- Кайгородов. Синицы
- Был туманный осенний день
- Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
- Учимся дома 1-11 классы
- Заметки о семейном образовании
- Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
- Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
- Диктант № 1 «Усадьба» (73 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 2 «В Карпатах» (78 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 3 «В осеннем лесу» (81 слово)
- Грамматическое задание
- Диктант № 4 «Последние грибы» (93 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 5 «Таинственная осень» (94 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 6 «Предзимье» (95 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 7 «Осень» (96 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 8 «Памятник» (99 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 9 «Осенью» (104 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 10 «Больная чайка» (105 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 11 «Лето ушло» (108 слов)
- Грамматическое задание:
- Диктант № 12 «Путеводный огонёк» (108 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 13 «Начало учёбы» (108 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 14 «Грустная пора» (108 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 15 «Ноябрь» (109 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 16 «Осень» (110 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 17 «За грибами» (110 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 18 «Зверь» (111 слов)
- Грамматическое задание:
- Диктант № 19 «Улетают журавли» (112 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 20 «Звенящая тишина» (121 слово)
- Грамматическое задание
- Диктант № 21 «Свет осенних листьев» (124 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 22 «Симфония уходящего лета» (125 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 23 «Ёжик» (128 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 24 «Осень» (126 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 25 «Осенняя прогулка» (133 слова)
- Грамматическое задание
- Диктант № 26 «Начало осени» (176 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 27 «Последние дни лета» (180 слов)
- Грамматическое задание
- Диктант № 28 «За грибами» (196 слов)
Кайгородов. Синицы
В туманные осенние дни, когда вся природа как бы съёживается, в ожидании скорого прихода суровой гостьи — бабушки-зимы, и когда даже в самое беззаботное сердце прокрадывается какое-то тоскливое чувство, звонкий свист синицы, раздавшийся в опустелом саду, действует на тоскующую душу словно яркий луч солнца, прорвавший густую пелену тумана…
Осенний туманный день и синица — неразлучные спутники. По крайней мере, в моём представлении они всегда тесно связаны между собою. Ещё в детстве, как сейчас помню, выскочишь, бывало, в одной курточке, перед отправлением в школу, на незаделанный ещё на зиму балкон: сыро, туманно, неуютно. С неопавших ещё, потемневших листьев сирени, словно облитых водой, падают на землю крупные капли. Почерневшие от мороза, точно ошпаренные, георгины печально свешивают свои листья и не успевшие ещё доцвести жёлтые и пунцовые головки… Тоскливо так сделается на душе: впереди зима, и такая длинная-длинная, что и конца ей, кажется, не предвидится ( в детстве ведь время так тянется)…
Вдруг из куста сирени раздаётся весёлое «пинь, пинь, пинь» — «цици-вю, цици-вю, цици-вю!» — сердце так и встрепенётся. Тут и сама она, шустрая, живая синичка, перепрыгивает с ветки на ветку… Вечно бодрая, непоседливая, бойко вызванивает стальным своим голоском на разные лады, словно хочет сказать:
— «Цици-фююить, цици-фююить» — стоит ли горевать, пока здоров и есть что кушать; да и за гореваньем ведь горю не поможешь; и не век ведь будут осень и зима.
Постоишь так, бывало, на балконе, послушаешь синичку, и легко становится на душе, и в школу как-то веселее бежится.
Источник
Был туманный осенний день
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 289
- КНИГИ 654 074
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 429
Истока моего поэтического слова — в истоках моей биографии.
Этими истоками были для меня годы детства, проведенные среди природы тульского края, в Белевском уезде, где я родился в 1902 году.
Годы моего учения прошли в Орле.
Тульская и орловская земля воспитала во мне глубокое чувство поэтического. Это были тургеневские, лесковские, фетовские, бунинские места. На этой земле я с детских лет вслушивался в полновесное, красочное народное слово, слушал народные песни, частушки («страдания»), сказки, видел трудную жизнь дореволюционной деревни с ее горестями и радостями.
