Методическая разработка: «Ознакомление детей первого года обучения с техникой холодного батика на примере композиции «Осенние листья на воде»».
Методическая разработка: «Ознакомление детей первого года обучения с техникой холодного батика на примере композиции «Осенние листья на воде»».
Ажищева Евгения Михайловна
Педагог дополнительного образования
Пришла осень и расцветила все вокруг яркими красками. Оглядевшись вокруг, мы увидим богатейшую палитру цветов и оттенков. Каждое дерево имеет свой неповторимый оттенок. Липа становится медово-желтой. Осина приобретает оранжево-красный цвет. Береза становится лимонной. А клен расцвечен всеми теплыми оттенками.
Но стоит приглядеться повнимательней, и мы сразу увидим, что теплые цвета соседствуют с холодными. Солнца стало меньше, да и светит оно уже не настолько интенсивно. Оттенки неба стали более холодными. Но как красиво смотрятся яркие теплые листья, плывущие по серо-голубой поверхности воды.
Весь этот контраст теплых и холодных оттенков попробуем зафиксировать в батике. Наше панно будет называться «Осенние листья на воде».
Батик – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. И никто не знает, сколько времени прошло с тех пор , когда человек, создав ткань, решил ее украсить. Однако и сегодня живы древнейшие приемы росписи ткани: узелковый и горячий батик. Оба способа пришли к нам из стран Юго-Восточной Азии, и интерес к ним не проходит, несмотря ни на какие влияния моды и разнообразие промышленных тканей. А в 20 веке с изобретением резервирующего состава появился и холодный батик. Хоть технология относительно молодая, но не менее интересная. Ведь резервирующий состав дает четкие границы заливки, а дальше все зависит от фантазии художника. Можно ограничиться локальными пятнами, а можно выполнить сложные цветовые растяжки.
Технология холодного батика позволяет нам сделать четкий контур предмета, разграничить контрастные цвета.
Технология холодного батика лучше всего подходит для ознакомления детей первого года обучения с искусством росписи ткани. Ведь изучая эту технологию, ребенок научится использовать резервирующие составы и пользоваться красителями.
Источник
«Праздник осени». НОД по рисованию в технике «батик»
Светлана Ищенко
«Праздник осени». НОД по рисованию в технике «батик»
НОД по художественному-эстетическому развитию «Праздник осени» (нетрадиционное рисование)
Тема: Нетрадиционное рисование (знакомство с техникой «батик»)
«Праздник осени»
— Познакомить детей с техникой «батик», как видом декоративно- прикладного искусства (рисование на ткани, способ по – мокрому)
— Расширить знания о различных способах рисования (кляксой,набрызгом, солью, по -мокрому, скобление по туши (и другие)
— Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности
— Расширять словарь детей за счет введения в речь терминов
художественного направления: кляксография, тонирование,
промакивание, скобление, акварель, живопись, «батик», мазок,
акварель, цвет и др.
— Развивать умение претворять задуманное в своей работе; продолжать учить оценивать свою работу и работу товарищей; находить необычное, положительное; развивать наблюдательность.
— Развивать художественно- эстетический вкус, интерес к декоративно-прикладному творчеству, фантазию.
— Развивать мелкую моторику, усидчивость, аккуратность в работе.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения; умение работать творчески, оценивать работу товарищей и свою.
Дети стоят в полукруге.
Воспитатель. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу доброго дня и хорошего настроения.
Сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать с загадки. Вы любите отгадывать загадки? (Да) Тогда слушайте!
Пришла я однажды на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке – желтые, красные, оранжевые, бордовые. Все они прилетели сюда по воздуху.
Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра, и послезавтра…
А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет…
Скажите, что это за кораблики? И про какое время года была загадка? (осень) почему так решили? (ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, почему я сегодня вдруг заговорила про осень? (потому что она еще не ушла, потому что еще последние дни осени по календарю; потому что она красивая, про нее хочется вспоминать, она хочет чтобы мы ее запомнили (и другие ответы).
Воспитатель. Вы были правы. (обобщить ответы детей)
Осень не хочет уходить и решила в последние дни устроить на прощание праздник и пригласить своих друзей и знакомых.
