- Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Конспект занятия «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
- Ход занятия
Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
1. История создания
Фрагмент строфы из 4 главы романа Пушкина «Евгений Онегин», посвящённый наступлению осени, многими воспринимается как отдельное стихотворение.
Однако это часть большой панорамы образов русской природы, представленных в произведении.
Роман «Евгений Онегин» создавался на протяжении 7 лет: с 1823 по 1830 год. А над данным фрагментом поэт работал поздней осенью в 1824 года в Михайловском.
2. Литературное направление
Данный стихотворный фрагмент, как и весь роман, написан в реализме.
Образы привязаны к реалиям русской природы: туману, караванам улетающих гусей, скуке окружающего пейзажа. Они описывают не отвлечённый романтический мир, а вполне узнаваемый среднерусский пейзаж.
3. Род
Отрывок представляет собой небольшое, чисто лирическое произведение и может восприниматься как образец пейзажной лирики.
4. Жанр
Данный фрагмент является строфой романа за вычетом из неё первого четверостишия. Формально назвать его стихотворением нельзя.
Однако в том виде, в котором он попадает в учебники, текст воспринимается как законченное лирическое стихотворение из 10 строк.
5. Проблематика
Стихотворный отрывок не называет прямо, но косвенно затрагивает проблему отношения человека к смерти. Он посвящён постепенному приходу осени и чувствам, которые она вызывает.
6. Тематика
В стихотворении присутствует тема наступления осени. Постепенное угасание природы ассоциируется с умиранием. Время словно замедляет ход, природа готовится к зиме.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в том, что осенью мир становится печальнее и тише. Гаснут краски неба и земли, люди и животные ищут тёплые укрытия.
Мир природы уже не кажется лучезарным, как весной и летом. Он таит в себе угасание, становится скучным и грустным.
8. Пафос
Пафос стихотворения заключается в том, что поэт способен любоваться даже печальной картиной осени. Пушкин с нежностью передаёт нам весть о том, как трогательно и величественно стареет тронутая ноябрём земля, любуется караванами гусей и желтеющими лесами.
9. Система образов
Фрагмент содержит пейзажные образы: «ложился на поля туман», «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «гусей крикливых караван тянулся к югу». Все они складываются в единый образ осени.
Они помогают живо ощутить изменения, происходящие в природе осенью и сравнить их с собственными воспоминаниями об этом времени года.
10. Центральные персонажи
Явления природы опоэтизированы Пушкиным. Можно сказать, что главный персонаж фрагмента – сама осень.
Её образ складывается из других художественных образов. Величественный и тихий приход осени подчёркивается «печальным шумом» лесов, криками отлетающих птиц, постепенным угасанием солнца.
11. Лирический герой
Лирическим героем является сам автор.
Поэт называет это время года «довольно скучной порой», из чего можно понять, что ноябрь, в отличие от более ранней «золотой осени» не является любимым месяцем Пушкина.
12. Сюжет
Сюжет поэтического фрагмента складывается из описания нескольких явлений.
В первой строфе говорится об общих изменениях в мире: убыванию светового дня, ином качестве воздуха и света.
Вторая строфа описывает более конкретные детали пейзажа: листопад и отлёт птиц.
В двух итоговых строках заключён вывод о том, что приближается ноябрь.
13. Композиция
Композиция стихотворения – линейная.
- Завязка присутствует в первой строфе,
- развитие действия – во второй,
- а вывод – в итоговом двустишии.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение «Уж небо осенью дышало» написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.
Так как оно представляет собой фрагмент одной строфы романа, сохраняется рифмовка, характерная для «онегинской строфы».
В первом четверостишии рифмовка параллельная, во втором – кольцевая. Итоговое двустишие имеет парную рифму.
Схема рифм выглядит так: ААББ ВГГВ ДД.
15. Художественное своеобразие произведения
Большую роль играет в данном фрагменте звукопись. Помимо прямой передачи звуков осени (крикливые караваны гусей, печальный шум леса), поэт использует:
- ассонансы («у», «о», «ы», «и»)
- и аллитерации («ж/ш», «з/с», «к», «л»).
Все это прорисовывает мрачный, угрюмый фон картины, замедляет поэтическую речь, делая её неторопливой и таинственной.
Лексика стихотворения понятна современному читателю. Вместе с общелитературными поэт использует книжные слова («сень», «обнажалась», «уж»). Так он слегка приподнимает предмет изображения над обыденностью, подчёркивает величие осени.
Пушкин выстраивает предложения с прямым порядком слов, но иногда прибегает к инверсии («лесов таинственная сень»). Такая перестановка слов подчёркивает прелесть и поэтичность этого образа, заставляет обратить на него особенное внимание.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует средства художественной выразительности.
Текст украшают эпитеты: «лесов таинственная сень», «с печальным шумом» и ёмкие определения с прямым значением «гусей крикливых караван», «довольно скучная пора».
Встречаются в нём и метафоры: «сень лесов», «солнышко блистало».
Важное место отведено олицетворениям: «небо дышало», сень лесов «обнажалась», туман «ложился», пора «приближалась», ноябрь «стоял». Благодаря их использованию, картина угасания не выглядит статичной. Даже умирая, природа живёт, движется и дышит.