Тяга к поэзии пробудилась во мне рано, но слово давалось трудно. Самым важным для моего дальнейшего развития как поэта, самым существенным я считаю рано пробудившуюся способность вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в окружающее, чем бы оно ни было: в мерцание лунного снега, в трепет осинника, в песенку жаворонка, в веселый говор весеннего ручья, в народную поговорку, в вечернюю девичью песню, летящую с далекого сенокоса.
Все это я жадно вбирал в себя, совсем не думая о том, что это может быть высказано словом. Я тянулся к слову, созданному другими.
Первым поэтом, захватившим меня, был Некрасов. Может быть, потому, что многие образы, созданные поэзией Некрасова, были для меня не только литературой, но самой жизнью, самой правдой, раскрытой в волнующем поэтическом слове, скорбном и гневном, и таком певучем, что я, бывало, открыв книгу, часами не читал, а пел не только то, что пелось в те годы, но почти все подряд, сам придумывая мотивы.
А там открылись безмерные глубины поэзии Лермонтова, Пушкина, других классиков, а там — явления новой поэзии, с которой ближе и лучше я познакомился уже в Петрограде.
На меня обрушилась целая лавина поэтических открытий.
На смену уже утвердившемуся символизму пришло острое новаторство футуристов, свое понимание задач поэзии отстаивала практика акмеистов, о своей попытке создать «школу» заявляли имажинисты. Предстояло заново осмыслить классическое наследство. Поэзия выходила к новой тематике, к поискам нового действенного слова, новых средств поэтического раскрытия.
Для меня, представителя нового поколения, становилась существенной не столько теоретическая позиция каждой из этих школ, сколько та практика, те творческие их достижения, которые способствовали бы выходу новой поэзии на новую орбиту.
Для меня этот выход был ознаменован утверждением несколько отвлеченно раскрытой темы — косного мира и человека, мастера, которому предстоит этот мир перестроить. Поиски слова велись мной в соответствии с этой задачей — не только в направлении образного, красочного слова, но и слова-мысли. Эти мои попытки нашли свое отражение в первой книге моих стихов «Мир и мастер», вышедшей в 1926 году.
До того мои стихи публиковались в журнале «Красный студент». Первой публикацией в «большой» печати было стихотворение «Россия», принятое А. Н. Толстым и напечатанное в журнале «Звезда» в 1924 году.
В двадцатые годы мне пришлось освоить разные профессии. Я был санитаром, пожарным, актером, грузчиком в студенческих артелях. В дальнейшем вел редакторскую и редакционную работу.
Учился я в Педагогическом институте имени А. И. Герцена на отделении языка и литературы и в Институте истории искусств.
С 20-х годов состоял в различных творческих объединениях и союзах: в студенческой литературной группе «Мастерская слова», в Союзе поэтов, во Всероссийском союзе писателей, в группе «Содружество», куда входили представители разных жанров, в группе поэтов «Ленинград». В 1934 году, с момента возникновения Союза писателей СССР, вступил в него, был делегатом его первого и всех последующих съездов.
С самого начала Великой Отечественной войны я служил в Краснознаменном Балтийском флоте в распоряжении Политуправления. Был начальником литературного отдела газеты «Красный Балтийский флот». Участвовал в обороне Таллина и, не без приключений и трудностей, в прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Затем — блокадный Ленинград. Снова работаю над стихами, сатирическими фельетонами, лозунгами для газеты, над текстами песен для композиторов, для ансамбля Военно-Морского Флота, выступаю в частях и на кораблях. Совместно с поэтом С. Спасским пишу либретто для оперы М. Коваля «Севастопольцы», поставленной затем рядом оперных театров страны.
В послевоенные годы вышел целый ряд моих книг: «Мой светлый край», «Живопись», «Я слушаю время», «Я жгу костер», «Гимн одержимым» и другие. В них — раздумья о времени, о творчестве, стихи о Ленинграде, о природе, о любви. В них я часто возвращаюсь и к пережитому в дни войны.
Одновременно с работой над своими стихами с середины тридцатых годов я перевожу и редактирую переводы классиков и современных поэтов Украины и Белоруссии.
