- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»
- Проект «Насекомые осенью» для старшей группы детского сада
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательный интерес к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ekologii_nasekomye.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
по окружающему миру
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
– Чтение природоведческой литературы.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Работа с моделями.
1. Отгадывание загадок о насекомых.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.)
Очень маленький на вид,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.
2. Беседа с детьми о насекомых по вопросам:
– Как спасаются от врагов?
– Почему осенью их становится меньше?
3. Игра-имитация «Отгадай, кого я загадал».
Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:
* Заяц, еж, лиса, шмель .
* Трясогузка, паук , скворец, сорока.
* Бабочка, стрекоза, енот , пчела.
* Кузнечик, божья коровка, воробей , майский жук.
* Таракан , муха, пчела, майский жук. И т. п.
5. И г р а в с л о в а.
– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).
– Объясните выбор каждого слова.
Словарь : муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.
Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.
6. И т о г з а н я т и я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети приходят в парк, рассматриват листья на деревьях,анализируют, поему они изменили цвет, исследуют, как шуршат листья под ногами. Перед уходом дети зарисовывают восковыми мелками осень в парке.
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у.
закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Конспект занятия по окружающему миру с использование пальчиковых игр.
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру.
расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;уточнять знания о пользе и вреде насекомых для .
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Осень»Цель: Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рас.
Источник
Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»
Алла Юрьевна Котова
Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»
Цель прогулки: уточнить представления детей о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность,внимательность,любовь к природе,желание беречь ее.
Спросить детей:»Куда исчезли кузнечики, почему не видно божьих коровок? Все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно. » Обратить внимание детей на дерево-на нем висит сухой пакет из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней; внутри пакета белые коконы. В коконах зимуют маленькие гусеницы бабочек. Предложить детям пройти по участку,посмотреть,где могут быть насекомые,которые начинают готовиться к зимней спячке. Обратить внимание,что на солнышке греют спинки жуки солдатики,зимовать они будут под листьями винограда вдоль забора.
В траве дети заметили маленьких улиток,которые тоже грелись на солнышке.
Некоторые насекомыееще только готовятся к зиме: пчелы, осы,шмели,мухи,жуки еще появляются на улице, но уже не в таком количестве,каком они летали летом.
Приметы: появление комаров поздней сенью- к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени-на суровую зиму.
Пословица: осенняя муха сильнее кусает.
Загадать детям загадки о насекомых. (муравьях,пчелах,бабочках).
Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цель:закрепить знания о животных,птицах и насекомых.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное,причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Если этот предмет может летать,то дети тоже поднимают руки вверх и говорят «летит»,если нет,руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается,он выходит из игры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Фотоотчет об исследовательской деятельности «Наблюдение за насекомыми» Фотоотчет «Наблюдение за насекомыми» Цель: формировать познавательные интересы, бережное отношение к природе. Задачи: — Закреплять название.
Фотоотчёт «Этот удивительный мир. Наблюдение за насекомыми летом» (средняя группа) Насекомые Насекомых на дороге Мы увидим очень много, Коль умеешь ты считать, Их всегда легко узнать. Если только лапок шесть Насчитал ты.
Конспект прогулки «Наблюдение за ветром» Конспект прогулки «Наблюдение за ветром» Цель: — продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; — познакомить со свойствами.
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель прогулки:Продолжать учить детей наблюдать за ростом и развитием цветов,воспитывать интерес,желание ухаживать и выращивать цветы;закрепить.
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником осенью» Цель прогулки: Уточнить у детей названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья,цветки,корни). Побуждать к сравнительным.
Конспект прогулки «Наблюдение за настом» Цель прогулки:формировать у детей умение выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега;воспитывать.
Конспект прогулки «Наблюдение за пчелой» Цель прогулки: продолжать обогащать знания детей о многообразии насекомых, учить выделять их главные признаки; развивать умение сравнивать.
