Сочинение — сказка «Осенний парашютист»
Сочинение — сказка об осеннем листике, о его надеждах, которым так и не суждено было сбыться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_parashyutist.docx | 11.98 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши Муромские леса пришла волшебница Осень. Прошла она по зеленым полям, по лесным тропинкам. Раскрасила своими яркими красками деревья и кусты. Все вокруг изменилось. В чаще стало прохладнее. По утрам видно, как густа на траве роса. И днем в тени роса задерживается все дольше. Заметно убывает день. Листья разноцветным ковром укрыли землю.
Подул ветерок и с ветки сорвался пожелтевший листочек. Была у него мечта – пролететь над красивыми лесными полянками, над пожухлыми осенними лугами и приземлиться в кучку красно – желто – зеленых листьев. Летит он по воздуху, плавно покачивается в такт песенке веселого озорного ветерка. И вдруг смотрит, а рядом его братья кружатся, покачиваются, вьются, летят. Настоящие осенние парашютисты! Вместе с братьями листиками совершил наш герой своё путешествие, о котором так долго мечтал. В конце пути он плавно и изящно опустился на холодную влажную землю и уснул с надеждой о том, как здорово будет после долгой зимы сидеть на веточке и наслаждаться весенними лучиками солнца и теплым трепетом ветерка.
Придёт весна, но уже не он, а другие листики будут покачиваться на ветках деревьев и кустов, будут радовать взор своей прекрасной зеленью и наслаждаться жизнью. А осенью опять полетят «парашютисты»!
Источник
Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то своего, личного в текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakupova_v.g._sochinenie_.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»
Сочинение в обучении русскому языку занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои творческие силы и возможности.
Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то своего, личного в текст.
От школьника требуется сложный комплекс действий:
- подготовка материала и его систематизация;
- обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения;
- установление логических связей;
- выбор слов, словосочетаний, фразеологизмов;
- построение предложений и связи между ними;
- проверка орфографии.
Это требует не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью Ученики любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».
Хочется обратить внимание на уроки анализа сочинений:
- Никогда не начинать с плохого.
- Не сообщать количество двоек и троек.
- Кто не справился, посоветовать им прочитать чьи-то работы и переделать (редко, кто из учащихся воспользуется этим и спишет, ведь учитель уже проверил это сочинение, знаком с его содержанием).
- Нельзя творчество оценивать «2».
- Больше положительного!
- Сочинения носят обучающий характер (мы учимся их писать, а это приходит с годами).
- Надо обязательно проводить уроки анализа работ, чтобы следующие сочинения были лучше
Тема : Обучающее сочинение
- Работать над формированием умения строить речь в определённой композиционной форме;
- Учить систематизировать собранный к написанию сочинения материал;
- Продолжить работу над изученными орфограммами и правилами пунктуации
- Презентация к уроку (диск прилагается)
- ПРИЛОЖЕНИЕ * (для каждого ученика)
I Оргмомент. Эмоциональный настрой к уроку. ( слайд 2, музыкальное сопровождение до начала текста песни – 27 секунд)
Учитель читает стихотворение:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предшествие сходящих бурь,
Порывистый холодный ветр порою.
Прощай, прощай, сияние небес!
Прощай, прощай, краса природы!
Волшебного шептанья полный лес,
— О чём говорится в этом стихотворении? (об осенних изменениях в природе))
Учитель: Осень – печальная пора, время листопада, улетают птицы в дальние края. Но это «дивная пора» у Тютчева, «Славная» у Некрасова, «очей очарованье» у Пушкина.
Я думаю что, наверно, нигде нет такой красивой осени, как у нас в России.
II Сообщение темы урока.
Тема сочинения – «Осенние парашютисты» (записана на доске)
— Как вы считаете, а о чём пойдёт речь? Почему?
(об осенних листьях)
— Кого называют парашютистами?
— Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и найдём точное лексическое значение этого слова (слайд 3)
Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты при помощи устройства с раскрывающимся в воздухе куполом.
— Почему осенние листья так можно назвать?
(они слетают вниз так, как это делают настоящие парашютисты)
Учитель: Листья сравниваются с парашютистами, потому что могут парить и кружить в воздухе, как они.
Такой языковой приём, когда 2 предмета сравниваются по какому-нибудь признаку, называется метафора.
А ещё неодушевлённые предметы – листья сравниваются с живыми людьми – парашютистами. Этот приём называется олицетворением.
Об этих переносных значениях слов и других мы говорим на уроках литературного чтения. Они делают нашу речь более образной и выразительной.
III Проверка домашнего задания — подбор эпиграфов к сочинению.
Эпиграф – точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.
Дети зачитывают свои домашние заготовки.
Учитель подготавливает несколько эпиграфов ( слайды 5, 6, 7)
IV Подготовка к написанию сочинения, составление плана.
Учитель: Мы собирали языковой материал на уроках литературного чтения, наблюдали за погодой, за изменениями в природе, ходили на экскурсию
в парк, рассматривали осенние пейзажи.
Составим план, по которому будем работать. Напоминаю, что он будет состоять из трёх частей.
Работаем на листах, которые есть у каждого (см. ПРИЛОЖЕНИЕ ) – слайд 8. (По мере составления плана они заполняются. Помогут в написании сочинения и опорные слова, данные в правой части таблицы.)
— О чём напишем во вступлении ?
(О том, что наступила осень, какая она красивая, печальная, дождливая, чародейка, как и зима)
— Не забудьте написать о том, как красиво стало в осеннем лесу, парке.
(к I) Оглянись вокруг! Какая красота! ( слайд 9)
Далее проводится орфографическая работа с опорными словами и составляется несколько предложений.
— Тема раскрывается в основной части сочинения
— О чём должны написать? (описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)
— Дайте название этой части.
(кo II) 1.Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка.
Осенняя сказка. (слайд 10)
- Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.
Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени? (Листопад. Как осень без кисти и красок разукрасила все листья. Осень соткала яркий разноцветный ковёр на земле. Укрыла её тёплым лоскутным одеялом).
- Какие листья вы видели осенью? (Ответы детей, можно использовать опорные слова)
Проводится также орфографическая подготовка.
- С чем можно сравнить листопад? ( С золотым дождём; листья летят, как птицы; если ударить по дереву, то хлынет сверкающий водопад).
- Прочитайте название темы сочинения. С кем ещё сравним летящие с дерева листья? (с парашютистами)
- Дополните название основной части.
(ко II) 2.. Листопад! Настоящий осенний десант! (слайд 10)
— Прочитайте эти глаголы (слайд 11). Какие используете в своём сочинении, чтобы передать действия «своих парашютистов»?
(Проводится орфографическая подготовка)
— А какова цель этого десанта? Не просто же так разбросала осень листья.
(Осенний десант с целью украшения города; разноцветный ковёр из листьев украсит город; опавшие листья годятся для составления букетов, композиций, панно и будут радовать глаз всю долгую зиму)
Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
- Как вы его закончите ?
- Как осень влияет на ваше настроение?
- За что вы любите это время года?
(к III) Осень – любимое время года.
Грущу вместе с осенью – скоро зима.
V Напутствие перед самостоятельной работой
Каждый по своему видит осень, поэтому каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже.
Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании,
правильности в построении предложений, грамотного написания.
VI Самостоятельная работа
Самопроверка (дети пользуются орфографическими словарями)
VII Чтение сочинений . Анализирование.
- Что понравилось?
- Что можно посоветовать автору?
- Чем дополнить сочинение?
VIII Подведение итогов
Домашнее задание : подготовиться к выставке работ (сочинения оформляются в один альбом, можно записать свои работы на листах необычной формы)
(есть у каждого ученика, таблица заполняется во время работы на уроке)
(дети могут записывать свои варианты)
волшебница, красавица, золотая, дивная, славная, очаровательная, чародейка, как и зима
Лес, точно терем расписной!
