Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»
Светлана Ярославлева
Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие».
Раздел «Ознакомление с окружающим».
Тема: Что мы знаем об осени.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи (чтение художественной литературы», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма организации детей: фронтально, полукруг, круг.
Форма проведения: познавательная, игровая.
Цель: Обобщение и систематизация представлений об осени (о раннем позднем периодах) по основным существенным признакам (явления погоды, изменения в растительном и животном мире).
Образовательные задачи:
• Систематизировать и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.
• Формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
• Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Осень».
• Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова,
умение составлять описательный рассказ по опорным картинкам с помощью воспитателя.
• Развивать диалогическую речь (обращения друг другу с вопросами).
• Развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, мыслительные операции: сравнение и обобщение.
• Совершенствовать координацию речи с движениями, ритм речи.
• Воспитывать чуткость к художественному слову, эмоциональное отношение к литературным произведениям.
• Формировать основы сотрудничества, партнёрского общения.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки вокруг детского сада. Чтение стихов, рассказов по теме «Осень», рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года» (Октябрь, рисование по теме.
Оборудование: 2 картинки с изображением осени (ранней, поздней, схема и карточки-символы для составления описательного рассказа о погоде, микрофон, листья, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти с мягким и жёстким ворсом.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Приёмы: привлечение детей путём мотивации, вопросы, игры-упражнения, рассуждения, предложения для решения проблемы.
Ход непосредственно организованной деятельности
1. Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент. Дети стоят в полукруге у окна.
— Ребята, посмотрите в окно, а я вам загадаю загадку:
Когда это бывает? (осенью)
— А какое сейчас время года? (осень)
— Вспомните наши наблюдения на прогулке и докажите, что сейчас осень (идут частые дожди, холодно, пасмурно, птицы улетели на юг и т. д.).
— Почему осень называют необычным временем года? (Дети высказывают свои предположения.)
— Осень необычное время года. Она бывает ранняя (золотая) и поздняя.
2. Поисковый этап. Планирование предстоящей деятельности.
— Мы с вами сегодня вспомним раннюю осень и поговорим о поздней осени.
— Посмотрите на эти картинки (на магнитной доске картинки ранней и поздней осени), а я вам прочту красивое стихотворение Е. Трутневой «Осень».
— Определите, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение? (Чтение стихотворения)
— Какое настроение вы почувствовали? (радость, удивление, немного грусти).
— О каком периоде осени говорится в стихотворение? (о ранней осени).
— Послушайте ещё одно стихотворение, которое написал А. Плещеев «Скучная картина, тучи без конца».
— Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (грусть, печаль, уныние, тоска).
— Осень — немного грустное время. Но грустить не стоит. Ведь недаром в народе говориться: «У природы нет плохой погоды!» Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся на прогулку. Но чтобы отправиться на прогулку надо знать, какая погода на улице, и что надеть по погоде. Как узнать о погоде? (рассуждения детей).
Игра «Прогноз погоды». На столах у детей перевёрнутые карточки – символы признаков погоды. На магнитной доске у воспитателя картинки: слева — ранняя осень, справа – поздняя осень, между ними карточка – схема описательного рассказа.
• Переверните карточки. Внимательно рассмотрите свою карточку и друг у друга. Обсудите в парах, к какому периоду осени подходят ваши карточки.
• Расположите карточки, обозначающие погоду ранней осенью слева, а поздней осенью – справа, по порядку, как у меня на схеме. (Двое детей выполняют задание у доски).
• Проверка выполнения задания.
— Давайте вместе проверим, правильно ли вы расположили карточки. Воспитатель: «Ранней осенью солнце высоко». Дети: «Поздней осенью – низко». По аналогии: (дожди редкие – дожди частые; ветер слабый – ветер сильный; день солнечный, тёплый – день пасмурный, холодный).
• Расскажите сами о погоде ещё раз (дети составляют описательный рассказ о погоде ранней и поздней осенью по карточке-схеме)
— Молодцы, правильно составили прогноз погоды.
Игра «Помогите мальчику» (Ребёнок в роли мальчика).
Летом, в жаркие часы
Только майка и трусы.
Ну, а осенью нужны:
Свитер, тёплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии
Шапка и так далее…
Шапка, свитер, впрочем я …
Я запутался друзья!
Задание детям: найти ошибку, помочь мальчику собраться на прогулку.
(Дети предлагают варианты исправления ошибки (сандалии – летняя обувь, нужны сапоги… и т. п.)
