Презентация на тему: Неживая природа осенью 2 класс
2 классНеживая природа осенью
Перечисли времена года. Какое сейчас время года?
Назови осенние месяцысентябрьоктябрьноябрь
Летом солнце высоко поднималось в небе.
Осенью низкое солнце редко выглядывает тёмно-малиновым шаром между туч.
Небо летом голубое, высокое и чистое.
Осенью небо низкое, с тяжёлыми и тёмными облаками.
Лето — пора ливней и гроз.
Набежит тёмная грозовая туча, сверкнёт молния, загремит гром. Дождь пойдёт сильный, но не долгий.
Осенью грозы становятся редкими. Осенние дожди не похожи на летние, они мелкие, моросящие, затяжные.
Над рекой, озером всё чаще нависают густые туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом.
И однажды из сырого, промозглого воздуха начнёт падать первый снег. Сырые большие хлопья укрывают опавшую листву и серый асфальт. Наступило предзимье.
Жарко. Солнце ослепляет горячими лучами. В знойном воздухе ни ветерка.
Стало заметно прохладней. Однажды утром всё покроется тоненькими льдинками инея.
Летом день длинный. 22 июня – день летнего солнцестояния, самый длинный день в году.
Осенние дни, по сравнению с летними, короткие. 23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны. Они длятся по 12 часов. После этого дня ночь становится длиннее, а день заметно уменьшается.
Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.
Вода в водоёмах летом тёплая.
Осенью вода в реке холодная и тёмная. Кажется, будто и не вода вовсе, а какая-то плотная, вязкая жидкость течёт. Это отражаются хмурые, мрачные тучи. Вдоль берега стал образовываться тонкий неподвижный лёд.
Плывут по воде маленькие плоские льдинки. На тёмном фоне воды полупрозрачные льдинки хорошо видны. Начался ледостав.
Источник
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок 5. В гости к осени
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Осенние явления неживой и живой природы.
Глоссарий по теме
Заморозки — лёгкий утренний мороз осенью или весной.
Ледостав — замерзание реки, водоёма, образование ледяного покрова.
Иней — тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Спячка — у некоторых животных (медведей, сурков, барсуков, летучих мышей, енотовидных собак и других): физиологическое состояние, сходное с длительным сном.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.36-39
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.27-30
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Вспомним, какая погода была летом? И отправимся в гости к осени.
Александр Сергеевич Пушкин любил осень.
Прочитайте отрывок из стихотворения:
«Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….»
2. С наступлением осени, листья сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.
3. Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой — нет. Поэтому они улетают в тёплые края осенью. Главная причина отлёта птиц — холод и отсутствие пищи
Перелётные птицы — птицы, улетающие зимой в тёплые края.
4. Летом солнце поднимается высоко в небе, поэтому дни длинные. Земля получает много тепла. Небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы. Осенью солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому и холодает.
5. Небо, затянутое облаками, кажется низким. Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Снега нет, а утром земля, трава и крыши домов побелели. Это иней. Значит на улице – заморозки. Над рекой, озером, прудом всё чаще зависают густые туманы.
6. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. На водоёмах происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом.
7. Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!
8. В нашей стране особенно распространены так называемые «речные утки»- кряквы, которые обитают на берегах пресных водоёмов. Именно они издают знаменитое «кря -кря-кря», знакомое нам с детства по сказкам и рассказам.
Начало полёта совпадает с первым понижением температуры окружающей среды. Начало осени, сентябрь или октябрь — пора, когда у нас над головами пролетают косяки диких гусей или утиные стаи.
9. Цапли — это высокие, стройные птицы, торжественно вышагивающие на длинных ногах с тонкими лапками. Живут возле рек и озёр. Окраска может быть сизой, серой, белой, бурой. Длина от клюва до конца хвоста 95 см. Цапли общительные птицы: они держатся стаями при гнездовании и перелётах.
10. Стрижи — похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее манёвренному полёту и по быстроте. Есть ещё одна интересная особенность у стрижей — они могут спать в воздухе. Причём не несколько минут, а несколько часов, кружа высоко в небе, изредка пошевеливая во сне крыльями. Утром просыпаются и приступают к своёму обычному делу — начинают ловить насекомых.
11. Летом часто можно увидеть небольших птиц, неутомимо летающих над огородами, садами, газонами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Это – ласточки. В тёплых краях с умеренным климатом ласточки ведут оседлый образ жизни. А если климат холодный, то на зиму птица улетает на юг. Миграция для перелётной птицы – процесс тяжелый и даже опасный для жизни.
12. Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — это осенние явления в неживой природе. Увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, отлёт перелётных птиц, исчезновение насекомых — это осенние явления в живой природе.
Разбор типового тренировочного задания
1. Подберите каждому животному жилище.
2. Впишите в текст пропущенные слова.
1.Перелётные __________осенью ___________на юг.
2.Есть такие звери, которые всю _________спят.
1.Перелётные птицы осенью улетают на юг.
2.Есть такие звери, которые всю зиму спят.
