Артикуляционная гимнастика осень подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Осень»

Елена Самылова
Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Осень»

Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Осень»

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения.

Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

• Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.

• Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.

• Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.

• Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.

• При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.

• Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.

• Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.

• Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.

Варианты упражнений по лексической теме «Осень»:

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

• Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

«С-с-с-с», все листья

С липы сдул. (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

• Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

2. Мимические упражнения

• Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

• Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

• Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

3. Упражнения для мышц шеи

• Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

• Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

• Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

5. Упражнение для губ и щек

• Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

• Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

• Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

6. Упражнения для языка

• Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

• Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

• Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

• Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

• Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

7. Развитие физиологического дыхания

• Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

8. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

• Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

9. Психогимнастика. Пластические этюды

— Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, а потом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки и свою кладовую.

Солнце на работе — Белочка в заботе.

На сучок — Грибок,

— Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.

В лесу осиновом

В лесу осиновом

• Действия с воображаемыми предметами

— Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев, сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель.

— За грибами. Мы по лесу шли-шли, подосиновик нашли, положили в кузовок, дальше пошли. Мы по лесу шли-шли, белый гриб нашли.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Источник

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме «Осень»
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме «Осень» предназначен для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

Вложение Размер
Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме «Осень» 33 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс № 3 Тема: «ОСЕНЬ»

1. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

2. Упражнения для щёк и губ

  • Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз);
  • Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз);
  • «Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать зубками (передними);

3. Упражнения для языка

  • «Язычок в чащобе»- протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);
  • Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;
  • «Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5).
  • «Вкусное варенье»- облизать губы вкруговую;
  • «Почистить зубки» : нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.

4. Работа над силой голоса.

  • Дует осенний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)
  • Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
  • Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

5. Координация речи и движения

Упражнение «Дождик», см. Н.В. Нищева, стр.425.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели «Рыбы».

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели «Животные жарких стран».

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме «Посуда. Кухня».

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме «Откуда хлеб пришёл?».

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме недели «ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО».

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели «Животные жарких стран&quot.

Комплекс артикуляционной пальчиков и дыхательной гимнастик по теме «Я живу на Кубани&quot.

Источник

Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам

Лариса Каменчук
Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам.

«Язычок в лесу» — язычок «шагает» по зубкам.

«Листики качаются на ветру»«Часики».

«Опадают листики с деревьев»«Качели».

«Дятел стучит по стволу» д-д-д-д-д-д.

«Спрячем горох за щечку» — упр. «Футбол».

«Язычок пролазит в огород» — упр. «Расческа».

«В огороде стоит качеля» — упр. «Качеля».

«Пограничники ползут» — упр. «Расческа»

«Танк едет на бой» — упр. «Оближем наши зубки по кругу».

«Танкисты стреляют» — упр. «Месим тесто».

«Лётчики летают» — упр. «Часики».

а) «стрельба» : к-г, к-г. к-г.

в) «самолет» — ллллл

г) «вертолет» :ррр-рррр

д) «барабан»: д-д-ддд, д-д-ддд

«Зайчик» — поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубки.

«Сердитый волк» — нижнюю губу прикусить верхней губой.

«Ежик фыркает» — вибрация губ.

«Лосенок сосёт молоко и чмокает»«почмокать»

«Волк кусает губы» — покусать сначала нижнюю губу, затем –верхнюю.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.

«Кошечка лакает молоко»

«Коза жуёт траву»

• За-за-за – прибежала к нам коза.

• Зы-зы-зы – ой, беда у той козы.

• Зо-зо-зо — не поют козлята «ЗО».

• Зу-зу-зу – надо выручить козу.

Животные жарких стран

«Слон» — буду подражать слону, губы трубочкой тяну.

«Бегемотики» — рот пошире открываем, в бегемотиков играем.

«Обезьяны на качелях» — на качелях из лианы вверх взлетают обезьяны.

«Полосатая лошадка» — упр. «Лошадка».

«Жираф жует листочки.» — покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

«Морж широко открывает рот и ловит рыбёшек»-окошечко.

«Полярная сова и пингвины снесли яйца»-губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой.

«Тюлень цедит воду сквозь зубы»-улыбочка,сблизить зубы:с-с-с-с-с-с

«Морж на лежбище»-положить широкий язык на нижнюю губу.

