Что значит осени себя крестом

Что значит осени себя крестом

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого — к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Читайте также:  Тренды 2020 образы осень

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Читайте также:  Что происходит с богомолами осенью

Источник

Как правильно осенять себя крестом?

Как правильно осенять себя крестом?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Как правильно осенять себя крестом? Что и как можно крестить? Почему надо осенять крестом одежду при одевании? Отчего бывает в доме нечистая сила, и как с ней бороться?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Нужно два пальца правой руки – мизинец и безымянный – прижать к ладони, три других соединить. Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Кладем три соединенных пальца на лоб и говорим: «Во имя Отца…», на живот: «и Сына…», с правого плеча на левое: «и Святаго Духа. Аминь». Опускаем руку, кланяемся.

Наше тело как бы разделено на три части. Мы знаем, что Престол Господень – небо, где соединяются все умные силы; и наша голова подобна этому. От Престола до земли – воздушное пространство; у нас от головы до живота – дыхательная часть, а далее как бы земная твердь. Когда мы несем три перста ото лба к животу, а потом на правое плечо – это символизирует сошествие Господа на землю. Его воплощение во утробе Пресвятой Девы Богородицы, рождение и жизнь на земле, распятие и Воскресение, восседание одесную Бога Отца.

Когда мы крестимся, просвещаем разум, сердце и ограждаем от злых сил все чувства. Крест – это наше оружие. Человек осеняет свою одежду, пищу, дорогу – и в это время от его сложенных для крестного знамения пальцев выходит огонь небесный, попаляющий все нечистое. Допустим, человек садится за руль машины и крестит дорогу: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И этот крест освящает все пространство предстоящей дороги. Господь и Ангел Хранитель охраняют водителя и пассажиров…

Осеняем крестом пищу – огнем пожигается отрицательная энергия, если, например, кто-то готовил пищу в раздражении, нервничая… Когда демоны нападают на нас, мы осеняем себя крестом. И в это время бесы отбегают от нас; но если мы суетимся, к Богу не обращаемся за помощью, не крестимся, то они приступают к нам опять.

В последнее время много появляется в квартирах домовых, барабашек; что-то стучит, открываются сами собой шкафы и оттуда вылетает одежда, на глазах рвется, ковер со стены слетает и сам скручивается, кран открывается и вода начинает течь. Много бывает подобных искушений. Бывает, что на чердаке раздаются четко различимые шаги, а чердак закрыт. По квартире рядом с человеком ходит кто-то тяжелой поступью, некоторые люди во время молитвы чувствуют на затылке дыхание. Все это бесовское наваждение. Раньше православные христиане, зная козни врага, отражали его нападения крестным знамением, святой водой. Они не боялись подобных явлений, зная, что демоны только наводят страх, но не в силах повредить. Они ничего не смогут сделать, если Бог не попустит. Почему же появляются все эти искушения? Да потому, что люди, воспитанные в безбожном атеистическом духе, не знают, как креститься, не имеют в доме святынь, не каются в грехах, не ходят в церковь – и бесы не боятся этих людей! Люди не знают, как воевать с ними, потому и находятся в плену у демонических сил.

– Почему надо осенять крестом одежду при одевании?

– Не только одежду надо осенять крестом, так же надо поступать и с пищей, и с водой, и когда входим в дом, и когда выходим – крестить дорогу.

Расскажу такой случай. Святой Симеон Столпник, 50 лет простоявший в молитве на столпе, был искушаем бесом: стоит – молится, вдруг рядом с ним остановилась огненная колесница, ангел светлый говорит: «Ты угодил Господу и Он посылает за тобой колесницу, как пророку Илие». Симеон соблазнился этим, а когда хотел уже взойти, ногу поднял и … осенил себя крестом – эта колесница мигом исчезла вместе с конями. Это было демоническое наваждение. Он эту ногу наказал – три года на ней стоял. Поэтому мы все должны осенять крестом, освящая, чтобы ничто нечистое, скверное в нас не оставалось».