Источник
урок по окружающему миру «Осень в неживой природе» 2 класс 1 триместр
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок организван так, чтобы деятельность учащихся была направлена на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Проблемный вопрос: «Почему стало холодать. Установление связи между живой и неживой природой, развивая устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_v_nezhivoy_prirode.docx | 405.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности . Формулирование темы и задач урока.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
3. Работа по теме урока.
- Актуализация знаний.
- Назовите осенние месяцы.
- Расскажите об их старинных названиях (выступления уч-ся)
- Установите соответствие
Сентябрь Капустник, грязник
Октябрь Полузимник, бездорожник
Ноябрь Зоревник, дождезвон
- Объясните народные пословицы:
* Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
* Октябрь – месяц близкой пороши.
* Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
- Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
— На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)
— Что мы называем природой? Перечислите все то, что относится к природе.
— Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их (живая и неживая природа) . Выберите, что относится к неживой природе?
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется таблички-надписи:
– Что такое погода? Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске). Как она изменилась с приходом осени?
А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
4. Планирование деятельности.
— Мы превращаемся с вами в исследователей, будем изучать осенние изменения в неживой природе. Вы получите маршрутный лист, который будете заполнять по ходу урока.
— Чем вызвано осеннее похолодание?
— Какие дожди идут осенью?
— Почему осенью часто образуются туманы?
— Чем интересен день 23 сентября?
— Что такое ледостав?
– Я каждому раздаю маршрутный лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
5. Работа над темой урока.
— Какое главное изменение происходит в природе осенью?
— Какие есть предположения?
— Давайте попробуем выяснить.
— Почему улетают птицы? (стало холоднее)
— Почему желтеют и опадают листья? (стало холоднее)
— Почему исчезают насекомые? (стало холоднее)
— Значит, какое изменение в природе осенью самое главное?
— По своим дневникам наблюдений посмотрите, что происходило с температурой воздуха?
— А почему температура воздуха стала понижаться? С чем это связано?
— Выберите схему, где показано положение солнца осенью?
— Как меняется его положение, в сравнении с летом?
— Какой вывод можно сделать?
— На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? (1 — закрасьте квадрат зеленым или красным цветом.) Заполните маршрутный лист.
— У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
- — В этом сентябре “небо прохудилось”. Что это значит? Когда так говорят?
— Сравните летний и осенний дождь.
— Прочитайте текст. Какие дожди идут осенью?
В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает. Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени
— О каких ещё явления природы обычных для осени говорится в тексте?
— Как вы думаете, почему осенью часто бывают туманы?
— Как они образуются?
— Заполните маршрутный лист.
- — Посмотрите наш маршрутный лист. На какие вопросы мы еще не нашли ответ?
— Чем интересен день 23 сентября?
— Учебник стр. 59. Найдите ответ на этот вопрос. (Проверка)
— После этого дня ночь становится всё длиннее, а день всё короче.
— Заполните маршрутный лист.
— Что такое ледостав?
— Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
— Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)
— А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней, он не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.)
— Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)
- Учебник с. 28-29 (рисунки, задание к ним)
— Какой осенний месяц относится к поздней осени?
— Ноябрь называют ледовым кузнецом. Как вы думаете, почему?
— Найдите ответ на последний вопрос в учебнике стр. 58. (Проверка)
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)
7. Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
1 . Работа в парах
Прочитайте стихотворение. Выделите осенние приметы в неживой природе, о которых пишет автор?
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)
Дорога промерзает, (замерзание почвы)
Журча, еще бежит
За мельницу ручей,
Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, (понижение t воздуха)
Короче становился день, (день короче, ночи)
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, (частые туманы)
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
8. Самостоятельная работа
1. Объясните, что приходит осенью. Впишите нужные слова в предложения.
Осенью солнце ____________________________ над горизонтом.
Дни становятся ____________. Небо _________________цвета. Всё
чаще идут ______________. Температура воздуха ____________, чем
летом, а в конце осени становится ______________.
Всё чаще дует __________________ ветер
2. Обведите номера предложений, в которых говорится об осенних явлениях в неживой природе.
1. Температура воздуха, воды, почвы стала ниже.
2. Изменилась окраска листьев на деревьях.
3. Солнце поднимается высоко над горизонтом.
4. Часто идут тёплые, ливневые дожди.
5. Замерзают водоёмы, на почве заморозки.
6. По утрам часто туманы.
— О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
— Какое из них самое главное.
— Какой сделаем вывод?
— Сравните его с авторским выводом (стр. 61).
Осень — время, когда красота природы становится наиболее зрелищной и вместе с тем ускользающей. В цветовой палитре осени преобладают коричневые, красные и золотые тона — яркие насыщенные оттенки, подчеркивающие естественные тона сезона.
Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, часто идут холодные дожди, а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Каждый из нас находит для осени свои краски, слова, вопросы, ответы на которые летят, летят, как осенние листья.
Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень народных
примет, поговорок, золотая пора знаний…
— А сейчас посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
Источник