«Дельфин на охоте»— острым языком двигать влево-вправо.

«Тюлень ловит рыбу»-язык чашечкой.

1. «Жнем колоски» — облизываем верхнюю губу широким языком, придерживаем подбородок.

2. «Молотьба» — Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д].

3. «Веем зерно» — Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

4.«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». (Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)

«Пили гости чай из чашек» — упражнение «Чашечка».

«Чаю в чашки наливаем, сахар ложкой мы болтаем» — упр. «Болтушка».

«Подуем на горячий чай» — ФФФФФФФФ….

«Муха угощала блинчиками» — упр. «Блинчик».

«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос,произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

У меня в моем лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие

(Втягивают щеки в себя.)

Как-то раз гуляли мы Снеговичком – Толстячки по лесу (Надувают щеки)

и повстречались с Сосульками. (Втягивают щеки в себя, надувают щеки).

Как мы обрадовались этой встрече!

Мы стали улыбаться друг другу, (Улыбка)

Целоваться друг с другом, (Губы вытягивают трубочкой)

Радоваться друг другу. (Чередование улыбки и «трубочки»)

Но вдруг Сосульки стали удивляться: «Ах, вы такие толстые!»

(Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

Рассердились мы Снеговички: «Не такие уж мы и толстые!»

(Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито).

Сосульки говорят: «Посмотрите, какой у нас остренький носик!»

(Язычком делают упражнение «иголочка»)

А мы им в ответ: «Зато у нас есть широкая лопата!»

(Язычком делают упражнение «лопатка»)

Сморщили нос Сосульки: «Фу! Не хотим с вами разговаривать!»

Скривили губы Снеговички: «Пф! Ну и не надо!»

(Изображают на лице возмущения, кривя уголки рта).

“Голодные птенчики” — максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу” — сглатывание слюны.

“Клювы разных птиц” — медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

“Птенчики ждут пищу” — сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

“Очень вкусная пища!” — присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

“Аист” Вытянуть “острый” — язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.

«Пишем письмо» — упр. «Покусывание кончика языка».

«Складываем письмо в конверт» — упр. «Расческа».

«Приклеиваем на конверт марку» — упр. «Оближем губки».

«Читаем газету» — упр. «Качеля».

Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.

Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно.

Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

Большие пуговицы и маленькие пуговки.

Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках.

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы,боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

«Листаем букварь» — упр. «КАЧЕЛЯ».

«Пишем в тетрадях предложения» — упр. «ЧАСИКИ».

«Открываем и закрываем портфель» — упр. «ГАРМОШКА».

«Вытаскиваем из портфеля школьные принадлежности» — упр. «РАСЧЕСКА».

Физминутки к лексическим темам для детей с ОНР «Осень» Дождь на улице идёт: -покачивание головой влево — вправо; Кап-кап-кап… -вверх-вниз указательными пальцами; Дома мы сидим, грустим:.

Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» для детей старшей и подготовительной групп. Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» (для детей старшей и подготовительной групп). Цель: выработка качественных,.

Конспект занятия по лексическим темам «День Защитника Отечества» (старшая логопедическая группа) ТЕМА : «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Систематизировать, обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике,.

Развивающие игры для систематизации знаний по основным лексическим темам Игра№1 тема :«Овощи» Правила игры: Для игры потребуется кубик, фишки для 2-4 человек. Фишки расставляются на старте, игроки бросают кубик.

Словарь минимум по лексическим темам (старшая и подготовительная группа) Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, заморозок, изморозь,.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет по теме: «Дары леса: грибы, ягоды». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о грибах и лесных.

Тематический комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков «Авторская сказка», «День рождения Мышки» «Авторская сказка в артикуляционной гимнастике». «День рождения Мышки». Логопед: — Стоит в поле теремок, теремок — Он не низок, не высок,.

Викторина «Умники и умницы» по лексическим темам за 1-е полугодие для старших дошкольников Цель: создание эмоционально – комфортного настроя у детей к речевым играм, формирование успешной личности. Задачи: 1. Выявить победителей.

Источник

Читайте также:  Осенний маникюр миндаль длинный
Оцените статью