Бродский уходишь осенью обратно
П ростимся.
До встреч в могиле.
Близится наше время.
Ну, что ж?
М ы не победили.
Мы умрем на арене.
Тем лучше.
Не облысеем
от женщин, от перепоя.
. А небо над Колизеем
такое же голубое,
как над родиной нашей,
которую зря покинули
ради истин,
а также
ради богатства римлян.
В прочем,
нам не обидно.
Разве это обида?
Просто такая,
видно,
выпала нам
планида.
Б лизится наше время.
Люди уже расселись.
Мы умрем на арене.
Л юдям хочется зрелищ.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье.
. А мы хотели просто уцелеть.
П ростите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
. С кажите. там.
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
. Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы.
А х, что вы говорите — дальний путь.
Какой-нибудь ближайший полустанок.
Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь.
Я вовсе налегке. Без чемоданов.
Д а-да. Пора идти. Благодарю.
Да-да. Пора. И каждый понимает.
Безрадостную зимнюю зарю
над родиной деревья поднимают.
В се кончено. Не стану возражать.
Ладони бы пожать — и до свиданья.
Я выздоровел. Нужно уезжать.
Да-да. Благодарю за расставанье.
В ези меня по родине, такси.
Как будто бы я адрес забываю.
В умолкшие поля меня неси,
я, знаешь ли, с отчизны выбываю.
К ак будто бы я адрес позабыл:
к окошку запотевшему приникну
и над рекой, которую любил,
я расплачусь и лодочника крикну.
(Все кончено. Теперь я не спешу.
Езжай назад спокойно, ради бога.
Я в небо погляжу и подышу
холодным ветром берега другого.)
Н у, вот и долгожданный переезд.
Кати назад, не чувствуя печали.
Когда войдешь на родине в подьезд,
я к берегу пологому причалю.
У подножия пьедестала
мы разобьем клумбу,
а если позволят отцы города, —
небольшой сквер,
и наши дети
будут жмуриться на толстое
оранжевое солнце,
принимая фигуру на пьедестале
за признанного мыслителя,
композитора
или генерала.
У подножия пьедестала — ручаюсь —
каждое утро будут появляться
цветы.
Поставим памятник,
который никому не помешает.
Даже шоферы
будут любоваться его величественным силуэтом.
В сквере
будут устраиваться свидания.
Поставим памятник,
мимо которого мы будем спешить на работу,
около которого
будут фотографироваться иностранцы.
Ночью мы подсветим его снизу прожекторами.
П оставим памятник лжи.
П о городам, поделенным на жадность,
он катится, как розовый транзит,
о, очень приблизительная жалость
в его глазах намеренно скользит.
Н о снежная Россия поднимает
свой утлый дым над крышами имен,
как будто он еще не понимает,
но всё же вскоре осознает он
ее полуовальные портреты,
ее глаза, а также голоса,
к эстетике минувшего столетья
анапесты мои соотнеся.
В иных домах, над запахами лестниц,
над честностью, а также над жульем,
мы доживем до аналогий лестных,
до сексуальных истин доживем.
В иных домах договорим о славе,
и в жалости потеющую длань,
как в этих скудных комнатах, оставим
агностицизма северную дань.
П рости, о, Господи, мою витиеватость,
неведенье всеобщей правоты
среди кругов, овалами чреватых,
и столь рациональной простоты.
П рости меня — поэта, человека —
о, кроткий Бог убожества всего,
как грешника или как сына века,
всего верней — как пасынка его.
К ак будто все мы — только гости поздние,
как будто наспех поправляем галстуки,
как будто одинаково — погостами —
покончим мы, разнообразно алчущие.
Н о, сознавая собственную зыбкость,
Ты будешь вновь разглядывать улыбки
и различать за мишурою ценность,
как за щитом самообмана — нежность.
О , ощути за суетностью цельность
и на обычном циферблате — вечность!
О н думал:
За стенами чисто.
Он думал,
Что дальше — просто.
. О н спасся от самоубийства
Скверными папиросами.
И начал бродить по селам,
По шляхам,
Желтым и длинным;
Он писал для костелов
Иуду и Магдалину.
И это было искусство.
А после, в дорожной пыли
Его
Чумаки сивоусые
Как надо похоронили.
Молитвы над ним не читались,
Так,
Забросали глиной.
Но на земле остались
Иуды и Магдалины!
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.
Д ля себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.
М ожет, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зерна.
И навек засыпали.
А потом — их землей засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от холода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.
Н ичего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.
М имо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
. И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
К аждый пред Богом
наг.
Жалок,
наг
и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Ибо вечность —
богам.
Бренность —
удел быков.
Богово станет
нам
Сумерками богов.
И надо небом
рискнуть,
И, может быть,
невпопад
Еще не раз нас
распнут
И скажут потом:
распад.
И мы
завоем
от ран.
Потом
взалкаем даров.
У каждого свой
храм.
И каждому свой
гроб.
Юродствуй,
воруй,
молись!
Будь одинок,
как перст.
. Словно быкам —
хлыст,
вечен богам
крест.
Ч ерез два года
высохнут акации,
упадут акции,
поднимутся налоги.
Через два года
увеличится радиация.
Через два года.
Через два года.
Ч ерез два года
истреплются костюмы,
перемелем истины,
переменим моды.
Через два года
износятся юноши.
Через два года.
Через два года.
Ч ерез два года
поломаю шею,
поломаю руки,
разобью морду.
Через два года
мы с тобой поженимся.
Через два года.
Через два года.
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Н о лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Д а. Лучше поклонятся данности
с убогими ее мерилами,
которые потом по крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
З апоминать пейзажи
за окнами в комнатах женщин,
за окнами в квартирах
родственников,
за окнами в кабинетах
сотрудников.
Запоминать пейзажи
за могилами единоверцев.
З апоминать,
как медленно опускается снег,
когда нас призывают к любви.
Запоминать небо,
лежащее на мокром асфальте,
когда напоминают о любви к ближнему.
Запоминать,
как сползающие по стеклу мутные потоки дождя
искажают пропорции зданий,
когда нам объясняют, что мы должны
делать.
Запоминать,
как над бесприютной землею
простирает последние прямые руки
крест.
Л унной ночью
запоминать длинную тень,
отброшенную деревом или человеком.
Лунной ночью
запоминать тяжелые речные волны,
блестящие, словно складки поношенных
брюк.
А на рассвете
запоминать белую дорогу,
с которой сворачивают конвоиры,
запоминать,
как восходит солнце
над чужими затылками конвоиров.
