Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: Подготовка к сочинению по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_yaz_urok_zolotaya_osen.docx | 128.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 р. п. Юрты
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Подготовка к сочинению по репродукции картины
В. Д. Поленова «Золотая осень»
Учитель начальных классов
Тема урока: подготовка к сочинению по репродукции картины В. Д. Паленова «Золотая осень»
Тип урока: урок развития речи с использованием системно — деятельностного подхода к обучению
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Развитие эстетических чувств посредством восприятия произведений искусства
2. Развитие способности к самооценке и стремления к самосовершенствованию
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Выработка умения строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения
2. Развитие умения вести диалог, слушать и слышать собеседника
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Обучение умению строить текст в определённой композиционной форме, образно воспринимать предметы на картине
2. Формирование умений использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений
1. Проекционный материал – слайды
2. Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
3. Печатные пособия – учебники, рабочие тетради, памятки, карточки для учащихся
I. Организационный момент
У. Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам. Подумайте, как хорошо, что мы вместе. Мы спокойны, здоровы, добры. Я желаю вам хорошего настроения и бережных отношений друг к другу. За работу!
II. Сообщение темы урока
Звучат стихотворения А.С.Пушкина, И.Бунина.
У. Какому времени года посвящены эти стих.? Как поэты называют осень? (унылая пора, очей очарованье, осень первоначальная, золотая, дивная пора, красавица, славная)
Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы — музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык.
Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, передать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем учиться писать сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».
III. Знакомство с жизнью и творчеством И. И. Левитана
Василий Дмитриевич Паленов – русский художник, мастер пейзажной живописи, педагог, народный художник.
Искусство стало призванием Поленова буквально с самого детства. Он получил образование, одновременно учась в Петербургском университете и Академии Художеств.
Художник очень любил природу. В Тульской губернии, на высоком берегу реки Оки он приобрел небольшое имение Бехово, где построил дом по собственному проекту. Там Поленов много и продуктивно работал. В настоящее время в этой усадьбе находится Государственный музей-заповедник.
Его главные картины — «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег».
IV. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Звучит концерт А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
Эта музыка помогает прочувствовать красоту русской осенней природы, вызвать чувство радости, восторга, восхищения.
V. Беседа по содержанию картины
У. Чтение стих. Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Выберете строки из стих., подходящие к данной картине.
У . Какое название можно дать этой картине? (осень, осень в лесу, осенний день, золотая пора)
У. Как вы думаете, почему картина называется «Золотая осень»? (осень еще только вступает в свои права, на полянках еще есть зеленая травинка, деревья еще не скинули свою листву, но успели сменить свой наряд).
У. Перечислите, что вы видите на картине (лес, поляну, реку, зеленые поля, холмы, покрытые осенним убором лесов, еле заметная церквушка, небо, по которому плывут белые облака).
У. Что вы видите на переднем плане? ( Небольшая поляна, лесная тропинка, которая ведет в густой лес, маленькие зеленые кустарники, в гуще золотистых деревьев сквозят молодые сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними, березняк в «золотой одежде». Хочется сказать словами И. Бунина «Лес, точно терем расписной…», неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов).
У . Что вы видите на заднем плане картины? (Вдали виднеются еще зеленые поля, холмы, покрытые осенним убором лесов, еле заметный купол церквушки, голубое небо, по которому плывут воздушные облака).
У. Какой день изобразил художник? (теплый, солнечный, яркий, погожий, много солнечного света, погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета)
У. Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к осени? Теплые или холодные? (он был в хорошем, спокойном настроении, мягкие желтые, голубые, зеленые тона, золотистые, светло-зеленый, темно-зеленый, солнечные зайчики, блики от воды заставляют щуриться и улыбаться) Оттенки желтого: золотистый, лимонный
У. Какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа пользуйтесь словарем настроений (радость, восторг, восхищение, волнение, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии).
У. Что бы вам захотелось сделать, если бы вы оказались в этих местах? (хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии)
У. Сравните цветовую гамму и настроение картины. Совпадают ли они с названием картины «Золотая осень»?
Мы – осенние листочки
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
7. Речевая подготовка к сочинению
Подберите к существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее, пользуясь тематическими словариками:
Небо (голубое, с белыми кучевыми облаками, чистое).
Река (неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, берег реки усыпан чистым, как будто просеянным, песком, она тянется, разделяя картину на две части. Река-зеркало всего пейзажа, на ее поверхности отражаются деревья, которые растут вдоль нее и голубое небо).
Деревья (жёлтые, золотые, багряные, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые). Подробно о березах, соснах.
Трава (сухая, жёлтая, бурая).
Поле (широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик).
Подберите синонимы к словам:
Художник (автор, пейзажист, живописец)
Картина (полотно, произведение, пейзаж)
Создал (написал, изобразил, нарисовал, представил)
Слова для справок: купол церквушки, вдоль берега, виднеются вдали, мягкие желтые, голубые, зеленые тона)
8. Составление плана сочинения
У. Сколько частей будет в сочинении? (три)
У. Как называются части? О чем в них рассказывается?
