Богата обилием красок осенняя природа среди разноцветных
А рябина теперь – одно загляденье! Пурпур резной листвы так ярок и густ, что кудрявое деревце и вправду кажется раскаленным докрасна. Затейница-осень щедро разодела его в причудливые обновы: красуйся на карнавале листопада, будь незабываемым. Вот и видна рябинушка отовсюду, стоит ли она на опушке, или вдоль лесной стежки-дорожки.
Но листва листвой, а красна лесная диковина и ягодами. Тяжелые кисти заволоклись желтизной, нарумянились, принагнув ветки долу: урожай к съему поспел. Бери вместительную прутяную корзину – и скорее туда, где ждут тебя приветливые рябины. Срезать плоды лучше кистями, так и дело быстрей пойдет, и плоды свежими хранятся дольше.
И вот сбор настал. Пониклые ветки сами суют кисти в руки, только срывай. Вот уж и корзина полна, а крона мало поредела – сильная ягода уродилась! Правда, ягодой рябину величают лишь в обиходе, из уважения, а, строго говоря, ее плоды – маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри. На вкус они сейчас горькие и терпкие, а как полежат на морозе – наберутся сахара, слаще станут. Полезные, целительные яблочки эти будут настоящими таблетками здоровья. Зимой рябиновый чай восполнит нехватку витаминов.
А как бывает кстати рябина на кухне, знают многие. Делают из нее и пастилу, и варенье, и сок, и сироп, и даже изюм. На изюм плоды смачивают и обваливают в сахаре. Для длительного хранения рябину рвут кистями и с листвой, так в холодном помещении она остается свежей почти в продолжение всей зимы.
И все-таки основная часть сбора идет в сушку. Для этого рябину перебирают, очищают от плодоножек и увядших ягод, а затем рассыпают мелким слоем на противни и сушат в нежаркой печи. Сухое лекарственное сырье ссыпают в тканевый мешок. Срок годности сбора – два года.
В аптечный сбор и на пищу одинаково хороша как садовая, так и лесная рябина. Главное, собрать плоды до морозов. Конечно, рачительные хозяева природы знают, что на рябинах кормятся многие наши пернатые зимовщики. Поэтому, срезая кисти, помните: на нижних ветках они ваши, на остальных – птицам про запас. Ведь природа щедра только для тех, кто ее бережет…
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Фронт осени в европейской части нашей страны продвигается из района Печоры и Северной Двины в сторону Крыма и Молдавии. Тем же путем, только с юго-запада на северо-восток, шествовала весна. Из-за медлительности осень лишь за месяц успевает покрыть расстояние, преодолеваемое весною за весьма короткий срок. С востока на запад сезонные фазы наступают с Урала, где природа готовится к зиме раньше, чем в западных районах.
Октябрь на Русской равнине целиком осенний месяц. Резкое падение температуры и даже снегопад, наблюдаемые уже со второй декады, кратковременны, преходящи. Бывает, что и ледостав на реках начнется, но в последних числах октября повеет теплом – и снова осень в своих правах.
Сверхранние морозы Подмосковье знало в 1925, 1926, 1927, 1939 и 1945 годах. В среднем температура месяца положительная, составляет 3,8 градуса, но в особо холодном октябре она может оказаться и отрицательной (-0,4 градуса в 1920 г.>. В рекордно теплый октябрь (1935 г.) месячная температура подскакивала к 8,6 градуса. То было исключительное тепло для осенней поры.
Обычно этот месяц немного тешит и сухими, отменными деньками, и не совсем полинялой зеленью трав, и запоздалыми цветами. Могут выдаться дни, когда воздух прогревается столь заметно, что ненадолго оживает зеленый и пернатый мир. Бабье лето как бы переходит свои календарные границы. Затяжными потеплениями, к примеру, отличился октябрь 1949 года. Тогда на широте Подмосковья по второму разу зацветали ягодники, нередко слышались задорные трели скворцов. Незаурядным для наших мест простоял октябрь 1966 года. Почти весь он был теплым, ярким; 5-го температура днем поднялась до 23 градусов. По уверению погодоведов, такое не наблюдалось 90 лет.