Источник

Осенять себя крестом

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Осенять себя крестом» в других словарях:

Осенять себя крестным знамением — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. А уж не перед Страшным ли это судом? восклицала… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осенить себя крестом — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТОМ. Устар. Креститься. Никого во всей деревне нет, сказала она и, сдерживая дрожь в голосе, зашла спросить, где живёт Николай Прошин. Старуха осенила себя крестом, ответила: Прошин Николай о прошлом годе… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осенять/ осенить себя (осеняться/ осениться) крестом — Разг. Устар. Книжн. Креститься (делая рукой знак креста над собой). Ф 2, 19 … Большой словарь русских поговорок

Осенить себя крестным знамением — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. А уж не перед Страшным ли это судом? восклицала… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осеняться крестом — ОСЕНЯТЬСЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬСЯ КРЕСТОМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Солдаты тихо подходили, отдавали по своему воинскую честь, осенялись христианским крестом (Вяземский. Вилла Бермон). Думала я, что едва ли Прокла в живых я найду… Я… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Осениться крестом — ОСЕНЯТЬСЯ КРЕСТОМ. ОСЕНИТЬСЯ КРЕСТОМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Солдаты тихо подходили, отдавали по своему воинскую честь, осенялись христианским крестом (Вяземский. Вилла Бермон). Думала я, что едва ли Прокла в живых я найду… Я… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Храм — строение своеобразной архитектуры, предназначенное для общественных богослужений и молитв. Каждый храм освящается архиереем и имеет алтарь с престолом. Внутри он состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. В последнем,… … Православная энциклопедия

БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

КРЕСТ — Большой Крест. Дон. Созвездие Южный Крест. СДГ 1, 35. Взять крест. Жарг. угол. Обворовать аптеку. Мильяненков, 148. Вот те крест! Прост. Клятвенное заверение в истинности сказанного. БТС, 1355. Держать крест на вороту. Кар. Иметь совесть, быть… … Большой словарь русских поговорок

ИРИНАРХ — Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК) Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский, с житием. Кон. XVII нач. XVIII в. (ГМЗРК)(Илья Акиндинович; июнь 1548, с. Кондаково Ростовского у. (ныне Ростовский р н… … Православная энциклопедия

Источник

Зачем православные христиане осеняют себя крестным знамением и как это правильно делается?

Бог дает не только разнообразные блага на этой земле на протяжении жизни, но и творит с нами всякие чудеса. Каждый христианин не может не верить в бытие Бога, в Иисуса Христа как Сына Бога, в то что Христос прошел земную жизнь и пострадал на кресте , спас нас от вечной власти греха и погибели, воскрес из мертвых и Сам! Велико значение креста в христианстве и крестного знамения для каждого христианина.

У каждой страны на земле издревле есть свой флаг, да и у каждого города даже. В жизни мы встречаемся с разнообразными знаками различия: служащие, работники различных земных учреждений, наши защитники — военные. У последних даже есть и знамя части, потерять или оставить которое в военное время — недопустимое дело.

Самое великое, пожалуй, знамя на земле — есть знамя победы Иисуса Христа над диаволом и грехом. Это крест. Христианин носит его на груди всегда. Действительно, «Крест есть знамение будущего бессмертия» говорит древний подвижник авва Исаия. А св. Иоанн Златоуст отождествляет с крестом такие эпитеты как «всемогущая сила», «невидимая стрела», «невещественное врачевство» . В память о Христе и Его подвиге христианин каждый день совершает крестное знамение !

📎 И в начале молитвы, и при молитве, и когда заходим в храм, даже с утра восставши от сна призывает нас к этому утреннее правило. во всех случаях жизни помогает нам совершение крестного знамения!

Источник

Что нужно знать о крестном знамении

Крестное знамение с осенением себя крестообразным жестом было принято еще в апостольские времена – на этом сходятся все богословы и об этом совершенно точно сказано в «Православной богословской энциклопедии».

С апостольских времен

Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

В трактате под названием «О венце воина» Тертуллиан пишет, что у христиан принято «ограждать свое чело» крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах – будь то выход из дома, посещение храма, прием пищи, начало или окончание труда и даже перед сном.

Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошел в жизнь людей, Его исповедающих.