Фотоотчет «Осенняя прогулка. Наблюдение за насекомыми с детьми старшей группы» Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему пришла осень. Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Проект «Наблюдение за насекомыми» Краткосрочный проект в первой младшей группе «Наблюдение за насекомыми» Программное содержание: 1) Расширить знание детей о насекомых;.
Тематическая прогулка в летний период «Наблюдение за насекомыми» в подготовительной к школе группе ЦЕЛЬ: формировать познавательные интересы,бережное отношение к природе. Задачи: — закреплять название и внешний вид насекомых -развивать.
Источник
Проект «Насекомые осенью» для старшей группы детского сада
Екатерина Валентиновна Осипова
Проект «Насекомые осенью» для старшей группы детского сада
Проект
«Насекомые осенью»
Проект «Насекомые осенью».
(для детей старшей группы)
Актуальность темы: Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам не только окунуться в интригующий и таинственный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков, но и узнать, куда деваются маленькие обитатели нашей земли в холодное время года. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: недельный
По количеству участников: групповой
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: помочь детям понять насколько велика роль насекомых в экологической цепи всех живых организмов на планете Земля. Воспитывать бережное и уважительное отношение ко всем видам насекомых.
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры в осенний период времени.
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, о характерных особенностях поведения насекомых в осеннее время года.
2. Формирование познавательного интереса к образу жизни насекомых в летне-осенний период.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Планируемый результат: расширятся знания и представления детей о многообразии насекомых, их роли в экологической цепочке всех живых обитателей Земли; пополнится словарный запас по данной лексической теме; дети познакомятся с таким явлением в жизни насекомых как анабиоз.
Методы и формы работы:
— рассматривание иллюстраций, цветных слайдов
__разгадывание загадок (Приложение 3)
— НОД (Приложение 1)
Итоговая презентация. (Приложение 2)
Этапы работы над проектом.
Iэтап: Организационная часть.
1. Подбор материала по лексической теме с участием родителей.
2. Изучение материала
3. Рассматривание репродукций, фотографий, цветных слайдов, видеосюжетов с детьми по данной теме.
4. Подготовка информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
5. Подбор художественной и энциклопедической литературы.
6. Подбор игр и музыкального сопровождения к ним.
7. Подготовка материала для творческих работ (трафареты, краски, пластилин и пр.).
8. Создание презентации по данной теме.
IIэтап: Практическая часть.
Формы реализации недельного проекта «Насекомые осенью».
области Организация работы (комплекс мероприятий)
1. Социально-коммуникативное развитие 1. Наблюдения за поведением насекомых на цветочных клумбах и участке детского сада.Цель: развивать интерес к разнообразию мира насекомых.
2.Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, развивать ловкость, быстроту реакции; поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
3.Поручения: Полив цветочных клумб; рыхление почвы на клумбах.Цель: воспитывать у детей желание принимать посильное участие в совместной деятельности со взрослыми.
4. Беседы из своего личного опыта.Цель: учить детей делиться своими впечатлениями из личного опыта об о поведении насекомых
2. Познавательное развитие 1. НОД
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, о характерных особенностях поведения насекомых в осеннее время года.
2. Исследовательская деятельность за поведением насекомых в стеклянной баночке с землей и травой.
Цель: развивать умение детей наблюдать за объектами живой природы; способствовать развитию элементарных исследовательских умений детей.
3. Чтение материалов из энциклопедии.
Цель: пополнить знания детей о конкретном наблюдаемом насекомым.
4.Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».
Цель: дать детям представление о онтогенезе бабочки.
Настольно-печатная игра: «Растения и насекомые».
Цель: Закрепить название насекомых и растений.
5. Чтение художественной литературы Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Емельянова Э. «Расскажите детям о насекомых».Цель: Формирование познавательного интереса к образу жизни насекомых в летне-осенний период.