В прочем, он
не испытывает безразличия,
ибо от него осталась лишь горсть пепла,
смешавшегося с миром, с пыльной дорогой,
смешавшегося с ветром,
с большим небом,
в котором он не находил Бога.
Ибо не обращал свой взор к небу.
Земля — она была ему ближе.
И он изучал в Сарагоссе право Человека
и кровообращение Человека —
в Париже.
Да. Он никогда не созерцал
Бога
ни в себе,
ни в небе,
ни на иконе,
потому что не отрывал взгляда
от человека и дороги.
Потому что всю жизнь уходил
от погони.
Сын века — он уходил от своего
века,
заворачиваясь в плащ
от соглядатаев,
голода и снега.
Он, изучавший потребность
и возможность
человека,
Человек, изучавший Человека для Человека.
Он так и не обратил свой взор
к небу,
потому что в 1653 году,
в Женеве,
он сгорел между двумя полюсами века:
между ненавистью человека
и невежеством человека.
I
О на:
Ах, любезный пастушок,
у меня от жизни шок.
О н:
Ах, любезная пастушка,
у меня от жизни — юшка.
В месте:
Руки мерзнут. Ноги зябнут.
Не пора ли нам дерябнуть.
II
О на:
Ох, любезный мой красавчик,
у меня с собой мерзавчик.
О н:
Ах, любезная пастушка,
у меня с собой косушка.
В месте:
Славно выпить на природе,
где не встретишь бюст Володи!
III
О на:
До свиданья, девки-козы,
возвращайтесь-ка в колхозы.
О н:
До свидания, буренки,
дайте мне побыть в сторонке.
В месте:
Хорошо принять лекарства
от судьбы и государства!
IV
О на:
Мы уходим в глушь лесную.
Брошу книжку записную.
О н:
Удаляемся от света.
Не увижу сельсовета.
В месте:
Что мы скажем честным людям?
Что мы с ними жить не будем.
V
О н:
Что мы скажем как с облавой
в лес заявится легавый?
О на:
Что с милёнком по душе
жить, как Ленин, в шалаше.
В месте:
Ах, пастушка, ты — философ!
Больше нет к тебе вопросов.
VI
О на:
Буду голой в полнолунье
я купаться, как Колдунья.
О н:
И на зависть партизанам
стану я твоим Тарзаном.
В месте:
В чаще леса, гой-еси,
лучше слышно Би-Би-Си!
VII
О на:
Будем воду без закуски
мы из речки пить по-русски.
О н:
И питаясь всухомятку
станем слушать правду-матку.
В месте:
Сладко слушать заграницу,
нам дающую пшеницу.
VIII
О на:
Соберу грибов и ягод,
чтобы нам хватило на год.
О н:
Лес, приют листов и шишек,
не оставит без дровишек.
В месте:
Эх, топорик дровосека
крепче темени генсека!
IX
О на:
Я в субботу дроле баню
под корягою сварганю.
О н:
Серп и молот бесят милку.
Подарю ей нож и вилку.
В месте:
Гей да брезгует шершавый
ради гладкого державой!
X
О на:
А когда зима нагрянет
милка дроле печкой станет.
О н:
В печке той мы жар раздуем.
Ни черта. Перезимуем.
В месте:
Говорят, чем стужа злее,
тем теплее в мавзолее.
XI
О на:
Глянь, стучит на елке дятел
как стукач, который спятил.
О н:
Хорошо вослед вороне
вдаль глядеть из-под ладони.
В месте:
Елки-палки, лес густой!
Нет конца одной шестой.
XII
О на:
Ах, вдыхая запах хвои,
с дролей спать приятней вдвое!
О н:
Хорошо дышать березой,
пьяный ты или тверезый.
В месте:
Если сильно пахнет тленом,
это значит где-то Пленум.
XIII
О на:
Я твоя, как вдох озона.
Нас разлучит только зона.
О н:
Я, пастушка, твой до гроба.
Если сядем, сядем оба.
В месте:
Тяжелы статей скрижали.
Сядем вместе. Как лежали.
XIV
О на:
Что за мысли, в самом деле!
Точно гриб поганый съели.
О н:
Дело в нём, в грибе поганом:
В животе чекист с наганом.
В месте:
Ну-ка вывернем нутро
на состав Политбюро!
XV
О на:
Славься, лес, и славься, поле!
Стало лучше нашей дроле!
О н:
Славьтесь, кущи и опушки!
Полегчало враз пастушке!
В месте:
Хорошо предаться ласке
после сильной нервной встряски.
XVI
О на:
Хорошо лобзать моншера
без Булата и торшера
О н:
Славно слушать пенье пташки
лежа в чаще на милашке.
В месте:
Слава полю! Слава лесу!
Нет — начальству и прогрессу.
В месте:
С государством щей не сваришь.
Если сваришь — отберёт.
Но чем дальше в лес, товарищ,
тем, товарищ, больше в рот.
Н и иконы, ни Бердяев,
ни журнал «За рубежом»
не спасут от негодяев,
пьющих нехотя Боржом.
Г лянь, стремленье к перемене
вредно даже Ильичу.
Бросить всё к едрене фене —
вот что русским по плечу.
В ласти нету в чистом виде.
Фараону без раба
и тем паче — пирамиде
неизбежная труба.
П риглядись, товарищ, к лесу!
И особенно к листве.
Не чета КПССу,
листья вечно в большинстве!
В чем спасенье для России?
Повернуть к начальству «жэ».
Волки, мишки и косые
это сделали уже.
М ысль нагнать четвероногих
нам, имеющим лишь две,
привлекательнее многих
мыслей в русской голове.
Б росим должность, бросим званья,
лицемерить и дрожать.
Не пора ль венцу созданья
лапы теплые пожать?
Г лаголы без существительных. Глаголы — просто.
Глаголы,
которые живут в подвалах,
говорят — в подвалах, рождаются — в подвалах
под несколькими этажами
всеобщего оптимизма.
К аждое утро они идут на работу,
раствор мешают и камни таскают,
но, возводя город, возводят не город,
а собственному одиночеству памятник воздвигают.
И уходя, как уходят в чужую память,
мерно ступая от слова к слову,
всеми своими тремя временами
глаголы однажды восходят на Голгофу.
И небо над ними
как птица над погостом,
и, словно стоя
перед запертой дверью,
некто стучит, забивая гвозди
в прошедшее,
в настоящее,
в будущее время.
Н икто не придет, и никто не снимет.
Стук молотка
вечным ритмом станет.
З емли гипербол лежит под ними,
как небо метафор плывет над нами!
