Что такое политический кризис осени 1993

Политический кризис сентября – октября 1993 г

Содержание:

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

Читайте также:  Какие платья одевают осенью

Требование оппозиции ограничить права президента сопровождались митингами и стычками митингующих с милицией. 21 сентября Б. Ельцин подписал указ о роспуске Верховного Совета РСФСР и назначил 12 декабря днем выборов в новый законодательный орган – Государственную Думу. Верховный Совет отказался признать указ и в ответ выпустил постановление о прекращении полномочий главы государства. Исполняющим обязанности президента был назначен А.В. Руцкой. 2 октября противостояние перешло в вооруженные столкновения, а 3 октября президент Ельцин объявил в стране чрезвычайное положение и, заручившись поддержкой председателя правительства Виктора Черномырдина и министра обороны Павла Грачёва, отдал приказ о штурме «Белого Дома» – здания Дома Советов. В Москву были введены войска. Боевые операции прошли также в здании мэрии Москвы и в телецентре Останкино. 4 октября войска заняли Белый дом, руководители оппозиции были взяты под арест.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

  • Россия провозглашена демократическим правовым многонациональным государством с республиканской формой правления. Закреплено федеративное устройство государства.
  • Высшей ценностью государства названы права и свободы человека.
  • Закреплен принцип разделения властей: высший орган исполнительной власти – Правительство; представительный и законодательный – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); высшие судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суд.
  • Президент – глава исполнительной власти избирался всеобщим голосованием граждан на четыре года.
  • Узаконена частная собственность.
  • Признана политическая многопартийность.
  • Контроль за соблюдением основного государственного закона возложен на Правительство РФ.
  • Новая Конституция РФ вступила в силу после публикации в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

  • «Выбор России»,
  • ЛДПР,
  • КПРФ,
  • Аграрная партия (АПР),
  • Партия российского единства и согласия (ПРЕС),
  • «Яблоко»,
  • «Женщины России»,
  • ДПР.
Читайте также:  До осени остался один шаг

На следующих выборах (1995 г.) из 43 заявившихся партий в Российский парламент прошли четыре: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия», «Яблоко». В 1999 году успешно провели избирательные кампании шесть партий:

  • «Единство» (С. Шойгу),
  • «Отечество – вся Россия» (будущая «Единая Россия»),
  • Союз Правых Сил (И. Хакамада),
  • ЛДПР (В.Жириновский),
  • КПРФ (Г. Зюганов),
  • «Яблоко» (Г. Явлинский)

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

Выборы в Государственную Думу III созыва проходили 19 декабря 1999 г. Наибольшее количество голосов получили коммунисты – 24,22 %; далее шел по списку правительственный блок «Единство» – 23,3 %; «Отечество – вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» – 8,72 %; «Яблоко» – 6,13 %; «Блок Жириновского» – 6,08 %.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще между Россией, Белоруссией и Украиной было подписано «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» – СНГ. Это добровольное объединение бывших союзных республик было необходимо для урегулирования отношений между вновь образованными государствами и создания общего экономического пространства. Одним из ключевых вопросов был вопрос о защите прав русскоговорящего населения за пределами России.

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Источник

Политический кризис осени 1993 года

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3-4 октября 1993 года перешло в вооруженное столкновение и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Указом, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов РФ.

В соответствии с указом, в стране должен быть создан совершенно новый орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации.

21сентября 1993 года около 20.00 Борис Ельцин обнародовал указ в телеобращении к гражданам, заявив о невозможности продолжения сотрудничества с законодательной властью из-за превращения Верховного совета в «штаб непримиримой оппозиции», которая «подталкивает Россию к пропасти». Он объявил о назначении на 11-12 декабря 1993 года выборов нового состава парламента.

Спустя 30 минут после обращения президента по телевидению выступил председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов. Он назвал действия Ельцина «государственным переворотом». В 22.00 состоялось экстренное заседание президиума Верховного Совета РФ, на котором было принято постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина».

В это же время началось экстренное заседание Конституционного суда под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что указ президента №1400 не соответствует Конституции РФ и служит основанием для отрешения Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-10 или 121-6 Конституции РФ.

После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая свое заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице-президента Александра Руцкого, а также назначении созыва 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета Российской Федерации с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Страна вступила в острый политический кризис.

22 сентября 1993 года в 00 часов открылась VII (экстренная) сессия Верховного Совета Российской Федерации, продолжавшаяся с перерывами до 19 часов.

Верховный Совет РФ принял постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.», в котором подтвердил прекращение президентских полномочий Ельцина с 20.00 21 сентября 1993 года, и постановление «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким А.В.», в котором констатировал переход президентских полномочий к Александру Руцкому.

После этого Верховным Советом были приняты постановления о новых назначениях на важнейшие посты в силовых структурах страны.
К 10 часам утра 22 сентября у Дома Советов собралось около полутора тысяч человек, численность сторонников Верховного Совета с каждым часом росла и во второй половине дня здесь находилось уже несколько тысяч человек.

В здании Верховного Совета была отключена телефонная связь, а позже и электричество. С целью обеспечения охраны Дома Советов из числа собравшихся у здания граждан началось формирование добровольческих подразделений.

27 сентября президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», в котором, в частности, подчинил органы исполнительной власти субъектов Федерации Совету Министров — Правительству Российской Федерации по всем вопросам, за исключением отнесенных к исключительному ведению органов исполнительной власти субъектов Федерации.

28 сентября 1993 года к 6 часам Дом Советов был полностью блокирован дополнительными силами милиции и внутренних войск.