— Прогноз погоды знаем, что надеть на прогулку знаем. Можно теперь отправляться на прогулку? (Да.)
Ритмическая игра «Листопад» (дети шагают и проговаривают слова):
Осыпается наш сад.
Листья жёлтые летят
Под ногами шелестят.
Упражнение на воображение.
— Представьте, что вы на осеннем участке детского сада. Расправьте плечи, полюбуйтесь осенней природой. Много изменений происходит в жизни растений, животных ранней и поздней осенью: с деревьев опадают листья, отцвели цветы в цветниках, у них созрели семена; насекомые спрятались от холода под кору деревьев, зарылись в землю и заснули до весны. Перелётные птицы улетели на юг, а зимующие прилетели ближе к жилью человека.
Игра «Журналисты». Задание детям: взять интервью, узнать, какое настроение у обитателей осеннего участка. Обсудить и распределить роли в парах (кто из вас будет журналистом, а кто будет жучком, воробьём, цветком, берёзкой).
Варианты рассказов детей:
— Здравствуй, берёзка! Какой наряд у тебя ранней осенью?
Берёзка: — У меня было жёлтое платье с золотыми монетками.
— С кем ты дружишь берёзка?
Берёзка: — С ветерком! Он играет моими листочками.
— Здравствуй, цветочек! Почему ты грустишь?
Цветок: — Я завял, мои листья засохли, семена падают на землю.
— Не грусти, цветочек, мы соберём твои семена и посеем их весной. Ты снова будешь радовать нас своей красотой.
— Здравствуй, воробей! Какое у тебя настроение?
Воробей: Я радуюсь, потому что ребята повесили кормушки на деревьях. Насыпали корм. Теперь мне не страшны морозы.
— Здравствуй, жучок! Как ты живёшь? Хорошо! Я спрятался от холода в щель. Мне тепло и уютно.
— Вы настоящие журналисты! У вас получились интересные рассказы. За ваши рассказы осень подарила вам эти листья.
Д/У «Подбери слово» Задание: подберите слова, чтобы рассказать о листьях, какие они? (Красные, жёлтые, сухие, разноцветные)
Физ. минутка «Листья осенние тихо кружатся» Н. Нищевой
Листья осенние тихо кружатся,
(Дети кружатся, расставив руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят.
(Снова кружатся на носочках.)
3. Практический этап. Самостоятельная деятельность детей.
— Осень – красивое время года. Она как искусный художник выбрала самые разные краски для украшения природы в любую погоду.
— Ребята, вы хотите, как художники, выразить своё настроение и запечатлеть в рисунках осень в разные периоды (детям предоставляется возможность по желанию самостоятельно подобрать фон, обсудить со сверстниками — кто какую осень будет рисовать).
Составление альбома «Осень в рисунках детей».
4. Заключительный, рефлексивно-оценочный этап.
— Что было для вас сегодня интересным, сложным?
— Какое настроение возникнет у детей и у взрослых, когда они рассмотрят ваши рисунки в альбоме?
Общая положительная оценка деятельности детей. Ориентирование на дальнейшую деятельность.
— Можно ли так же интересно беседовать о зиме?
Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.
План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.
Источник
Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Анжелика Дедова
Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Лексическая тема «Золотая осень»
Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?» Вопросы к беседе:
Знаете ли вы, с какого дня (по календарю) начинается осень?
Какой бывает осень?
У какого зверя осенью, в листопад, родятся еще детеныши? (У зайчихи, ее осенние зайчата так и называются — листопаднички.)
Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Бабочки окукливаются, жуки откладывают личинки и погибают, насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)
Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка.)
Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоемов.)
Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?
Что птицам страшнее зимой — голод или холод?
Как деревья готовятся к зиме?
Листья каких деревьев осенью краснеют?
Как готовятся к зиме муравьи?
От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?
Индивидуальная работа по звукопроизношению ___
Д/игра «Шумовые коробочки»Цели: развивать у детей слуховое восприятие, научить дифференцировать шумы, которые издают коробочки с разным наполнением, от самых мелких составляющих до самых крупных, научить выстраивать сериационный ряд.
Коррекционная работа (дыхательное упражнение) Мимические упражнения
Изобразить раннюю осень: у ранней осени веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Изобразить позднюю осень: поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!»
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!»
Нашли червивый гриб,огорчились: «Ах-ах-ах!»
