Дневник наблюдений
над природой и трудовой
деятельностью человека
PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.
Рекомендации к ведению наблюдений
(Материал для учителя)
В 4 классе продолжается работа учащихся с «Дневниками наблюдений».
Как и в 3 классе, сохраняется правило давать для выполнения те задания, по которым дети реально могут провести наблюдения, требовать делать записи только того, что дети видели сами. Отсюда вытекает, что у учащихся могут быть разные записи сроков, мест наблюдения тех или иных объектов природы. В ряде случаев может отличаться и содержание наблюдений. Естественно, что по коллективным наблюдениям записи будут одинаковыми.
В этом учебном году учащиеся наблюдают и отмечают направление ветра относительно сторон горизонта. Делают они это после ознакомления с флюгером. Направление ветра дней, предшествующих изучению флюгера, записывает учитель. Учащиеся фиксируют эти данные в свой дневник со слов учителя.
По некоторым заданиям четвероклассники должны сравнить наблюдения этого и прошлого года (эти задания отмечены звездочкой). Работа проводится под руководством учителя с использованием дневников прошлого года.
Задание 11 (с. 12) выполняется постепенно. Учащиеся делают соответствующие подписи на рисунке сначала после ознакомления с основными сторонами горизонта, затем после ознакомления с промежуточными.
Задания 14, 15 (с. 13—14) выполняются после экскурсии по изучению форм поверхности или непосредственно во время ее проведения.
Если населенный пункт, где находится школа, имеет иной статус, чем указано в заданиях 61 (с. 27), 22 (с. 37), 24 (с. 47), учащиеся зачеркивают слова «село», «город» и записывают тип своего населенного пункта.
По заданию 23 (с. 16) сравнение проводится по тем объектам, которые наблюдали в этом и прошлом году. Если наблюдение проведено только в этом году, графа «в прошлом году» не заполняется. Надо сделать отбор объектов таким образом, чтобы некоторые из них повторялись, а часть объектов были бы новыми.
В таблице по заданию 28 (с. 18) во второй графе может быть записано несколько растений, но в третьей графе дети выполняют рисунок одного растения по своему выбору.
В задании 45 (с. 23) записывается 2—3 водоема своего края с указанием его типа и названия. На- пример, река Сухона и т. п. Работа выполняется на уроке при изучении водоёмов своего края.
По заданию 51 (с. 25) выполняется рисунок не всех наблюдаемых цветущих растений, а только j двух-трёх.
При выполнении задания 58 (с. 27) за время экскурсии учащиеся могут и не увидеть какой-то деятельности людей по охране природы. Но в парках, лесах можно увидеть указатели, различные таблички, по которым следует судить о природоохранительной деятельности в данном конкретном месте. !
На рисунке к заданию 10 (с. 33) изображены берёза, липа, дуб. Если в данной местности этих деревьев нет, то дети могут сделать рисунки контуров знакомых деревьев и дать подписи к ним.
В этом году ты продолжишь наблюдения за неживой и живой природой, трудовой деятельностью людей. Результаты своих наблюдений записывай в этот дневник.
Ежедневно наблюдай за погодой: записывай облачность, осадки, температуру воздуха, направление ветра.
Температуру воздуха отмечай ежедневно по показаниям термометра между 12 и 13 часами. Вечером записывай условными знаками наблюдения за облачностью, осадками, направлением ветра:
О Ясно. (В течение всего дня светит солнце; небо чистое или есть только небольшие облака.)
Q Переменная облачность. (Солнце светит лишь часть дня; на небе много облаков.) ф Пасмурно. (Всё небо в течение дня покрыто облаками, солнце не светит.)
Наблюдай и записывай в графу «Осадки» такие явления, как гроза, град, гололёд, туман, изморозь, роса.
Наблюдения за животными, растениями и трудом людей проводи по заданиям дневника. Результаты записывай кратко и грамотно.
В конце каждого месяца и сезона подводи итоги наблюдений. Итоги наблюдений за погодой заноси в таблицы, которые даны на страницах 29, 38—39, 48—49.
На отдельных листах бумаги начерти таблицы для записи наблюдений за погодой в феврале, марте, апреле, мае. Форма таблиц должна быть такой же, как, например, на сентябрь. Вклей свои таблицы в «Дневник наблюдений» между страницами 61 и 62 или в конец дневника и отмечай в них погоду условными знаками.
ВВЕДЕНИЕ
1. Продолжай вести наблюдения и предсказывать погоду по приметам, которые много раз проверены.
Вот несколько таких примет.
1. С утра раскрывается цветок полевого вьюнка. (К ясной погоде.)
2. Облака плывут высоко. (К хорошей погоде.)
3. Всюду много бабочек. (Дождя не ожидается.) Все бабочки попрятались. (Через несколько часов начнётся дождь.)
4. Голуби громко и дружно воркуют. (К хорошей погоде.) Голуби прячутся. (К дождю.)
5. Дождевые черви выползают на поверхность. (К дождю.)
6. Лягушки прыгают по суше. (К дождю.)
7. Цветок полевого вьюнка днём закрывается. (К дождю.)
8. Клевер сближает свои листочки, наклоняется. (К дождю.)