Мы с вами тоже получили приглашения на этот праздник (показывает яркое, красочное приглашение). Хотите попасть на праздник? (ответ детей).Но есть одно условие: прийти нужно не с пустыми руками – билетом за вход будет какой-нибудь подарок!
Воспитатель. А что мы можем ей подарить? (мы можем нарисовать картинки, рисунки о ней, наши воспоминания)
Я думаю, что это будет самым приятным подарком для осени.
Ну, хорошо с подарком мы определились.
Но чтобы наши рисунки получились интересные и разнообразные нам нужно вспомнить яркие моменты осени.
Я предлагаю составить коллективную сказку про осень. В этом нам поможет волшебный коврик (дети садятся на коврик).
Итак, жила-была осень. Была она очень красивая. В моем представлении она похожа на веселую бабочку с цветными крылышками и разноцветными полосками на крыльях, а у тебя Степа, Сева, Артем, Влад на кого похожа осень?
(дети делятся своими представлениями)
Воспитатель. Ну что ж, у вас получились интересные идеи. А мы продолжаем сказку.
— Каждое утро она вставала в хорошем настроении и отправлялась выполнять свои обязанности: она гладила листочки деревьев и они перекрашивались в желтые, красные, оранжевые цвета…
— А у тебя, Сева, что делала осень? А у тебя Артем? Степа, Миша? Мы продолжаем нашу сказку.
Но однажды осень загрустила (почему). Потому что время ее закончилось, и пришла пора ей уступать свое место другому времени года, а ей так не хотелось уходить. И придумала осень… (что придумала, спросить у детей).
А придумала осень – устроить на прощание праздник осени, куда можно пригласить своих друзей и всех желающих.
На этом наша сказка пока обрывается, концовку мы придумаем немного позже.
— А пока мы встанем и отдохнем (физминутка про осень)
Ветер по лесу летал (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал
Вот дубовый, (загибаем пальцы на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (присесть, руками коснуться пола)
Воспитатель. Прежде, чем приступить к работе с красками мы должны вспомнить главное правило Азбуки цвета — правила смешивания цветов. А для чего мы смешиваем цвета? (чтобы получить новые, необычные)
Поиграем в игру «Азбука цвета»— подойдите к подоконнику – там для вас задание. Выполнив их – вы вспомните эти правила (дети выполняют задания – примеры на смешивание цветов)
Воспитатель. Молодцы, ребята, с заданием вы справились, подойдите ко мне поближе.
Как настоящие художники мы уже освоили несколько художественных способов рисования – давайте вспомним, чем мы рисовали.
— скобление по туши
— жировыми мелками, сангиной.
А сегодня я вам хочу предложить еще один способ рисования – роспись на ткани – называется он «батик».
Рассказ про технику «батик».
Искусство росписи тканей подарило миру узоры на русских сарафанах, индийских сари и японских кимоно.
Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи тканей – «батик». Заключается он в том, что на ткань в некоторых местах наносится воск, а потом краска и все это кипятят.
В Россию «батик» пришел совсем недавно, но чаще используют технику холодного батика (ткань не кипятят, а только наносят краску)
«Батик» означает – рисую горячим воском (показываются картинки с изображениями русских сарафанов, японских кимоно, индийских сари).
Мы сегодня тоже будем работать в технике холодного «батика», а в порядке эксперимента ткань попробуем смачивать водой. Выберите себе ткань для работы (ткань закреплена в пяльца, занимайте свои рабочие места
Работа за столами
— Сядьте удобно, подложите под ткань целлофан (чтобы не пачкать стол) и смочите губкой ткань (не очень обильно) распрямите ткань руками.
Теперь толстой кисточкой наведите фон, лучше посветлее, чтобы изображение на нем было хорошо видно (дети тонируют светлой краской, а теперь более тонкой кисточкой нарисуйте изображение, которое вы хотели и последний момент – тоненькой кисточкой подведите тонкие детали (дети рисуют сначала толстой кисточкой (тонировка, затем средней изображение, пятна, а более тонкой – подводят детали)
Если вы закончили работу, дадим ей немного подсохнуть, а мы немного отдохнем.
Физминутка про цветы- цветочная зарядка.