В разное время мной написаны две поэмы, выходившие отдельными изданиями: «Мюнхен», посвященная Баварской Советской Республике (1931) и «Молодость» (1959) — поэма о 20-х годах.
В настоящем сборнике, в отличие от предыдущих изданий, стихи расположены не тематическими циклами, а в хронологическом порядке; включены также стихи из ранних моих книг.
В этой краткой заметке невозможно раскрыть весь сложный и трудный путь моего поэтического развития. Одно чувство, одна уверенность не покидали меня никогда и посейчас остаются моим убеждением: творческие поиски в искусстве не имеют предела. Там, где кончаются поиски, там кончается искусство.
Источник
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном как части речи; совершенствование навыков морфологического, словообразовательного, синтаксического разборов.
1.Сообщение темы и целей урока
2. Фронтальный опрос учащихся
-Расскажите об имени прилагательном как части речи.
-Расскажите о правописании суффиксов прилагательных.
-Что вам известно о правописании кратких имен прилагательных?
-Какие степени сравнения имен прилагательных вы знаете? Как они образуются?
-Расскажите об известных вам разрядах прилагательных. Как вы определите разряд имени прилагательного?
3. Синтаксическая пятиминутка
Мы остановились возле низко…о деревя(н,нн)о…о домика, который был покрыт соломе(н,нн)ой крышей.
-Прилагательные каких разрядов нам встретились в этом предложении?
-Сделайте синтаксический разбор предложения
-Составьте схему предложения и определите его тип.
-Сделайте морфологический разбор прилагательного НИЗКОГО.
4. Работа с текстом
1) Был туманный осенний вечер.2) Я собирался домой и приготовил все охотничьи принадлежности. 3) К сторожке лесника подъехала небольшая коляска. 4) Я уселся на кожаное сиденье. 5) Лошаденка киргизской породы потащила нас по глинистой узкой дороге. 6) По краям небольших туч заблестели серебряные звездочки. 7) Мы проехали через березовый лесочек и выехали на песчаный берег небольшой речки. 8) Нашей лошадке почуялись волчьи шаги. 9) Она недоверчивым глазом косилась на темную лесную чащу на противоположном берегу. 10) Надоедливый скрип колес убаюкал меня. 11) Я задремал и проснулся. 12) Мы остановились возле низкого деревянного домика, который был покрыт соломенной крышей. 13) Недалеко виднелись пристанционные постройки и каменное здание станции. 14) Слышались резкие гудки паровоза. 15) Я попрощался с возницей и пошел к станции.
ЗАДАНИЕ 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
К сторожке лесника подъехала небольшая коляска.
Мы выехали на берег небольшой речки.
Мы проехали через березовый лесочек.
Был ясный летний день.
ЗАДАНИЕ 2. Какие типы речи встречаются в предложениях с 6 по 10?
ЗАДАНИЕ 3. В каком значении употреблено слово «серебряный»?
похожий по цвету на серебро;
похожий на серебро по блеску.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите способ, которым образовано слово «пристанционный».
ЗАДАНИЕ 5. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование и произведите его разбор.
ЗАДАНИЕ 6. Из предложения с 5 по 8 выпишите притяжательное (-ые) прилагательное (-ые).
ЗАДАНИЕ 7.Среди предложений с 1 по 5 найдите простые с неоднородными определениями. Укажите разряд этих прилагательных.
5.Подведение итогов урока
1. Определение, выраженное прилагательным, находится в предложении6
А) Непогоду сменяют ясные дни.
Б) Хороши зимы в России!
В) Темны поляны в лесу.
Г) Крепок мороз в январе.
2. Сказуемое, выраженное прилагательным, находится в предложении:
А) Белый дым таял в лучах солнца.
Б) Могучи леса и реки Сибири!
В) Тихонько пискнула лесная мышь.
Г) Припорошила зима землю белою шубой.
3. Какое утверждение является неверным?
А) Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную;
Б) Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени;
В) Прилагательное в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени в предложении является определением;
Г) Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
4. Найдите качественное прилагательное.
А) ключевая вода;
Б) серебряное кольцо;
Г) прекрасная долина.
5. Укажите относительное прилагательное.
Б) ледяной покров;
В) плотный материал;
Г) петушиный крик.
6. Найдите притяжательное прилагательное.
А) раскидистая ель;
В) лесной массив;
Г) кожаная сумка.
7. В каком слове пишется суффикс –СК-?
8. В каком варианте ответа все слова пишутся с двумя буквами Н?
А) ветре…ый (день), торжестве…ый, стари…ый;
Б) зако…ый, обеде…ый, бесчувстве…ый;
Источник
Учимся дома 1-11 классы
Заметки о семейном образовании
Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
В этой статье собраны диктанты на тему «Осень» для 6 класса. Это тот материал, с которым мы с Манюней будем работать в этом году. Для меня важны тексты диктантов, сложные слова, которые в них использовались, грамматическое задание. То, что нужно довести до автоматизма в этом году, чтобы шагнуть дальше в следующем.
Диктанты на тему «Осень» для 6 класса
Диктант № 1 «Усадьба» (73 слова)
Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы. Я остановился, поражённый красотою тройного умирания: усадьба умирала, год умирал в золоте листопада, день умирал. А на самом конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе, обвитой красными лозами дикого винограда, сидел заяц. Я не поверил своим глазам. Подумал, мне это чудится. А заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где так часто, бывало, я сам любил под вечер присесть.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
- Сделайте морфемный разбор слова «обвитой».
- Сделайте фонетический разбор слова «осенью».
Диктант № 2 «В Карпатах» (78 слов)
Пустынны и печальны Карпаты в осенний ветреный вечер. Тревожно и смутно было беглецам, когда по извилистой, вымытой дождями до камня беловатой дороге они взобрались на перевал. Три, четыре высокие сосны покачивались над обрывом. Внизу, в закурившемся тумане, почти невидимый, глубоко шумел лес. Ещё глубже, на дне пропасти, ворчал и плескался многоводный поток, грохотал каменьями. За стволами сосен, далеко за лесистыми, пустынными вершинами гор, среди свинцовых туч, светилась длинная щель заката. Ветер дул вольно и сильно на этой высоте.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Разберите по составу слово «невидимый».
- Разберите фонетически слово «каменьями».
Диктант № 3 «В осеннем лесу» (81 слово)
Хорошо в осеннюю пору в лесу: тихо, свежо и влажно. Солнце, просыпаясь поздно, еще только начинает разгораться. Лучи солнца касаются утомленной травы. Ярко светятся макушки кленов и орешника. А гроздья рябин горят в румяной листве.
От небольшого прикосновения ветра, плавно кружась в воздухе, падают на землю разноцветные листья. В поднебесье кружатся, собираясь в стаи, птицы. Еще порхают бабочки-крапивницы. Гусеницы многих бабочек забираются в мох и под опавшую листву. Лесные жители спешат справить свои неотложные дела. Все готовятся к долгой суровой зиме.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста два относительных прилагательных.
- Сделайте морфологический разбор слова «неотложные».
- Сделайте морфемный разбор слова «опавшую».
- Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
Диктант № 4 «Последние грибы» (93 слова)
Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась дождём.
Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.
Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.
Грамматическое задание
- Разберите слова по составу: разлетелся, прогнал, листиков.
- Сделайте синтаксический разбор предложения:
- Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков.
- Сделайте морфологический разбор слова: разошлась.
Диктант № 5 «Таинственная осень» (94 слова)
Осень – самое прекрасное время года, подаренное нам природой. Постепенно все умирает и меркнет. Каждое утро легким туманом покрывается равнина. Ветер клонит до самой земли деревья, рвет с них листья и раскидывает по всему лесу. Некоторые, подобно кораблям, отправляются по лужам в плавание.
