Интегрированное занятие по чувашскому языку «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
Надежда Майорова
Интегрированное занятие по чувашскому языку «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
• Закрепить умение детей правильно произносить чувашские слова: ылтн, кркунне, сар, хрл, хмр;и сочетания слов: умр вать, улсем ке, хвел пхать, кайксем кнтра ве, кунсем кске
• Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов с усвоенными звуками чувашского языка и их сочетаниями.
• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
• Обогащение активного словарного запаса детей
• Закреплять умение рисовать разнообразные деревья,используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью: всем ворсом и концом, прикладыванием ворса жесткой кисти плотно к бумаге (листочки).
Материал: сухие листья клена, березы, рябины, липы.
Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ, запись музыкального произведения П. И. Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
• Беседа об осени;
•Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сывлх сунатп, ачасем!
Дети: Сывлх сунатпр, Надежда Михайловна!
Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Я очень рада. У нас сегодня необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте, поприветствуем и наших гостей, подарим им свои улыбки.
Дети: Ыр кун пултр! Сывлх сунатпр, хнасем.
— Здравствуйте! Доброе утро!
Воспитатель: И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, вы любите загадки? Тогда послушайте.
Пришла без красок,
И перекрасила все листья.
Воспитатель: Про какое время года эта загадка?
Дети: Золотая осень. (слайд 2, картина осени)
Воспитатель: Ылтн кркунне
(хоровые, индивидуальные, групповые ответы).
итр ылтн кркунне,
Улштарч сад тумне
Сар тутр вл ыхтарч,
име пухса путарч.
Воспитатель: В какие цвета Осень перекрасила листья?
Дети: желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
Игра «Какого цвета лист?»
Воспитатель показывает листок, дети определяют цвет и называют по- чувашски:
Дети: сар ул, хрл ул, симес ул
Воспитатель: Осень и, правда – очень красивое и волшебное время года. Давайте вспомним признаки осени.
Слайд — 3, умр вать, улсем ке,
Слайд — 4, хвел пхать
Слайд5 — кайксем кнтра ве
• Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает.
• День становится короче, а ночь длиннее.
• Часто идут дожди. На дорогах лужи.
• Дует сильный. Холодный ветер.
• Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
• С полей и огородов убирают урожай.
• Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы запомнили признаки осени: умр вать, улсем ке, хвел пхать, кайксем кнтра ве, кунсем кске
Физкультминутка (слайд 6)
р ине хуллен ке
Ведущий: Ребята, осень не только прекрасная пора, но и щедрая она.
Здравствуй осень,
здравствуй осень
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы осень спросим
Что в подарок принесла?
(Слайд 7 – изображение Осени с осенним урожаем)
— Сейчас будем угадывать, что же осеньпринесла нам в подарок:
(чтение загадок, и показ муляжей овощей).
А все равно мёрзнет. (Капуста) Купста.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (Картошка) рулми.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? Морковь. Кишр.
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…Лук. Сухан.
Летом – в огороде,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы) Ку хяр.
Очень важный он сеньор –
Ярко-красный … помидор. Ку помидор.
Воспитатель: Молодцы. Маттур ачасем. (Показывает муляжи овощей)
Воспитатель: Ку мн?
Воспитатель: Мнле сухан?
Воспитатель: (показывает морковь) Ку сухан-и?
Дети: Сук. Ку кишр.
(Индивидуальные, хоровые ответы)
Воспитатель: Осень чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины, (слайд 8 – изображение картины «Золотая осень» И. Левитан)
Воспитатель: Вот,что расскажет Матвей об этой картине:
итр, итр ылтн кр –
Тарават та пуян хр
Любуясь красотой осени поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из таких произведений мы послушаем. Музыкальное произведение «Времена года – осень» Вивальди.
(Воспитатель включает для прослушивания отрывок произведения)
— Эта музыка может вдохновить художника нарисовать картину?
-А давайте, мы сейчас с вами, превратимся в маленьких художников, нарисуем рисунки, и это будет нашим подарком для осени. (слайд 9)
Воспитатель предлагает детям нарисовать золотую осень.
