Что делает лирический герой стихотворения тютчева осенний вечер

Содержание
  1. Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»
  2. 1. История создания
  3. 2. Литературное направление
  4. 3. Род
  5. 4. Жанр
  6. 5. Проблематика
  7. 6. Тематика
  8. 7. Идея
  9. 8. Пафос
  10. 9. Система образов
  11. 10. Центральные персонажи
  12. 11. Лирический герой
  13. 12. Сюжет
  14. 13. Композиция
  15. 14. Художественное своеобразие
  16. 15. Размер, рифма, строфика
  17. 16. Средства художественной выразительности
  18. 17. Значение произведения
  19. 18. Актуальность
  20. 19. Мое отношение
  21. 20. Чему учит
  22. Полный анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф.И. Тютчев)
  23. История создания
  24. Жанр, размер
  25. Композиция
  26. Образы и символы
  27. Темы, проблемы
  28. Средства художественной выразительности
  29. Основная мысль
  30. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
  31. Средства художественной выразительности
  32. Жанр и композиция
  33. Композиция
  34. Литературные приемы
  35. Особенности стихотворения «Осенний вечер»
  36. Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»
  37. Эпитеты осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»
  38. Анализ стихотворения «Осенний вечер»
  39. История создания
  40. Краткое содержание

Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»

1. История создания

Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.

Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.

2. Литературное направление

В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.

Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.

5. Проблематика

Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:

  • проблема влияния красоты природы на человека тесно связана с осознанием неизбежности течения и изменения жизни;
  • проблема кроткого смирения природы перекликается с умением переносить страдания с «божественной стыдливостью».
Читайте также:  Краски осени 2 класс окружающий мир

6. Тематика

Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.

Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.

7. Идея

Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.

8. Пафос

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.

9. Система образов

Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.

Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».

Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.

Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.

12. Сюжет

В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.

Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.

13. Композиция

Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.

Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:

  • Описание «светлости осенних вечеров».
  • «Предчувствие холодных бурь».
  • Природа уподобляется «существу разумному».

14. Художественное своеобразие

Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:

  • «улыбка увядания» и «божественная стыдливость страдания», «изнеможение»;
  • «тихая лазурь» и надвигающаяся буря;
  • светлость вечеров;
  • «прелесть осенних вечеров» и «грустно – сиротеющая земля».

Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.

Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.

16. Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.

18. Актуальность

Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.

19. Мое отношение

Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.

20. Чему учит

«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.

Источник

Полный анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Осенний вечер», которое написал Федор Иванович Тютчев, помогает лучше разобраться в анализируемом произведении, а так же узнать основную мысль автора, которую он хотел донести до читателя. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы значительно сократите время на изучение стихотворения, а так же сможете намного лучше и быстрее понять главную мысль.

История создания

Стихотворение «осенний вечер» было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1830 году. Написал он его в городе Мюнхен, куда уехал учиться после того, как закончил обучение в Московском университете. Он очень тосковал по Родине. Более того, он ни с кем не мог поговорить на родном русском языке, рассказать о своих чувствах, и поведать самые сокровенные мысли и желания.

Именно эти переживания и нашли отражение в стихотворениях Федора Ивановича. Стихотворение «Осенний вечер» поэт написал, находясь под впечатлением от пейзажей осени, которые навевали на него грусть и тоску.

Жанр, размер

Стихотворение «Осенний вечер» относится сразу к двум жанрам, когда философская и пейзажная лирика переплетаются в одно целое. Автор прекрасно описывает картины природы, которые ему довелось увидеть осенью. Так же поэт начинает размышлять на тему, которая встречается в творчестве многих поэтов — это быстротечность времени.

Для написания произведения Федор Иванович выбирает ямб, рифму при этом использует перекрестную.

Автор выбирает для работы чистое искусство – явление, которое стало уникальным в поэзии. Главным его отличием является то, что авторами поднимались лишь эстетические, романтические и философские темы. В поэзии отсутствуют социальные проблемы. Главное место в чистом искусстве занимает красота, которой поэты поклоняются и воспевают. Федор Тютчев больше всех добился успехов в данном направлении.

Композиция

Стихотворение «Осенний вечер» состоит всего из одной строфы, которая, в свою очередь, насчитывает двенадцать строк. Но по смысловой нагрузке произведение можно разделить на три части.