По опушкам лесов появляются грибы – красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, душистые рыжики. На мокрых пнях сиротливо жмутся друг к дружке опята. Не шелохнутся тенистые заросли трав. Сквозь густые лапы елок не могут пробиться редкие золотистые лучи солнца.
Особенно красив осенний вечер. Вечерняя заря загорается и охватывает полнеба. Прекрасна ты, таинственная осень!
Грамматическое задание
- Разберите по составу слово «красноголовые».
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
- Сделайте морфологический разбор слова «осень».
Диктант № 6 «Предзимье» (95 слов)
Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы. Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло к земле.
Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек.
Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает снежок, словно свежий кочан капусты.
Грамматическое задание
- Разберите слова по составу: «осенний», «ломаются», «вырубках».
- Сделайте синтаксический разбор предложения: «Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек».
- Сделайте морфологический разбор слова: «прильнуло».
Диктант № 7 «Осень» (96 слов)
Частенько ложится на землю белый иней. Собираются в стаи и трогаются в путь перелётные птицы. Коротки и печальны их прощальные песни. Серые птицы перелетают по жнивью. Кто это? Не узнаешь по полёту.
Хорошо сейчас в лесу! Глаз не оторвать от светлых берёзовых рощ. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки. Крепко держатся на толстых черешках продолговатые листья дуба. Дождутся они первой вьюги. Лиственница скупо тратит свою хвою всю осень, останется и на зимнюю пору. Придёт холодный ветер, закружит листья, и упадёт осенний наряд леса.
В поездах, автобусах, машинах, мотоциклах, велосипедах под выходной спешат из города люди.
Грамматическое задание
- Сделайте фонетический разбор слова «вьюги».
- Разберите по составу слово «перелётные».
- Сделайте морфологический разбор слова: (от) рощ.
- Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.
Диктант № 8 «Памятник» (99 слов)
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста два качественных прилагательных.
- Морфологический разбор слова: серебряной.
- Морфемный разбор слов: «велосипедного», «телефонной».
- Синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Диктант № 9 «Осенью» (104 слова)
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
- Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
- Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Диктант № 10 «Больная чайка» (105 слов)
Был октябрь, и становилось холодно. В это время чайки собирались в стаи перелетали с места на место, чтобы приноровиться к отлёту. Это верная примета осени.
У одной было перебито крыло, и она не могла летать.
Содержание диких животных дома приносит много хлопот. На станции юннатов нам рассказали, как надо ухаживать за птицами.
Чайка скоро привыкла к нам. Мы приучили её брать лакомство из рук. Каждый день мы носили чайку купаться в реку. Она не уплывала далеко и скоро возвращалась.
Однажды мы заметили, что чайка беспокоится, вертится. В чём дело? Мы увидели, что над домом вилась стая чаек. Они приглашали её к себе, и она улетела.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста два слова, образованных приставочным способом.
- Выпишите два слова с буквами З или С на конце приставок.
- Разберите по составу слова: собирались, рассказали.
- Сделайте синтаксический разбор седьмого предложения.
Диктант № 11 «Лето ушло» (108 слов)
Давно ли было лето, давно ли всю ночь зеленовато горела заря, а солнце вставало чуть не в три часа утра? И лето, казалось, будет длиться вечность, а оно все убывало… Оно прошло как мгновение, как один удар сердца. Впрочем, мгновенным оно было только для меня. Ведь чем ты старше, тем короче дни и страшнее тьма. А для тебя, может быть, это лето было как целая жизнь?
Но и ранняя осень хорошо. Тихо светит солнце, по утрам туманы, стекла в доме запотевают. А как горели клены возле нашего дома! Какие громадные багряные листья собирали мы с гобой! А теперь вот и земля черна, и все умерло, и свет ушел.
Грамматическое задание:
- Выполните морфемный разбор слова «страшнее».
- Просклоняйте словосочетание «один удар сердца».
- С какой целью в небольшом тексте использовано несколько вводных слов?
Диктант № 12 «Путеводный огонёк» (108 слов)
Я думал о тебе, и мне пришли вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня. Вдобавок еще моросил дождь, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров и уже потерял всякую надежду выйти к жилью. Все было мокро, под ногами чавкало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и обсушиться.