(включается записи «Времена года – осень» П. И Чайковского)
Воспитатель по ходу занятия закрепляет, как правильно держать кисть, как пользоваться салфеткой и водой, что лишнюю краску мы снимаем о край баночки. Напоминает детям, как нужно сидеть за столом. По мере того, как дети будут заканчивать свои работы, они вместе с воспитателем размещают свои рисунки на видном месте.
(Воспитатель вместе с детьми проводит анализ детских работ)
— Посмотрите ребята на свои работы, какие красивые у вас получились деревья в нарядных платьях.
Как, вы думаете, понравится наш чудесный подарок осени?
Воспитатель: Сыв пулр, ачасем!
Дети: : Сыв пулр, Надежда Михайловна!
Сыв пулр, хнасем!
Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группе «Золотая осень» «Золотая осень» — спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группе. Под весёлую музыку дети входят в зал. Инструктор: Осенние.
Интегрированное внеклассное занятие «Золотая осень» Интегрированное внеклассное занятие во 2 б классе “Золотая осень” Цель: обобщить знания детей о времени года — осень. Задачи.
Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.
Интегрированное занятие по рисованию на тему «Золотая осень» (вторая младшая группа) Педагогическая цель: продолжать знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование ватными палочками) Задачи: Развивающие: развивать.
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие по волшебной тропинке к школе» (6–7 лет) Цель: Сформировать позитивное отношение к школе. Задачи: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по чувашскому языку на тему: «Лавккара». — «В магазине». Задачи. 1. Образовательная. Ввести новые лексические единицы на чувашском языке: сут (продавать, торговать, енчек (мешочек для хранения.
Конспект прогулки «Золотая осень» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. Формировать познавательно.
Образовательная деятельность в старшей группе по обучению чувашскому языку «Дары леса» Вид: введение и закрепление новых слов. Программное содержание: Образовательные задачи: — продолжать формировать умения, навыки слушания.
Обучение чувашскому языку в средней группе детского сада Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона Чувашской Республики «О.
Сценарий вечера-развлечения «Здравствуй, осень золотая» в подготовительной к школе группе КЛАЧКОВА ТАТЬЯНА МАКСИМОВНА МБ ДОУ Д/С №18 ПОС. ГИРЕЙ, ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ Р-Н, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ЗДРАВСТВУЙ,.
Источник
Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник»
Наталья Миронова
Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник»
Оформление зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, дерево (клён, на которой висят шишки с загадками.
Атрибуты: платочек с чувашским узором, корзина для пирожков, лапти, прялка, веретено, корзина с осенними листьями, компьютер, экран, аракал для листьев, колосья пшеницы, музыкальные инструменты (ложки, маракасы).
Предисловие. Воспитатель группы получает видеопослание — приглашение на праздник от Хертсурт, в группе показывает детям. После этого все идут в гости. В это время в музыкальном зале…
Звучит аудиозапись в мужском (1 куплет) и женском (2 куплет) исполнении на фоне чувашской мелодии:
«Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живёт тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережёт
Жемчужины преданий и традиций.»
В это время хозяйка накрывает на стол (ставит кувшин, хлеб, соль, сыр, кашу из нового урожая, пирожки). По окончании аудиозаписи слышится стук в дверь.
Дети в чувашских костюмах входят в зал хороводом и строятся полукругом. Играет чувашская весёлая мелодия.
–Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в гостях.
– Нас на праздник к вам пригласила Хертсурт.
– Как, вы видели Хертсурт?
– Да, видели. Мы получили от неё видеопослание.
– Быть этого не может, ведь Хертсурт мало кто может увидеть, а если увидит – это будет самый счастливый человек на земле.
– Мы видели, мы видели!
– Значит, вы самые счастливые дети на земле.
– Да, а где она сама?
– Давайте позовём (ищут, зовут Хертсурт, никто не откликается).
– Раз уж мы здесь собрались – давайте веселиться, петь и плясать. Ребята, сейчас какое время года?
– Осень.