Первое четверостишье знакомит читателя с осенним пейзажем, который успел так сильно очаровать Федора Ивановича. Лирический герой здесь выступает наблюдателем. Он метко подмечает то, что природа весьма противоречива. Здесь совсем рядом находится и «зловещий блеск» и «легкий шелест листьев».

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Вторая часть стихотворения рассказывает о неизбежном увядании природы. Все становится мрачным, начинает навевать грусть и тоску. Данное состояние передается и человеку. Он начинает грустить вместе с природой, земля которой сиротеет и готовится к приходу зимних холодов.

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Третья часть стихотворения еще больше показывает то, насколько человек связан с природой. Автор сравнивает чувства и эмоции человека с теми изменениями, которые происходили в природе.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится осень. Лирический герой видит в этой картине не только изменения времени года, но и отражение своих собственных чувств, мыслей и переживаний. Используя символ «грустно-сиротеющей земли», поэт показывает читателю все то увядание, упадок душевных сил, прошедшую молодость и воодушевление которое наступает с приходом осени.

Для лирического героя осень становится отражением его собственного состояния, всех тех чувств, которые находились у него внутри, и нашли отклик лишь в природе. На своем собственном примере он старается показать читателю ту невидимую связь, которая объединяет человека и природу. Эта связь является естественной, именно поэтому человек находит утешение в сложный период жизни, лишь соединившись с природой.

Лирический герой размышляет на тему неизбежности. Он наблюдает увядание природы, которое для неё так же становится неизбежным. Ему становится легче от того, что каждый раз после увядания природа оживает и возрождается вновь. Он верит в то, что он тоже сможет воскреснуть после угасания. Ничто не бывает вечным: осень сменится зимой, после которой, непременно, наступит долгожданная весна.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Осенний вечер» стоит выделить незримую связь человека с природой. На примере смены времен года, лирический герой показывает человеческую жизнь, в которой проблемы и состояния сменяются так же быстро, как и пейзаж за окном.

После зимы обязательно придет весна, так и печать обязательно сменит большая радость. Лирический герой чувствует приближение бури, но это не удручает его состояние. Он продолжает наслаждаться и радоваться каждому прожитому дню, стараясь найти сходство с изменениями в окружающем его мире. Мимо его внимания не проходит ни одно из природных явлений.

Осень для поэта – это зрелый период в его жизни, от которого становится немного грустно( ведь молодость отходит на второй план), но в то же время – это предвкушение нового, неизведанного, но обязательно счастливого периода в жизни.

Основную проблему поэт видит в том, что время через-чур быстротечно. Жизнь идет своим чередом, не оставляя ни минуты на раздумья. Юность не может быть вечной, как и подъем человеческой души. Со временем обязательно приходит и спад жизненных сил, и старость. Это неизбежно, и бороться с данным обстоятельством не имеет смысла. Поэтому стоит принять, смириться, и попытаться найти прелести (а они обязательно есть) в данный период жизни.

Все стихотворение имеет достаточно грустное настроение, которое навевает ностальгию и светлую тоску.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «осенний вечер» Федор Иванович использует различные тропы. Здесь встречаются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Совокупность всех средств художественной выразительности помогают поэту нарисовать яркую, живую картину и передать собственные чувства и мысли читателю.

Основная мысль

Главная мысль сосредоточена в заключительной строке стихотворения. Автор сравнивает увядающую природу с человеческими страданиями, связанными с новым периодом в его жизни. Тем самым поэт показывает ту самую незримую связь, которая крепко связывает человека с природой. Люди являются частью природы, поэтому никогда не стоит перечить её законам.

Автор старается донести до читателя то, что обязательно нужно наслаждаться каждым прожитым днем, не жалеть о прошедшей молодости, ведь в зрелом возрасте его так же ждет много чего интересного и прекрасного. Время идет слишком быстро, поэтому каждый день необходимо прожить с любовью и наслаждением.

Источник

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»

Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

Жанр и композиция

Произведение относят к пейзажной лирике. С первых строчек стихотворения становится понятным настроение автора — лирически-мечтательное: «Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть. ». В таком же жанре писал поэт-современник Тютчева Афанасий Фет. Оба писателей превозносили природу и божественную силу, которая за ней стоит.