…Осыпается увядшая червонная листва. Не отстает от товарок и лиственница: под узловатыми ветвями желтеет шелковистый отпад мягкой хвои. Не пройти сейчас равнодушно мимо бересклетов – краше пурпурной листвы свисают на тонких нитях мясистые плодовые кровельки с семенами. Не хуже модных сережек развесила сдвоенные рубиновые плоды жимолость. А снежная ягода! Когда кустарник приобрел эти молочные бусины в августе – они не выделялись, теперь же средь обветшалых летних щеголих снежноягодник – самый приметный.
Источник
Орфография.Пунктуация
Необходимо определить стиль и тип текста. Расставить знаки препинания.
Богата обилием красок осенняя природа.
Среди разноцветных деревьев рябина одно загляденье!
Богрянец резной листвы так ярок и густ что кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докрасна. Затейница-осень щедро раздела его в причудливые обновы красуйся на карнавале листопада будь незабываемым.
Вот и видна рябинушка отовсюду стоит ли она на опушке рощи или вдоль стёжки-дорожки.
Полезны и цилительные ягоды рябины.
Рачительные хозяева природы знают что на рябинах кормятся многие наши пирнатые зимовщики. Поэтому следует помнить что кисти на нижних ветках принадлежат людям на остальных — птицам про запас. Ведь природа щедра только по отношению к тем кто её бережёт.
Богата обилием красок осенняя природа.
Среди разноцветных деревьев рябина — одно загляденье!
Багрянец резной листвы так ярок и густ, что кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докрасна. Затейница-осень щедро раздела его в причудливые обновы — красуйся на карнавале листопада, будь незабываемым.
Вот и видна рябинушка отовсюду — стоит ли она на опушке рощи или вдоль стёжки-дорожки.
Полезны и целительные ягоды рябины.
Рачительные хозяева природы знают, что на рябинах кормятся многие наши пернатые зимовщики. Поэтому следует помнить, что кисти на нижних ветках принадлежат людям, на остальных — птицам про запас. Ведь природа щедра только по отношению к тем, кто её бережёт.
Также исправлены несколько орфографических ошибок))
Источник
§ 47. Орфография. Пунктуация
Орфография (греч. orthographia, от orthos — правильный и graрhо — пишу) — 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.
Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания, а совокупность правил постановки знаков препинания образует пунктуацию (от лат. punctum — точка).
Орфографию и пунктуацию обычно объединяют под общим названием правописание.
Орфографию в школе изучают вместе с фонетикой, морфемикой, словообразованием и морфологией, а пунктуацию — с синтаксисом.
Спланируйте индивидуальную систему повторения орфографии и пунктуации, исходя из своих затруднений в правописании, наиболее сложных тем и вопросов. Проконсультируйтесь с учителем, посоветуйтесь с родителями в определении индивидуального подхода к повторению разделов правописания.
261. Прочитайте. Определите стиль и тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте орфограммы в корнях и окончаниях существительных.
Богата обилием красок осени..я природа.
Среди разн..цветных деревьев рябина одно загл..денье!
Б..грянец резной листвы так ярок и густ что кудрявое деревце и вправду кажется раск..лённым докр..сна. Затейница-осень щедро раз..дела его в пр..чудливые обновы кр..суйся на к..рнавал.. лист..пада будь незабываемым.
Вот и в..дна рябинушка отовсюду ст..ит ли она на опушк.. рощ.. или вдоль стёжк..-дорожк.. . П..лезны и ц..лительны её ягоды.
Рачительные х..зяева природы знают что на рябинах кормятся многие наши п..рнатые зимовщики. Поэтому следует помнить что кисти на нижн..х ветках принадлежат людям на остальных — птицам про запас. Ведь природа щ..дра только по отношению к тем кто её бережёт.