«Аз есмь альфа и омега»

Некоторые богословы говорят о происхождении крестного знамения от имени Бога, начертанного на челах у Его избранных, которых в видениях наблюдали ветхозаветный пророк Иезекииль и апостол Иоанн. Считается, что имя Бога было начертано в виде первой и последней букв иудейского алфавита «алеф» и «тав», начертание которых в упрощенном варианте являло собой крест. Позже крестом стали осенять все тело.

В православии обычай возлагать на себя крест – это не просто некий обязательный молитвенный жест, но физическое выражение догматов веры, исповедь Святой Троицы и богочеловека Христа, выражение благодарности, любви, защита от бесовской силы и готовность принять любую волю Бога.

Символика крестного знамения

Православные люди осеняют себя крестом правой рукой, для чего складывают большой, средний и указательный пальцы в троеперстие, означающее Единую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а мизинец и безымянный палец прижимают к ладони: эти пальцы символизируют две ипостаси Христа – божественную и человеческую.

Впрочем, так было не всегда – в самом начале христиане совершали крестное знамение всего одним перстом, что значило, что они верят в единого Бога. В 325 году на Соборе было положено креститься двумя пальцами, что символизировало две природы Христа, но после возникновения ересей, которые отрицали догмат о Святой Троице и вносили сумятицу в ряды православных, в XI веке было решено осенять себя тремя перстами, дабы утвердить догмат.

Обычай троеперстия не был известен на Руси больше пятисот лет и был введён патриархом Никоном во время правления царя Алексея Михайловича, что привело к серьёзному церковному расколу. Староверы, не знавшие о решении Собора, противились ему, считали, что РПЦ с нововведением теряет статус апостольской церкви и упорно продолжали осенять себя двумя перстами.

В центре мира – Бог или человек?

Происхождение католического крестного знамени, когда верующий католик крестит себя слева направо не совсем выяснено. Православные богословы считают, что такое расхождение вызвано мироощущением, которое у католиков и православных различается.

В жизни европейского человека преобладает индивидуализм и антропоцентризм, в центре европейского мира стоит сам человек, сознание же православного верующего теоцентрично и ставит в центр всего Бога-Творца. Крестное знамение справа налево символизирует Божье благословение, а если рука перемещается слева направо, это значит, что человек обращается к Богу.

Как правильно креститься

Креститься православному человеку следует, не торопясь: сначала верующий касается троеперстием лба, что знаменует освящение ума, затем живота, что означает освящение чувств (сердца), после – правого плеча, а потом — левого (что символизирует освящение всего тела).

Кланяться следует только по окончании крестного знамения – можно слегка склонить голову, поклониться в пояс или совершить земной поклон.

Совершенное с верой и благоговением крестное знамение является духовным оружием, которого боится нечистый и которым многие святые совершили немало славно дел.

Например, апостол Иоанн однажды исцелил крестным знамением лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания, – это написано еписком Дмитрием Ростовским в Житии святого.

Преподобный авва Дорофей осенял крестом воду, в которой находился ядовитый аспид, и без боязни пил её, указывая, что крест изгоняет сатану и обезвреживает его злобу. Святой Венедикт Нурсийский (480–543) обезвреживал крестным знамением яд, который ему подсыпали в вино, и освящённые крестом чаши тот час же разбивались.

Русский святой Нектарий Оптинский освящал крестом тяжёлые предметы, чтобы их можно было поднять.

Крестное знамение не только оружие, но и инструмент, который позволяет человеку определить, кто перед ним находится: ангел или демон, прикинувшийся ангелом. Святой Антоний Великий указывал, что если ночью к молитвеннику приходит «ангел», который желает отвлечь его от молитвы, человеку следует перекреститься, и тогда демон сразу исчезнет.

Крестное знамение поможет душе человека, и после того, как она по смерти покинет тело и может быть искушена дьяволом, который превращается в ангела. Чтобы различить, кто стоит перед ним, человеку следует попросить его перекреститься — ангел сделает это без промедления, а нечистый не сможет.

В православии есть даже специальная молитва, посвящённая Всечестному Кресту Господню, которая обращена не к предмету, а к Богу-Творцу, и начинается словами царя Давида (псалом 67): «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия».

Эта молитва читается с освящением себя крестным знамением и весьма действенна при бесовских напастях и разных искушениях.

Источник

Оцените статью