– А как будет по-чувашски «осень»?
– Правильно, ребята. Наступила осень. Урожай уже собрали, зерно засыпали в амбары, на стол поставили хлеб из новой муки. По старинным чувашским обычаям в честь сбора урожая народ праздновал, пел песни и плясал. И мы начнём свой праздник.
(дети берут из корзины листья, ведут хоровод и поют чувашскую песню «Танец с листочками»)
1 ребёнок: Край чувашский хорош,
Лучше края не найдёшь.
Мы танцуем и поём –
Вот как весело живём.
Дети образуют круг. Вика при помощи считалки определяет водящего. Водящий становится в центр круга, в руке у него вышитый платочек. Дети идут по кругу и поют, ведущий выбирает одного участника, который встаёт за круг, ведущий выбирает второго участника, который тоже встаёт за круг.
Все останавливаются. Ведущий встаёт в круг вместе со всеми, только спиной. Поднимает платочек вверх и даёт команду. Двое выбранных детей встают рядом с ведущим и по его команде бегут навстречу друг другу. Тот, который первым добежит до ведущего, берёт у него платочек и становится победителем. Дальше он становится ведущим, а бывший ведущий и проигравший встают в круг. Игра повторяется 2-3 раза.
После игры хозяйка хвалит детей за хорошую игру и выстраивает на свои места.
1 ребёнок: И чудесно, и богато
Мы живём в родном краю.
Приезжайте к нам, ребята,
В любимую Чувашию!
2 ребёнок: Хороша чувашская столица,
Много песен сложено о ней,
И она, счастливая, гордится
Славною историей своей.
3 ребёнок: Чтобы шутки не смолкали
В этот светлый, добрый час,
Чтоб улыбки расцветали,
Мы споём сейчас для вас.
Песня «Чебоксары, любимые мои»
Слова Е. Коробейниковой Музыка Ю. Мясникова
1. Шупашкар, любимый мой,
Славный город над рекой,
Как тебя люблю я,
2. Здесь впервые понял я –
3. Мама с папою мои
Здесь родились и росли.
Мама, папа, ну и я!
(За печкой слышно шуршание, грохот.)
– Ой! Кто это? Кто там? Выходи!
(Из-за печки выходит Хертсурт. Все дети радуются, а хозяйка удивлена. Она впервые видит Хертсурт.)
– Я Хертсурт. Здравствуйте! Заждалась я вас.
– Я живу за печкой и охраняю ваш дом, оберегаю его, а по ночам пряду (подходит к прялке и показывает, как это делает, помогаю Хозяйке.
– Так это ты моя невидимая помощница? Спасибо тебе, Хертсурт, за всё. Теперь я самая счастливая, я же тебя увидела.
– Надоело мне одной за печкой сидеть, соскучилась я по ребятишкам да по празднику весёлому.
– Ты не печалься, Хертсурт, мы тебя развеселим.
– Хорошо, давайте вместе поиграем.
– В нашем саду растёт чудо-дерево – ствол липовый, листья кленовые, а на ветках шишки. Да не простые шишки, а загадочные. В каждой шишечке секрет, отгадаете, иль нет? Сейчас я их сниму и загадаю вам загадки. Кто отгадает – получит волшебную шишку.
(Снимает шишку — в каждой шишке загадка. Читает загадку и дарит шишку тому, кто отгадает. Во время чтения на экране соответственно появляются изображения – ежа, лаптя, хлеба).
1 – В один клубок воткнута тысяча иголок (ёж).
2 –Есть такие слова:
«Он всему голова».
Хрустящей корочкой одет,
Очень мягкий, белый, вкусный. (хлеб).
3 – У одной белки 2 хвоста (лапоть).
– Молодцы, ребята, отгадали все загадки (достаёт лапоть). Вот он лапоть. А теперь мы поиграем в лапоть, кого лаптем задену – станцует нам, а все мы ему поможем.
(Дети встают в круг. Под весёлую мелодию Хертсурт кружит лапоть, кого заденет, тот выходит из круга. Так выберет четверых. Остальные берут маракасы, становятся полукругом. «Избранные» под мелодию танцуют чувашский танец, другие играют на чувашских инструментах под музыку.)