262. Спишите, вставляя буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Объясните написание приставок не- и ни- и частицы не. • Какое из выделенных слов состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Покажите графически его морфемный состав.
1. В (не)счастье (не)унывай а печаль одолевай. 2. Перед правым и горы пр..клоняются. 3. (Не)высок да тонок (не)умён да звонок. 4. (Не)достатки 2 всем (не)сладки. 5. Тот побеждает кто смерть пр..зирает. 6. Пр..вычка бранит(?)ся (ни)куда (не)годит(?)ся. 7. За напрасный труд (ни)кто спасибо (не)скажет. 8. Добрые вести пр..бавят чести. 9. (Не)доученный хуже (не)уч..ного. 10. Опытному воину река (не)преграда. 11. За (не)добрым пойдёшь на беду набредёшь. 12. Чего (не)досмотришь оком заплатишь боком. 13. Смелому — уважение трусу — пр..зрение.
263. Спишите. В наречиях обозначьте суффиксы -о и -а. • Составьте схему предпоследнего предложения.
Издавн.. используют мяту в народ.. . Так приятно зав..рить с ней чай, особ..нно в зимнюю пору. Сидишь допоздн.. и насл..ждаешься ар..матом чая. К ст..ри(н, нн)ым р..цептам снов.. обращаются в л..чебных целях. Кроме того, людям, к..торые соб..раются з..каливать свой организм, так(же) р..комендуется сначал.. пить настой мяты. Попробуйте — не пож..леете.
264. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Искусство русской лаковой миниатюры известно во всём мире. Лаковая миниатюра камерное искусство однако практически не имеет 1 ограничений по тематике. Созданные художниками-миниатюристами образцы глубокого содержания помогают человеку осмыслить явления окружающей жизни открывают для него мир фантастической красоты.
Миниатюра может существовать в любом пространстве не разрушая его среду. Беря в руки маленькую изящную расписную вещицу мы получаем не только эстетическое наслаждение 2 но и богатую пищу для ума и сердца узнаём много интересного заряжаемся живительной энергией которой наполнено каждое талантливое произведение 4 .
265. Распределитесь по группам (3-4 человека) и, используя ресурсы Интернета, выполните коллективно следующие задания:
1. Назовите старинные промыслы лаковой миниатюры (их 4).
2. Перечислите предметы, которые оформляют художники лаковой миниатюры (броши и т. д.).
3. Укажите сюжеты, популярные в творчестве художников-миниатюристов (жанровые сценки и т. д.).
Запишите ответы в виде предложений с обобщающими словами при однородных членах. Сопоставьте свои ответы по полноте и точности с ответами других групп одноклассников.
266. Диктант с продолжением. Спишите, расставляя знаки препинания. Поставьте глаголы в настоящем времени, обозначьте окончания глаголов и спряжение. Подчеркните однородные сказуемые. Объясните постановку тире в третьем предложении.
Все мы (любить) в детстве задрав голову рассматривать обл..ка. Они (зав..раживать) изменчивостью и (не)ожиданностью форм. Стан..вясь старше мы всё реже (смотреть) в небо всё больше — под ноги.
Скажи что ты (видеть) и я скажу кто ты. На этом принцип.. основа(н, нн)ы многие психол..гические тесты. И ведь действительно кто(то) (видеть) только плевки под ногами и мусор на м..стовых и тр..туарах. Кто(то) (утыкаться) носом в цв..точки-травиночки (водить) пальц..м по ш..ршавой др..весной к..ре загипнотизировав, нн)о (смотреть) на живую мурав(?)иную тропу. Кто(то) (обращать) вн..мание на м..дели авт..мобилей мгнове(н, нн)о вычл..няя намёта(н, нн)ым глазом из спл..шного потока ре..кие новые дорогие.
Продолжите записанный под диктовку текст: опишите, что вы видите, глядя на облака (лес, реку, горы и т. д.).