3. Речевое развитие 1. НОД
Тема: «Насекомые осенью». (см. приложение 1)
Цель: Познакомить детей с особенностями поведения разных насекомых в период подготовки к зимнему времени года. Просмотр презентации. (Приложение 2)
2. Ситуативная и индивидуальная беседа в процессе прогулки и наблюдения за насекомыми.
Цель: выявить уровень интереса и представлений детей о поведении насекомых осенью.
3. Отгадывание загадок про насекомых. (Приложение 3)
Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать явление.
4. Двигательно-речевая миниатюра «Жук»,
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».
Цель: Развивать умение согласовывать движения с сопровождающим текстом в игре.
5. Чтение и заучивание стихов о насекомых, чистоговорок и т. д.Цель: Развивать образное мышление, совершенствовать звуковую культуру речи.
6.Чтение и обсуждение художественных произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук».
Цель: Учить детей внимательно слушать чтение педагога, понимать идейное содержание произведения.
1. Прослушивание звукозаписей «Звуки насекомых» и Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
Цель: развивать у детей слуховое восприятие и узнавание звуков насекомых.
2. Подвижная игра под музыкальное сопровождение «Прыгает, ползает, летает».
Цель: учить детей различать характер музыки и соотносить ее с характерным поведением насекомого.
3. Раскрашивание силуэтов насекомых.
Цель: учить передавать характерные особенности внешней раскраски насекомых.
4. НОД по изодеятельности.
Лепка на тему: «Стрекоза».
(см. Приложение 1)
Цель: Учить детей в своей работе передавать образ стрекозы — форму частей, их пропорции, выразительность поз, деталей.
1. Комплекс утренней гимнастики «На лесной полянке».
(см. приложение 1)
2. Физминутки — «Божьи коровки», «Наша бабочка». «Кузнечики».
3.Подвижные игры: «Медведи и пчелы»; «Поймай комара», «Дневные и ночные бабочки»; «Хоровод насекомых».
Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, музыкальный слух, пластичность; закреплять знания о способах передвижения разных насекомых, развивать воображение, творческое мышление.
III этап. Презентационная часть.
1. Демонстрация презентации «Насекомые осенью». (диск СD-R)
2. Выставка детских работ «Букашки-таракашки».
В результате реализации данной проектной деятельности у детей старшей группы расширились знания и представления о жизни и роли насекомых в природе.
По итогам работы было отмечено: дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в окружающей жизни.
Благодаря проведенной работе, дети смогут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
В приложениях представлены материалы НОД по теме проекта.
Стихи про улитку
Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Ей тяжело его носить
Нельзя его ей снять!
Улитке нужно где-то жить,
Ей нужно где-то спать!
Зато туда никто чужой
Не проберется никогда!
И охраняет домик свой
Улитка хорошо всегда!
Две улитки у пруда
Кто из них быстрее
У улитки в воскресенье
Будет праздник – день Рожденья!
Только вот беда-то в чём,
Как гостей позвать в свой дом!
Куда торопишься, улитка?» —
Всегда смеялся жук-сосед,-
«Ты так ползешь проворно — прытко,
Догнать тебя силенок нет!»
Улитка шутки понимала,
Что жук по-дружески жужжит,
Она сама прекрасно знала,
Что он соседством дорожит!
Ведь он не может, как улитка,
Носить с собою домик свой,
И каждый вечер у калитки
Ждал возвращения домой.
Стихи про муравья
Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится —
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!
Муравей ползёт по лесу.
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
Стихи про гусеницу
На листочке молодом,
В настроении плохом
«Очень кушать я хочу,
Ела б днем и ночью,
Только есть я не могу,
Жалко грызть листочек.»
«Как помочь несчастной?
Ведь голодным быть нельзя,
Это ведь ужасно!
Ты, гусеница, свернись
В кокон поскорее,
О берёзовый листочек
Зубки гусеница точит.
Сейчас листик догрызёт,
И на новый поползёт.
Вам надо на диету –
Вы больно уж заметная,
Такой большой и сочной,
Нельзя быть – это точно.