Формирование культуры поведения за столом.Цель: систематизировать умение детей правильно сидеть за столом, не наклоняться к тарелке во время приема пищи, учить осознанно выполнять правила этикета за столом.
М/п игра «Мы — осенние листочки»
Мы — осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок —
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. Дети стоят свободно, руки с листочками наверху.
Приседают на корточки.
Вновь разбегаются, помахивая руками с листочками.
Вновь приседают на корточки.
По плану логопеда
Тема: «Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Цели: Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту.Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
по плану физрука
Наблюдение «Травянистые растения осенью».Цель: расширять представления детей о многообразии растительного мира, учить различать травянистые растения по внешнему виду. Обратить внимание детей на изменения, происходящие с растениями осенью под влиянием низких температур.
Конкурс «Умники и умницы»Цели: уметь слушать других, не перебивать; сдерживаться, выкрикивать, обдумывать ответ.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Ветер.)
Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул лист с дерева стряхнул. (Ветер.)
По небу оравою бредут мешки дырявые.
И бывает иногда: из мешков течет вода.
Спрячемся получше от дырявой. (тучи.)
Летит орлица через тридевять земель.
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
Шел долговяз — в землю увяз. (Дождь.)
Люди ждут Меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут. (Дождь.)
Поглядите, поглядите — потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить?
Не ответишь — подождем, отгадаешь под. (дождем).
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)
Белая кисея ночью ляжет на поля. Утром солнышко пригреет, ее по ветру рассеет. (Туман.)
Кленовый, дубовый, осиновый лист
Дружно за руки взялись.
Пожелтел и лес, и сад.
Вы узнали. (листопад).
П/игра «Осенью в лесу»Цели: учить внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии с ними; бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; знать, как животные готовятся к зиме. Правила. По сигналу «Звери гуляют» — дети бегают в разных направлениях по всему «лесу». «Насекомые» — садятся на корточки и закрывают голову руками; «Медведь» — ходят, изображая медведя, округлыми руками показывая, что он толстый. «Белка» — приседают, имитируя сбор грибов, орехов. «Заяц» — стоят на месте, отряхивая линяющий мех. П/игра «Забей гол» — развитие глазомера, ловкости.
Индивидуальная работа по математике ___
Труд воспитывать трудолюбие, организованность, умение доделывать начатое дело до конца, бережливое отношение к результатам работы, стремление помочь.
Вторая половина дня
Гимнастика пробуждения (комплекс № 2) «Веселые малыши»
Развитие мелкой моторики по лексической теме Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.
Индивидуальная работа по заданию логопеда___
Коррекционная работа — упражнения на развития дыхания
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Работа над силой голоса.
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу,закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения.
П/игра «Гуси – лебеди»Цель: Развитие навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, выносливости, умения бегать.
Дидактическое мультимедийное пособие «Знаешь ли ты сказки?» (подготовительная группа) Тема: «Знаешь ли ты сказки» Возраст: Подготовительная группа. Цель пособия: Закрепление знаний знакомых сказок. Задачи пособия: • Развивать.
Фотоотчет «Не попадешь в беду, если знаешь ПДД» Добрый вечер всем уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию фотоотчет викторины » Не попадешь в беду, если знаешь ПДД», которая.
Сценарий интеллектуально-творческой игры для педагогов «Сибирь. Знаешь ли ты свой край?» Интеллектуально-творческая игра для педагогов «Сибирь. Знаешь ли ты свой край?»Систематизация работы по краеведению, повышение профессионального.
Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень? Осень разноцветная» Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень? Осень разноцветная!»Старший дошкольный возраст. ЦЕЛЬ: Создать условия.
Конспект НОД «Осень, осень, осень» для подготовительной группы Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №10 комбинированного вида п. Сафоново-1 Конспект непосредственной.
Конспект НОД в старшей группе «Обобщающая природоведческая беседа «Волшебница — осень» Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область – социально-коммуникативное развитие Обобщающая.
Конспект обобщающей беседы в старшей группе «Беседа про осень» Конспект обобщающей беседы в старшей группе Беседа про осеньЗадачи: Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?» Тема: Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?» Цель: расширить знания детей о богатстве народного творчества, авторов сказочников.
Викторина для родителей в ДОУ «Знаешь ли ты свой город?» Викторина для родителей «Знаешь ли ты свой город?» Цель: воспитывать чувство патриотизма и любви к своему городу. Участники: дети старшей.
Источник