Биография картины золотая осень левитана

Описание картины Исаака Левитана «Золотая осень»

Исаак Ильич Левитан — один из самых известных русских пейзажистов. Его полотна хранятся в лучших музеях. Для того чтобы понять работы художника, нужно изучить их детали. Описание картины «Золотая осень» Левитана поможет узнать особенности сюжета, увидеть мельчайшие подробности и определить главную мысль творения.

История создания

Картина была нарисована в 1895 году. В это время Левитан жил в усадьбе Горка, которая находилась недалеко от деревни Островно. Во время отдыха художник создал множество полотен. Некоторые искусствоведы полагают, что в усадьбе Левитан нарисовал только этюды, а к картинам приступил уже в Москве.

На полотне «Золотая осень» изображена река Съежа. Живописцу нравились осенние пейзажи. В письмах и разговорах он не раз признавался, что рисование отвлекает его от тягостных дум и придает уверенности в себе.

Полотно было выставлено на 24-й Передвижной выставке, позже его купил Третьяков. Во время нахождения в Харькове картину повредил медный козырек. В дальнейшем ее отреставрировал Арцыбашев.

Краткое описание

Автор изобразил березовую рощу на берегу реки. Светит солнце, небо ясное, все спокойно. Уже стоит сентябрь, а значит, деревья постепенно меняют зеленые листья на желтые и красные. Художник намеренно изобразил разные березы. Они словно наслаждаются последними солнечными лучами.

Читайте также:  Открытки с добрым утром осенние с пожеланиями мужчине

Река уходит вдаль. Можно увидеть на заднем плане дома. Деревня символизирует связь людей и природы. Такое соседство выглядит органично. Картина нарисована теплыми оттенками, на ней преобладают желтые и золотистые цвета.

Левитан решил показать на полотне переход от лета к осени. Он не происходит моментально, но постепенно новый сезон все больше вступает в права. На смену времени года указывают следующие детали:

  • красный цвет деревьев и кустарников;
  • желтая листва;
  • вдали видна зеленая растительность.

На правом берегу можно заметить зелено-серые деревья, словно размытые дождями. Левитану удалось не просто изобразить осенний лес, а показать, насколько яркой может быть природа в это время.

Особенности работы

Когда критики увидели картину Левитана, то сразу заметили ее особенность: художник наслаждался осенним днем и отразил свое настроение в красках. Исаак Ильич страдал меланхолией, был подвержен приступам депрессии, но в то же время ему удавалось находить радость в мелочах. Ранняя осень была им особо любима. Левитан нарисовал около ста картин на эту тему.

Другие художники предпочитали использовать мягкие пастельные тона и нежную цветовую гамму. Исаак Ильич, в отличие от них, взял мажорные краски, что сделало пейзаж живым, светлым и красивым. Если внимательно смотреть на картину, то можно почувствовать воздушную негу.

Левитан смело и энергично накладывал мазки, делая пейзаж эмоциональным. Художнику удалось передать игру света и легкое дуновение ветерка.

Он талантливо соединил светлую грусть и лиричность в картине. Именно это делает ее ценной.

Главная мысль

Левитан показал переходной период от лета к осени. На первом плане полотна видны опавшие листья, что навевает грустные мысли. В то же время чувствуется предвкушение нового этапа в жизни. Золотистые краски передают радостный настрой автора.

Новый период — это возможности и желания. Можно ностальгировать и вспоминать о прошлом, но самое ценное ждет человека впереди, поэтому нельзя переживать из-за перемен.

Творческие люди нередко считали осень унылой порой. Но Левитан показал, насколько красивым бывает это время года.

Своей картиной художник хотел передать важную мысль: во всем есть прекрасное, нужно уметь находить чудеса в повседневных вещах. Детали, с помощью которых Левитан показал красоту обычного леса:

  • калейдоскоп цветов;
  • прозрачное небо;
  • насыщенный оттенок реки.

Исаака Ильича не зря назвали лучшим пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось показать суть леса, его неповторимость, масштабность. В обычных зарисовках художник отражал прекрасные моменты времени года.