И мы опять играем временами
в больших амфитеатрах одиночеств,
и те же фонари горят над нами,
как восклицательные знаки ночи.
Ж ивем прошедшим, словно настоящим,
на будущее время не похожим,
опять не спим и забываем спящих,
и так же дело делаем все то же.
Х рани, о юмор, юношей веселых
в сплошных круговоротах тьмы и света
великими для славы и позора
и добрыми — для суетности века.
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя, одна твоя вина.
И хорошо. Спасибо. Слава Богу.
К ак хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
К ак хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.
К ак хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах.
З има, зима, я еду по зиме,
куда-нибудь по видимой отчизне,
гони меня, ненастье, по земле,
хотя бы вспять гони меня по жизни.
Н у, вот Москва и утренний уют
в арбатских переулках парусинных,
и чужаки попрежнему снуют
в январских освещенных магазинах.
И желтизна разрозненных монет,
и цвет лица криптоновый все чаще,
гони меня: как новый Ганимед
хлебну зимой изгнаннической чаши.
И не пойму, откуда и куда
я двигаюсь, как много я теряю
во времени, в дороге, повторяя:
ох, боже мой, какая ерунда.
О х, боже мой, не многого прошу,
ох, боже мой, богатый или нищий,
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней, и сладостней, и чище.
М елькай, мелькай по сторонам, народ,
я двигаюсь, и кажется отрадно,
что, как Улисс, гоню себя вперед,
но двигаюсь попрежнему обратно.
Т ак человека встречного лови
и все тверди в искусственном порыве:
от нынешней до будущей любви
живи добрей, страдай неприхотливей.
К ак широко на набережных мне,
как холодно и ветрено и вечно,
как облака, блестящие в окне,
надломленны, легки и быстротечны.
И осенью и летом не умру,
не всколыхнется зимняя простынка,
взгляни, любовь, как в розовом углу
горит меж мной и жизнью паутинка.
И что-то, как раздавленный паук,
во мне бежит и странно угасает.
Но выдохи мои и взмахи рук
меж временем и мною повисают.
Д а. Времени — о собственной судьбе
кричу все громче голосом печальным.
Да. Говорю о времени себе,
но время мне ответствует молчаньем.
Л ети в окне и вздрагивай в огне,
слетай, слетай на фитилечек жадный.
Свисти, река! Звони, звони по мне,
мой Петербург, мой колокол пожарный.
П усть время обо мне молчит.
Пускай легко рыдает ветер резкий
и над моей могилою еврейской
младая жизнь настойчиво кричит.
Т ак что-то движется меж нами,
живет, живет, отговорив,
и, побеждая временами,
зовет любовников своих.
И вся-то жизнь — биенье сердца,
и говор фраз, да плеск вины,
и ночь над лодочкою секса
по светлой речке тишины.
П ростимся, позднее творенье
моих навязчивых щедрот,
побед унылое паренье
и утлой нежности полет.
О Господи, что движет миром,
пока мы слабо говорим,
что движет образом немилым
и дышит обликом моим.
З атем, чтоб с темного газона
от унизительных утрат
сметать межвременные зерна
на победительный асфальт.
О , все приходит понемногу
и говорит — живи, живи.
Кружи, кружи передо мною
безумным навыком любви.
С вети на горестный посев,
фонарь сегодняшней печали,
и пожимай во тьме плечами
и сокрушайся обо всех.
Н аверх по лестнице непрочной,
звонок и после тишина,
войди в квартиру, этой ночью
увидишь реку из окна.
П оймешь, быть может, на мгновенье,
густую штору теребя,
во тьме великое стремленье
нести куда-нибудь себя,
где двести лет, не уставая,
все плачет хор океанид,
за все мосты над островами,
за их васильевский гранит,
и перед этою стеною
себя на крике оборви
и повернись к окну спиною,
и ненадолго оживи.
Т ак где-то на рассвете в сентябре
бредешь в громадном проходном дворе,
чуть моросит за чугуном ворот,
сухой рукой ты вытираешь рот,
и вот выходишь на пустой проспект,
и вдоль витрин и вымокших газет,
вдоль фонарей, оград, за поворот
все дальше ты уходишь от ворот,
в которых всё живут твои друзья,
которых ни любить, ни гнать нельзя,
все дальше, дальше ты. И на углу
сворачиваешь в утреннюю мглу.
С тупай, ступай. И думай о себе.
В твоей судьбе, как и в любой судьбе,
переплелись, как теплые тела,
твои дела и не твои дела
с настойчивой усталостью души.
Ты слышишь эту песенку в тиши:
В перед-вперед, отечество мое,
куда нас гонит храброе жулье,
куда нас гонит злобный стук идей
и хор апоплексических вождей.
В перед-вперед, за нами правота,
вперед-вперед, как наша жизнь верна,
вперед-вперед, не жалко живота,
привет тебе, счастливая война.
В перед-вперед, за радиожраньем,
вперед-вперед, мы лучше всех живем,
весь белый свет мы слопаем живьем,
хранимые лысеющим жульем,
хвала тебе, прелестный белый свет,
хвала тебе, удачная война,
вот я из тех, которым места нет,
рассчитывай не слишком на меня.
П рощай, прощай, когда-нибудь умру,
а ты, сосед, когда-нибудь ответь
Лжецу, который делает игру,
когда тебе понадобится смерть.
Т ы слышишь эту песенку в тиши.
Иди, иди, пройти квартал спеши.
Ступай, ступай, быстрее проходи,
Ступай, ступай, весь город впереди.
Ступай, ступай, начнется скоро день
твоих и не твоих поспешных дел.
Вот так всегда — здесь время вдаль идет,
а кто-то в стороне о нем поет.
Ступай, ступай, быстрее проходи.
Иди, иди, весь город впереди.
Еще на день там возникает жизнь,
но к шествию ты присоединись,
а если надо — будешь впереди,
квартал с поющим песню обойди.
И снова наступает забытье,
и льется свет от лампы до бумаги,
глядят в окно на странное житье
пугающие уличные знаки.
Комком бумажным катится твой век
вдоль подворотен, вдоль по диабазу
и в переулках пропадает сразу.
А ты смотри, ты все смотри наверх.
Х оть что-нибудь увидишь в небесах,
за новыми заметишь облаками.
К ак странно обнаружить на часах
всю жизнь свою с разжатыми руками
и вот понять: она — как забытье,
что не прожив ее четвертой части,
нежданно оказался ты во власти
и вовсе отказаться от нее.
И день бежит, и дождь идет,
во мгле бежит авто,
и кто-то жизнь у нас крадет,
но непонятно кто.