( Первая часть — вступление . В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник.
Вторая часть – основная . В ней дается описание картины.
Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает).
Какой тип текста у нас получится? (текст – описание)
9. Устное составление описания картины по плану
У . Работать будем по плану.
- Что изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Цветовое решение картины.
- Моё отношение к картине.
У. Как можно начать сочинение?
Что вы будете описывать в основной части? (лес, небо, реку, поле, холмы)
Как можно закончить сочинение?
10. Написание сочинения учащимися
11. Домашнее задание
У. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Мне запомнилось …
- Мне понравилось …
- Было интересно …
- Я почувствовал (а) …
- На уроке я работал (а) …
- Мне было трудно …
- Теперь я могу …
- У меня получилось …
- Я смог(ла)…
- Мое настроение …
У. Оцените свою работу этими кленовыми листиками. Коричневого цвета — поработал очень хорошо, доволен своей работой, все получилось. Желтого цвета – хорошо, но были небольшие затруднения . Красного цвета – было трудно, не все удалось.
Источник
Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень». 3 класс.
план-конспект занятия (3 класс)
Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень» 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень»
Создать условия для формирования умения писать сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень»
Планируемые образовательные результаты
Л 1. Формирование умения выражать свою точку зрения;
Л 2. Развитие самостоятельности;
Л 3. Положительно относиться к учебной деятельности.
МП1. Умение строить логическую цепь рассуждений;
МП2 . Извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
МП3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
МР1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения;
МР2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности;
МР3. Использовать ранее полученные знания.
МК 1. Уметь задавать вопросы;
МК 2. Уметь работать в группе.
П1. Знать биографию В. Д. Поленова;
П2. Знать структуру сочинения-описания;
П3. Уметь строить описание;
П4. Уметь использовать прилагательные в своем тексте;
П5. Уметь строить план сочинения.
Как правильно написать сочинение .
Основные понятия, изучаемые на уроке
Текст, заголовок, основная мысль, тема, эпитет, сравнение, текст описание, прилагательное
Образовательные технологии, используемые на уроке
(в т.ч. рефлексивные технологии)
Диалоговая, рефлексивная, оздоровительная технология
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска
Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ι. Организационный этап.
Проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, пенал, тетрадь.
II. Вводная часть.
( Презентация. Слайд 1)
На уроке у нас будет 3 главных правила. Кто сможет прочитать их со слайда?
III.Актуализация знаний.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье:
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
О каком времени года идёт речь в
IV.Постановка цели урока и формулирование темы урока.
(На слайде 2 репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень»)
Откройте учебники на стр. и посмотрите на картину «Золотая осень».
Какое свое название вы бы дали этой картине?
Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать?
Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
V. Основная часть. Объяснение нового материала.
1. Сведения о художнике.
Кто нарисовал эту картину?
Кто-нибудь знает что-нибудь о творчестве Василия Дмитриевича Поленова?
(Презентация. Слайд 3)
Эту картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927) — один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге, в культурной дворянской семье. Представляете, заниматься он начал уже в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил..
(Презентация. Слайд 4)
Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)
2. Беседа по содержанию картины.
(Презентация. Слайд 5 репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень»)
Как вы думаете, почему картина называется «Золотая осень»?
Что вы видите на картине?
Отыщите приметы ранней осени в пейзаже.
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Попробуем понять: почему картина вызывает именно такие чувства. Какой день изобразил художник?
С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости?
Какие краски выбрал художник, чтобы показать «золото» осени?
Какие деревья вы видите на картине? Какого цвета наряд у берез?
Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие остались зелеными?
Как художник изобразил небо и реку?
Что вы можете сказать об отблесках света на реке?
Докажите, что день на картине солнечный и теплый.
Что вы можете сказать про цвет неба?
(Выкл. слайд и закрывают учеб.)
Что вам запомнилось в картине?
3. Словарная работа.
Вспомните, что такое эпитеты?
Чаще всего эпитеты – это какая часть речи?
(Презентация. Слайд 5)
У меня на слайде даны слова. Попробуем подобрать к ним эпитеты.
(Особые слова появляются на слайде)
4. Составление плана сочинения.
Сколько частей будет в рассказе?
О чем вы напишете в первой части?
О чем напишете в основной части?
Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине?
(Примерный план на дублируется на доске)
5. Орфографическая подготовка.
На доске выписаны слова. Спишите их, вставляя пропущенные буквы, подчеркнув орфограмму, и не забудьте поставить ударение.
6. Написание сочинения.
Вспомним, сколько частей в тексте?
Как покажем это при написании?
7. Проверка.
Прочитайте весь текст. Проверь, не пропустил ли чего-нибудь важного.
VI. Подведение итогов и анализ урока.
Подведение итогов урока.
Какая цель была у нашего сегодняшнего урока?
Мы её выполнили?
Приветствуют учителя, проверяют все ли лежит на парте, слушают.
1. Отвечаем по поднятой руке.
2. Не шумим.
3. Не отвлекаемся и не мешаем остальным.
Источник