Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.
Прозвенел звонок — начинается урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться
— Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро !
С этой мажорной нотки и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания
-Выразительное чтение «Хитрые грибы»
-Кто написал? (поэт — Валентин Дмитриевич Берестов)
-Кто подготовил информацию о грибах?
— Кто писал эти тексты ученый или поэт?
-Где вы искали информацию о грибах?
Постановка темы, целей урока
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»
Зажгла огней рябиновый костер.
То — щедрая красавица
И охраняет всех косым дождем. (осень)
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень .)
— Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)
— О чем пойдет речь на уроке? (осень)
— Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
(тема записана на обложке самодельной большой книги)
— Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.
— А вы любите осень?
— Что же вам в ней нравится?
— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
— А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)
— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
— Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)
— ПРИМЕТА — А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!
Работа над темой урока
— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)
— Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)
Чьи картины считаете наиболее удачными?
(помещаем в книгу 2 рисунка )
— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) — Какие краски использовали вы и художники в своей работе?
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какос
Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
Продолжение работы по теме урока
— Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?
Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.
Беседа на основе прочитанного
— С какой целью написан текст?
— Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?
— Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)
— Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)
Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
Игра «Собери название»
— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу )
— Как вы думаете, о чем пойдет речь?
— Кто из вас знает автора этого текста?
— Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад )
Выставка книг М. Пришвина.
Исследовательская групповая работа.
— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
— Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Подготовительная работа к чтению
Учитель : объясните значение слов
- Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
- Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- — Что такое парашютик, винтик, мотылек?
- — Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
- Парашютик – маленький парашют.
- — Как летит парашют? (медленно)
- — Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- — Как вращается винт? (быстро)
- — Что такое винтик? (маленький винт)
- — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем . Беседа по первым впечатлениям
— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
— Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?
— К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Повторное чтение ( жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».
Гимнастика для газ
— Сколько раз встретилось слово «утро»?
— Как вы думаете, почему?
— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?
— Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?
-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)
— Что вы знаете о «бабьем лете»? ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)
— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)
— С чем автор сравнивает листья?
Давайте попробуем изобразить движения листочков.
(Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).
— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)
— Какие птицы улетят последними? (грачи)
— Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом
— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
— Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)
— Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?
Групповая исследовательская работа.(малые группы)
Задача для исследования: найти
1-й группе — сравнение
2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )
3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) ( помещаем в книгу)
…день открывает глаза… (3 группа)
…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)
… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)
Отработка навыков выразительного чтения . (резерв)
Чтение по цепочке
Творческая работа (в парах ) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года ( помещаем лучшие в книгу)
Домашнее задание — прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; — нарисовать рисунок к рассказу
Рефлексия — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красный -Я – молодец!
Желтый — Могу и лучше!
Зеленый — Надо постараться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России»:ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос.
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро».
Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »Урок направлен на зна.
Ход урока Организационный моментПрозвенел звонок — начинается урок. Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!Будем вместе мы трудиться,Не пристало нам лениться Речевая.
Источник
Урок литературного чтения во 2 классе «Осеннее утро» М.М.Пришвин
Урок литературного чтения во 2 классе. М.М.Пришвин «Осеннее утро».
Цель урока : формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения М.М.Пришвина » Осеннее утро».
1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
2.Развивать умение работать в парах, слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.
3. Формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.
4. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, ценить красоту окружающего мира.
1. Орг.момент. Ладошки добра.
— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.
— Прикоснитесь ладошками друг к другу, почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением друг с другом. Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.
2. Погружение в урок. Создание эмоционального настроя.
— Я хотела бы начать наш урок с музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. «)
Учитель задает вопросы в виде интервью:
— Назовите автора этих строк? Какие картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие чувства они у вас вызвали?
3. Проверка домашнего задания.
— В чем еще отражаются многолетние наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в народных приметах).
-Какие народные приметы об осени вы нашли? (оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем зрительный фон урока).
— Как думаете, для чего мы сегодня об этом говорим?
4. Актуализация знаний.
На слайде фотографии книг ранее изученных авторов. Среди них «спряталась» книга М.М.Пришвина.
— Попробуйте сами определить, с каким автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга М.Пришвина).
— Это Михаил Михайлович Пришвин.. (появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор? (о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга М.Пришвина).
— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по одному предложению).
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по северным краям.
— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.
5. Знакомство с произведением. Постановка цели урока .
— Я не буду сейчас называть сегодняшнее произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.
Учитель читает рассказ без называния заголовка.
— О чём это произведение? К какому жанру относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (. ) Обоснуйте свое мнение.
— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?
— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»). Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее утро»?
— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин озаглавил его именно так).
6. Чтение рассказа. Работа над произведением.
— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.
— С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.
Маленькая бабочка — мотылёк , Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик , крепежное приспособление со спиральной нарезкой — винтик.
-Давайте попробуем изобразить полет листиков. Возьмите листочки.
— Как двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают движения с настоящими листочками).
— Прочитайте, куда улетают листочки? Что значит «мало-помалу»? (понемногу).
— Прочитайте, как писатель сообщает, что утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). — Появляется на доске.
— Что автор говорит о ветре? (поднимает листья и несет к реке).
С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте. (с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске
— Что чувствует при этом сам автор, прочитайте ( Тут стоишь. )
— Что означает этот жест, как думаете? (грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то. )
— К кому обращается Пришвин? Зачем он просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего времени).
— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой с птичками и листьями). Что такое «душа»?
— Прочитайте последний абзац. Чему радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.
-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).
-Прочитайте последние слова (и все кончится). Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).
— Найдите предложение, в котором заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся. ) Почему? ( автор понимает, что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).
2) Работа в парах.
-Ребята, а какие средства худ. выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. ( сравнение, олицетворение, эпитеты появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. ( В процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно выполняет задание ).
— У вас есть распечатанный текст рассказа. Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).
— Проверим. Прочитайте сравнения : мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.
Олицетворения : день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.
Эпитеты : хорошему теплому дню, летящая паутинка.
— С какой целью писатель использует эти литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и настроение).
3) Выразительное чтение всего рассказа (под музыку).
— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. ( 1 -2 ученика).
7. Подведение итогов. Оценивание.
-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так озаглавлен рассказ).
— Какой вывод сделаем? ( день открывает глаза — это описание начала дня, это и есть утро).
-Какие приемы помогли нам ярче представить это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).
-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы отметить. Молодцы!
— Еще мне понравилось чтение (ответы) следующих ребят.
— Оцените работу друг друга, выскажитесь! (. )
8. Домашнее задание.
— Когда вы завтра пойдете утром в школу, обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите мне на уроке. Это ваше домашнее задание.
— Давайте создадим свой листопад! Выберите из трех листочков один:
зеленый — У меня все получилось!
желтый — Могу лучше!
оранжевый — Надо постараться.
Ребята выходят к доске и магнитами прикрепляют листочки.
10. Орг.конец урока.
— Прикоснитесь ладошками друг у другу, поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое утро этой осени!
Источник