II Основная часть
(дети могут записывать свои варианты)
1. Осенняя фантазия.
без красок и кисти раскрасила
янтарем и рубинами загорелись листья
покрылись лимонной желтизной
Настоящий осенний десант!
Глаголы (на слайде 11 )
будут радовать глаз
для украшения города
соткала для земли яркий разноцветный ковёр
укрыла тёплым лоскутным одеялом
(дети могут записывать свои варианты)
Осень – любимое время года.
Грущу с осенью – скоро зима.
природа готовится к зиме
пролетела, как яркая птица
До свидания, осень!
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
Наконец-то наступила долгожданная осень. Какая красота вокруг! Деревья одели праздничный наряд. Листья берёзы блестят, словно золото. А какими красивыми стали листья клёна – бордово-жёлтого оттенка. Только у ёлочки листочки остались такими же зелёными.
Вдруг подул озорной ветер. Как же красив листопад. Листья кружатся, парят в воздухе и кажется, будто золотые капельки падают с деревьев. Мы видим, как листья плавно опускаются на дорожки парков, садов, школ и покрывают землю разноцветным ковром.
Во время листопада дети собирают разноцветные листья и делают из них поделки, которые дарят своим родным и близким.
Таким образом, листья выполнили свою миссию. Они украсили город и подарили радость их жителям.
Вот и осень пришла. Ещё стоят тёплые деньки, но по утрам уже чувствуешь лёгкий осенний морозец. Листья на деревьях постепенно меняют окраску. Если день стоит солнечный и небо голубое, то всё вокруг кажется, покрыто золотом. А если пойти в лес, то сразу заметишь, что он стал как терем расписной. В лесу стало тихо, не слышно птичьих голосов. В лесу все деревья, как на празднике в своих осенних платьях. Берёза в жёлтом наряде, а рядом с ней красуется оранжевая, как апельсин, рябина. Даже в безветренную погоду с деревьев опадают листья и, как осенние парашютисты, плавно опускаются на землю. Земля кажется покрытой красивым, пёстрым ковром.
Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Иногда можно услышать, как курлыкают журавли, они прощаются с нами до будущей весны.
Совсем скоро прилетят с севера тяжёлые серые тучи, закроют всё небо и пойдут холодные осенние дожди. А пока светит нежаркое солнце, только деревья душу и радуют.
Источник
Осенний парашютист. Система Л. Занкова
КОНКУРСНАЯ НЕДЕЛЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Ряшинцева Любовь Семёновна
МКОУ «СОШ №6» ИМРСК
Система Л.В. Занкова
ЦЕЛЬ: использовать межпредметные связи, способствовать продвижению ученика в общем развитии, стремлению познавать новое, расширению кругозора и осознания связи обучения с жизнью; содействовать воспитанию любознательности, творческой активности.
1. Прочитай текст.
… Очень любила Маринка зелёный лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и падать.
Только на дубе листья ещё не держались, но и на нём их оставалось с каждым днём всё меньше.
Однажды Маринка не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Руки у неё совсем замёрзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер — и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:
— Ты что делаешь, несмышлёныш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь –шь? Я свои дела- заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Сейчас дни всё короче, света всё меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зелёные зёрнышки, живые заводики, исчезли- растворились, как сахар в воде. Не стало зелёных зёрнышек, и сделались листья жёлтыми.
Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть ещё и другие – жёлтые. Пока в листьях работали зелёные зёрнышки – заводики, жёлтых видно не было, но растворились зелёные зёрнышки – и остались только жёлтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают, потому что между черешком листка и веткой наращивается тонкая перегородка, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растёт перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвётся он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза — укроют.
1. Выучи выразительно наизусть стихотворение « Осень»
Источник