И вот далеко, как затухающая звезда в космосе, мелькнул мне во тьме желтый огонек. Я пошел на него. Я упорно шел к этому огоньку, скрывающемуся иногда за стволами деревьев и снова показывавшемуся, и мне сразу стало хорошо.
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор двух глаголов.
- Просклоняйте словосочетание «сорок километров».
- Является ли слово сотня (сотни километров) числительным? Докажите.
Диктант № 13 «Начало учёбы» (108 слов)
Пришла осень. Мать сшила мне холщовую сумку, положила в нее кусок хлеба, и я пошел в школу. В школьном саду опали яблоневые листья, и на желтом крыльце стояла Синель. Мы запоздали к началу первого урока.
Я впервые видел Синель такой нарядной. Она стояла в новых ботинках и голубой вязаной шапочке, с пестрым баульчиком в руках, и казалась мне незнакомой, чужой.
Она не замечала меня, даже не взглянула в мою сторону. И я снова испытал непонятную тоску и обиду. Я сдвинул свою сумку за спину и боком вышел из сада.
На третий день я снова пришел в школу. Старая учительница посмотрела на меня ласково и посадила рядом с Синелью.
Грамматическое задание
- Выпишите местоимения, определите их разряд.
- Сделайте фонетический разбор слова «листья».
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Диктант № 14 «Грустная пора» (108 слов)
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!
Грамматическое задание
- В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания.
- Разберите слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
Диктант № 15 «Ноябрь» (109 слов)
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.
Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.
Всё крепче забирает зима, всё чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор второго предложения.
- Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
- Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Диктант № 16 «Осень» (110 слов)
Вот и наступила дождливая осень. С макушек деревьев падают капли дождя. Растут на пригорках грибы, они касаются друг друга, создавая дружную семейку. Деревья примеряют осенний наряд, особенно красив желтый кринолин одинокой березки. В середине леса, неподалеку от старой рослой ели, по ложбине протекает небольшой ручеек. В нем плавают жуки-плавунцы, иногда вылезают из воды такие мокрые. Есть и мелкие рыбки. До чего они чуткие и зоркие! Почувствуют какое-нибудь движение или прикосновение к воде – тут же уплывают.
Вдалеке виднеется березовая роща. Верхушки ее деревьев гнутся к самой земле в низком поклоне.
Природа творит чудеса. То зарядит мелкий осенний дождь-зануда, то вспыхнет на небе зарница. Но все находится в умиротворении, в полной гармонии.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
- Сделайте фонетический разбор слова «берёзки».
- Сделайте морфемный разбор слова «почувствуют».
Диктант № 17 «За грибами» (110 слов)
Нелегко найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев. Да и есть ли они в такую позднюю пору? Я долго бродил по лесу, ворошил под кустами рогатиной, радостно протягивал руку к грибной шляпке. Но она таинственно исчезала, а вместо нее лишь краснели осиновые листья.
Только к полудню я набрел на старую порубку, которая заросла травами и древесной порослью. То здесь, то там чернели пни. Но что это? На одном из них я обнаруживаю веселую семейку рыжих тонконогих опят. Я осторожно срезаю их все сразу и складываю в кузовок.
Славный выдался денек! Теплынь, тишина. И не подумаешь, что по этому голубому небу только вчера ползли косматые серые тучи. Совсем как летом.
Грамматическое задание
- Какие языковые средства помогают передать отношение автора к рассказанному?
- Выпишите разные виды предложений по цели высказывания и интонации.
- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.
- Выполните морфологический разбор двух существительных и двух прилагательных.
Диктант № 18 «Зверь» (111 слов)
Стояла осень в солнце и тумане. У нас на стоянке горел костер. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Картошка жарилась на сковородке. От нее шел вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал и дрожал от жадности, наконец из зарослей вылез барсук. Он прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.
А утром мы увидели такую картину. Около гнилого осинового пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.
Грамматическое задание:
- Определите тему и основную мысль текста.
