- Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Мое отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, настроения, проблемы
- Основная идея
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения Тютчева «Осень»
Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
1. История создания
Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.
Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.
2. Литературное направление
В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.
Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».
3. Род
Произведение относится к роду лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.
5. Проблематика
Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:
- проблема влияния красоты природы на человека тесно связана с осознанием неизбежности течения и изменения жизни;
- проблема кроткого смирения природы перекликается с умением переносить страдания с «божественной стыдливостью».
6. Тематика
Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.
Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.
7. Идея
Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.
8. Пафос
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.
9. Система образов
Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.
Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».
Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.
10. Центральные персонажи
Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.
Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.
11. Лирический герой
Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.
12. Сюжет
В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.
Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.
13. Композиция
Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.
Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:
- Описание «светлости осенних вечеров».
- «Предчувствие холодных бурь».
- Природа уподобляется «существу разумному».
14. Художественное своеобразие
Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:
- «улыбка увядания» и «божественная стыдливость страдания», «изнеможение»;
- «тихая лазурь» и надвигающаяся буря;
- светлость вечеров;
- «прелесть осенних вечеров» и «грустно – сиротеющая земля».
Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.
15. Размер, рифма, строфика
Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.
Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.
16. Средства художественной выразительности
Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:
- эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
- точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
- сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.
Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.
17. Значение произведения
Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.
18. Актуальность
Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.
19. Мое отношение
Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.
20. Чему учит
«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.
Источник
Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. Тютчев)
Ф.Тютчев особенно тонко чувствовал природу, во многих его стихотворениях внутренний мир лирического героя неотделим от внешних событий окружающего мира. В произведении «Осенний вечер» также прослеживается неразрывная связь человека и природы. Многомудрый Литрекон советует Вам ощутить неразрывную связь с лирикой Тютчева, прочитав разбор его стихотворения.
История создания
Ф.Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в 1830 году, в Мюнхене, куда он отправился на обучение сразу после окончания Московского университета. Поэт часто тосковал, находясь вдали от родного края. Ему не с кем было поговорить на русском языке, поделиться своими сокровенными мыслями.
Его переживания не раз отражались в стихотворениях. И в этом произведении, написанном под впечатлением от осеннего пейзажа, можно услышать нотки грусти и тоски.
Жанр, направление, размер
- «Осенний вечер», как и многие лирические стихотворения Тютчева, можно отнести к философской и пейзажной лирике одновременно. В произведении описаны картины природы (осенний пейзаж), а также поднимается вечная тема — быстротечности времени.
- Тютчев создал свои сроки, используя любимый стихотворный размер А.С.Пушкина – ямб. Рифма – перекрестная.
- Поэт работал по принципам чистого искусства — уникального явления в поэзии, в рамках которого авторы поднимали только эстетические, романтические или же философские темы, но не касались социальных и политических аспектов. Красоту они ставили на первое место, были ее жрецами. Особенно в данном направлении преуспел Федор Тютчев.
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
- Так, в первом четверостишии в центре внимания лирического героя находится картина осеннего пейзажа. Он наблюдает за противоречивой природой, в которой соединятся и «зловещий блеск» и «томный, лёгкий шелест» листьев.
- Во второй части поднимается тема неизбежного увяданья. Вся природа омрачена, а вместе с ней грустит и человек.
- В третьей части отражается неразрывная связь лирического героя с окружающим миром. Человеческие чувства сравниваются с угасанием природы.
Образы и символы
- В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
- Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.
Темы, настроения, проблемы
- Основная тема стихотворения «Осенний вечер» — связь природы и человека. Лирический герой чувствует, что жизнь напоминает смену времен года. За осенью приходит зима, как за радостью приходит печаль. Но даже находясь в таком «предчувствии сходящих бурь», герой не перестаёт радоваться каждому мгновению, чувствовать любое изменение в окружающем мире. Поэтому он замечает и «тихую лазурь», и «порывистый, холодный ветр». Приход осени можно сравнивать с наступлением зрелости. В эту пору человек уже прошёл через многие испытания, однако, несмотря ни на что, не утратил жизнелюбие.
- Основная проблема стихотворения — неизбежность быстротечности бытия, которое не останавливается ни на минуту. Невозможно вечно пребывать в состоянии юности и подъема, ведь неминуемо должен начаться спад, неминуемо придет старение. Это непреложная закономерность естественного развития, и ее надо принять, не переча, что не всем дано.
- Настроение стихотворения грустное и меланхоличное, что способствует появлению ностальгии и светлой, очищающей душу тоски.
Основная идея
Главная мысль стихотворения отражена в последних строках произведения. Сравнение увяданья природы и человеческого «страданья» указывает на отожествление внутреннего мира лирического героя и окружающего мира. Мы — часть природы, значит, развиваемся по ее законам.