Д ержи-лови, вперед, назад,
подонок, сука, тать!
Оттуда взять, отсюда взять,
кому потом продать.
З вонки, гудки, свистки, дела,
в конце всего — погост,
и смерть пришла, и жизнь прошла
как будто псу под хвост.
С вистеть щеглом и сыто жить,
а также лезть в ярмо,
потом и то и то сложить
и получить дерьмо.
И льется дождь, и град летит,
везде огни, вода,
но чей-то взгляд следит, следит
за мной всегда, всегда.
В лезай, влетай в окно, птенец,
вдыхай амбре дерьма,
стрельба и смерть — один конец,
а на худой — тюрьма.
И жизнь и смерть в одних часах,
о, странное родство!
Всевышний сыщик в небесах
и чье-то воровство.
Т ебе меня не взять, не взять,
не вдеть кольца в ноздрю,
рукою в глаз, коленом в зад,
и головой — в петлю!
Н ас ведет
Крысолов!
Крысолов!
вдоль па-не-
лей и цин-
ковых крыш,
и звенит
и летит
из углов
светлый хор
возвратив-
шихся крыс.
В ечный мальчик,
молодчик,
юнец,
вечный мальчик,
любовник,
дружок,
обер-нись
огля-нись,
наконец,
как вита-
ет над на-
ми снежок.
За спи-ной
полусвет,
полумрак,
только пят-
нышки, пят-
нышки глаз,
кто б ты ни
был — подлец
иль дурак,
все равно
здесь не вспом-
нят о нас!
Так за флей-
той настой-
чивей мчись,
снег следы
за-метет,
за-несет,
от безумья
забвеньем
лечись!
От забвенья
безумье
спасет.
Так спаси-
бо тебе,
Крысолов,
на чужби-
не отцы
голосят,
так спаси-
бо за слав-
ный улов,
никаких
возвраще-
ний назад.
К ак он вы-
глядит — брит
или лыс,
наплевать
на при-чес-
ку и вид,
но счастли-
вое пе-
ние крыс
как всегда
над Россией
звенит!
В от и жизнь,
вот и жизнь
пронеслась,
вот и город
заснежен
и мглист,
только пом-
нишь безум-
ную власть
и безум-
ный уве-
ренный свист.
Т ак запомни
лишь несколько
слов:
нас ведет
от зари
до зари,
нас ведет
Крысолов!
Крысолов!
Нас ведет
Крысолов —
повтори.
П лывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
П лывет в тоске необъяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
П лывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
П лывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый Год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.
П лывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Т вой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
Н и страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
— До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
— словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
П ростите описанье чувств,
фальшивую и злую ноту,
всю болтовню, но больше — грусть,
за матушку ее — длинноту.
Простите, что разверз сей хлев
пред Вами, Господи, простите.
Как будто, ног не отерев,
я в дом влезал. И не грустите:
ведь я-то помню свой оскал,
а также цену рифмованью,
а также все, что здесь искал
в грошовом самобичеваньи.
О не жалейте Ваших слов
о нас. Вы знаете ли сами,
что неубыточно любовь
делить Вам можно с небесами.
— В от что нас ждет, дружок,
до скончанья времен,
вот в чем твой сапожок
чавкать приговорен,
также как мой штиблет,
хоть и не нов на вид.
Гончую этот след
не воодушевит.
В от оттого нога,
возраст подметки для,
и не спешит в бега,
хоть велика земля.
Так что через плечо
виден беды рельеф,
где белеет еще
лампочка, перегорев.
В прочем, итог разрух —
с фениксом схожий смрад.
Счастье — суть роскошь двух;
горе — есть демократ.
Что для слезы — впервой,
то — лебеда росе.
Вдохновлены травой,
мы делаемся, как все.
Т о-то идут домой
вдоль большака столбы —
в этом, дружок, прямой
виден расчет судьбы,
чтобы не только бог,
ночь сотворивший с днем,
слиться с пейзажем мог
и раствориться в нем.
Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал, поблескивал паркет,
темнела печка, в раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Н о мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
П усть меня отпоет
хор воды и небес, и гранит
пусть обнимет меня,
пусть поглотит,
мой шаг вспоминая,
пусть меня отпоет,
пусть меня, беглеца, осенит
белой ночью твоя
неподвижная слава земная.
В се умолкнет вокруг.
Только черный буксир закричит
посредине реки,
иссупленно борясь с темнотою,
и летящая ночь
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою.
Н и тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
О глянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Н е поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
Я ждал автобус в городе Иркутске,
пил воду, замурованную в кране,
глотал позеленевшие закуски
в ночи в аэродромном ресторане.
Я пробуждался от авиагрома
и танцевал под гул радиовальса,
потом катил я по аэродрому
и от земли печально отрывался.
И вот летел над облаком атласным,
себя, как прежде, чувствуя бездомным,
твердил, вися над бездною прекрасной:
все дело в одиночестве бездонном.
Н е следует настаивать на жизни
страдальческой из горького упрямства.
Чужбина так же сродственна отчизне,
как тупику соседствует пространство.
1
П од вечер он видит, застывши в дверях:
два всадника скачут в окрестных полях,
как будто по кругу, сквозь рощу и гать,
и долго не могут друг друга догнать.
То бросив поводья, поникнув, устав,
то снова в седле возбужденно привстав,
и быстро по светлому склону холма,
то в рощу опять, где сгущается тьма.
Д ва всадника скачут в вечерней грязи,
не только от дома, от сердца вблизи,
друг друга они окликают, зовут,
небесные рати за рощу плывут.
И так никогда им на свете вдвоем
сквозь рощу и гать, сквозь пустой водоем,
не ехать ввиду станционных постов,
как будто меж ними не сотня кустов!
В ечерние призраки! — где их следы,
не видеть двойного им всплеска воды,
их вновь возвращает к себе тишина,
он знает из окриков их имена.
По сельской дороге в холодной пыли,
под черными соснами, в комьях земли,
два всадника скачут над бледной рекой,
два всадника скачут: тоска и покой.
2
П устая дорога под соснами спит,
смолкает за стеклами топот копыт,
я знаю обоих, я знаю давно:
так сердце звучит, как им мчаться дано.
Т ак сердце стучит: за ударом удар,
с полей наплывает холодный угар,
и волны сверкают в прибрежных кустах,
и громко играет любимый состав.
Р астаял их топот, а сердце стучит!
Нисходит на шепот, но все ж не молчит,
и, значит, они продолжают скакать!
Способны умолкнуть, не могут — смолкать.
