Чтение осень обсыпается весь наш бедный сад

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Когда будет выставка осенний блюз

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Алексей Константинович Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

Суббота, 09 Сентября 2017 г. 17:30 + в цитатник

Алексей Константинович Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…». Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…». Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.

Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.

Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа — желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.

В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.

Эмоции героя — центральный момент лирического сюжета «Осени…». Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.

Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.

Источник

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»

Олеся Веретенова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой;

рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по

количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа;презентация: Портрет И. Бунина. Портрет А. Толстого. Портрет А. Майкова.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

«Что за время года»? – спросим.

Нам ответят: «Это ….». (осень)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: осень

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Воспитатель: Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»?

Дети: Скоро наступит зима

Воспитатель: Какая сегодня погода?

Дети: Ясная или пасмурная

Воспитатель: Сегодня погода ясная, солнечная. Какое сегодня небо?

Дети: Небо голубое или синее-синее.

Воспитатель: Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью?

Дети: Летом листья зеленые, а осенью разноцветные.

Воспитатель: Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»?

Дети: На деревьях много жёлтых листьев.

Воспитатель: Что называют листопадом?

Дети: Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.

Воспитатель: В какую погоду листочков облетает больше?

Дети: В ветреную погоду.

Воспитатель: Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет?

Дети: Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.

Воспитатель: Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой?

Дети: Унылый — грустный, без настроения.

Воспитатель: А пасмурно — это как?

Дети: В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло

Упражнение «С какого дерева листок?»

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

Воспитатель: Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу). Встаньте в круг. Назовите, лист какого дерева у вас в руке.

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно.

• Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.

• Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.

• Урожай осенью (что делают) – убирают.

• Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.

• Деревья осенью (что делают) — роняют листья.

• Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.

• Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) — мы сидим дома.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) — чтобы поиграть с друзьями.

• На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) — я взял с собой зонтик.

• Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) — чтобы погулять.

Воспитатель: Молодцы! Листики все прикрепили. Что получилось?

Дети: Букет из листьев

Воспитатель: Мы от осени привет — собрали в большой букет!

Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».

Воспитатель: Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Воспитатель: Чем пахнет осень?

Дети: Опавшей листвой, дождём, холодом)

Физкультминутка «По утрам морозы»

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)

Воспитатель: Вернёмся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!

Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах?

Дети: Осень

Воспитатель: Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Какая осень?

Дети: Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.

Какую осень вы видите здесь?

Дети: Мрачная, холодная, темная, сырая.

Воспитатель: Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Воспитатель: Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?

Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

Воспитатель: Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете?

Дети: Листья на деревьях, с наступлением осени,поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес — это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.

Воспитатель: Чем пахнет осенний лес?

Дети: Дубом и сосной

Воспитатель: Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили?

Дети: Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.

Воспитатель: Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Воспитатель: Почему автор говорит «бедный сад»?

Дети: Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.

Воспитатель: Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему?

Дети: Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение? Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени?

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: Об осени

Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года?

Дети: Поэты, художники, композиторы

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте любоваться нашим деревом.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Источник

Оцените статью