Картина Левитана «Золотая осень» показывает, насколько красива природа в начале сентября. Солнце и тепло способны воодушевить человека и вдохнуть в него новую жизнь. Полотно пропитано радостными эмоциями.

Источник

«Золотая осень» Левитана– воплощение счастья и оптимизма

  • Автор:Исаак Левитан;
  • Год: 1895;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 82 х 126 см. Холст масло;
  • Цена: Павел Третьяков приобрёл картину за 700 рублей, на выставке передвижников в Москве, в мае 1896 г. Стоимость картины в настоящее время не известна.

«Золотая осень» – картина великого русского художника XIX века Исаака Левитана (1860-1900). Написана маслом на холсте размером 82 х 126 см в 1895 году. Экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Автор и русский пейзаж

Трудно поверить, но многие современники живописца, имеющего еврейские корни, осыпали его упрёками в чрезмерной любви к русскому пейзажу. Недоброжелатели считали, что восхищение природными красотами Руси прерогатива русских мастеров.

Но именно кисти Левитана принадлежат самые проникновенные и любимые народом пейзажи, выполненные чаще всего в приглушённых тонах, выражающие тишь и печаль. Художник создал около ста осенних пейзажей. На их фоне «Золотая осень» выделяется несвойственным мастеру колоритом, светлым, ярким и оптимистичным.

Предыстория

Левитан «Золотую осень» написал в 1895 году. Картина стала способом выражения необыкновенных эмоций художника, душевного подъёма, когда сплелись воедино любовь к женщине и восхищение природой.

Шёл не первый год романа с Софьей Кувшинниковой (1847-1907), эксцентричной ученицей Левитана. Эта женщина обожала творческую атмосферу и часто собирала в своём доме в Москве известных музыкантов, артистов, писателей, художников. Так и познакомилась в 1886 году с Левитаном. Она была замужем за известным в Москве доктором, что не мешало ей предаваться страстям.

Но Левитана вдохновила не Софья. Находясь с ней в 1894 году в творческой поездке по Тверской губернии, художник познакомился с владелицей одной из местных усадеб (Горка), Анной Турчаниновой (1856-1930), приехавшей с дочерями из Петербурга. Она была женой крупного столичного чиновника. Страсть захватила обоих, и петербургскую «кокетку», и любвеобильного живописца. Софье ничего не оставалось, как уехать (больше с Левитаном она не виделась).

В имении Турчаниновых для живописца построили «синагогу» – так в шутку назвали дом-мастерскую. Здесь Левитан создал немало шедевров, самые знаменитые из которых – это «Март» (вид около дома Турчаниновых), «Ненюфары» (водяные лилии) и «Золотая осень» (в нетрадиционных для художника красках и настроении).

Осенний пейзаж был начат в 1895 году в Горке, здесь же были созданы первые этюды. Заканчивал работу над картиной художник уже в Москве.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень» получилась выразительной и сочной, насыщенной и красочной – совсем как те места, по которым бродил художник со своей собакой вокруг имения Горка. Всем говорил, что идёт на охоту, сам же искал обновления чувств, новой вспышки, которой так жаждут все творческие незаурядные личности.

Описание картины Левитана «Золотая осень»

На полотне, ориентированном по горизонтали, предстаёт тихий и солнечный день ранней осени. Деревья ещё не скинули листву, которая пока даже не вся сменила окраску – справа совсем зелёный перелесок, трава местами также сохранила цвет лета.

От нижнего края картины на переднем плане почти прямо, словно просёлочная дорога, ведёт неширокая речка с тихими глубокими водами, в которых отражается высокое голубое небо, подёрнутое лёгкими облаками. Берега речушки густо поросли травами и низким кустарником. Склон левого берега пологий, на нём замерли молодые берёзки, словно осторожно спускающиеся к воде.