Д ва всадника мчатся в полночную мглу,
один за другим, пригибаясь к седлу,
по рощам и рекам, по черным лесам,
туда, где удастся им взмыть к небесам.
3
И юльскою ночью в поселке темно.
Летит мошкара в золотое окно.
Горячий приемник звенит на полу,
и смелый Гиллеспи подходит к столу.
О т черной печали до твердой судьбы,
от шума в начале до ясной трубы,
от лирики друга до счастья врага
на свете прекрасном всего два шага.
Я жизни своей не люблю, не боюсь,
я с веком своим ни за что не борюсь.
Пускай что угодно вокруг говорят,
меня беспокоят, его веселят.
У каждой околицы этой страны,
на каждой ступеньке, у каждой стены,
в недальное время, брюнет иль блондин,
появится дух мой, в двух лицах един.
И просто за смертью, на первых порах,
хотя бы вот так, как развеянный прах,
потомков застав над бумагой с утра,
хоть пылью коснусь дорогого пера.
4
Д ва всадника скачут в пространстве ночном,
кустарник распался в тумане речном,
то дальше, то ближе, за юной тоской
несется во мраке прекрасный покой.
Д ва всадника скачут, их тени парят.
Над сельской дорогой все звезды горят.
Копыта стучат по заснувшей земле.
Мужчина и женщина едут во мгле.
падал переменно на виски,
чтоб зрачок не чувствовал суженья.
Это не избавит от тоски,
но спасет от головокруженья.
З аключенный, приникший к окну,
отражение сам и примета
плоти той, что уходит ко дну,
поднимая волну Архимеда.
Т юрьмы зиждутся только на том,
что отборные свойства натуры
вытесняются телом с трудом
лишь в объем гробовой кубатуры.
Ш нурки башмаков и манжеты брюк,
а вовсе не то, что есть вокруг,
мешает почувствовать мне наяву
себя — младенцем в хлеву.
Н а ужин вновь была лапша, и ты,
Мицкевич, отодвинув миску,
сказал, что обойдешься без еды.
Поэтому и я без риску
медбрату показаться бунтарем,
последовал чуть позже за тобою
в уборную, где пробыл до отбоя.
«Февраль всегда идет за январем.
А дальше март». Обрывки разговора.
Сиянье кафеля, фарфора,
вода звенела хрусталем.
М ицкевич лег, в оранжевый волчок
уставив свой невидящий зрачок.
(А может — там судьба ему видна.)
Бабанов в коридор медбрата вызвал.
Я замер возле темного окна,
и за спиною грохал телевизор.
«Смотри-ка, Горбунов, какой — там хвост».
«А глаз какой». «А видишь там нарост,
над плавником?» «Похоже на нарыв».
Так в феврале мы, рты раскрыв,
таращились в окно на звездных Рыб,
сдвигая лысоватые затылки,
в том месте, где мокрота на полу.
Где рыбу подают порой к столу,
но к рыбе не дают ножа и вилки.
Т опорщилось зерно под бороной,
и двигатель окрестность оглашал.
Пилот меж туч закручивал свой почерк.
Лицом в поля, к движению спиной,
я сеялку собою украшал,
припудренный землицею как Моцарт.
П рислушиваясь к грозным голосам,
стихи мои, отстав при переправе
за Иордан, блуждают по лесам,
оторваны от памяти и яви.
Их звуки застревают (как я сам)
на полпути к погибели и славе
(в моей груди), отныне уж не вправе
как прежде доверяться чудесам.
Н о как-то глуховато, свысока,
тебя, ты слышишь, каждая строка
благодарит за то, что не погибла,
за то, что сны, обстав тебя стеной,
теперь бушуют за моей спиной
и поглощают конницу Египта.
К акой простор для укоризн.
Со дня ареста
приятно чувствовать, что жизнь
у нас — ни с места.
Хлебнуть бы что-нибудь вдали
за Вашу радость,
но расстояния нули,
увы, не градус.
действительность поклон календарю
кладет и челобитную вручает
на прошлое. И новую зарю
от Вечности в награду получает.
Е му все снился виноград
вдали Италии родимой.
А ты что видишь? Ленинград
в зиме его неотразимой.
К огда по набережной снег
метет, врываясь на Литейный,
спиною к ветру человек
встает у лавки бакалейной.
Т огда приходит новый стих,
ему нет равного по силе.
И нет защитников таких,
чтоб эту точность защитили.
Т акая жгучая тоска,
что ей положена по праву
вагона жесткая доска,
опережающая славу.
«Работай, работай, работай. »
А. Блок
«Не спи, не спи, работай. »
Б. Пастернак
С мотри: экономя усилья,
под взглядом седых мастеров,
работает токарь Васильев,
работает слесарь Петров.
А в сумрачном доме напротив
директор счета ворошит,
сапожник горит на работе,
приемщик копиркой шуршит.
О рудует дворник лопатой,
и летчик гудит в высоте,
поэт, словно в чем виноватый,
слагает стихи о труде.
О , как мы работаем! Словно
одна трудовая семья.
Работает Марья Петровна,
с ней рядом работаю я.
Р аботают в каждом киоске,
работают в каждом окне.
О дин не работает Бродский,
все больше он нравится мне.
Я не философ. Нет, я не солгу.
Я старый человек, а не философ,
хотя я отмахнуться не могу
от некоторых бешеных вопросов.
Я грустный человек, и я шучу
по-своему, отчасти уподобясь
замку. А уподобиться ключу
не позволяет лысина и совесть.
Пусть те правдоискатели, что тут
не в силах удержаться от зевоты,
себе по попугаю заведут,
и те цедить им будут анекдоты.
Вот так же, как в прогулке нагишом,
вот так — и это, знаете, без смеха —
есть что-то первобытное в большом
веселии от собственного эха.
Серьезность, к сожалению, не плюс.
Но тем, что я презрительно отплюнусь,
я только докажу, что не стремлюсь
назад, в глубокомысленную юность.
Так зрелище, приятное для глаз,
башмак заносит в мерзостную жижу.
Хоть пользу диалектики как раз
в удобстве ретроспекции я вижу.
Я не гожусь ни в дети, ни в отцы.
Я не имею родственницы, брата.
Соединять начала и концы
занятие скорей для акробата.
Я где-то в промежутке или вне.
Однако я стараюсь, ради шутки,
в действительности стоя в стороне,
настаивать, что «нет, я в промежутке».