Говорит цветку цветок:
подними-ка свой листок (поднимаем и опускаем руки)
Выйди на дорожку
да притопни ножкой (шагают на месте)
Да головкой покачай,
утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка
Вот зарядка для цветка (наклоны туловища)
А теперь росой умойся,
Отдохни и успокойся (встряхивания кистей рук)
Наконец, готовы все
День встречать во всей красе (руки кругом поднимаем через верх и опускаем)
Хотите посмотреть, что у нас получилось? (дети смотрят работы друг у друга)
Что тебе понравилось у товарищей? Чья работа тебе понравилась? Что интересного ты увидел? (дети делятся впечатлениями)
Ребята, мы чуть не забыли, что наша сказка осталась незаконченной.
Конец сказки: Ребята из детского сада поселка Озерный получили
приглашение на праздник и решили нарисовать рисунки про осень.
А когда они нарисовали, посмотрели на работы друг друга и удивились…
Какое разнообразие получилось! (и бабочки, и вазы с цветами, и осенние деревья, и садовые цветы и т. д.)
Ребята поместили рисунки в рамочки и оформили выставку картин под названием «Праздник осени»
Их подарками осень осталась довольна.
Кстати, такими картинами можно украсить свою комнату, квартиру, подарить друзьям.
Понравилось ли вам работать с тканью? (ответы детей) Давайте вспомним, как называется этот вид росписи – «батик».
Подойдите к столам, выберите смайлик, который характеризует ваше настроение после этого занятие (дети выбирают смайлики, показывают)
Спасибо! До встречи в нашей творческой мастерской!
Материал к занятию:
— клеенки на столы
— подставки под кисточки, фломастеры
— пяльца, заготовки ткани для рисования разной фактуры (шелк, бязь, флизелин, вафельная, ситец)
— кисти разного размера (толстые и тонкие)
— наборы медовых красок
— задания на смешивание цветов
— губки, смоченные водой
— иллюстрации одежды с узорами (индийских сари, японских кимоно, русских сарафанов)
— полиэтиленовые пакеты под рисунки
— смайлики на каждого ребенка
— спокойная музыка для фона во время работы детей за столами
— красочное приглашение на праздник осени
Конспект НОД «Праздник Осени» Конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе по теме: «Праздник осени» (2-ой год обучения) подготовила: Сафина.
Фотоотчёт о НОД по рисованию красками «Красивые бабочки» в нетрадиционной технике отпечатками листьев Цели: — продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования красками – отпечатками листьев; — создавать условия для развития.
Фотоотчёт о НОД по рисованию красками «Осеннее дерево» в нетрадиционной технике Цели: — развивать у детей интерес к различным техникам в изобразительной деятельности; — продолжать знакомить детей с нетрадиционными.
Фотоотчёт о НОД по рисованию красками «Зимний лес» в нетрадиционной технике-отпечатки листьев Цели: — формировать у детей изобразительные навыки и умения; — продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования – отпечатки.
Фотоотчет о НОД по рисованию с натуры в подготовительной к школе группе «Натюрморт «Дары осени» Натюрморт Полное лукошко яблок, Спелых, наливных и красных, Я в садочке собрала. Вазу в кухню принесла: Положила туда сливы. Рядом яблоки.
«Замок Снежной королевы». Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «монотипия» «Конспект НОД по рисованию в технике монотипия «Замок Снежной королевы» Задачи: — Познакомить детей с новой техникой рисования (монотипия).
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний лес» в технике монотипия Задачи: Учить рисовать осенний лес в новой технике рисования – монотипия, передавать характерные особенности осеннего леса, закрепить умение.
Конспект НОД по рисованию в технике «по мокрому» в старшей группе на тему «Радуга» Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема: «Радуга» (рисование в технике «по мокрому») Цель: совершенствовать знания детей о цветах.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике батик в ГКП по подготовке детей к школе «Звезда по имени Солнце» ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с техникой холодного батика. Отметить особенности росписи по ткани. Закрепить знание детей о звезде-солнце. 2. Осваивать.
НОД по рисованию в технике оттиска печатками из картофеля «Красивые тарелочки» НОД по рисованию. ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ КАРТОФЕЛЯ «КРАСИВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ» 2-я младшая группа (3-4года) Подготовила и провела: Воспитатель.
Источник