Дальше пожелтевшие луга, поля, перелески. За полосой горящих золотом берёз слева угадывается направление речки. У её поворота стоит одинокая, вся в позолоте буйной ещё листвы, берёза, словно страж и наблюдатель.

Преобладание жёлтой гаммы оттеняется красными вкраплениями листвы осинок, других прибрежных растений, гряды деревьев вдали за бледно-соломенным полем. За этой красно-жёлтой полосой зеленеют озимые посевы (во второй половине XIX века в России широко применялось так называемое трёхполье, когда каждый год у земли было разное предназначение: засевались озимые, яровые либо почва оставлялась без посадок, т.е. под паром). Все циклы бережной обработки земли русскими крестьянами налицо.

За зелёным полем рассыпаны хаты, снова поля и деревья, становящиеся уже неразличимыми и сливающиеся на горизонте с бездонным небом – безгранична, широка и привольна русская земля. И везде следы трудов человеческих, деликатных и благоразумных, не уродующих родную землю, не калечащих трогательный пейзаж, а дополняющих его хрупкую прелесть.

Анализ пейзажа Левитана «Золотая осень»

Солнца на полотне нет, но оно во всём: в янтарных и медовых кронах деревьев, алой и медной мозаике листвы, бликах на воде, ослепительной белизне берёзовых стволов. Последняя зелень жадно поглощает солнечные лучи, и всё пространство словно прогрето ими. Исаак Левитан в «Золотой осени» растворил солнце в самом воздухе, искусно запечатлённом мастером. Солнечные лучи будто перебегают от листка к листку, от дерева к дереву, наполняя холст радостью, теплом и полнотой жизни.

Переплетение света и цвета на полотне, энергичные мазки кистью, ощущение тёплого воздуха отсылают зрителя к импрессионизму, который в то время завоёвывал всё больше любителей искусства во Франции. Но художник Левитан в «Золотой осени» и других произведениях больше не импрессионист, а чрезвычайно внимательный и наблюдательный живописец. Он мастерски выплеснул на холст всю полноту собственных чувств и ощущений, живого трепета природы и энергии солнечных лучей.

Потому и любим этот пейзаж миллионами людей, что легко переносит зрителя на берег той самой речушки, где когда-то стоял с кистью перед мольбертом великий мастер. Каждому неравнодушному зрителю выразительное произведение даёт глоток того самого тёплого и ласкающего воздуха и услаждает взор великолепным видом. Как у Пушкина: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

Судьба картины

По свидетельству современников, в середине ноября 1895 года живописца невозможно было оторвать от работы, особенно на заключительном этапе, в Москве. Его нельзя было заманить в гости, он забросил друзей и подруг. В переписке с Василием Поленовым Левитан называет причину своего внезапного отшельничества – страстную работу день за днём. Здоровье у художника было слабое, но он считал картину целебной для себя, отмечал собственное спокойствие и даже решил, что «мир не так ужасен». Но полного удовлетворения своей работой у требовательного к себе живописца всё же не было. Он считал пейзаж недостаточно лиричным, грубоватым.

В феврале 1896-го картина предстала перед петербургской публикой 24-й выставки передвижников (Левитан был членом товарищества). Называлась она просто «Осень». Затем со всей экспозицией произведение приехало в Москву, где его приметил Павел Третьяков, имевший обыкновение на подобных выставках приобретать понравившиеся произведения для своей коллекции. Меценат и автор договорились о сделке (Третьяков заплатил 700 рублей), и картина отправилась с выставкой по стране.

В Харькове в конце ноября 1896 года, когда экспонаты уже снимали и готовили к отправке дальше, на холст Левитана, стоявший на полу и прислоненный к стене, упал подвесной обогреватель (выставочные залы требовали отопления). Образовалась сквозная прореха. Руководство выставки уведомило об инциденте собственника (Третьякова). По прибытии шедевра в Москву его восстановление было поручено искусному реставратору Дмитрию Арцыбашеву, который справился с работой безукоризненно.