Смысл произведения заключается в необходимости умения наслаждаться каждым жизненным моментом, ценить прекрасные мгновения, ведь время быстротечно, и нужно успеть постичь тайны бытия и его красоты.
Средства выразительности
Для создания стихотворения в жанре пейзажной лирики Ф.Тютчев использовал различные тропы:
- эпитеты: «томный, лёгкий шелест», «багряные листья», «туманная и тихая лазурь», «порывисты, холодный ветр»;
- метафоры: «зловещий блеск», «улыбка увяданья»;
- олицетворения: «томный» шелест листьев, «грустно-сиротеющая земля»;
- сравнения: угасание природы сравнивается с «божественной стыдливостью страдания».
Источник
Анализ стихотворения Тютчева «Осень»
Анализ стихотворения Тютчева «..Есть в осени первоначальной»
Описание: В статье подробно (до последних многоточий) разбираются: основные темы, идеи автора, а также рассматривается композиция стихотворения.
Детально изучив лирику Тютчева, внимательный взор сумеет отыскать ряд тем, значимых для поэта и повторяемых им в течение всей его жизни. В его творчестве заметно выделяется образ осени. Несмотря на то, что Тютчев ее недолюбливал, осень является для него временем творческого подъема и одной из основных тем во всем творчестве. Недаром во времена глубокой осени поэт впервые написал свое знаменитое: ”Умом Россию не понять. ”
Тютчев написал стихотворение во время дорожной поездки из родного села Овстуга в Москву в 1875 году. Но впервые опубликовано оно было лишь год спустя в отечественном журнале “Русская беседа”. Стоит отметить, что произведение относится к последнему третьему периоду творчества Тютчева 1850-1870х годов.
Необходимо начать с композиции целого стихотворения. В нем сочетаются строки с различным количеством стоп (разностопный ямб) Рифма мужская и женская. Перекрестная в первых четверостишьях, а в последнем опоясывающая.Тютчев максимально разнообразил стихотворение, чтобы через него передать изменчивость самой жизни.
Здесь всего 3 четверостишия. Изначально кажется, что они совсем не связаны между собой и можно раздробить стихотворение на три отдельных кусочка. Это неверно. Пейзажной лирике Тютчева свойственна философская направленность. Лишь сложив четверостишия и прочитав все целиком можно понять подлинный смысл и идею произведения. Становится заметно, что автор в произведении озвучивает ряд проблем, таких как:
• Круговорот жизни во времени
• Нелегкий труд крестьянина, рабочего
• Неизменность течения жизни, но невозвратность событий уходящего года.
Признавая наличие живой души в природе, он подобным же образом отражал ее и в описании пейзажа в определенное время года: живо, ярко, патетично. Обычно осень – дождливая пора неизбежного увядания всего живого. .Но у Тютчева эта “дивная пора” становится легкой и наполняется пустотой, возносясь над всем бренным и земным (“день хрустальный”, “лучезарны вечера”) Поэт воспевает хрупкое недолговременное спокойствие ранней осени:
Недаром автор сравнивает прозрачный день с хрусталем. Ведь в следующих строках он напоминает нам, что ничто не вечно. В жизни неумолимо происходят изменения, и это становится видно по окружающей обстановке. Там где раньше «. серп гулял и. » под рукою человека «..падал колос» теперь лишь висит одиноко тонкий волос паутины.
Золотая осень превращается у Тютчева в нечто большее, чем просто сезон преображения природы. Под красивыми эпитетами (“бодрый серп“, ”на праздной борозде”) в стихотворении скрывается мирообразующая функция, показывающая нам саму человеческую жизнь и ее неразрывную связь с окружающей природой.
Наиболее яркое олицетворение во втором четверостишии (“. серп гулял», «колос падал») передает определенный импульс, интенсивность человеческого труда.
Осень – время истинного покоя. Это хорошо заметно в третьем четверостишии, где показано “отдыхающее поле” после сбора урожая. Поэт будто бы подводит итог всей проделанной за год людской работе. После длительного рутинного труда все затихает, смолкает, и “птиц не слышно боле”. Сама природа чутко реагирует и подстраивается под течение жизни:
Летом зной, солнце палит и иссушает все вокруг, из-за раскаленного воздуха становится трудно дышать. Осенью же наконец наступает ожидаемая прохлада. Теперь на землю льется лишь “чистая и теплая лазурь”(это метафора, причем удачно подобранная)
В завершение отдельно стоит указать на многоточия. Существует много мнений, указывают ли они на недосказанность автора или на глубину его размышлений. Скорее всего, это определит сам читатель.
Источник