Аудио пришвин осеннее утро

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

урок литературного чтения

Скачать:

Вложение Размер
urok_chteniya.docx 26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Прозвенел звонок — начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

— Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро !

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт — Валентин Дмитриевич Берестов)

-Кто подготовил информацию о грибах?

— Кто писал эти тексты ученый или поэт?

-Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

И охраняет всех косым дождем. (осень)

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень .)

— Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

— О чем пойдет речь на уроке? (осень)

— Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

— Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.

— А вы любите осень?

— Что же вам в ней нравится?

— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

— Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

— ПРИМЕТА — А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

— Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка )

— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) — Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какос

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

— Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

Беседа на основе прочитанного

— С какой целью написан текст?

— Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

— Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

— Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу )

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

— Кто из вас знает автора этого текста?

— Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

Исследовательская групповая работа.

— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

— Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Учитель : объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • — Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • — Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  • — Как летит парашют? (медленно)
  • — Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • — Как вращается винт? (быстро)
  • — Что такое винтик? (маленький винт)
  • — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем . Беседа по первым впечатлениям

— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

— Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

— К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Повторное чтение ( жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».

Гимнастика для газ

— Сколько раз встретилось слово «утро»?

— Как вы думаете, почему?

— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

— Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

— Что вы знаете о «бабьем лете»? ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

— С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).

— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

— Какие птицы улетят последними? (грачи)

— Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

— Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

— Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе — сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) ( помещаем в книгу)

…день открывает глаза… (3 группа)

…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения . (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах ) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года ( помещаем лучшие в книгу)

Домашнее задание — прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; — нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

Красный -Я – молодец!

Желтый — Могу и лучше!

Зеленый — Надо постараться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России»:ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос.

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро».

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »Урок направлен на зна.

Ход урока Организационный моментПрозвенел звонок — начинается урок. Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!Будем вместе мы трудиться,Не пристало нам лениться Речевая.

Источник

Урок литературного чтения во 2 классе «Осеннее утро» М.М.Пришвин

Урок литературного чтения во 2 классе. М.М.Пришвин «Осеннее утро».

Цель урока : формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения М.М.Пришвина » Осеннее утро».

1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

2.Развивать умение работать в парах, слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.

3. Формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.

4. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, ценить красоту окружающего мира.

1. Орг.момент. Ладошки добра.

— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.

— Прикоснитесь ладошками друг к другу, почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением друг с другом. Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.

2. Погружение в урок. Создание эмоционального настроя.

— Я хотела бы начать наш урок с музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. «)

Учитель задает вопросы в виде интервью:

— Назовите автора этих строк? Какие картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие чувства они у вас вызвали?

3. Проверка домашнего задания.

— В чем еще отражаются многолетние наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в народных приметах).

-Какие народные приметы об осени вы нашли? (оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем зрительный фон урока).

— Как думаете, для чего мы сегодня об этом говорим?

4. Актуализация знаний.

На слайде фотографии книг ранее изученных авторов. Среди них «спряталась» книга М.М.Пришвина.

— Попробуйте сами определить, с каким автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга М.Пришвина).

— Это Михаил Михайлович Пришвин.. (появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор? (о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга М.Пришвина).

— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по одному предложению).

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по северным краям.

— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.

5. Знакомство с произведением. Постановка цели урока .

— Я не буду сейчас называть сегодняшнее произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.

Учитель читает рассказ без называния заголовка.

— О чём это произведение? К какому жанру относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (. ) Обоснуйте свое мнение.

— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?

— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»). Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее утро»?

— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин озаглавил его именно так).

6. Чтение рассказа. Работа над произведением.

— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.

— С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.

Маленькая бабочка — мотылёк , Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик , крепежное приспособление со спиральной нарезкой — винтик.

-Давайте попробуем изобразить полет листиков. Возьмите листочки.

Как двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают движения с настоящими листочками).

— Прочитайте, куда улетают листочки? Что значит «мало-помалу»? (понемногу).

— Прочитайте, как писатель сообщает, что утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). — Появляется на доске.

— Что автор говорит о ветре? (поднимает листья и несет к реке).

С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте. (с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске

— Что чувствует при этом сам автор, прочитайте ( Тут стоишь. )

— Что означает этот жест, как думаете? (грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то. )

— К кому обращается Пришвин? Зачем он просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего времени).

— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой с птичками и листьями). Что такое «душа»?

— Прочитайте последний абзац. Чему радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.

-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).

-Прочитайте последние слова (и все кончится). Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).

— Найдите предложение, в котором заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся. ) Почему? ( автор понимает, что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).

2) Работа в парах.

-Ребята, а какие средства худ. выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. ( сравнение, олицетворение, эпитеты появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. ( В процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно выполняет задание ).

— У вас есть распечатанный текст рассказа. Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).

— Проверим. Прочитайте сравнения : мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.

Олицетворения : день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.

Эпитеты : хорошему теплому дню, летящая паутинка.

— С какой целью писатель использует эти литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и настроение).

3) Выразительное чтение всего рассказа (под музыку).

— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. ( 1 -2 ученика).

7. Подведение итогов. Оценивание.

-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так озаглавлен рассказ).

— Какой вывод сделаем? ( день открывает глаза — это описание начала дня, это и есть утро).

-Какие приемы помогли нам ярче представить это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).

-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы отметить. Молодцы!

— Еще мне понравилось чтение (ответы) следующих ребят.

— Оцените работу друг друга, выскажитесь! (. )

8. Домашнее задание.

— Когда вы завтра пойдете утром в школу, обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите мне на уроке. Это ваше домашнее задание.

— Давайте создадим свой листопад! Выберите из трех листочков один:

зеленый — У меня все получилось!

желтый — Могу лучше!

оранжевый — Надо постараться.

Ребята выходят к доске и магнитами прикрепляют листочки.

10. Орг.конец урока.

— Прикоснитесь ладошками друг у другу, поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое утро этой осени!

Источник

Читайте также:  Оформление детского сада своими руками осень для детского сада
Оцените статью