Анализ стихотворения
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик — он льет три дня.
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня — в конюшню, а сам — к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
«Вы зря разгневались, милый ангел,-
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок.
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог — был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой.
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина — тюрьма, тюрьма. »
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла.
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была —
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала.
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, все помнящий аксакал.
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с русской поэзией. Уже с самого раннего детства мы начинаем постепенно знакомиться с его творчеством. Это, прежде всего, его сказки : о золотой рыбке, о мёртвой царевне и семи богатырях.… Позже наш кругозор становится шире, и мы можем обратиться к его более серьёзным литературным шедеврам.
В России, мне кажется, нет и не может быть такого человека, который не знаком с творчеством Пушкина. Это, можно сказать без сомнения, самый известный поэт (и наверняка не только в России, но и за рубежом). Я, конечно же, не имею в виду, что другие писатели и, в особенности, поэты хуже и менее талантливы. Нет. Просто известность Пушкина как поэта обуславливается тем, что именно он заложил основы русской поэзии, начал этот трудный путь, предоставив будущим поколениям множество тем для размышлений.
И, конечно же, поэты, в том числе и поэтессы, всех последующих времён не забывают (и не имеют права) о «родоначальнике» истинно русской поэзии – Александре Сергеевиче Пушкине. Очень часто, изучая лирику самых различных поэтов, я сталкивалась со стихотворениями, посвященными Пушкину, или просто каким-то образом связанными с ним. И сейчас я столкнулась с очередным подобным стихотворением, которое включает в себя и биографический эпизод из жизни поэта, и одновременно дает нам пищу для размышлений: а все-таки, кто же он такой? и как его творчество повлияло на разум отдельного человека и всего русского народа в целом? После прочтения стихотворения ответы становятся очевидны. А стихотворение это – «Болдинская осень» — написано талантливой поэтессой Юлией Друниной.
Название этого замечательного стихотворения – «Болдинская осень» — говорит само за себя. Каждый, кто хотя бы на минимальном уровне знаком с творчеством А.С.Пушкина, скажет: Осень в Болдино – короткий, но самый плодотворный период в жизни поэта( хотя и на это имеются свои причины, но об этом будет упомянуто в дальнейшем).
А теперь перейдем непосредственно к анализу самого произведения, чтобы убедиться на конкретном примере, как высоко оценивается Осень Пушкина в Болдино, и каким благоговением поэтесса рассказывает нам об этом периоде.
Очень часто тема произведения содержится в его названии. И в нашем случае это именно так. Поэтому с определение темы не возникло никаких трудностей: Болдинская осень – вот о чем нам поведает Юлия Друнина в своем незаурядном, но необычайно точном( в отношении данного периода в творчестве и жизни Пушкина) стихотворении, которое наполнено интереснейшими образами и картинами.
Начинается стихотворение с обычной, на первый взгляд, пейзажной зарисовки. Автор предоставляет нашему взору осеннюю картину. Но посмотрите только, какая она? Дует ветер, льёт дождь уже три дня подряд.… Уже само начало проникнуто грустью, унынием. И, кажется, нет этому конца: и ветер будет так же вздыхать, и дождь будет лить свои слезы на давно уже продрогшую землю. Но здесь поэтесса переключает наше внимание на главного героя картины – всадника. Он очень спешит. пришпоривает коня изо всех сил. всадник, по выражению автора, словно летит над землёй. И зачем все это? Ответ прост. Первым делом всадник бросился к бумаге, чтобы написать «письмо невесте, письмо в Москву». Имя всадника поэтесса нам не называет. Но я могу сказать без сомнения: всадник – это и есть наш знаменитый Пушкин. А Юлия Друнина не указывает на личность всадника, мне кажется, чтобы мы могли самостоятельно понять это стихотворение, вникнуть в его суть. К тому же здесь не приходится и сомневаться, что это именно он. Стоит только лишь прочитать дальше. Всадник пишет письмо даме своего сердца, в Москву, где говорит, что живет здесь как узник в тюрьме. И тут же упоминает причину своего заточения – «но путь закрыт госпожою Холерой», карантин.
