Почему происходит смена времен года и суток
Каждый час, день за днем на планете Земля происходят необратимые изменения. Время идет вперед, лето сменяется осенью, затем приходит зима, весна и опять все по кругу. Взрослые люди считают это обыденностью, а детям, напротив, все это кажется волшебством.
День и ночь
Еще со школьной скамьи каждый из нас помнит, что планета Земля, конечно же, вращается вокруг своей оси. И этот круг занимает 24 часа, ровно столько, сколько длятся наши сутки. Это понять достаточно просто. Да и ребенку объяснить проще простого: «Сейчас солнышко светит на наш город, а к вечеру будет светить с другой стороны планеты, другому году». В летнее время световой день длиннее, чем ночь, а в зимнее — наоборот.
Происходит это из-за того, что ось земли имеет небольшой наклон. Но в году существуют два дня, когда день длится столько же минут, сколько и ночь. Такие дни называются «день весеннего и осеннего равноденствия» или попросту — день солнцестояния. Эти дни приходятся на 20-е числа марта и сентября. В это время оба полюса планеты Земля находятся одинаково далеко от планеты Солнце.
Почему происходит смена времен года
Помимо собственной оси, земля вращается и вокруг Солнца. На этот круг необходимо гораздо больше времени — один год. Важно знать, что вращается планета Земля не под прямым углом, а под наклоном. Ось всегда смотрит в одну сторону, она обращена к полярной звезде. Вследствие чего Южный и Северный полюс земли поочередно наклоняются к Солнцу.
Почему меняются времена года? В той части земли, где солнечные лучи попадают напрямую — лето, так как от прямых солнечных лучей поверхность земли очень хорошо прогревается и получает гораздо больше света, чем противоположная. С другой стороны планеты — зима, потому что солнечного тепла не хватает. В то время, когда оба полюса находятся на одинаковом расстоянии от солнца на земле наступает весна или осень.
Если в странах Азии, Африки, Океании и южной Америке — лето, то в Европе, Северной Америке будет зима. На некоторых материках зима и лето буквально соседствуют. Например, Африка на 2/3 находится в Северном полушарии. Океания и Азия также делятся на 2 полушария.
Перпендикулярно оси Земли, можно провести еще одну линию, прямо по центру. Ее называют экватор. Именно она делит земной шар на два полушария. Здесь и день, и ночь длятся одинаково, и различия между временами года почти незаметны. Все потому, что Солнце равномерно прогревает эту линию, независимо от положения Земли.
Итак, становится понятно, что планета Земля одновременно движется в двух плоскостях:
- Вокруг своей оси, что приводит к смене дня и ночи.
- Вокруг Солнца — это влияет на смену времен года.
Давайте подытожим. Смена времен года происходит потому что Северный полюс обращен к Солнцу, а Южный находится в тени. Если на Северном полюсе — лето, то на Южном — Зима.
Отличия времен года
Нам известны четыре времени года — лето, зима, осень, весна. Чем же они отличаются?
- Весна. Три весенних месяца — март, апрель, май. В это время года все просыпается после зимней спячки. Солнце начинает светить ярче и теплее. Снег потихоньку тает и виднеется первая зеленая трава, первые цветы — подснежники. Звери выходят из своих норок и берлог. На ветках деревьев набухают почки, затем появляются первые листья. Птицы вьют гнезда и высиживают птенцов, все звери выводят свое потомство. В непогоду уже не идет снег, а осадки имеют вид дождя, слышатся раскаты грома, может появиться радуга.
- Лето. Это время года любимо всеми жителями планеты. Июнь, июль и август — это время отдыха на природе и у воды. В отдельных регионах температура воздуха может подниматься до 30 градусов по Цельсию, иногда и выше. Люди одевают легкую одежду и освежаются у водоемов. Все растения несут свои плоды. Это время, чтобы приготовить запасы на зиму.
- Осень. За три месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь — вся природа успевает подготовиться к смене климата. Листья на деревьях приобретают желто-красные оттенки. Нередко осень называют золотой. Все плоды созревают к этому времени и готовы к употреблению в пищу. Звери готовят свои убежища, утепляют их и прячут запасы с едой. К концу осени деревья сбрасывают листву. Температура воздуха опускается, становится прохладно, учащаются дожди. В некоторых городах и странах, в ноябре уже может лежать снег.