267. Прочитайте текст. Какую привычку людей автор не принимает? Назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Мне под..рили зимой пр..восходный (не)пром..каемый плащ серого цвета. Весна пр..шла солнечная, а потом стало жарко плащ..м (не, ни)разу (не)воспольз..вался. Лето было жаркое осень сухая. Так в первый год плащ мой пров..сел в гардероб.. и каждый раз переб..рая вешалки и встр..чая плащ я в копилку своей домашней души склад..вал пр..ятное чувство обл..дания хорошей вещью очень полезной при общени.. с пр..родой.
Потом в следующий год было опять сухо и когда вышел и третий год сухим заговорили о том что климат м..няется в связи 3 с особым распол..жением солнечных пятен.
Только в четвёртом 3 году вышла сырая весна и в апреле когда пр..летают вальдшнепы лил дождь. Тогда я из своей копилк.. домашнего благополучия достал (не)пром..каемый 2 плащ и надев его отправился на охоту. И тогда ок..залось я напрасно стерёг домашний уют мой (не)пром..каемый плащ при встреч.. с первым дождём промок.
А сколько всего такого мы хр..ним (не)достойного среди сокровище?) нашей души.
268. Прочитайте сказку М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Определите стиль текста. Сформулируйте основную мысль текста. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Над какими видами орфограмм вы работали? • Какое устаревшее слово является синонимом слова болезнь? Какие ещё слова входят в этот синонимический ряд? • Составьте схему 2-го предложения.
Пр..пала совесть. (По)старому т..лпились люди на улицах и в т..атрах; (по)старому су..тились и ловили (на)лету куски, и (не, ни)кто (не, ни)догад..вался, что чего(то) вдруг стало (не)дост..вать и что в общем жизне(н, нн)ом оркестре перестала играть какая(то) дудка. Многие нач..ли даже чу(?)ствовать себя б..дрее и св..боднее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пр..смыкаться, обманывать, наушничать и кл..ветать. Всякую бол..сть вдруг как рукой сняло; люди (не)шли, а как(будто) неслись; (не, нищего (не, ни)ог..рчало их, (не, ни)чего (не, ни)заставляло задумат(?)ся: и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отд..валось им в руки, — им, счастливцам, (не, ни)заметившим пропажи совести.
Совесть пропала вдруг. почти мгнове(н, нн)о! Ещё вчера эта над..едливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждё(н, нн)ому воображению, и вдруг. ничего! И(з, с)чезли досадные признаки, а вместе с ними ул..глась и та нравстве(н, нн)ая смута, которую пр..водила за собой обл..чительница — совесть. Люди ост..рвенились; пошли грабежи и разбои, нач..лось вообще ра(з, зз)орение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерза(н, нн)ая, затопта(н, нн)ая ногами пешеходов. Всякий швырял её, как (негодную ветошь, (по)далыне от себя.
269. Ниже дан отрывок из дневника М. Пришвина 1925 года. В нём пи- сатель рассуждает о своём отношении к миру и к родной земле. Прочитайте. Определите стиль текста. Какие знаки завершения уместны в этом тексте? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Так оно конечно и лучше(бы) как(нибудь) работать гражданином мира но как пер..шагнуть через родину через самого себя Ведь только я сам действительно бли..кий к грубой материи своей родины могу пр..образить её поминутно спрашивая Тут (не)больно И если я слышу «больно» ощуп..ваю в другом месте свой путь Другой(то) разве стан..т так ц..ремонит(?)ся разве он за «естественным богатством» железа нефти и угля захоч..т чу(?)ствовать человека
Вот верно как(то) через ув..жение к родным (не)которым друз(?)ям и увенча(н, нн)ый родным словом я (не)отд..лим от России.
• Ответьте одним предложением на вопрос, что такое родная земля для М. Пришвина. Выпишите из составленного вами предложения словосочетания, определите вид связи.
Источник