермонтова. Поэт будто смотрит на всю нежную, грустную, поникшую и увядшую красоту осенней природы, замечает приметы наступающего сезонного затишья, вдыхает воздух родной земли. Вдохновившись, он пишет это лирическое и по-романтически грустное творение.

Краткая история создания

«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена. Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему. Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.

Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:

  1. Автору на момент создания было всего 14 лет.
  2. Местом создания поэтической миниатюры стало имение бабушки поэта.
  3. Год публикации — 1829.

В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.

В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.

При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.

История создания

Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» проводится в 3—5 классе. Ученикам можно предложить следующий план разбора:

  1. История создания.
  2. Жанровая принадлежность стихотворения.
  3. Тема и идея.
  4. Художественные средства (стихотворный размер, эпитеты, метафоры, синтаксические особенности).

Что видели глаза четырнадцатилетнего юноши, когда в его душе складывались первые поэтические строки? В «Осени» Лермонтова, как в акварельном рисунке, отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. Ему приходилось проводить много времени в родовом поместье бабушки в Тарханах Пензенской губернии. Возможно, именно там, одиноко прогуливаясь по бескрайним черноземным полям, лугам и перелескам, молодой и замкнутый поэт наблюдал, как меняется природа, как трудятся крестьяне на полях.

Что тяготило его душу, когда он записывал эти строки в тетрадь? Скорее всего, тревога о том, что ждет его в будущем, а также гнетущие отношения в семье. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, а затем был отнят у отца и воспитывался строгой бабушкой.

Несомненно, Лермонтов любил ее, однако запрет на общение с отцом вызывал в душе подростка бунтарские чувства. Стихотворный набросок «Осень» является своеобразной иллюстрацией этих противоречивых эмоций.

Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.

Источник

Оцените статью