Беседа с детьми осенние месяцы

Конспект НОД «Беседа об осени»

Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД «Беседа об осени»

Конспект занятия (НОД)

Беседа об осени

Программные задачи: Закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе. Формировать представления детей о труде взрослых осенью. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, синонимами. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать интерес к родной природе, желание оберегать ее. Обогащение словаря — пурпурный, убранство, лоскутный.

Методы и приёмы: беседа чтение рассказа чтение стихов Пальчиковая игра словесная игра слушание музыкального произведения.

Материалы: картины художников, иллюстрации листьев с разных деревьев.

Предварительная работа: рассматривание картин художников И. Левитана, М. Нестерова, Е. Волкова, чтение стихов об осени. Наблюдения на прогулках. Экскурсия в парк.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник —

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об осени. Осень очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой осень надевает самый красивый наряд – разноцветные платья из листьев цветов пожелтевшей травы.

Послушайте рассказ «Осенний ковер» Б. Трофимова.

Красный, желтый, бурый, золотистый, жёлто-зелёный, пятнистый ложится на землю лист. Укрывается тёплым лоскутным одеялом. Солнышко греет ярко, но греет уже не так как летом. Пришла осень. Однако в лесу даже стало веселее и наряднее кроны деревьев расцвечены всеми оттенками, от зелёных до пурпурных. Среди разноцветного, пестрого убранства берёз и осин ещё солиднее, чем летом выглядят тёмно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники.

О каком периоде осени говорится в этом рассказе?

Как вы об этом догадались?

С чем сравнивает автор опавшие листья? (с лоскутным одеялом).

Какие слова использовал автор, чтобы показать красоту осени?

В этом рассказе мы видим описание ранней осени.

А какие еще периоды можно выделить? (середина осени поздняя осень).

Какие признаки ранней осени можете еще назвать?

Солнце опускается всё ниже, не так сильно греет.

Изменяется ли продолжительность дня и ночи?

Повлияло ли похолодание на внешний вид человека?

Какой труд можно наблюдать в ранний период осени на улицах города? В деревнях и селах?

По каким признакам можно определить начало следующего периода осени? Почему деревья отбрасывают листву? Что такое листопад?

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать:

Мы их соберем (сжимают, разжимают кулаки)

И маме осенний букет принесём (вытягивают ладони вперед)

Что можно сказать про солнце осенью? Какое небо? Что делают птицы осенью? (улетают в тёплые края). Назовите птиц, которые остаются зимовать?

Что делают насекомые? (прячется в старые пни и коряги забираются под кору деревьев).

Что делают дикие животные осенью? (Медведь Еж барсук укладывается спать, Заяц и белка лиса меняют шубки; белка Еж делает запасы).

А Что делают люди? (продолжают убирать урожай, заботиться о его сохранении). Какие работы проводят на улицах города? Подумайте надо ли убирать на зиму опавшую листву из-под деревьев, сжигать её? Почему нельзя?

Назовите признаки поздней осени?

Чтение стихотворения А. Плещеева (ребенок).

На полях и в рощах

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны — темны ночи.

Осень — любимое время года у поэтов композиторов художников. Свои отношения к осени они отразили в своих произведениях картинах.

Предлагаю вам послушать пьесу «Октябрь» из сборника П. Чайковского «Времена года». Какое настроение передал композитор?

Ребята, вы любите осень?

За что вы её любите?

«Беседа об осени (обобщающая)» Предлагает детям послушать стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Сегодня мы с вами поговорим об осени и расскажем о ней все,.

Конспект комплексной НОД по экологии в старшей группе «Приметы осени» «Приметы осени»(проводится в конце ноября, как заключительное по теме «Осень»). Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,.

Конспект НОД по Формированию целостной картины мира в старшей группе. Рассказ –беседа. Тема «Планета – Земля» Цель: Расширять представления детей о планете Земля. Материал: Мячи, фломастеры, глобус, иллюстрации. В: Ребята,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о диких животных» Программное содержание: •Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. • Развивать умение сравнивать предметы по цветы, форме,.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Беседа «Учимся дружить» Программные задачи: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе учить понимать.

Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»). Группа: старшая. Задача НОД: Формирование грамматического строя речи. Тема НОД: «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые.

Конспект НОД с детьми средней группы «Беседа о домашних животных» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно.

Конспект НОД «В гости к осени» Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно – эстетического развития,.

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Этическая беседа по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». Тема: «Этическая беседа по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». Цель занятия: познакомить детей с произведением; подвести детей к.

Конспект НОД в старшей группе. Беседа «Как картофель появился в России» Беседа: «Как картошка появилась в России» Цель: познакомить детей с историей путешествия картошки из Голландии в Россию, закрепить знания.

Источник

Беседа «Осень» в старшей группе

Наталья Рудник
Беседа «Осень» в старшей группе

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

Ход беседы

Воспитатель: А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени.Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

-Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

-Ребята назовите времена года. Сколько месяцев в году?

Дети. Называют времена года 12 месяцев в году.

-Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) Ранняя осень.

-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом. Золотая осень.

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети. Октябрь капризный месяц.За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.

-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети. «Ворота зимы», «предзимник». Поздняя осень.

-Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

-Ребята давайте с вами вспомним, что же происходит осенью в живой неживой природе?

Дети: Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

-Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми)

Дети: Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

-Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему?

Дети:С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

-Ребята, а теперь отгадайте загадки.

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — … осень

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … листопад

Поет да свищет ветер

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под … зонт

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (птицы)

-Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?

На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, Как нужно по порядку поместить картинки?

-Какая картинка лишняя? Почему?

-Назовите признаки осени?

-Как дикие животные готовятся к зиме?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Загадки про животных

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой Медведь

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. Лось

Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый краса. А зовут её Лиса

Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала Еж.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. Волк

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. Дикий кабан

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. Заяц

-Молодцы ребята! Вот и подошла к концу наша беседа, вы старались, отвечали на вопросы, я довольна вами.У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

«Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне-старшей группе «Осень, Осень, в гости просим!» Сценарий осеннего праздника в средне — старшей группе. Цель. Способствовать созданию эмоционально яркой.

Беседа о дереве «Липа» в старшей группе Беседа о дереве «Липа» Старшая группа Цель: обобщить представления детей о дереве Липа. Задачи: расширить представления детей о дереве.

Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.

Беседа «К нам приходит Рождество» в старшей группе Беседа в старшей группе «К нам приходит Рождество» Цель: — закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;.

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

«Подсолнечник». Беседа в старшей группе Беседа в старшей группе. Тема: «Подсолнечник». Цель: познакомить детей с подсолнечником; дать новые знания о ней. Задачи: -уточнить и.

Беседа в старшей группе на тему «Пожар» Беседа в старшей группе. Тема «Пожар» Цель: закрепить знание у детей о пожарной безопасности. Задачи: • Закрепить понятие «пожарная безопасность»,.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.

Этическая беседа о дружбе в старшей группе Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное.

Источник

Читайте также:  Как сформировать грядки осенью
Оцените статью