Сопоставив некоторые факты биографии А.С.Пушкина, в частности его нахождение в Болдино, с этим стихотворением, получаем точную картину действительности. Здесь, наверное, следует рассказать о Болдинской осени Пушкина немного подробнее. дело в том, что Пушкин вынужден был находиться в Болдино из-за холерных карантинов (сравните: «…но путь закрыт госпожой Холерой, Бред карантина — тюрьма, тюрьма»). А в Москве его жала невеста — Наталья Гончарова. Письмо всадника адресовано ей.
И здесь, в Болдино, Пушкину ничего не оставалось, как заниматься творчеством. Три месяца провёл поэт в Болдино. Это короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за эти долгие месяцы вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующие десятилетия. Наверняка здесь немалую роль также сыграло то обстоятельство, что осень — любимое время года Пушкина. Но не только это. На мой взгляд, автор хочет показать нам, что поэт находится в состоянии влюблённости. А в этом состоянии люди способны на многое, ведь недаром говорят, что любовь творит чудеса. И она действительно творит… .
Разбираем наше стихотворение дальше. Письмо всадника обрывается, он устал. И дальше мы уже можем наблюдать мысли, переживания лирического героя данного стихотворения. Восклицание «О злая Болдинская осень» сказано, мне кажется, с каким-то чувством горечи, и даже сожаления. Особо здесь выделяется эпитет «злая осень». Почему злая? Ответ прост. Всё из-за вынужденного затворничества. Душа рвётся к любимой, а он здесь. Пушкин действительно чувствует себя здесь «как узник в тюрьме». «На сердце серо» — вот состояние души поэта. Вот почему осень злая.
Но что это? Следом же следуют слова — «Какою доброю ты была…». К чему эта антитеза? И как всё это объяснить? Всё просто. Вчитаемся в следующие строки:
…какою доброю ты была-
так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!
Вот в чём причина доброты той осени! Ведь, как я уже упоминала, в тот период Пушкиным было написано много новых произведений, закончены начатые им ранее. При том произведения были разноплановые — и по содержанию, и по тематике, и по форме. Первыми были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Одновременно шла работа над последними главами «Евгения Онегина». Одна за другой появлялись маленькие трагедии — цикл философско-психологических «пьес для чтения»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «каменный гость», «Пир во время чумы». Эта осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде». Ну и, конечно же, не обошлось без стихотворений, которых было написано около тридцати штук. Среди них такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Для берегов Отчизны дальней…», «Заклинание» и многие другие.
Вот сколько подарила нам, читателям, Болдинская осень, подарила Вечности (именно с большой буквы, как и написано в стихотворении), запечатлев навеки для нас образ того Пушкина. «Так много русской земле дала!». Эти слова останутся в моей памяти надолго. И ещё. Я считаю, что именно эти строки, которые я сейчас упомянула, отражают идею самого произведения. Ради этих слов было написано это стихотворение. Оно должно было нам показать, насколько же всё-таки важна эта Осень, рассказать о её значении для творчества Пушкина и для нас. И, мне кажется, свою задачу именно в этом плане она выполнила.
Заканчивается стихотворение подобно тому, как и начиналось. Присутствует некая пейзажная зарисовка. Как будто всё та же осень. Кажется, ничего не изменилось. Но сквозь осенний пейзаж наружу пробиваются слова лирического героя:
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал
С благоговеньем — слово, означающее бережное отношение, уважение и даже восторг. И вот только лишь одно соприкосновение с миром Поэта побуждает к творчеству. Одним словом, поэтесса сумела показать чувство, волнующее её по этому поводу и отдала дань уважения Пушкину.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, всё помнящий аксакал.