- Зима. Если в вашем регионе в зимнее время идет снег, значит, скучать вам не приходится. Дети рады первому снегу как новой игрушке. Зимой строят снежные горки и играют в снежки. Заливают катки, бегают на лыжах. Строят замки и разные фигуры из снега. Природа зимой отдыхает. Ни листьев, ни цветов, ни травы в зимнее время года вы не найдете.
Столь обыденное и, на первый взгляд, простое явление, сочетает в себе такие сложные науки, как астрономия и физика. Но обо всех изменениях в природе можно наглядно и просто показать ребенку. Стоит взять мяч или шар, проткнуть его спицей, поднести к настольной лампе и потихоньку вращать. Свет от лампы будет медленно перемещаться вокруг мяча. Таким образом, станет понятно как происходит смена времен года на планете Земля.
Видео
Это видео можно посмотреть с детишками, чтобы объяснить им, почему меняются времена года.
Источник
Времена года. Месяцы. Понятия «до» и «после», «раньше», «позже», «между»
Презентация к уроку
ЦЕЛЬ: Сформировать представления о порядке чередования времён года и месяцев в году.
ЗАДАЧИ:
- Учить детей ориентироваться в правильной последовательности времён года и месяцев.
- Уточнять понятия “до” и “после”, “раньше”, “позже”, “между” при чередовании времён года, месяцев.
- Развивать мышление.
- Расширять сенсомоторный репертуар.
- Развивать мелкую моторику, внимание, память, зрительное восприятие, сукцессивные функции.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация “Времена года, месяцы”; 2 больших круга, разделённых на 12 частей + 12 секторов с подписанными месяцами для раскладывания в определённом порядке, индивидуальные карточки (приложение 1 и приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент и повторение пройденного материала.
Повторение понятий до – после, перед – за, раньше – позже в ряду, спирали.
Логопед: — Посмотрите на ряд предметов. Отгадайте загадки.
— Этот предмет расположен до баклажана, но после лука (помидор).
— Найдите предмет, который находится перед капустой, но за перцем (картофель).
— Назовите предмет, который появился раньше, чем огурец, но позже, чем морковь (чеснок). (щелчок )
— Составьте аналогичные загадки с использованием цифрового ряда.
— А теперь составьте подобные загадки по числовой спирали.
II. Уточнение, структурирование и закрепление основных понятий темы.
Ввод в тему – сказка.
— Вы, наверно, слышали о параллельных мирах? Так вот, в одном из них существует планета похожая на нашу. И называется она также – Земля. И все на ней до определённой поры было обустроено, почти как у нас. Но вот случилась беда, и планета нуждается в помощи. Давайте послушаем, что же там случилось. (щелчок по первой планете – запускается клип)
На фоне клипа логопед читает сказку.
Встретились однажды Весна, Лето, Осень и Зима и начали спорить кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.
— Когда я прихожу, всё сразу оживает после холодной Зимы. На лесной речке дикие утки строят гнёзда, и цветёт душистая черёмуха, природа просыпается!
— Да это что. – вступает в спор Лето. – Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные фрукты и ягоды.
— Да от тебя одна жара только, пыль и комары, – вмешивается Осень. – Вот я “одеваю” природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной!
— Вот ещё. – возмутилась Зима. – Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым пушистым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, покрываю серебристым инеем деревья. Природа в это время отдыхает!
— Зимой только мороз и снег! Что в этом хорошего?! – продолжает спорить Весна.
И пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким Июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои жилища и не выходили оттуда.
Увидев всё это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость, и решили больше не ссориться. Но на Земле по-прежнему царил беспорядок.
Логопед:
— Между кем возник спор? (между Зимой, Весной, . )
— Как по-другому назвать спорщиков? (Времена года, сезоны года)
— Почему их так назвали “времена года”? (все вместе составляют год)
— Сколько времён года (сезонов) существует на нашей Земле? Назовите их по порядку.
— Что случилось на планете, пока времена года спорили и решали, кто из них главный? (Беспорядок, хаос)
— Поможем спасти Землю в параллельном мире?
— Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Построить, расположить времена года, месяцы в определённом порядке).
— Сформулируйте тему нашего занятия. (Времена года. Месяцы.) (щелчок )
– Давайте представим год в виде круга.
— На сколько частей мы должны его разделить и почему?
(щелчки )
(Делим круг на 4 части, закрашиваем цветными карандашами и подписываем времена года, определяем вектор смены времён года).
— Какое время года наступает после зимы, но до лета?
— Назовите время года, которое бывает перед зимой, но за летом.
— Что бывает раньше, чем осень, но позже, чем весна?