Всего в стихотворении 12 строк. Творчество Тютчева по стилю часто сравнивают с произведениями Гёте, Гейне, Шекспира. Основное отличие — это сжатость, Федор Иванович умел описать впечатляющие красоты лаконично и кратко.

Критики сравнивают его произведения о природе с кратким планом других поэтов. При этом только Тютчев мог в скромных размерах строк вместить столько глубины и смысла.

Стихотворение можно поделить на три части:

  • первая — общая картина осеннего пейзажа;
  • вторая — грустная картина, описание увядания природы;
  • третья — связь между поведением природы и угасанием человеческих чувств.

Каждая из частей представляет собой четверостишье, они объединяются в одну двенадцатистроковую строфу. Автор придерживается одной линии повествования, произведение читается на одном дыхании.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Литературные приемы

Тютчев в произведении «Осенний вечер» использовал средства выразительности, которые делают такое короткое стихотворение глубоким по смыслу и легко читаемым. К ним относятся:

  • эпитеты: «томный шелест», «порывистый, холодный ветер»;
  • метафоры: «улыбка увяданья»;
  • сравнения: «угасание природы» сравнивается с «божественной стыдливостью страдания»;
  • олицетворения, оживляющие природу: «грустно-сиротеющая земля».

С первых строк становится понятен главный образ произведения — образ осени, наделенной человеческими характеристиками. Лирический герой ощущает осень в своей душе, размышляет о философских вопросах.

Вечер, описанный автором во всех подробностях, побуждает читателя размышлять о каждом мгновении, наблюдать за красотой окружающего мира. Каждая пора прекрасна по-своему и важно научиться разглядывать что-то хорошее в картинах серой, увядающей осенней природы.

Помня о своей неразрывной связи с природой, человек должен не господствовать над ней, а взаимодействовать.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь имеется специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к кратким произведениям и включает в себя лишь двенадцать строк. Все строки – это единственное в произведении предложение, являющееся сложноподчиненным. Читается оно на одном дыхании, как многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, который окружает лирического героя, использовано словосочетание про кроткую улыбку увядания.
Натуральная природа в произведении описана в виде многоликой и постоянно изменчивой стихии. Здесь присутствует огромное разнообразие красок и звуков. Автор максимально качественно передал читателю практически неуловимые очаровательные моменты, связанные с сумерками в осеннее время года. Именно в это время специфическое вечернее солнце способно напрочь изменить весь лик земного шара. Краски при этом становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, багряности листвы, особенного блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается с помощью изысканных эпитетов. К примеру, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автором создается классическая картина натуральной природы в осенний период года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, которые способны соединить воедино множественные средства, олицетворяющие художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

Грация. Она изображается в словах изнеможение и ущерб.
»
Олицетворения. К примеру, томный шепот осенней листвы.
»
Метафора. Таких словосочетаний множество, к примеру, зловещность блеска, а также увядающая улыбка.
»
Эпитет. Яркие представители таких средств выразительности – это умильная, кроткость, стыдливость, туманность.
Последний пункт из вышеописанного списка средств выразительности в произведении «Осенний вечер» особенно развит. Эпитеты могут быть различными как по структуре, так и по особенному значению. Стоит рассмотреть основные типы, которые описываются в стихотворении:
»

Синтетические. К этому виду относится зловещий блеск и пестрота природы.
»
Цветовые. Описание багряности листвы.
»
Сложные. Это словосочетания, написанные через дефис, к примеру, грустно-сиротеющая натуральная природа.
»
Контрастные. Это и умильная, по-особенному таинственная прелесть, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывистость ветра и его холодность. Эти средства выразительности максимально качественно передают состояние природы, которое является на тот момент переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры года.

Особенности натуральной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние натуральной природы в произведении преподносится читателю с особенной чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает используемая в строках своеобразная аллитерация. Она позволяет сделать максимально естественным эффект падающей или шепчущей листвы, а также дает почувствовать, свежее дыхание ветра, который описан, как порывистая и холодная стихия.
Автор в своих произведениях использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Натуральная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень как будто живое существо способна дышать, чувствует окружающее ее пространство, испытывает особенную радость и грусть от тех или иных жизненных моментов. Осень Тютчевым воспринимается в качестве определенного страдания, об этом говорит болезненная улыбка.