- Найдите предложение с вводным словом. С какой целью автор использует вводное слово? Графически объясните постановку знаков препинания.
- Выпишите предложение с причастным оборотом. Объясните схемой постановку знаков препинания. С какой целью используется причастный оборот?
- Определите вид и время глаголов. Почему в рассказе о прошлом использованы и глаголы настоящего времени?
- Почему, описывая действия барсука, автор использует глаголы совершенного вида, а в остальных случаях — несовершенного?
Диктант № 19 «Улетают журавли» (112 слов)
В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Грамматическое задание
- Назовите признаки, по которым этот отрывок можно назвать текстом.
- Каковы средства связи предложений в тексте?
- Выполните фонетический разбор слова «дальней».
- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Диктант № 20 «Звенящая тишина» (121 слово)
Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые тишиной. А воздух, молчащий до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком. Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.
«День, день…» — раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день…» — отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла. Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса.
Грамматическое задание
- Выпишите местоимения из первых трёх предложений.
- Сделайте синтаксический разбор предложения: А воздух, молчащий до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком.
- Сделайте морфологический разбор слова «молчащий».
Диктант № 21 «Свет осенних листьев» (124 слова)
Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шёл из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.
За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми. Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.
Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня. Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.
Грамматическое задание
- Выпишите из текста по два слова с орфограммами в приставках и корнях слов.
- Выпишите из текста по два глагольных и именных словосочетания, укажите в каждом главное слово и обозначьте части речи.
- Разберите по составу слова: чернее, загорались.
Диктант № 22 «Симфония уходящего лета» (125 слов)
Очень быстро летят последние дни уходящего лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.
Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень!
Грамматическое задание
- Выпишите местоимения из первых трёх предложений.
- Сделайте синтаксический разбор предложения: «На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту».
- Сделайте морфологический разбор слова: уходящего.
Диктант № 23 «Ёжик» (128 слов)
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.
В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья. Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. «Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку.» Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.
Грамматическое задание
- Сделайте морфологический разбор слова «лесному».
- Сделайте фонетический разбор слова «возок».
- Сделайте пунктуационный разбор десятого предложения.
Диктант № 24 «Осень» (126 слов)
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, настоящие дни поздней осени. Лишь изредка пробежит легкий ветерочек по разноцветным листьям: золотистым, багровым, желто-оранжевым.
Спускаешься по лесной тропиночке вниз вдоль молодых берез, дубов, осинок, кустов орешника. Вокруг тишь. Не слышишь пения птиц. На багряных листьях кое-где повисли капельки росы от ночного тумана. Немножко грустно расставаться с летом.
Далеко видно вокруг. Грудь легко дышит осенней свежестью. Хотелось бы идти вперед по мягкому ковру.
Вдруг я рассмотрел пестрый комочек. «Что же это?» – удивился я. Это птица обо что-то ударилась во время полета. «Возьму ее с собой, а то здесь птицу мигом разыщет и съест лисица», — решаю я.
Отовсюду доносятся разговоры пернатых о близком путешествии. Счастливый возвращаюсь я домой. А ведь так не хочется выбираться из объятий леса.
Грамматическое задание
- Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
- Разберите по составу слово «свежестью».
- Сделайте морфологический разбор слова «рассмотрел».
Диктант № 25 «Осенняя прогулка» (133 слова)
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.
В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, крадется ли осторожная лисица. Хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.
Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. «Ежик! — догадался я. — Тащит сухие листья в нору на подстилку».
Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями и не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.
Грамматическое задание
- Выпишите слова, употребленные в переносном значении;
- Докажите, что это не описание, а повествование.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. Какова роль этого предложения в тексте?
- Какие орфограммы и пунктограммы встретились в тексте? Сгруппируйте их.
- Выполните морфологический разбор двух существительных.
Диктант № 26 «Начало осени» (176 слов)
Пышный лес уже начал сбрасывать золотистую листву. Ещё тёплые и солнечные дни становятся короче. Всё чаще идут дожди.