— Назовите времена года по порядку, начиная с лета (осени, зимы, весны).
— Сделайте вывод: (времена года расположены в строго определённом порядке, который изменять нельзя)
Закрепление порядка чередования времён года.
а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
На слово “зима” – показываем руками, что нам холодно.
На слово “весна” – показываем руками, как растут растения.
На слово “лето” – показываем руками, что нам жарко и мы плаваем в реке.
На слово “осень” – показываем руками, что идёт дождь и мы держим над головой зонт.
1 – делают все одновременно строго по порядку (по инструкции).
2 – путаница: повторять движения строго в том же порядке не зависимо от того какое время года я буду называть.
3 – по кругу по одному: повторять по очереди по одному движению строго в том же порядке.
б). Развитие мелкой моторики.(“Рожки – ножки” реципрокно)
в). Глазодвигательные упражнения на 3-х уровнях (слежение за предметом на уровне “вытянутой руки”, на уровне “локтя”, на уровне “носа”).
2. Восстановление порядка чередования времён года на материале контурных зашумлённых рисунков времён года (развитие зрительного восприятия).
Логопед: — Внимательно рассмотрите, что спряталось под линиями, и восстановите правильный порядок времён года. (Работа по индивидуальным карточкам — приложение 1, проверка – на экране).
Закрепление порядка чередования месяцев.
Логопед: – Мы восстановили последовательность времён года, но на параллельной Земле по-прежнему нет порядка. Почему? Что ещё надо сделать? (восстановить последовательность, порядок чередования месяцев)
Делим каждый из 4-х секторов круга ещё на 3 части, подписываем названия месяцев, определяем вектор смены месяцев.
Логопед: — Знаете ли вы, ребята, как запомнить названия месяцев?
Представьте, что зимой, на морозе лает собачка: “ДЯФ! ДЯФ!”. Почему зимой? Потому что ДЯФ — это первые буквы зимних месяцев. Д — декабрь, Я — январь, Ф — февраль. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите зимние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, после какого месяца идёт январь (февраль)? До какого месяца бывает декабрь (январь)?
— В первый месяц весны мы празднуем 8 Марта – это праздник всех МАМ. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите весенние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, за каким месяцем идёт апрель (май)? Перед каким месяцем бывает март (апрель)?
Теперь представим ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке и голосит: “ИИА! ИИА!”. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите летние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Позже какого месяца бывает июль (август)? Раньше какого месяца идёт июнь (июль)?
Закончилось лето, наступила осень. Природа как бы засыпает. Кругом СОН, СОН, СОН. (Дети дописывают на доске названия месяцев столбиком).
— Перечислите осенние месяцы в прямом и обратном порядке.
— Скажите, между какими месяцами находится октябрь? Перед каким месяцем бывает сентябрь (октябрь)?
Итак, запоминаем 4 коротких слова: “ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН”
(щелчок – убираются слова – подсказки, остаются только картинки).
2. Восстановление порядка чередования месяцев.
Наложить треугольники с названиями месяцев на годовой круг по порядку, начиная с определённого месяца (работа в 2-х минигруппах).
Самостоятельная работа. (Работа по индивидуальным карточкам — приложение 2).
Подчеркни правильный ответ:
- После зимы наступит (лето, весна).
- Перед осенью – (зима, лето).
- В году — 3, 12, 7, 4 времени года.
- Время года (длиннее, короче), чем месяц.
Вставь правильный ответ:
- В году ________ месяцев.
- Каждое время года состоит из ________ месяцев.
- Последний месяц перед весной – это ________________.
- Первый месяц после окончания лета – это ____________.
- Третий месяц года называется _____________, это время года – ______________.
- Пятый месяц года называется _______________ , это время года – _____________.
- Десятый месяц года называется _______________, это время года – _____________.
Перечисли все месяцы времени года между зимой и летом:
Итог занятия (слайд 14)
Вы справились с трудной задачей, восстановили порядок месяцев и времён года на Земле параллельного мира, планета начала преобразовываться, расцветать и её жители вас благодарят.
Рефлексия (слайд 15):
- Если вы считаете, что усвоили тему занятия очень хорошо, покажите картинку с улыбающимся лицом.
- Если вы считаете, что усвоили тему занятия не очень хорошо и вам нужно её повторить ещё раз, покажите картинку с обычным лицом.
- Если вы считаете, что усвоили тему занятия плохо и вам нужно над ней поработать подольше, покажите картинку с грустным лицом.
Источник