Великим романтиком не отделяется особенный мир природы от особенностей жизнедеятельности простого человека. Между данными образами присутствует особенная параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается грустно-сиротеющей. Автор делает акцент на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» присутствует максимально легкая грусть природы, которая навевает предчувствие скорого прихода зимнего времени года. Эти ощущения смешиваются с особенной радостью, ведь времена года имеют свою цикличность и за зимним периодом обязательно произойдет возрождение, которое запестрит яркими и сочными красками.

В стихотворение Тютчева описано единичное мгновение. Автор старался создать у читателя уникальное впечатление, вмещающее в себя особенные мысли и ощущения, а также полную бесконечность, связанную с собственным жизненным путем. В произведении приводится сравнение осеннего периода года с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретет мудрость. Он советует прожить жизнь мудро и ценить практически каждое мгновение.

Эпитеты осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

На этой странице читайте текст «Осенний вечер» Фёдора Тютчева, написанный в 1830 году.

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Другие редакции и варианты: И, как предвестье близящихся бурь, Порывистый и ясный ветр порою,

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Возвышенной стыдливостью страданья!

Некрасов. С. 207; Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5, и след. изд.

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Первая публикация — Совр. 1840. Т. XIX. С. 187, с подписью «Ф. Т-въ». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5; Изд. 1854. С. 5; Изд. 1868. С. 9; Изд. СПб., 1886. С. 29; Изд. 1900. С. 129.

Датируется на основании пометы в автографе — 1830 г.

В автографе стихотворение не имеет названия. Помещено в ряду таких стих., как «Через ливонские я проезжал поля…», «Песок сыпучий по колени…» (см. коммент. С. 385, 387); «Есть в светлости осенних вечеров…» следует под цифрой «3». Особенность авторского синтаксического оформления — двукратный повтор восклицательного знака с многоточием; так заканчиваются 2-я и 12-я строки. В печатных текстах они обычно не воспроизводятся, хотя свидетельствуют об особой эмоционально-эстетической экспрессии стихов. Тютчевские знаки говорят не об умиротворенности и спокойствии, а о порыве чувств, связанных с эстетическим удивлением и восхищением. Здесь сохраняется пунктуация автографа.

Печатные тексты дают вариант 7-й строки: в первом издании и во всех прижизненных, а также Изд. СПб., 1886 — «И, как предчувствие сходящих бурь», но в Изд. 1900 — «И, как предвестье близящихся бурь» (вариант автографа). В 8-й строке в первом издании и последующих — «Порывистый, холодный ветр порою», хотя в автографе — «Порывистый и ясный ветр порою». Если варианты 7-й строки в художественном отношении равноценны, вариант печатного издания более романтичен («предчувствие» вместо «предвестье», «сходящих» /с небес/ вместо «близящихся»), то вариант автографа 8-й строки («ясный ветр») более спорный и изысканный, нежели строгий и простой образ первопечатного издания («холодный ветр»). 12-я строка в варианте автографа («Божественной стыдливостью страданья») — лишь в первом издании, в остальных указанных — «Возвышенной стыдливостью страданья». В печатных изданиях нередко тютчевские пантеистического типа высказывания устранялись. Они восстановлены лишь в изданиях послереволюционного времени.