– Славно мы повеселились, но пришло время прощаться. Пойду к своей подружке, расскажу, как весело нам было. До свидания! (Уходит).
– Снова музыка звучит, новый гость сюда спешит
Под весёлую музыку входит Хлебушек в костюме,кружится под музыку:
Вот я теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Я пожаловал, пришел.
Во мне здоровье ваше, сила,
Во мне чудесное тепло.
Сколько рук меня растило,
Во мне — земли родимой соки,
Солнца свет и тёплый ветер…
Уплетай за обе щеки,
Из чего же пекут хлеб? (ответ) А мука откуда берётся? (ответ) Много людей потрудилось, чтобы хлеб получился пышным, вкусным, ароматным. Поэтому его нужно беречь. Про хлеб народ сложил много пословиц, послушаем их.
(Дети называют 3 пословицы: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Хлеб – всему голова» и т. д.)
Мы в Чувашии живём –
В краю озёр и пашен,
По- чувашски мы поём,
По-чувашски пляшем.
– А теперь для всех для вас – наш чувашский перепляс.
(Дети садятся на скамейки. Чувашский танец воспитателей, которые в танце входят в зал и в танце выходят из зала.)
– Сегодня мы пели, танцевали и играли в чувашские игры. Ведь Чувашия – наша Родина, и мы всегда будем помнить и её беречь её традиции, будем любить и всегда гордиться ею. всегда гордиться ею. По чувашскому обычаю я хочу вас угостить. Вот вам, дорогие, из пшениченьки пирожки, блины да прянички. (Со стола берёт корзину с пирожками, передаёт детям.)
– А теперь настала пора прощаться с вами. До свиданья! До новых встреч!
Дети уходят из зала, хозяйка их провожает, в это время звучит чувашская мелодия.
Сценарий развлечения «К Гномику в осенний лес» Зал оформлен как опушка осеннего леса. В домике сидит гном. За дверью – медвежонок. Под музыку в зал входят дети. Ведущий обращает их внимание.
Сценарий развлечения «Осенний праздник» Осенний праздник Цель: развитие эмоционально-волевой среды, развитие общих двигательных навыков, развитие внимание, усидчивости, формирование.
Осенний праздник. Сценарий развлечения для средней группы «В гостях у бабушки Арины» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ АРИНЫ». Средний дошкольный возраст Автор: Лапезина Ирина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 126 «Стрекоза».
Сценарий развлечения «Осенний праздник» в первой младшей группе Под музыку дети заходят в зал. Ведущая: Дорогие ребята! Посмотрите, какие вы сегодня красивые, нарядные, посмотрите, как празднично украшен.
Представление образовательных проектов по реализации этнокультурного и экологического компонента. Широка эта Коми земля. И к приезжим бывает сурова Но лишь стоит взглянуть на поля, (1 слайд)Ощутишь себя снова ты дома. Сегодня я представлю.
Сценарий осеннего развлечения «Путешествие в осенний лес» Сценарий осеннего развлечения: «Путешествие в осенний лес» (для детей 2-3 лет). СОСТАВИТЕЛЬ: Костина Т. В. Действующие лица: ведущий, осень,.
Сценарий фольклорного праздника с включением национального компонента «Светлая Пасха» Муниципальная дошкольная образовательная организация «Детский сад №93» План-конспект фольклорного праздника для детей старшей группы.
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Осенний квест» Цель: закрепление знаний детей об осени. Задачи: формировать умение работать в команде, развивать интерес к поисковой деятельности. Материалы:.
Воспитание дошкольников посредством этнокультурного компонента Кузьмина Татьяна Александровна, воспитатель I КК Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №27 «Сказка».
Сценарий осеннего развлечения в младшей группе «Путешествие в осенний лес» Роли: Осень, ведущая, мухомор Атрибуты: листики, зонтик, солнышко, деревце с одним яблочком №1. Дети входят в зал под фонограмму становятся.
Источник