Пушкин и его бессмертные произведения останутся в Вечности, останутся с нами. Его перечитывают из года в год. Его помнят. И будут помнить
Когда я читала стихотворение в первый раз, мне показалось, что стихотворение проникнуто грустным настроением. Так, наверное, и есть в некоторой степени. Всё-таки психологический параллелизм делает своё дело. Ненастная осенняя погода соответствует состоянию души всадника — Пушкина ( сравните: «А небо серо, на сердце серо» ). И сразу чувствуешь, что и в твоей душе поселяются ростки отчаяния, грусти, сочувствия. Это правильно. Значит стихотворение написано в нужном эмоциональном ключе и способно оказывать психологическое влияние, не оставляя наши сердца равнодушными. И на самом деле, когда вчитываешься в смысл произведения, понимаешь насколько стихотворение пропитано уважением к Пушкину – поэту. Каждое слово говорит само за себя.
А если ещё понаблюдать за звуковым оформлением, то всё вышесказанное только лишь усилит своё значение и поможет прочувствовать стихотворение ещё глубже.
Начало стихотворения отличается некоторой монотонностью, свойственной осеннему дождю, всё спокойно. Но вот появляется мокрый всадник и темп стихотворения убыстряется, показывая нам, что он действительно спешит. Наглядным примером этому может послужить следующая синтаксическая конструкция (эллипсис):
Коня—в конюшню, а сам—к бумагам
Письмо невесте, письмо в Москву
Неполные предложения, повтор — лишь усиливают динамичность сюжета. Отдельно, с данной точки зрения, следует рассмотреть письмо, которое всадник только начал писать. Он сразу спешит успокоить невесту, пытаясь объяснить причину своего долгого отсутствия. Интонация спокойная. И всё-таки ему не удается сохранить это спокойствие — эмоции захлёстывают его:
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог—был у ваших ног!
Письмо не закончено: стоит многоточие. Вероятно, очень многое ему ещё хочется сказать. В заключение стихотворения всё та же монотонность. Как будто и не было этих восклицаний.
Стоит отметить, что немаловажно здесь значение такого инструмента как звукопись. Повтор звука [э] (ассонанс) в начале создает впечатление дующего ветра, различных звуков природы. Но в то же время аллитерация (звук [т]) создает спокойную обстановку – обстановку одиночества ( и все это за счет того, что звук [т] – нерезкий, тихий, спокойный).
Важным является также то, что стихотворение написано ямбом. Все в этом лирическом размышлении способствует восприятию нами этого стихотворения. В том числе и метрика.
Написана «Болдинская осень» как единое целое: здесь отсутствует деление на строфы. Но по смыслу я бы выделила из этого монолита несколько микротем:
1.Пейзажная зарисовка
2.Письмо к невесте
3.Размышления лирического героя
4.Пейзажная зарисовка
Начало и конец стихотворения как бы перекликаются друг с другом и помогают сохранить единство тематики произведения. Все выделенные мной микротемы по-своему соответствуют главной теме и объединяются ею же в единое целое — «Болдинская осень».
Неслучайно для этого стихотворения выбран и способ рифмовки – перекрестный. Мне кажется, это самый простой способ из существующих, благодаря которому поэтесса Юлия Друнина смогла в доступной для нас форме, без излишней вычурности донести до нас главный смысл своего маленького шедевра. Рифмуются здесь последние слова в строках — это конечная рифма (также наиболее распространенная). В стихотворении присутствует и односложная (мужская): дня-коня, целине-окне, — и двусложная (женская) рифма: бумаге -ангел, закрыли -крыльев.
Ну и, конечно же, анализ любого произведения, будь то лирика или проза, невозможно без выделения различных изобразительно-выразительных средств, которых в данном стихотворении великое множество.
Первым делом хочу отметить присутствие эпитетов — образных определений, которые придают стихотворению «Болдинская осень» особую поэтичность. Перечислю самые запоминающиеся из них: седой, мудрый стрепет, крепыш дубок, злая осень…
Если вглядеться в строки стихотворения, можно обнаружить почти в каждой из них присутствие метафоры. «Дождик штрихует степи», «стоит на страже крепыш дубок», «госпожа Холера», «всадник летит», «сгребает листья ветров метла» — разве возможно было создать тот запоминающийся образ Болдинской осени без этого средства образной выразительности.