Poem list
Sad man jokes his own way Грустный человек шутит на свой манер (англ.) |
* * * В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. В деревне он в избытке. В чугуне он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу. Он изгороди ставит, выдает девицу за лесничего и, в шутку, устраивает вечный недолет объездчику, стреляющему в утку. В озможность же все это наблюдать, Т еперь конец моей и вашей дружбе. О ставим счеты. Я давно в неволе. С луженье Муз чего-то там не терпит. И скажет смерть, что не поспеть сарказму О ставим счеты. Вероятно, слабость. С апожник строит сапоги. Пирожник У ж скоро осень. Школьные тетради I II О н изучал картежный катехизис Ц умбайшпиль, бушевала глаукома, Н емецкий человек. Немецкий ум. III П ылают свечи. Мышь скребет под шкафом. П риходят и уходят мысли, черти. Т огда он написал в Каир депешу, IV О т человека, аллес, ждать напрасно: У нд гроссер дихтер Гёте дал описку, В конце концов, он мог бояться смерти. Н о доктор Фауст нихц не знал о Боге. V Б ог смотрит вниз. А люди смотрят вверх. У человека есть свой потолок, Т аков был доктор Фауст. Таковы О дин поток сметает их следы, А честный немец сам дер вег цурюк, VI Е сть истинно духовные задачи. Poem list |
A ganze Большой (нем.) Abgemacht Решено (нем.) Alles Все (нем.) Cher Дорогой (франц.) Cogito, ergo sum Я мыслю, следовательно существую (лат.) Das ist Это [есть] (нем.) Das ist ganze Это [есть] целая (нем.) Das wasser Вода (нем.) Dem zeit Времени [искаж.] (нем.) Dog Собака (англ.) Der grosse Большой (нем.) Der weg zurueck Обратный путь (нем.) Diamant Алмаз (нем.) Die kunst Искусство (нем.) Donnerwetter Чёрт возьми [устар. проклятие] (нем.) Еine kleine Одна маленькая (нем.) Fraeulein Девушка (нем.) Frau Женщина (нем.) Fruestueck Завтрак (нем.) Gehabt Имеет (нем.) Genosse Товарищ (нем.) Gott strafe England Боже, покарай Англию (нем.) Grosser dichter Великий поэт (нем.) Gute nacht Спокойной ночи (нем.) Herr Господин (нем.) Ich bin Я есть (нем.) Ich liebe Я люблю (нем.) Ja Да (нем.) Jawohl Да, ладно (нем.) Juedisch Еврейский (нем.) Macht Делает (нем.) Matrosen Матросы (нем.) Meine liebe herren Мои дорогие господа (нем.) Nein gehabt Не имеет [искаж.] (нем.) Nichts Ничто, ничего (нем.) Noch Ещё (нем.) D T —> Ofizieren Офицер (нем.) Schlafen Спать (нем.) Schnaps Водка (нем.) Schwarze Черные (нем.) September Сентябрь (нем.) Spazieren Прогуливаться (нем.) Sprache Язык [речь] (нем.) Ueber alles Превыше всего (нем.) Und И (нем.) Vater Отец (нем.) Vaterland Отечество (нем.) Veni, vidi, vici Пришёл, увидел, победил (лат.) Voelkisch Beobachter Народное обозрение [газета] (нем.) Was ist das Что [есть] это (нем.) Zum beispiel Например (нем.) Zum Faust К Фаусту (нем.) Н оминально пустынник, О тыскав свою чашу, Н а последнее злато П рекрасно помню, как ее ломали. К тому же, экскаватор мог считать К огда-нибудь, когда не станет нас, Т ак мало нынче в Ленинграде греков, С егодня ночью я смотрю в окно С ветило солнце. Пахло резедой. С осед-петух над клушей мельтешил. донес, что в космос взвился человек. Х отя вообще для птичьего ума I 2 3 4 5 6 7 8 9 II 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 III 33 34 35 36 37 38 39 40 Т ак долго вместе прожили, что вновь Т ак долго вместе прожили, что снег Т ак чужды были всякой новизне, Т ак долго вместе прожили, что роз Т ак долго вместе прожили без книг, Т ак долго вместе прожили мы с ней, П одруга милая, кабак все тот же. П илот почтовой линии, один, З ачем лгала ты? И зачем мой слух П ровинция справляет Рождество. Н аместник болен. Лежа на одре, сейчас важней замкнуться в скорлупе он позволяет изменять. О чем но всё-же длится. Сильно опьянев, подкладывает пищу им. Во сне, И я, писатель, повидавший свет, мы здесь и сгинем. Горькую судьбу отчизне мы не судьи. Меч суда субтильны для столь тягостных телес! О течество. чужие господа нимб заменяют ореолом лжи, горят: мое, где, к факелу спиной, В раг отступает. Жидкий свет зари, не вырвешься». «Скажи мне, Горчаков, « Н е нужно жизни. Знай себе смотри. Т ебе зачем все это?» «Просто так». « Т ы говоришь «наследство»? Вот те на! « Н о, Горчаков, тогда прости, не ты, « Д а я и так в пижаме без кальсон». « Ф рейд говорит, что каждый — пленник снов». « М ои лисички — те же острова. « Т ак, значит, ты один из рыбаков, ассиметричность подбородка, жир вот характерный для него язык. для этого. ну как его. ах ты. » « Н е знаю. Что-то связано с водой». « А дальше вновь всё пусто и мертво. О н — беспартийный, вот его беда! « О н влево уклоняется». «Ха-ха!» Н у вот и заключение. шнурков! Д а-да. Благодарю. Благодарить. и шапка загорается». «Ну, брось». « Т ы сердишься?» «Да нет, я не сержусь». « Я что-то в этом смысла не пойму». « Я , знаешь ли, смотаюсь в коридор». « А время как-то скрашивает дни». « В торая половина февраля. С мотри, какие тени от куста!» « А как же быть со штабелями дров?» « Д а, стужа грандиознее тепла». « З ачем вам это?» «Нужно». «И сполна». « Ч его молчите?» «Просто невтерпеж! « Н у, Горбунов, припомнили ли вы, « С ны обнажают тайную канву скорей, о размножении». «Едва ль « К ак месяц, он единственный в году « З а что. а впрочем, следует в узде « З ачем преувеличивать?» «К чему, тоскует он». «Не дочка, не жена, « А х, так! Так пустим в дело кулаки! и я считаю, ежели глаза насыпали». «Атас, идут врачи!» « К ак следует приветствовать врачей?» « М ицкевич!» «Ась?» «Чтоб вытереть, аспид!» « У шли». «Эй, Горчаков, твоя моча?» « Т ы вправду спишь? Да, судя по всему, С пи, Горбунов. Пока труба отбой Ч то видишь? Море? Несколько морей? Я выпил газированной воды Т еперь он что-то сверлит. Говорят, О н в сумерках стремится к рубежам « Н аш будущий — улыбка — инженер». П отому что искусство поэзии требует слов, В етер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны, Э тот край недвижим. Представляя объем