В конце года меценат передал этот оптимистичный пейзаж для всеобщего обозрения в Третьяковскую галерею. Первоначальное краткое название «Осень» вскоре дополнилось красноречивым прилагательным «золотая» – это слово само просилось с холста в каталоги.

Не до конца удовлетворённый результатом работы, Левитан в 1896 году пишет одноимённую картину с иной композицией, другим цветовым решением, но похожей концепции – берёзы, водоём, голубое небо. Это произведение также принадлежит Третьяковке.

«Золотая осень» Левитана понятна и ребёнку

Через природу человек учится замечать и понимать прекрасное, любить жизнь и родину – красота пейзажей способна тронуть сердца даже дошколят. Поэтому уже в 3-5 классе ученики могут написать сочинение на тему «Золотая осень» Левитана, сформулировать свои впечатления

Принцип сочинения неизменен – работа должна состоять из 3-х частей: вступления (название, автор), основной части (описание) и заключения (собственное отношение к картине).

Примеры сочинений по картине Левитана «Золотая осень»

3 класс

Передо мной картина Левитана «Золотая осень». На полотне изображено любимое время года многих поэтов и художников.

Картина выполнена преимущественно жёлтыми красками разных оттенков. Есть также красный, бурый, голубой, зелёный – настоящие природные цвета в ясный солнечный день ранней осенью. Золотистые берёзы, деревья с зелёной и красной листвой разбросаны среди пожухлых лугов. Между ними течёт небольшая речка. Вдали виднеется зелёное поле, деревня. Над этим простором раскинулось голубое небо. Лёгкие облака не мешают солнечным лучам ярко освещать великолепный пейзаж и дарить последнее тепло земле.

Картина вызывает восторг и любовь к родной природе.

4 класс

«Золотая осень» – знаменитая картина Левитана. На ней изображён великолепный вид русских просторов ясным осенним днём.

Одиночные деревья и их группы одеты в ярко-жёлтые наряды, некоторые с красными бликами, другие совсем зелёные. Листва ещё не опала – осень недавно вступила в свои права. Но трава уже почти завяла, луга и поля поблёкли. Речушка, неспешно несущая свои воды, поблёскивает холодом воды. У небольшой рощицы золотистых подружек-берёз она сворачивает и теряется вдали. За полями видна небольшая деревня. В этих избах, вероятно, и живут те крестьяне, которые обрабатывают поля. Сейчас у них отдых от летних трудов, и они так же, как и природа вокруг, радуются тёплой солнечной погоде, голубому небу и бегущим в вышине облакам.

Картина производит очень приятное впечатление и создаёт радостное настроение. Так и хочется побывать среди этой красоты.

5 класс

Передо мной картина русского художника Исаака Левитана, написанная в 1895 году. Автору тогда было 35 лет, он был уже зрелым живописцем, знаменитым мастером русского пейзажа. Его работы, как правило, выполнены в приглушённых тонах и пронизаны поэтической печалью. Эта картина отличается яркими красками ранней осени и оптимизмом.

Никаких действующих лиц – только природа и безмолвие. Молодые и старые берёзы, окутанные золотом листвы, небольшие осины в багряных красках, великаны справа, зелень листвы которых ещё не тронута неизбежной осенью. Деревья разбросаны по широкой холмистой равнине. Между ними поля, которые уже готовятся к зимнему отдыху, речка с ощутимо прохладной водой. Солнечные блики на её поверхности играют и сверкают, отражая каждый солнечный прощальный лучик и бездонную голубизну неба в невесомых облаках. Вдалеке видны крыши домов – явное обозначение присутствия людей среди этой красоты, символ осторожного сплетения природы и результатов труда человеческого, полей с посевами.

Картина невероятно притягательна. Она даёт ощущение счастья и умиротворения. Хотелось бы, чтобы и сегодня земля наша была так же прекрасна, а не изуродована свалками, заброшенными строениями, заводами и даже целыми деревнями.

Топ лучших картин Исаака Левитана

Красота и грусть сентябрьской поры на картине Ильи Остроухова «Золотая осень»

Источник

Оцените статью