17. Значение произведения
Стихотворение достоверно и точно описывает очень специфическое и, на первый взгляд, далёкое от поэзии время поздней осени.
Даже пасмурный ноябрь у Пушкина прекрасен. В угасании тоже есть своя прелесть.
18. Актуальность
Вечный мир природы наполняет нас радостью и печалью каждый раз, когда наступает то или иное время года. Именно поэтому стихотворение Пушкина о ноябре всегда будет актуальным.
19. Моё отношение
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» кажется мне грустным и немного унылым, но, несмотря на это, в нём чувствуются любовь и внимание Пушкина к русской природе.
Оно западает глубоко в память и остаётся там навсегда. Пушкин очень тонко почувствовал и передал в своей поэзии переход от осени к зиме.
20. Чему учит
Данное произведение учит находить прекрасное во всём. Любуясь картинами осенней природы, Пушкин выбирает самые поэтичные стороны бытия и заражает читателя своим восторгом, жизнелюбием, наблюдательностью.
Так и хочется побродить вместе с поэтом по опушкам осеннего леса, полюбоваться паутинками на ветках и жёлтыми травами…
Пушкин учит нас любить жизнь во всех её проявлениях.
Источник
Конспект занятия «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Елена Бережная
Конспект занятия «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной (компенсирующей) группе «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало. «
Цель: заучивание наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина с использованием мнемотехники.
Развивающие: развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.
Образовательные: продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, учить подбирать рифмы к заданным словам.
Воспитательные: интерес к художественному слову
Коррекционные:продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: таинственная сень, обнажалась, караван.
Предшествующая работа: чтение произведений А. С. Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Оборудование: рисунки детей «Осень«, текст стихотворения, осенние листья, рисунки – мнемотаблицы, мячик.
Методы и приемы:
— игровые (Физминутка «Листики»,пальчиковая гимнастика,
— наглядные (сюжетные картинки, мнемотаблицы,
— словесные (чтение, обсуждение, игра «Доскажи словечко»,
Ход занятия
Выставка рисунков детей «Осень» (Дети рассматривают,отвечают на вопросы и находят ответы на своих рисунках)
В. : Что изображено на рисунках?
Воспитатель: Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучная, хмурая, дождливая, пасмурная)
Воспитатель: А сейчас ребята, какая осень (поздняя)
Воспитатель: А давайте, поиграем с вами в игру «Доскажи словечко». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете и передаете мячик другому.
Игра «Доскажи словечко»
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Стелиться (туман)
7. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
8. С деревьев падают… (листья).
9. Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края).
10. День становится ….(короче,а ночь ….(длинее)
11. Мёрзнет, мёрзнет человек, Выпал первый белый … (снег).
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель: А какие вы знаете осенние месяца?Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?
(воспитатель показывает картинки)
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: — Какие красивые листья разбросала осень, надо их собрать. Возьмите себе по одному листику.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. Практически у каждого русского поэта есть стихотворение про осень, в котором они воспевали красоту золотой листвы, романтику дождливой погоды и бодрящую силу прохлады.
-Кому из поэтов нравилась осень большего других времен года (ответы детей)
(воспитатель показывает портрет А. С. Пушкина)
А. С. Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
В. : Сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в отрывке из произведения «Евгений Онегин». Вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажалась», «караван»
— Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров). «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В. : Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки подойдут к нашему стихотворению? (картинки расположены на доске в хаотичном порядке).Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.
(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)
«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка
-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)
«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка
-Почему? — Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ рисунка
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка
Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…»
Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды. Дождливая погода и перепады дневной и ночной температуры приносят утренние туманы.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка
Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг. А мы с вами знаем, что гуси, утки и лебеди улетают последними, перед самыми морозами и снегопадами.
«Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»
Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)
Работы на полях завершены, урожай убран в закрома, сделаны все запасы и приготовления к холодной зиме. До новогодних праздников еще далеко. Впереди долгие темные вечера. Мы недавно говорили о тех временах, когда еще не было электричества, хороших дорог и быстрых машин. Люди коротали время за разными рукоделиями и скучали. Как раз в эти времена жил А. С. Пушкин и писал свои произведения при свете свечей.
-Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем). Дети читают стихотворение по цепочке. Затем по желанию дети рассказывают по одному.
План-конспект занятия по аппликации с элементами оригами «Пусть небо будет голубым!» с детьми старшей логопедической группы Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию материал продуктивной деятельности к лексической теме «9 МАЯ — ДЕНЬ ПОБЕДЫ!».С этой темой мы.
Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.
Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» Конспект урока по литературе/ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». Преподаватель литературы и русского языка Евстигнеева Людмила Александровна.
Конспект занятия по пластилинографии в первой младшей группе «Звездное небо» Цели занятия: 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. 2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание.
Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о характерных.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.
Познавательный педагогический краткосрочный проект «Уж небо осенью дышало» для младшей группы Тема проекта: «Уж небо осенью дышало» (для воспитанников младшей группы) Первый этап. Целеполагание. Осень, пожалуй, самое волшебное и.
Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.
Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.
Заучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой «Дивное царство»и «Бабушкины сказки». В преддверие нового года.
Источник