Сегодня через оконное стекло пробиваются яркие лучи осеннего солнца. Хорошо в такой день прогуляться по осеннему лесу. Решено! Я собираюсь и иду в ближайший от деревни лес. Идёшь по узкой тропинке между стройных осин и берёз, величественных дубов и густых кустов орешника. Уже почти не слышно красивого пения птиц, они собираются к перелёту в тёплые края. Лишь шелест упавших листьев под ногами, да иногда упадёт какой-нибудь жёлудь.
Как легко дышать свежестью ранней осени! Хочется идти дальше по жёлтой от листвы лесной тропинке, не сворачивая домой. Вдруг слышу шорох, поднимаю голову, а это белка тащит к себе на дерево гриб. Она его высушит себе на зиму.
Иду дальше и вижу в золотой листве маленький серый комочек. Это птенчик выпал из гнезда. «Нужно забрать его к себе домой, иначе в осеннем лесу его мигом съест какая-нибудь хитрая лисица», – думаю я. Аккуратно беру его и кладу к себе за пазуху, там теплее. Отправляюсь домой, там уже ждёт мама с горячим обедом.
Грамматическое задание
- Выполните фонетический разбор слова «перелёту».
- Составьте схему предложения с прямой речью.
- Выполните орфографический разбор слова «осеннему».
- Найдите в тексте прилагательное в превосходной степени и выполните его морфемный разбор.
- Выполните синтаксический разбор предложения: «Я собираюсь и иду в ближайший от деревни лес».
Диктант № 27 «Последние дни лета» (180 слов)
Последние дни уходящего лета пролетают очень быстро. На уже потускневшем поле можно заметить стаи печальных аистов, которые готовятся к отлёту в тёплые края. А их детки уже совсем не похожи на маленьких птенцов. Они проходят свои последние уроки перед первым полётом на юг. Невесёлое поле почти пустое. Но изредка ощущается терпкий аромат последних красивых и нежных цветов уходящего лета. Смотря на них, кажется, что природа просто не может заставить их закрыть свои лепестки на предстоящую осень.
Яркие солнечные лучи пробиваются сквозь огромные пушистые и белоснежные облака. Но, к сожалению, они уже не могут обогреть землю, как в летние месяцы года. Часто в гости приходят проливные холодные дожди. Днями птицы кричат, созывая своих друзей в стаи, и спешат улететь. А вечерами совсем тихо на улице, ни души, ни шороха. Даже лягушек совсем не слышно. Только слышится пронзительный свист ветра, который будто играет грустную осеннюю мелодию.
Хочется сказать уходящему лету спасибо за все радостные моменты. До свидания, мы будем по тебе скучать! Здравствуй, золотая осень с ароматными грибами и красивым листопадом! Багрово-лиловые тона, шелест листьев, освежающий запах дождя и, конечно же, школа…
Грамматическое задание
- Выполните лексический разбор слова «терпкий».
- Выполните синтаксический разбор предложения: «Днями птицы кричат, созывая своих друзей в стаи, и спешат улететь».
- Выпишите все причастия из текста.
- Выполните фонетический разбор слова «осеннюю».
- Выполните пунктуационный разбор предложения: «Здравствуй, золотая осень с ароматными грибами и красивым листопадом!»
Диктант № 28 «За грибами» (196 слов)
В конце августа и начале сентября в соседних золотых лесах появляется немало грибов. Мы с друзьями уже собрались и идём в осенний лес с большими корзинками.
За нашей деревней расстелились широченные поля. Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще. Каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся к путешествию на юг.
Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. Их можно не только пожарить, но и посолить на зиму.
Вот в корзинке уже два первых подберёзовика. Они росли вместе, плотно прижимаясь друг к другу. Я аккуратно срезал их острым ножом. А вот и целая семья рыжих лисичек поселилась рядом с осиной. Они тоже отправляются в лукошко. Дальше мы видим большой красный гриб с белыми точками — это мухомор. Его нельзя брать!
Домой вернулись только под вечер, уставшие, но довольные и с полными лукошками грибов.
Источник