Военнослужащие и сотрудники милиции имели бронежилеты, каски, щиты и дубинки. Некоторые подразделения внутренних войск были вооружены автоматическим стрелковым оружием.

По решению оперативного штаба ГУВД Москвы, прилегающие к Дому Советов улицы были перекрыты заграждениями из поставленных друг за другом вплотную поливальных машин и колючей проволоки. Перед заграждением располагалась цепочка оцепления из двух рядов сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.

Пропуск людей и транспорта на оцепленную территорию был фактически прекращен.

С 8 часов утра возле оцепления начали скапливаться граждане, выступавшие в поддержку Верховного Совета. Их число постепенно увеличивалось. Возникали стихийные митинги. Напряженность возрастала. Попытки народных депутатов Российской Федерации и граждан обеспечить проход к зданию парламента жестоко пресекались сотрудниками милиции, применявшими силу и спецсредства.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Валерий Зорькин обнародовал требование к федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации, в котором изложил свое видение «нулевого варианта» выхода из конституционного кризиса. В частности, он предложил приостановить исполнение всех актов президента и парламента, принятых с 20.00 часов 21 сентября 1993 года, включая указ № 1400 и решения Съезда народных депутатов об отрешении Ельцина от должности. Кроме того, он предложил созвать совещание руководителей представительной и исполнительной властей субъектов РФ с участием президента и народных депутатов и принять на нем решение о сроках и порядке проведения выборов парламента и президента России.

В ночь на 1 октября проходили переговоры между представителями ВС и президента России. Парламент был представлен председателем Совета республики Вениамином Соколовым и председателем Совета Национальностей Рамазаном Абдулатиповым. Другую сторону представляли руководитель администрации президента РФ Сергей Филатов, мэр Москвы Юрий Лужков, первый заместитель председателя Совета Министров Олег Сосковец.

В результате переговоров около 4 часов был подписан Протокол №1, предусматривавший сбор и складирование находившегося в Доме Советов нештатного оружия под охраной совместных контрольных групп, сформированных из сотрудников ГУВД Москвы и Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации, а также сокращение сил и средств наружной охраны здания парламента.

В ответ «президентская сторона» соглашалась незамедлительно включить электроэнергию и теплоснабжение, а также необходимое количество городских телефонов для оперативной связи. После реализации первого этапа стороны должны были приступить к одновременному выводу из Дома Советов всех охранных формирований и снятию наружной охраны ГУВД, а также окончательно решить вопрос вывоза нештатного оружия из здания парламента. Второй этап предусматривал «согласование и выполнение правовых и политических гарантий». После этого предполагалось перейти к дальнейшему согласованию правовых и политических гарантий. Свет и отопление в «Белом доме» были вскоре включены. Однако в 6 часов утра Военный совет обороны Дома Советов РФ расценил подписание соглашения с представителями Ельцина как ошибочное. Действия Абдулатипова и Соколова были расценены как превышение полномочий, а протокол № 1 отменен. После этого решения электричество в Доме Советов было вновь отключено, а к зданию выдвинулись четыре колонны бронетехники Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения («дивизия Дзержинского»). В 10.30 начались новые переговоры — на этот раз в Свято-Даниловом монастыре, при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

2 октября на Смоленской площади Москвы прошел митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его. Александр Руцкой с балкона призвал взять штурмом мэрию и Останкино.

Демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение. Сразу после взятия мэрии сторонники Верховного Совета заняли находившуюся рядом гостиницу «Мир», где располагался оперативный штаб ГУВД Москвы.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. Были прекращены передачи по первому и четвертому каналам телевидения.

После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.

Президентом Борисом Ельциным был подписан указ о введении в Москве чрезвычайного положения с 16 часов 00 минут 3 октября до 16 часов 00 минут 10 октября.

Начался ввод войск в Москву.

4 октября около 7 часов началась операция по планомерному освобождению Белого дома. Стреляли из крупнокалиберного оружия.

Около 10 часов с Ново-Арбатского (Калининского) моста начался обстрел верхних этажей Дома Советов из танков Кантемировской дивизии. Разрывы танковых снарядов вызвали разрушения и пожар в здании. Среди части людей, находившихся в Доме Советов, началась паника. Большая часть народных депутатов, сотрудников аппарата и обслуживающего персонала Верховного Совета РФ, а также граждан были эвакуированы в зал Совета Национальностей.

Около 10.30 Александр Руцкой запросил переговоры с Борисом Ельциным, но тот от переговоров отказался, потребовав «полной капитуляции».

Около 15.30 находившиеся в Доме Советов народные депутаты Российской Федерации приняли решение о прекращении сопротивления и выходе из здания под гарантии безопасности, обещанные со стороны спецподразделений «Альфа» и «Вымпел».

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в ходе событий 21 сентября — 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее тысячи человек.

В результате трагических событий 3-4 октября 1993 года в Москве Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были ликвидированы. До избрания Федерального Собрания и принятия новой Конституции в РФ устанавливалось прямое президентское правление. Указом от 7 октября 1993 года «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ» президент установил, что до начала работы Федерального Собрания вопросы бюджетно-финансового характера, земельной реформы, собственности, госслужбы и социальной занятости населения, ранее решаемые съездом народных депутатов РФ, теперь осуществляются президентом РФ. Другим указом от 7 октября «О Конституционном Суде РФ» президент фактически упразднил этот орган. Также Борис Ельцин издал ряд указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция России, в которой такой орган государственной власти, как съезд народных депутатов, уже не упоминался.

23 февраля 1994 года Государственная дума объявила политическую и экономическую амнистию участникам событий сентября-октября 1993 года.

Источник

Оцените статью