валовой Т олько рыбы в морях знают цену свободе; но их Ж ить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, Т о ли карту Европы украли агенты властей, Т о ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом, Ч то же пишут в газетах в разделе «из зала суда»? З оркость этой эпохи корнями вплетается в те З оркость этих времен — это зоркость к вещам тупика. М ужик, порывшись в ладном сюртуке, С ильнейший побеждал. Слабейший А в это время мимо шел Енот, М ужик наш был ученым мужиком, Н о слова «обезьянье» странный звук I В пустой кофейне позади дворца В просторной спальне старый откупщик II В неверном свете северной луны, III Т ем временем клиент спокойно дремлет с богами, с кифаредами, с борьбой Г рек открывает страшный черный глаз, IV Ч ем дальше от дворца, тем меньше статуй V Т олпа жестикулирует. Юнцы, П оэзия, должно быть, состоит, Н евероятно синий горизонт. VI Д ень тоже восхитителен. Толпа, той ругани, которой два бойца Ц ель состязанья вовсе не в убийстве, А кустика прекрасна. На трибунах « Т ы падаль!» — «Сам ты падаль». И тут Наместник, чье лицо подобно VII П одсчитано когда-то, что обычно — С лепящий блеск хромированной стали. VIII Т аков вердикт третейского суда. П од белой колоннадою дворца Ц арь появляется. Вожди встают Б родяга-грек зовет к себе мальца. IX М ох. Капли металлической росы. П рирода имитируется с той IX Б ольшая золотая буква М, В конце концов, проточная вода П розрачная, журчащая струя. В се вообще теперь идет со скрипом. XI Н о потолок не видит этой вспышки. Н и копоти, ни пепла по себе XII Л уна светила, как она всегда А фина, не оставь меня. Ступай В се вышло лучшим образом. Луна, оборотившись, он увидел море. О но лежало далеко внизу. » О , Талласса. » еловый гребень вместо горизонта. Верзувий От славянского «верзать». Талласса Море (греч.) |
Леиклос Р одиться бы сто лет назад Poem list |
Леиклос Улица в Вильнюсе. |
Натютморт 1 Я сижу на скамье Э то январь. Зима. 2 О чем? О днях, о ночах. людях. Они умрут. 3 В нешность их не по мне. Ч то-то в их лицах есть, 4 В нутри у предметов — пыль. П ыль. И включенный свет 5 В недрах буфета тьма. не тщится перебороть, 6 поднося, хоть дышу, Я неподвижен. Два 7 В ещь не стоит. И не В ещь можно грохнуть, сжечь, 8 К орни. Их переплет. О н неподвижен. Ни 9 С мерть придет и найдет 10 К ак ступлю на порог, О н говорит в ответ: Я всегда твердил, что судьба — игра. Я считал, что лес — только часть полена. Я писал, что в лампочке — ужас пола. Я сказал, что лист разрушает почку. М оя песня была лишена мотива, Г ражданин второсортной эпохи, гордо В Рождество все немного волхвы. С етки, сумки, авоськи, кульки, И разносчики скромных даров П устота. Но при мысли о ней Т о и празднуют нынче везде, В алит снег. Не дымят, но трубят Н о, когда на дверном сквозняке И Время проглотило эту месть. К огда он входит, все они встают. Д ева тешит до известного предела — П осылаю тебе, Постум, эти книги Я сижу в своем саду, горит светильник. З десь лежит купец из Азии, толковым Р ядом с ним — легионер, под грубым кварцем. П усть и вправду, Постум, курица не птица, И от Цезаря далеко, и от вьюги. Э тот ливень переждать с тобой, гетера, П ротекаю, говоришь? Но где же лужа? В от и прожили мы больше половины. Б ыл в горах. Сейчас вожусь с большим букетом. П омнишь, Постум, у наместника сестрица? П риезжай, попьем вина, закусим хлебом. С коро, Постум, друг твой, любящий сложенье, П оезжай на вороной своей кобыле З елень лавра, доходящая до дрожи. П онт шумит за черной изгородью пиний. С е вид Отечества, гравюра. С обака лает, ветер носит. Л уна сверкает, зренье муча. Р асти большой, мой Телемак, расти. У ставшее от собственных причуд, З десь есть кино, салуны, за углом З десь буйствуют кузнечики в тиши. З десь снится вам не женщина в трико, 1 М ы учебник прочтем, вопреки заглавью. М ы в супруги возьмем себе дев с глазами П отому что у куклы лицо в улыбке, 2 М ы с приятной работы вернемся рано. М ы построим судно с винтом и паром, П отому что число континентов в мире 3 Н ашу старость мы встретим в глубоком кресле, К ак нас учат книги, друзья, эпоха: П отому что душа существует в теле, |
«On a cloud I saw a child, and he laughing said to me. » 1 М ы дугу не гнем пополам с медведем. З ная медные трубы, мы в них не трубим. П отому что север далек от юга, 2 Н ам звезда в глазу, что слеза в подушке. Н ам приятней глупость, чем хитрость лисья, П отому что тепло переходит в холод, 3 Н аши жизни, как строчки, достигли точки. Т о не колокол бьет над угрюмым вечем! П очему все так вышло? И будет ложью |
* * * С красавицей налаживая связь, вдоль стен тюрьмы, где отсидел три года, лететь в такси, разбрызгивая грязь, с бутылкой в сетке — вот она, свобода! Щ екочет ноздри невский ветерок. П тица уже не влетает в форточку. С тарение! Здравствуй, мое старение! П равильно! Тело в страстях раскаялось. З дравствуй, младое и незнакомое Б оязно! То-то и есть, что боязно. В се, что я мог потерять, утрачено С тарение! В теле все больше смертного. В прочем, дело, должно быть, в трусости. Я был как все. То есть жил похожею С лушай, дружина, враги и братие! В етрено. Сыро, темно. И ветрено. С тарение! Возраст успеха. Знания Д анная песнь не вопль отчаянья. В от оно — то, о чем я глаголаю: Т очно Тезей из пещеры Миноса, Б ей в барабан о своем доверии В оин, пред коим многие пали С колько он пролил крови солдатской К правому делу Жуков десницы М аршал! поглотит алчная Лета I II III IV V VI Х русталь, заметим походя, разбит. доносится из плотной синевы. О тбросим пальмы. Выделив платан, « С приветом к вам из Мексики. Жена И то сказать, третичный известняк О причь того, мне хочется домой. К онец июля прячется в дожди, В ключая пруд, все сильно заросло. М . не узнал бы местности. Из ниш М елькает белая жилетная подкладка. В ночной тиши под сенью девственного леса