Н.А. Некрасов, полностью перепечатав стихотворение, восклицал: «Превосходная картина! Каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце; вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым; жаль, что он написал слишком мало. Нечего и говорить о художественном достоинстве приведенного стихотворения: каждый стих его — перл, достойный любого из наших великих поэтов» (Некрасов. С. 207). С.С. Дудышкин выразил неудовлетворение строчкой «Ущерб, изнеможенье, и на всем…», заявив, что она «разнится» с другими, и он отнес ее к числу «непоэтических крох» стихотворений Тютчева (Отеч. зап. С. 74–75). И.С. Тургенева стихотворение привлекало неоднократно. В письме к А.А. Фету от 3 октября 1860 г. он цитировал, говоря о последних днях осени, «в которых таится особенная «умильная таинственная прелесть» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Письма. М., 1987. Т. 4. С. 247). В пейзажных зарисовках рассказа «Свидание» (из цикла «Записки охотника») содержится несколько скрытых цитат из этого стихотворения Тютчева; особенно это очевидно в образе осенней улыбки: «сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы…». П.К. Щебальский (РВ. 1868. Т. 77. № 9. С. 361–362) в рецензии на сб. «Стихотворения Ф. Тютчева» (М., 1868- см. коммент. к стих. «Весенние воды». С. 399) полностью процитировал стихотворение, отрицая самую постановку вопроса о реализме по отношению к нему: «А какой реализм заменит ту прелесть образов и звуков, которая заключается в следующей картине осени (здесь полное цитирование. — В.К.) У кого не вызовет в душе полного представления грустных дней осени это коротенькое стихотворение, кто не переживет за чтением этих немногих стихов тех впечатлений, которые он испытывал много раз в жизни? Другой писатель мог бы привести очень много других черт, характеризующих осень, и, однако ж, не вызывать ни в воображении читателя такого полного образа этого времени года, ни в душе его такого созвучного впечатления. Почему это? В этом именно и заключается тайна поэзии и искусства вообще». К.Д. Бальмонт, процитировав 1, 2, 9–12-ю строки, о (Бальмонт. С. 66). С.Л. Франк, обратившись к стихотворениям об осени «Есть в светлости осенних вечеров…», «Есть в осени первоначальной…», отдал предпочтение первому, сказав, что в нем «смысл осени определяется с большей полнотой». Философ сопоставляет его со стих. «Сияет солнце, воды блещут…»: «”Кроткая улыбка увяданья”» на лице осенней природы и эта улыбка умиления измученной человеческой души есть одно и то же, одна небесно-земная стихия: она то противостоит избытку жизни в цветущем мире природы и превосходит его в своем упоении, то обнаруживается в самой природе, в умильной прелести светлых осенних вечеров» (Франк. С. 27–28).
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение — не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер. «Осенний вечер»

представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает
«кроткую улыбку увяданья»
осенней природы, сравнивая ее с
«божественной стыдливостью страданья»
в человеке как прообразом нравственности. Стихотворение написано
пятистопным ямбом
, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы. Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (
лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев
) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами — туманная, легкая. Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию (
«ущерб»
,
«изнеможенье»
), олицетворение (
«томный шепот»
листьев), метафоры (
«зловещий блеск»
,
«Улыбка увяданья»
), эпитеты (
умильная, кроткая, стыдливая, туманная
). «Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению
эпитетами
— синтетическими (
«зловещий блеск и пестрота дерев»
), цветовыми (
«багряных листьев»
), сложными (
«грустно-сиротеющей»
). Контрастные эпитеты —
«умильная, таинственная прелесть»
и
«зловещий блеск»
,
«туманная и тихая лазурь»
и
«порывистый, холодный ветр»
— очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы. Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым
аллитерация
, при помощи которой создается эффект падающих листьев (
«Багряных листьев томный шепот»
), свежее дыхание ветра (
«И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»
). Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы. Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью
олицетворения
и составного эпитета
«грустно-сиротеющая»
, акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством — ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками. В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость — мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

(Иллюстрация: Сона Адалян

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) — обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста — пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет — сумраком, тревога — покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

История создания

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Краткое содержание

Лирический герой наблюдает за осенним вечером. Он находит его особенно умильным и прекрасным. Деревья зловеще блестят и покрываются пестрыми листьями. Багряная листва призывно шелестит и очаровывает. Вокруг собирается туман, виднеется лазурь неба, и все это словно возвышается над пустой землей.

Природа увядает осенью. Ветра становятся холодными и сильными. Они способны ломать деревья и срывать листву. Но изменения в природе неизбежно напоминают о том, что жизнь человека тоже подходит к естественному концу. Со старостью приходит зрелость и мудрость.

В природе все циклично, как и в жизни человека. Светлые осенние дни сменятся ненастными, которые принесут похолодание.

Унылое настроение не будет длиться вечно, и обязательно придут радостные чувства. Всегда нужно помнить о том, что все в природе переменчиво.

Источник

Оцените статью