Беседа для дошкольников про осень

Беседа про осень

Маргарита Арапова
Беседа про осень

— Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

— Уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев.

Материал: картины с изображением осенних пейзажей, аудиозапись музыки П. И. Чайковского, ноутбук (показ презентации)

— учить детей называть характерные приметы и признаки осени.

— развивать внимание, мышление, память через игры.

— воспитывать любовь к природе

Ход беседы

Дефектолог Здравствуйте, ребята. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы ее тихонько спросим:

«Кто ты?» И услышим …

Дети. Осень.

В группе развешены картины с изображением осеннего пейзажа.

Дефектолог Ребята посмотрите на картины что там изображено? (Показ картины)

Дети. Осенний пейзаж.

Дефектолог А что такое пейзаж, объясните, пожалуйста?

Дети. Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.

Дефектолог Какое время года изображено на картине?

Дети. Осень.

Дефектолог. Дети, а какие еще времена года вам известны?

Дефектолог Молодцы, правильно. А сейчас назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. А вы любите осень? А почему? За что?

А по каким приметам и признакам вы определили, что на картине изображена осень, а не другое время года?

Осенью холодает, солнце греет мало.

Часто идут дожди, дует холодный, сильный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают

Исчезают насекомые, замерзают водоемы, происходят изменения в жизни животных.

Дефектолог Молодцы, хорошо. А теперь мы поиграем

Дефектолог Какая погода бывает осенью, если идет дождь?

Если дует ветер?

Дефектолог Если на улице холодно, какая погода?

Дефектолог Если пасмурно

Дефектолог. А когда опадают листья, как это явление называется? Можете мне сказать?

Дефектолог Молодцы, правильно, это сложное слово, в нём спрятались два простых,

маленьких слова: листья, падают.

Дефектолог. Дети, а что вы можете рассказать о птицах и животных осенью?

Дефектолог А что делают осенью люди, чем они занимаются?

Дети. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают их на зиму.

Дефектолог Молодцы, хорошо! Ребята, а как вы думаете, осень – это какое время года, грустное или веселое?

Дети. Осень – грустная пора.

Дефектолог. Ребята вот и подошла к концу наша с вами беседа. Понравилась вам она?

О каком времени года мы с вами говорили? Что интересного узнали? Какую музыку мы слушали?

Дефектолог Молодцы, очень интересно было вас слушать. Спасибо вам.

Источник

Беседа «Осень» в подготовительной группе

Алёна Нестерова
Беседа «Осень» в подготовительной группе

З а д а ч и:создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы воспитывать желание наблюдать за красотой.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель:– Какое время года нарисовано на картине?

Дети: – Осень.

Воспитатель:— Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:– Какие листья на деревьях?

Дети: – Желтые.

Воспитатель:– Почему картина называется золотая осень?

Дети: – Все желтое как золото.

Воспитатель: Правильно ребята а Саша у нас знает стих про Осень и сейчас она нам его прочитает.

Ребенок читает стих

Воспитатель: Молодец Саша,ребята пройдите пожалуйста за столы и посмотрите на доску.

2 слайд

Воспитатель: Осень — это переход от лета к зиме. Раннюю осень называют золотой: травы, листья на деревьях и кустарниках будто покрываются золотом. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки недолгого «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросит мелкий холодный дождь, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром.

Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

3слайд,4 слайд.

Воспитатель: В начале осени еще тепло. В это время в садах и на огородах созревает много овощей, осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов,

Воспитатель проводит игру что лишнее.

6 слайд

Воспитатель: Становиться все холоднее и холоднее.

Ребята, а что нужно делать чтобы не замерзнуть?

Дети: (Нужно одеваться теплее: кофты, куртки, длинные штаны, колготки).

7 слайд

Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

— Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Дети: (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

Воспитатель:- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Дети: (Такие птицы называются перелетными)

Воспитатель:— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.

Дети: (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

Воспитатель:- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Дети: (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

Воспитатель:— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

На смену лету пришла (осень)

Осенью опадают (листья)

Дует холодный (ветер)

В лесу растут (грибы)

Моросит мелкий (дождик)

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч)

Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

Воспитатель: — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем. 8 слайд Воспитатель: Ребята, а деревья и кусты тоже готовятся к зиме? Дети: Да (они сбрасывают листву). Воспитатель: А все деревья сбрасывают листву? Дети: нет (только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками).

9 слайд Воспитатель: Ребята вначале листья меняют цвет — из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые.

10 слайд. Воспитатель: И цветные листики уже не так хорошо держатся за дерево как летом, и ветер легко сдувает и их с веток. 11 слайд. Воспитатель: Ребята а вот какую красивую картину нарисовал художник, а зовут его Василий Дмитриевич Поленов, а называется она «Золотая осень» и мы с вами обязательно нарисуем картину про осень. А сейчас давайте вспомним какие приметы осени мы с вами узнали?

Дети: (Дни становятся короче а ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях опадают, погода меняется и становится холодно, идет дождь). Воспитатель: Молодцы ребята вы все знаете про осень и на этом наше занятие закончено давайте скажем гостям до свидания и спасибо за внимание.

Источник

Беседа «Осень» в старшей группе

Наталья Рудник
Беседа «Осень» в старшей группе

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

Ход беседы

Воспитатель: А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени.Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

-Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

-Ребята назовите времена года. Сколько месяцев в году?

Дети. Называют времена года 12 месяцев в году.

-Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) Ранняя осень.

-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом. Золотая осень.

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети. Октябрь капризный месяц.За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.

-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети. «Ворота зимы», «предзимник». Поздняя осень.

-Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

-Ребята давайте с вами вспомним, что же происходит осенью в живой неживой природе?

Дети: Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

-Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми)

Дети: Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

-Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему?

Дети:С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

-Ребята, а теперь отгадайте загадки.

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — … осень

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … листопад

Поет да свищет ветер

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под … зонт

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (птицы)

-Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?

На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, Как нужно по порядку поместить картинки?

-Какая картинка лишняя? Почему?

-Назовите признаки осени?

-Как дикие животные готовятся к зиме?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Загадки про животных

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой Медведь

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. Лось

Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый краса. А зовут её Лиса

Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала Еж.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. Волк

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. Дикий кабан

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. Заяц

-Молодцы ребята! Вот и подошла к концу наша беседа, вы старались, отвечали на вопросы, я довольна вами.У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

«Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне-старшей группе «Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне — старшей группе. Цель. Способствовать созданию эмоционально яркой.

Беседа о дереве «Липа» в старшей группе Беседа о дереве «Липа» Старшая группа Цель: обобщить представления детей о дереве Липа. Задачи: расширить представления детей о дереве.

Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.

Беседа «К нам приходит Рождество» в старшей группе Беседа в старшей группе «К нам приходит Рождество» Цель: — закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;.

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

«Подсолнечник». Беседа в старшей группе Беседа в старшей группе. Тема: «Подсолнечник». Цель: познакомить детей с подсолнечником; дать новые знания о ней. Задачи: -уточнить и.

Беседа в старшей группе на тему «Пожар» Беседа в старшей группе. Тема «Пожар» Цель: закрепить знание у детей о пожарной безопасности. Задачи: • Закрепить понятие «пожарная безопасность»,.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.

Этическая беседа о дружбе в старшей группе Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное.

Источник

Читайте также:  Крокус когда цветет осенью
Оцените статью