З атворы клацают; в расчерченной на клетки П резренье к ближнему у нюхающих розы распространяется, как мухами — зараза, Г линянные божки, поддающиеся подделке Н ичего. В лучшем случае, о победах В се-таки лучше сифилис, лучше жерла С кушно жить, мой Евгений. Куда ни странствуй, П редметы вывоза — марихуана, И стория страны грустна; однако, С егодня тут республика. Трехцветный Ч то позволяет сквозь него взглянуть полет космического аппарата. З имний вечер с вином в нигде. Ч ерез тыщу лет из-за штор моллюск В имперский мягкий плюш мы втисксиваем зад, М ы видим силы зла в коричневом трико, К лассический балет! Искусство лучших дней! В зрачках городовых желтели купола. К ак славно в вечеру, вдали Всея Руси, рождают тот полет, которого душа А что насчет того, где выйдет приземлиться, Т ам хмурые леса стоят в своей рванине. Н ачала и концы там жизнь от взора прячет. Т ам в сумерках рояль бренчит в висках бемолью. Т ам лужа во дворе, как площадь двух Америк. Т ам дедушку в упор рассматривает внучек. Т ам зелень щавеля смущает зелень лука. З имой в пустых садах трубят гипербореи, нащупывает их рукой замерзшей странник. О т дождевой струи там плохо спичке серной. Т ам при словах «я за» течет со щек известка. Т ам пышная сирень бушует в полисаде. Т ам в воздухе висят обрывки старых арий. Т ам, лежучи плашмя на рядовой холстине, там сахарный песок пересекаем мухой. мычащей на бугре. Там схож закат с порезом. Т ам слышен крик совы, ей отвечает филин. Т ам украшают флаг, обнявшись, серп и молот. Д ругих примет там нет — загадок, тайн, диковин. Я вырос в тех краях. Я говорил «закурим» Т ам, думал, и умру — от скуки, от испуга. В идать, не рассчитал. Зане в театре задник Т еперь меня там нет. Означенной пропаже не сделало; пустяк: дыра, — но небольшая. Т еперь меня там нет. Об этом думать странно. паясничать. Ну что ж! на все свои законы: казался в тех краях мне самым честным ликом. и не окаменел. Я слышу Музы лепет. и без костей язык, до внятных звуков лаком, наречьи. Предо мной — пространство в чистом виде. С крипи, мое перо, мой коготок, мой посох. М не нечего сказать ни греку, ни варягу. С высоты ледника я озирал полмира, Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, Ч то сказать мне о жизни? Что оказалась длинной I В идимый мир заселен большинством живых. II Д а и само событье — допустим взрыв, III Я теперь тоже в профиль, верно, не отличим IV Т ронь меня — и ты заденешь то, V Э то — чтоб лучше слышать кукареку, тик-так, I II III IV V VI VII VIII IX X XI Е му все казалось огромным: грудь матери, желтый пар В нимательно, не мигая, сквозь редкие облака, И зучать труд философа следует через призму (Где-то звенит трамвай, глаза слипаются, И стина заключается в том, что истины И зучать философию нужно, когда философия В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, В еликая душа, поклон через моря Poem list |
Fin de Siecle В ек скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорее — влиянье небытия на бытие. Охотника, так сказать, на дичь — пытаясь припомнить отчества тех, кто нас любил, прежде, когда в нем царили страх, абажур, фокстрот, как резинкой с бумаги усилья карандаша, сделало именно это. Поди его упрекни. в кафе не встретить сподвижника, раздавленного судьбой, юбке и кофточке. Всюду полно людей, но посредственность. Также автомобиль инвалида, поди, навсегда умолк; И как-то тянет все чаще прикладывать носовой счет возникающий в ней пробел, голос кукушки. Теперь он звучит грубей, и рука выпускает пустой графин. де-сьекль. Модно все черное: сорочка, чулки, белье. озаряется светом примерно в тридцать ватт, Н овые времена! Печальные времена! те, которыми вы в состоянии пользоваться, и те, человечества — в сущности, от него вообще анонимности. Это, увы, итог но электричество. Век на исходе. Бег тоже. Подай ему чувства, мысли, плюс но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из смотрящего — или через плечо — наощупь. Я готов, чтоб меня песком объектива не посмотрел и не время не стоит внимания. Движущееся назад то на партию в шахматы. Век был, в конце концов, исключая автора данных строк, мариновать или сбивать их в сыр сфотографировать и размножить — шесть впопыхах друг на дружку, как штабель дров. бубнит, тыча пальцем вверх, о слоях земной точки попасть туда, где к составу туч разменивать его золото на серебро. и это. На полюсе лает лайка и реет флаг. в котором царит оживление. Вспугнуты лесом рук, пальма, тюрбаны, и где-то звучит там-там. главное сходство между простым пятном экземпляре не встретите. Природа, как бард вчера — искренне ценит принцип массовости, тираж, каковой есть распущенность. Пространство заселено. ваше веко смыкается. Только одни моря И , услышавши это, хочется бросить рыть остров или растенье, прелесть иных широт, Poem list |
Fin de Siecle Конец века (франц.) |
* * * Н е важно, что было вокруг, и не важно, о чем там пурга завывала протяжно, что тесно им было в пастушьей квартире, что места другого им не было в мире. В о-первых, они были вместе. Второе, М орозное небо над ихним привалом К остер полыхал, но полено кончалось; видно, пора и вам, абрекам и хазбулатам, И вообще, ибрагимы, горы — от Арарата О рел парит в эмпиреях, разглядывая с укором П ри демократии, как и в когтях тирана, И , в свой черед, невыносим ковер с узором Н о нестерпимее всего филенка с плинтусом, Н ет, я не подхожу на пост министра. К огда ж о родине мне мысль приходит в голову, иль я — не член его. Я мог сказать бы проще, но Л ишь те заслуживают званья гражданина, кто с ними взапуски спешит, настырно тикая, Ч то нужно для чуда? Кожух овчара, И чудо свершится. Зане чудеса, А если ты дом покидаешь — включи С оломенною была постель. М ария молилась; костер гудел. Е ще один день позади — с его С покойно им было в ту ночь втроем. З везда глядела через порог. Источник |