Олицетворения, представленные здесь, словно оживляют нарисованную нашим воображением картину. «Вздыхает ветер»… И сразу представляется не пустой поток воздуха, а наделенное разумом существо, которое обладает способностью жить, обладает настроением.
А многочисленные сравнения позволяют нам заглянуть в особый мир – мир чудес Вот примеры: «живу как узник», «дубок, словно верный витязь», «сумерки, как чернила».
В конечном итоге, сплав всех перечисленных средств образной выразительности создает ту непередаваемую атмосферу, которая очаровывает читателя и оставляет после прочтения легкое чувство восторга. К этому стихотворению хочется возвращаться и возвращаться. Оно не только покоряет своим художественным совершенством, но и заряжает творческой энергетикой, её нам передает лирический герой, охваченный восторгом от соприкосновения с местом, где жил и творил Великий Поэт.
Источник
Стихотворение и анализ «Осень»
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь ,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?
Краткое содержание
Начинается стихотворение с описания картины осени и ощущений, которые она вызывает у автора. Почти осыпались листья , сквозь полузамерзший пруд все еще пробивается тонкий ручей. Начинается сезон охоты. Во всем ощущается приближение холодов.
Далее идет перечисление недостатков других времен года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Минус весны поэт видит в том, что она не дает ему сосредоточиться на работе, так как в это время «бродит кровь ». Зиму поэт считает относительно неплохой порой, потому что в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор вполне бы мог полюбить лето, «когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи».
Пушкин снова возвращается к любимой осени. Мало, кому по душе это печальное время года, возможно, он и сам не может объяснить, чем привлекает его эта грустная пора, но: «из годовых времен я рад лишь ей одной».
Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.
Осень. Большое Болдино
Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще есть, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримое противоборство.
Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь:
«Легко и радостно играет в сердце кровь ,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…»
В финале автор сравнивает свое творчество с кораблем, и в стихотворении повисает открытый вопрос: «Куда ж нам плыть?»
Анализ
История создания
Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной. Несмотря на то, что период его пребывания в имении был вдвое короче предыдущего (1830 год), сделано поэтом было не меньше.
Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить «Историю Пугачевского бунта» и «Песни западных славян», начать «Пиковую даму», написать поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Апофеозом творческого вдохновения поэта стало стихотворение «Осень».
Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.
Персонажи и образы
В данном стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года.
Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Автор не может объяснить своей привязанности к этой поре и сравнивает ее с чахоточной девой: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. На смерть осуждена, бедняжка клонится без ропота, без гнева…» Этот пронзительный символ-сравнение красоты и увядания еще раз говорит о гениальности великого русского поэта.
Композиция
По композиции стихотворение можно поделить на три части. В первой читатель видит картину унылого осеннего пейзажа, вторая часть посвящена описанию остальных времен года, и третья часть – возврат к осенней теме и анализ автором своих ощущений. Стихотворение написано октавами – то есть, строфами, состоящими из восьми строчек, и одного финального одностишия.
По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого очень легко передается неспешность и размеренность повествования. Вкупе с объемной строфой этот размер образует непередаваемый ритмический узор, который погружает читателя в осеннюю негу.
В шести из восьми строчек автор использовал две перекрестных рифмы, в двух последних строках рифма парная. Через строфу идет чередование женских и мужских рифмовок.
Стихотворение насыщено средствами художественной выразительности:
метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;
эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса».
Автор прибегает к оксюморону (сочетание двух противоречащих друг другу понятий): «пышное…увяданье»; инверсии: «Люблю я пышное природы увяданье», анафоре: «И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы», аллитерации: «Унылая пора! оЧей оЧарованье!». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а отрывок из него, начинающийся словами «Унылая пора…» стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Кроме того, первая фраза отрывка многими цитируется по настоящее время с приходом осени.
Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступают увядание и смерть. В этой неумолимости и заключается весь трагизм бытия.
Несмотря на это, Пушкин не поддается пессимизму и рассказывает читателю, что каждой осенью как будто рождается вновь. Тем самым, он предлагает под другим углом взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только взглянуть на «в багрец и золото одетые леса». Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.
Источник