- Осень
- Содержание
- Календарная осень
- Астрономическая осень
- Климатическая осень
- Природа осенью
- Значение слова «осень»
- о́сень
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- «Что такое осень?» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы
- Ход непрерывной образовательной деятельности:
Осень
Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsаns — «жатва» [1] , этимологически — «время жатвы»; по толкованию Даля — от «осенять» — затенять: наступление сумрака [2] ) — одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.
Содержание
Календарная осень
Астрономическая осень
Астрономическая осень наступает позже календарной:
Календарная | Астрономическая | |
---|---|---|
Северное полушарие | 1 сентября — 30 ноября [3] | Осеннее равноденствие (22-23 сентября) — зимнее солнцестояние (21-22 декабря) [4] |
Южное полушарие | 1 марта — 31 мая [5] | Осеннее равноденствие (20-21 марта) — зимнее солнцестояние (20-21 июня) [4] |
По количеству поступающей на землю от Солнца энергии равноденствия должны быть серединой соответствующих сезонов. Но задержка в изменении температуры (вызванная физическими свойствами воды и земли) задерживает климатические сезоны относительно астрономических. Температурная задержка изменяется в зависимости от конкретного места, поэтому в одних культурах осеннее равноденствие расценивается как середина осени, а в других — как начало осени.
До XVIII века в Московском государстве осень (есень) продолжалась от 23 сентября до Рождества Христова — то есть до 25 декабря. В каждом времени года считалось по 91 дню и по полчетверти часа.
В старинных пасхалиях осень описывалась следующим образом:
Осень подобно жене уже старе и многочадне, овогда дряхлующи и сетующи, овогда же радующися и веселящися, рекше иногда скудота плод земных и глад человекам, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем и тиха и безмятежна; в ней жизнь человека.
В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. [источник не указан 113 дней] С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.
В Ирландии, согласно национальной метеорологической службе (Met Eireann), осенними месяцами являются сентябрь, октябрь и ноябрь. [6] Однако в Ирландском календаре, который базируется на древних кельтских традициях, осенними считаются август, сентябрь и октябрь. [7]
Климатическая осень
В средних широтах Европейской России осень можно условно разделить на пять подсезонов. [8]
1 подсезон — начало осени (длится с конца августа до второй половины сентября). Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным. В лесах появляются опенки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего уровня.
2 подсезон — золотая осень (конец сентября — середина октября). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет — хлорофилл прекращает свою работу. Кочевые птицы, живующие на севере, начинают откочёвывать к югу. Все холоднокровные животные из-за низких температур впадают в анабиоз.
3 подсезон — глубокая осень (вторая половина октября — начало ноября). Этот период характерен в первую очередь отлётом перелётных птиц. Птицы отлетают постепенно, реагируя на снижение среднесуточной температуры. В этот период включается отопление — в городах начинается отопительный сезон. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности. Возможен первый снег.
4 подсезон — предзимье (первая половина ноября). Этот предпоследний осенний подсезон, характерной особенностью которого является листопад. Ночные заморозки становятся постоянными, и при переходе температуры через 0 вода в черенке листа замерзает, и он обламывется — листопадный лес остаётся в итоге без листьев. В предзимье начинается ледостав на водоёмах, выпадает снег, однако ещё не ложится.
5 подсезон — первозимье (вторая половина ноября — начало декабря). Является подсезоном устойчивых снегопадов и формирования временного снежного покрова, первых дневных морозов. Средняя температура начинает переходить через нулевую отметку. Начинаются первые метели. Завершается первозимье переходом в полноценную зиму после формирования постоянного снежного покрова, и установкой климатической зимы.
Природа осенью
Осенью, в преддверии зимы и заморозков, у листопадных растений (деревьев, кустарников) листья меняют цвет, опадают, вскоре деревья остаются голыми (без листьев).
Источник
Значение слова «осень»
О́СЕНЬ, -и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Пушкин, Евгений Онегин. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, Поля опустели. Н. Некрасов, Несжатая полоса. || перен. Пора увядания, старости, приближения конца чего-л. Мне было жаль своей любви, для которой, очевидно, тоже наступила уже своя осень. Чехов, Моя жизнь. Тебе исполнилось сегодня тридцать восемь. И, может быть, хоть с виду весела, Ты с грустью думаешь: подходит осень. Щипачев, Тебе исполнилось…
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsans — «жатва», этимологически — «время жатвы»; по толкованию Даля — от «осенять» — затенять: наступление сумрака) — одно из четырёх времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.
О’СЕНЬ, и, ж. 1. Одно из четырех времен года, между летом и зимой. Погода к осени дождливей. Крлв. — Лето быстрое летит. Настала осень золотая. Пшкн (см. золотой). — Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Нкрсв. По осени (т. е. осенью). По осени съезжу к сыну. А. Н. Тлстй. Цыплят по осени считают. Пословица. 2. перен. Увядание, одряхление, приближение конца (книжн. поэт.). О. Эллады.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́сень
1. время года, следующее за летом и предшествующее зиме ◆ С приближением осени попавшие в пруд листья необходимо вылавливать сачком, иначе они начнут гнить. «Водный сад», 2003 г. // «Сад своими руками» (цитата из НКРЯ)
2. перен. время заката, увядания и т. п. ◆ Осень жизни, как и осень года // Надо благодарно принимать. Эльдар Рязанов, «У природы нет плохой погоды», 1977 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стоматит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
«Что такое осень?» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы
Валентина Падур
«Что такое осень?» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы
«Что такое осень?»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей логопедической группы
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Познавательное развитие (ФЦКМ):
— Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних приметах;
— Устанавливать причинно – следственные связи в природе.
— Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
— Совершенствовать звуковую культуру речи: автоматизировать поставленные звуки в речи.
— Способствовать проявлению интереса к игровым упражнениям, умению включаться в игровую ситуацию;
— Через игровые упражнения на развитие координации речи с движением совершенствовать двигательную активность, общую и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные картинки разных периодов осени; осенние листочки
с изображением осенних примет; ноутбук, презентация.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
О каком времени года говорится в загадке?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Ваш ответ, конечно… (осень)
Правильно, Осень. Последние деньки остались у осени, и она уступит свое место, какому времени года? (зиме)Сегодня мы попробуем ответить на вопрос:
«Что такое осень? Мы с вами уже хорошо знаем, что осень бывает разная. У нее есть три периода. Скажите, какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя) Правильно ребята, а позднюю осень еще называют «предзимье» (выставляются картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени).
Игровое упр-е «Я знаю три осенних месяца»
Давайте назовем осенние месяцы.
Я знаю три осенних месяца:
Ребята, как называется явление, когда листья с деревьев опадают? (листопад).
Во время листопада всем очень нравиться собирать листья в букеты.
Мы покажем с помощью пальчиков, какие листочки мы собирали.
Игровое упр-е «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять
В парк идем мы погулять
И красивые листочки
Вместе будем собирать:
Листики клена мы соберем
Маме осенний букет принесем.
Давайте назовем какие листья мы собирали?
Листья березы — березовые
Листья осины — осиновые
Листья дуба — дубовые
Листья рябины — рябиновые
Листья клена — кленовые
Вот какой красивый букет из кленовых листочков у нас получился. На каждом листочке, с обратной стороны, есть рисунок. Посмотрите и скажите, что же это за рисунок? (это осенние приметы) Правильно ребята, это осенние приметы. Давайте порадуем осень и расскажем ей о приметах, которые мы хорошо знаем. Предложение будем начинать со слова «осенью»… (осенью у солнца короткие лучи, поэтому оно светит слабо; осенью на небе много серых туч и часто идет дождь, поэтому на улице пасмурно и дождливо и т. д.)
Ребята, даже глядя на эти листочки уже можно сказать, что осень очень красивое время года. Какая бывает осень, когда светит солнце и радует своей погодой? (золотая, разноцветная, яркая, очаровательная, великолепная, багряная).
Какая бывает осень, когда на небе тучи и капает дождь?
(грустная, хмурая, пасмурная, серая, дождливая, затяжная)
А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Здравствуй, Осень!»
Здравствуй, Осень! – 2 раза
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки
Дети: Значит, будут пироги
Осень: Принесла я гречи
Дети: Каша будет в печи
Осень: Принесла я овощей
Дети: И для супа и для щей
Осень: Рады ли вы грушам
Дети: На зиму засушим
Осень: Ну а яблоки, как мед
Дети: На варенье, на компот
Осень: Принесла я меду, полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты меду, ты и хлеба принесла,
А холодную погоду ты нам, Осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Вы хорошо отвечали, знаете осенние месяцы, приметы, так много красивых слов сказали об осени. А теперь мы посмотрим стихотворение, которое вы хорошо знаете «Что такое Осень?».В этом стихотворении есть ответы на вопрос: «Что такое Осень?
Показ презентации стихотворения «Что такое Осень?»
Что такое осень?
-Это листья желтые
Что такое Осень?
-Это дождь с утра.
Холодно становится, солнце греет слабо,
Птицы улетают в теплые края.
Что такое осень?
Что такое осень?
-Овощи и фрукты осенью поспели,
Грибники с корзинами в дальний лес спешат.
Что такое осень?
-Это небо в тучах
Что такое осень?
-Это первый снег,
Тонким льдом морозец, покрывает лужицы,
Осень будет помнить каждый человек.
Ребята, вы хорошо рассказывали про осенние приметы, играли в игры, смотрели слайды, а это значит, что вы ответили на главный вопрос «Что такое осень!
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию с детьми подготовительной группы «Сказка-матрешка» Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- изобразительному искусству (рисованию) с детьми подготовительной группы.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию для старшей группы «Друзья для Лунного фотографа» Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Друзья для Лунного фотографа» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Программа:.
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Осень урожайная» Конспект непрерывной образовательной деятельностив группе общеразвивающей направленности детей возраста от 4 – 5 лет «Осень урожайная».
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Птичий двор» Применяемые педагогические технологии: — технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; — здоровье созидающая технология.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Путешествие на дачу» Применяемые педагогические технологии: — технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; — здоровье сберегающая.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы «В гости к щенку» Цель: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Задачи: Образовательные: 1.
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме: «Птицы» Цель: • Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций Программное содержание: Социально-коммуникативное.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «В гости к мишкам» Цель: 1. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, форму по показу и по словесному обозначению. Задачи: 1. Развивать представления.
Конспект непрерывной образовательной деятельности Сюжетно-ролевая игра «Больница» с детьми младшей группы ] Задачи: 1. Развивать у детей умения принимать на себя роль доктора, выполняя соответствующие игровые действия. Интеграция образовательных.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Осень — щедрая пора» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Лексическая тема: «Осень – щедрая пора!». Цель:.
Источник