- Стихотворение и анализ «Унылая пора!»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
- А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
- Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка
- Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка
Стихотворение и анализ «Унылая пора!»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Краткое содержание
В. Поленов. Золотая осень. 1893
Стихотворение «Унылая пора!» – это отрывок из другого большого произведения Пушкина об осени, которое так и называется «Осень». Оно также входит в школьную программу и изучается в старших классах.
В этих восьми строчках, очень легких для запоминания, поэт сумел передать всю красоту своего любимого времени года. Стихотворение начинается с описания картины осени и чувств, которые она вызывает у автора. Яркие, багряно-желтые краски леса, шум ветра, редкий солнечный лучик…Во всем ощущается приближение холодов.
Автор сравнивает осень с другими временами года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Весну автор недолюбливает за то, что она не дает ему сосредоточиться на работе. Зиму поэт считает неплохой порой, ведь в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор мог бы полюбить лето, «когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи».
Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.
Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще живет, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримую схватку.
Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь.
Анализ
История создания
Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной.
Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить работу над другими произведениями, после которых он решил написать стихотворение, посвященное осени.
Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.
Персонажи и образы
В этом стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года. Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Несмотря на увядание природы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения.
Композиция
Стихотворение состоит из восьми строк. Определенного сюжета здесь нет. Автор просто беседует с читателями об осени.
По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого стихотворение читается очень плавно и мелодично.
Автор пользуется следующими средствами художественной выразительности:
метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;
эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а этот маленький отрывок стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Первая строчка стихотворения уже стала цитатой.
Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступает увядание.
Несмотря на это, Пушкин не поддается грусти и говорит, что каждой осенью как будто рождается вновь. Он предлагает иначе взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только посмотреть на эти леса, одетые в багрец и золото! Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного, разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.
Источник
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.
Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.
Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.
Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.
Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей. Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку. В такую погоду невозможно усидеть взаперти.
Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.
Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».
Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.
Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.
Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании.
Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.
Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.
Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.
Источник
Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка
Зоя Виталиевна Разумная
Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка
Унылая пора или очей очарованье? Размышление об осени. Фотозарисовка
Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года.
Уильям Каллен Брайант
Осень после жаркого лета дарит нам чудесную прохладу, уже иначе светит солнышко, оно еще бывает ярким, но уже не печет и не слепит глаз, голубое небо с белыми курчавыми тучками становится ближе.
Воздух наполняется осенними ароматами – запахом осенних цветов, сухой травы, опавших листьев, устилающих землю мягким шуршащим ковром, спелых ароматных яблок, груш и винограда.
Ветер, как-то по особенно, колышет деревья, под ногами шуршит палая трава, звенит дождь.
Модница-осень постепенно перекрашивает гардероб лета по своему вкусу от темно-зеленого до желтого, оранжевого, красно — багряного и коричневого.
Она меняет наряды от роскошной золотой и пестрой листвы на деревьях, окутанных легким белым туманом, мягко шуршащей листвы под ногами до грустных серых нарядов из низких лохматых туч в пасмурный день и холодного дождя с ветреной накидкой.
Осень, как и женщины, любит аксессуары и обожает цветы. Изысканная модница примеряет на себе венок из спелых колосьев пшеницы, яркие алые серьги из гроздьев рябины, калины, ожерелье из винограда, орехов и желудей, вуаль из тонких серебристых паутинок.
В золотые свои косы она вплетает ароматные розы, пестрые астры, белоснежные хризантемы, солнечные бархатцы и разноцветные георгины.
Осень – красивая, переменчивая и удивительная пора.
Все мы по-разному относимся к осени. Одни считают осень унылым и скучным временем года.
Другие обожают это время года, так как часто испытывают в эту пору подъем сил и творческого потенциала, к ним приходит вдохновение, осень отражает их собственное мироощущение.
А далее на фотографиях вообще удивительное явление природы — цветущий каштан. И когда? — В конце сентября.
На каштане рядом с плодами и жухлыми листьями молодые, нежные, ярко- зеленые листочки и восхитительные гроздья соцветий. Разве это не чудо природы?
Какой станет для вас эта осень — унылой порой или очей очарованьем решать только вам!
Главное, никаких осенних депрессий.
Всегда, везде и во всем удачи и успехов!
Благодарю всех, кто посетил мою страничку!
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Осенняя пора, очей очарованье» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Осенняя.
Фотоотчет за сентябрь «Осени прекрасная пора» Фотоотчет за сентябрь «ОСЕНИ прекрасная пора». Авторы: учитель — логопед О. Гончаренко, воспитатели Иванова В. С, Мишина И. О. Наступил новый.
Итоговое занятие «Осенняя пора — очей очарованье» «Осенняя пора – очей очарованье, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.» А. С. Пушкин. Задачи: Образовательные:.
Красавец благородный — гладиолус как будто песню осени поёт. Фотозарисовка Красавец благородный – гладиолус, как будто песню осени поёт. Фотозарисовка Дорогие коллеги и друзья, доброе время суток! 27 сентября.
Мастер-класс «Прекрасная пора, очей очарованье!» Мастер-класс «Прекрасная пора, очей очарованье!» Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступило долгожданное бабье лето. Это потрясающе.
«Осень, очей очарованье…» — фотоотчет Вот и пришла прекрасная пора — осень. Чудесное и очень красивое время года. Закружила осень Рыжие метели, Золотые листья С кленов полетели,.
Осенние цветы — души очарованье, в них — радость и печаль, и осени дыханье. Фотозарисовка Осенние цветы — души очарованье, в них – радость и печаль, и осени дыханье. Фотоотчет Цветы замечательные создания природы, которые.
Конспект занятия «Осенняя пора, очей очарованье!» Ход занятия Воспитатель: Дети, сегодня утром ко мне в окошко залетел красивый осенний лист. Вот он (показывает). Какое дерево потеряло его?.
Размышление об осени (фотозарисовка) Размышление об осени (фотозарисовка) Совсем незаметно украдкой подошла принцесса осень. Обняла природу осень, и начала ее раскрашивать.
Экскурсия «Очей очарованье» в подготовительной группе Экскурсия «Очей очарованье». Цель: Продолжать учить сравнивать объекты и явления природы, находить различия и сходство, классифицировать.
Источник