LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Алексей Константинович Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
Суббота, 09 Сентября 2017 г. 17:30 + в цитатник
Алексей Константинович Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…». Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…». Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.
Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.
Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа — желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.
В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.
Эмоции героя — центральный момент лирического сюжета «Осени…». Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.
Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.
Источник
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»
Олеся Веретенова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»
Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.
Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой;
рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по
количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа;презентация: Портрет И. Бунина. Портрет А. Толстого. Портрет А. Майкова.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
«Что за время года»? – спросим.
Нам ответят: «Это ….». (осень)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: осень
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Воспитатель: Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»?
Дети: Скоро наступит зима
Воспитатель: Какая сегодня погода?
Дети: Ясная или пасмурная
Воспитатель: Сегодня погода ясная, солнечная. Какое сегодня небо?
Дети: Небо голубое или синее-синее.
Воспитатель: Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью?
Дети: Летом листья зеленые, а осенью разноцветные.
Воспитатель: Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»?
Дети: На деревьях много жёлтых листьев.
Воспитатель: Что называют листопадом?
Дети: Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.
Воспитатель: В какую погоду листочков облетает больше?
Дети: В ветреную погоду.
Воспитатель: Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет?
Дети: Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.
Воспитатель: Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой?
Дети: Унылый — грустный, без настроения.
Воспитатель: А пасмурно — это как?
Дети: В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло
Упражнение «С какого дерева листок?»
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
Воспитатель: Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу). Встаньте в круг. Назовите, лист какого дерева у вас в руке.
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно.
• Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.
• Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.
• Урожай осенью (что делают) – убирают.
• Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.
• Деревья осенью (что делают) — роняют листья.
• Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.
• Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) — мы сидим дома.
• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) — чтобы поиграть с друзьями.
• На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) — я взял с собой зонтик.
• Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.
• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) — чтобы погулять.
Воспитатель: Молодцы! Листики все прикрепили. Что получилось?
Дети: Букет из листьев
Воспитатель: Мы от осени привет — собрали в большой букет!
Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».
Воспитатель: Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: Опавшей листвой, дождём, холодом)
Физкультминутка «По утрам морозы»
По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)
Воспитатель: Вернёмся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!
Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах?
Дети: Осень
Воспитатель: Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какая осень?
Дети: Красивая, яркая, солнечная, тихая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.
Какую осень вы видите здесь?
Дети: Мрачная, холодная, темная, сырая.
Воспитатель: Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Воспитатель: Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?
Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)
Воспитатель: Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель: Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете?
Дети: Листья на деревьях, с наступлением осени,поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес — это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.
Воспитатель: Чем пахнет осенний лес?
Дети: Дубом и сосной
Воспитатель: Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили?
Дети: Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.
Воспитатель: Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Воспитатель: Почему автор говорит «бедный сад»?
Дети: Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.
Воспитатель: Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему?
Дети: Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.
Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение? Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени?
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года?
Дети: Поэты, художники, композиторы
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте любоваться нашим деревом.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.
Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.
Источник