Вас ведь каждый воробей,
Желает слопать поскорей!
Муха собралась однажды
Зазывал ее он дважды:
А сегодня — воскресенье,
Не прийти нельзя!
Пауку ведь День рожденья!
Будут все друзья!
Но комар, что по соседству
Долго с мухой жил,
Доброе имел он сердце —
«Муха, ты меня послушай,
Он тебя ведь хочет скушать!
Очень был паук не весел —
Муху не дождался,
Паутину зря развесил-
Без еды остался!
Нету никого в округе:
То на локоть примоститься,
Сгонишь, на плечо садиться.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.
Муха на столе сидит,
В мою сторону глядит,
Видно сладкий мой компот
Ей покоя не даёт.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Пчелы и цветы»
Подбери каждой пчеле свой цветок.
Говорим об окраске пчелы –ее яркие полоски словно говорят: «Осторожно! Ужалю». Живут пчелы большими семьями. Много пчел – рой. В каждом улье поселяется одна пчелиная семья. Как и у муравьев, у пчел существует четкое распределение обязанностей внутри семьи. Главная – самка-царица – откладывает яйца, есть рабочие, которые собирают мед, строят соты, кормят личинок, и есть трутни, которые оплодотворяют самку и ничего не делают. Для собирания пыльцы с цветов на задних лапках рабочих пчел есть щеточки и корзиночки.
У Мишутки есть пасека. Помоги ему рассадить пчел по ульям. В синем улье живут большие полосатые пчелы, в красном – маленькие полосатые, а в желтом – все остальные. Сосчитай пчел в каждом улье. Раскрась возле каждого улья столько цветков, сколько в нем пчел.
Нарисуй снаружи банки столько же ягод, сколько их лежит внутри. Раскрась снаружи трех пчелок, а внутри банки – двух.
Сколько на лугу цветов? Сколько пчелок? Всем ли пчелкам хватит цветков? Чтобы узнать, соедини линией каждую пчелку и цветочек. Обведи столько же муравьев, сколько пчелок на рисунке.
Ищем Бабочку. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, если их стереть, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет вкусный сок.
Игра «Что сначала, что потом»
Нужно выложить карточки в правильном порядке – как развивалась бабочка.
Геометрическая аппликация «Бабочка над цветком»
Делали интересную аппликацию – из геометрических фигур подбирали и наклеивали треугольники нужного размера.
Посчитай, сколько на рисунке бабочек. Обведи нужную цифру.
Фотоотчет «Встреча с осенью» об экскурсии по территории детского сада Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о растениях и их взаимосвязи с окружающей средой,.
Информационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского сада Гульназ Шагабутдинова. Информационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского сада. Тип проекта: обучающий,.
Исследовательский проект в старшей группе (5–6 лет) детского сада «Наступила ли весна?» Тема проекта : Формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей в процессе обобщения знаний о сезонных изменениях в природе.
Краткосрочный проект «Загадки маленького зеркала» для подготовительной группы детского сада Тип проекта: Естественно-научный, краткосрочный, 30 дней. Состав проектной группы: Руководители проекта-воспитатели:, Шляхтина Наталья.
Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.
Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада) Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест — прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней.
Насекомые на нашем участке детского сада Попробуйте насытить ежедневное пребывание на свежем воздухе так, чтобы они были увлекательны и для вас. Сегодня после ночного дождя, взяв.
Образовательный проект для подготовительной группы детского сада «Откуда хлеб пришёл» Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришел» Автор — воспитатель первой квалификационной категории.
Проект «Кормушка для пичужки» в старшей группе детского сада. Посещение библиотеки им. В. М. Шукшина В этом году двери нашей группы открылись для новых воспитанников – участников моих новых публикаций. Я уверена, что на моей страничке появится.
Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые» Экологический проект для детей старшей группы «Эти удивительные насекомые». Тип проекта: Познавательный. Вид проекта: групповой (коллективный).
Источник