Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Паустовского К.
(1) Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2) Всё сразу стало осенним.
(3) B саду суетились синицы. (4) Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5) Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
(6) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7) Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха.
(8) Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. (9) Начался листопад. (10) Листья падали дни и ночи. (11) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12) Лeca моросили дождём облетавшей листвы. (13) Этот дождь шёл неделями. (14) Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
(15) Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16) До тех пор я эту сказку никогда не слышал, — должно быть, Прохор её выдумал сам.
(17) — Ты гляди кругом, — говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, — ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18) Гляди, объясняй. (19) А то скажут: зря учился. (20) K примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле — главный ответчик. (21) Человек, скажем, выдумал порох. (22) Bpaг его разорви вместе с тем порохом! (23) Сам я тоже порохом баловался. (24) B давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25) Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26) Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27) A иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28) Небось видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. (29) До того времени вся птица зимовала у нас. (30) Даже журавль и тот никуда не подавался. (31) A леса и лето и зиму стояли! (32) И в листьях, цветах и грибах. (33) И снега не было. (34) He было зимы, говорю. (35) He было! (36) Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37) Какой с неё интерес? (38) Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. (39) Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40) И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41) Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(43) — Ну, скажем, птицу разную. (44) Или лес. (45) Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (46) Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.
(47) Я изучал осень упорно и долго. (48) Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.
(49) Так было и с осенью. (50) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (51) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(52) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(По К. Паустовскому)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства:«Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».
Источник
5 рассказов об осени, которую мы потеряли
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью.
К.Паустовский
«Бывает состояние, когда смену времен года не замечаешь. Меня угораздило попасть летом в больницу — вышел, а уже осень.
Смотришь — потерял что-то, и нужно бежать, догонять — боишься что потеряешь навсегда.
И я открыл книжки про осень. А там ответы на самые неразрешимые вопросы. У Пришвина: «. надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь» . У Паустовского: «счастье от самых незаметных вещей».
И понял я: Осень – это когда листья опадают у тебя внутри, и внутри идёт дождь, но ты не можешь ничего поделать.
Нужно перечитывать эти рассказы. Нам мало что досталось от той поры, когда прилетали вальдшнепы, улетали журавли, морщилась рябина, «черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями», и под беспокойный скрип деревьев стелили лапник».
И.С.Тургенев «Лес и степь»
«И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья.
Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога».
Тебе. уготованы мгновения, чтобы это обнаружить.
Твоя. память тоже сбрасывает листву.
Ты. «многое вспомнишь родное далекое».
И. «. любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток. »
Рассказ вышел в журнале «Современник».1849. №2.
Пришвин написал о Тургеневе в дневниках: «Счастливый человек, кто может обнимать жизнь, как обнял ее Тургенев в «Записках охотника».
Ясный и холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Оборачиваюсь — кто-то нагоняет.
Что такое? А он уж вот он, настигает — сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: «Барин, сторонись!»
. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге и тяжко носит боками, сургучные вожжи висят по оглоблям, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки.
— Барин! — дико кричит он в землю. — Барин!
И отчаянно взмахивает руками:
— Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин!
И, мотая головой, захлебывается пьяными слезами.
Рассказ вышел в газете «Последние новости». Париж.1930. №3539. 30 ноября.
Хочется крикнуть после этого рассказа:
— Бросай в меня листьями, Осень! Это обжигает мои замерзшие руки. У тебя получается трогательно.
К.Г. Паустовский «Жёлтый свет»
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
А дальше я понял, что всё что читал — это была прелюдия к сложной симфонии листопада.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Когда видишь даль осенних полей — обязан пожевать краюху хлеба.
. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы».
Написан в 1936 году.
На осень я смотрю старыми женскими глазами, и ничего не могу поделать.
М.М.Пришвин «Поздняя осень»
«Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листов, — всё, что можно было, сорвал.
Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаёшь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь».
Тогда думаешь, что и всё так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь».
Из дневника «Лесная капель» 1940.
Ю.Клевер «Осень в лесу»
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше, бывало, я все ночёвки свои только под скрипучими деревьями и устраивал.
Валежник собираешь — оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь — скрипит, лапник стелешь — всё скрипит, скрипит.
И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь, — скрип да скрип.
Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём. »
Из книги » В лесах счастливой охоты. — Л., «Детская литература», 1969 .
P.S. От осени схожу с ума, и темы не хотят больше прятаться от меня под опавшими деревьями.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.11.2019. Древняя притча
- 29.11.2019. Садисты в московской больнице
- 28.11.2019. Забытые фразеологизмы
- 27.11.2019. Кто такой профессор кислых щей?
- 26.11.2019. Дина Абилова. Белый кофе. Белый стих
- 25.11.2019. А вы знали?
- 24.11.2019. Что такое ляд и на кой он нужен?
- 23.11.2019. Как правильно ИЗ отпуска или С отпуска?
- 22.11.2019. Древнерусские слова и их современное значение
- 19.11.2019. О поэте Юрии Левитанском
- 17.11.2019. Знаете ли вы значение этих слов?
- 16.11.2019. Жил-был пёс
- 15.11.2019. Как правильно?
- 14.11.2019. Зарумянилась Зоренька ясная
- 13.11.2019. Филологический маньяк
- 10.11.2019. Брань по-старославянски
- 09.11.2019. Как звали Шамаханскую царицу?
- 08.11.2019. 5 рассказов об осени, которую мы потеряли
- 07.11.2019. Филологический маньяк
- 06.11.2019. Владимир Липилин. Вычитание зимы
- 03.11.2019. Расширяем словарь. Мшелоимство
- 01.11.2019. Опальный автор песни Бухенвальдский набат
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Что такое осень пришла врасплох
ЖУРНАЛ «Детское чтение для сердца и разума» запись закреплена
Константин Паустовский «Жёлтый свет»
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Источник