9. Во время рыбной ловли рыба не клюёт. (Ожидай дождь.)
10. Днём рыба выпрыгивает из воды. (Перед дождём.)
11. Во время грозы непрерывно гремит гром. (Будет град.)
12. Кошка к тёплым предметам жмётся. (К холоду.)
13. Ворона прячет клюв под крыло. (К холоду.)
14. Зацвела черёмуха. (Наступили холода.)
15. Воробьи громко чирикают. (К оттепели.)
16. Снег идёт большими хлопьями. (К ненастью, к оттепели.)
17. Галки садятся на верхушки деревьев. (К теплу.) Галки садятся на средние ветки деревьев. (К мо-розу.)
Проверь и в этом году одну-две приметы, по которым ты вёл наблюдения в 3 классе. Перепиши их сюда. Не забудь поставить порядковый номер.
Если узнаешь другие приметы, запиши их. Не забудь поставить порядковый номер.
Проверь в ходе наблюдений отдельные приметы. Веди запись в таблице, при этом саму примету не переписывай, а поставь лишь её номер.
Дата Какую примету наблюдал Моё предсказание погоды Погода на самом деле
Сколько раз приметы оправдались?
Сколько раз приметы не оправдались?
Оправдалась ли в этом году примета, по которой вёл наблюдения 2 года?
В этом году: оправдалась раз, не оправдалась
раз. В прошлом году: оправдалась раз,
не оправдалась раз.
2. Продолжай наблюдать за продолжительностью дня. Делай это так же, как в прошлом году.
20 числа каждого месяца запиши в таблицу, светло или темно было в 7 и 8 часов утра; в 18, 19 и 20 часов вечера.
Месяц Утро Вечер
7 часов 8 часов 18 часов 19 часов 20 часов
* Сравни этот вывод с выводом, сделанным в прошлом году по этому заданию. Совпал ли вывод? Подчеркни — да, нет.
ОСЕНЬ.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
1. Продолжай наблюдать за погодой. Результаты наблюдений записывай в таблицы, помещённые в конце дневника.
2. Посмотри в отрывном календаре и запиши продолжительность дня 23 сентября. часов минут.
3. Понаблюдай и запиши, куда исчезает дождевая вода.
4. Подчеркни, в каких местах ты наблюдал туманы: на холмах, в низинах, в сырых местах, в сухих местах.
Допиши, где ты ещё видел туманы.
5. Когда ты наблюдал первые заморозки в этом году?
Число, месяц.
* Сравни с прошлым годом. Заморозки в этом году наступили (подчеркни): раньше, позже, в те же сроки.
6. Напиши, когда по твоим наблюдениям водоёмы (пруд, река, озеро) покрылись льдом. Число месяц.
* Сравни эти данные с наблюдениями прошлого года. Водоёмы в этом году покрылись льдом (подчеркни): раньще, позже, в те же сроки.
7. Напиши, когда выпал первый снег. Число месяц.
* Сравни эти данные с наблюдениями прошлого года. Снег в этом году выпал (подчеркни): раньше, позже, в те же сроки.
8. Найди и подпиши на рисунке горизонт и линию горизонта.
9. Когда будешь в лесу, определи с помощью компаса, с какой стороны дерева (пня) обычно бывает расположен муравейник: северной, западной, южной, восточной (подчеркни).
Подчеркни, куда направлена пологая сторона муравейника: на север, юг, запад, восток.
Подчеркни, куда направлена крутая сторона муравейника: на север, юг, запад, восток.
Напиши, с какой стороны одиноко стоящих деревьев больше мхов и лишайников.
На рисунках изобрази стрелкой направление, которое показывают эти природные ориентиры. Заглавной буквой подпиши название нужной стороны горизонта.
Напиши, какие другие природные ориентиры ты наблюдал.
10, Понаблюдай, в какое время суток солнце светит в окна твоей квартиры (комнаты). Подчеркни: утром, днём, вечером. Сделай вывод и допиши предложение: Окна нашей квартиры (моей комнаты) выходят на.
11. На рисунке указано направление на север. Подпиши, какие направления указывают другие стрелки. Подписывай так: 3 — запад, Ю — юг, В — восток, С-3 — северо-запад, С-В — северо-восток, Ю-В — юго-восток, Ю-З — юго-запад.
12. Около школы определи по компасу направления на север, юг, запад, восток. Запиши, какие предметы расположены:
к северу, к западу к югу к востоку
школа
Дополни рисунок: нарисуй условным знаком по одному из этих предметов в каждом направлении от школы.
13. На рисунке изображён кубик. Возьми такой же кубик, положи его рядом с рисунком и обведи одну его сторону.
14. Около дома определи по компасу направления на север, запад, юг, восток. Запиши, какие предметы расположены:
к северу
к западу
к югу
к востоку
15. Сделай схематический рисунок холма.
16. Какие формы поверхности ты наблюдал в своей местности? Подчеркни: холмистая равнина, холм, плоская равнина, горы, овраги. Расскажи, какова поверхность местности, где ты живёшь.
17. Рассмотри образцы полезных ископаемых своей местности. Результаты наблюдений запиши в таблицу.
Название полезного ископаемого Основные свойства
18. Какие полезные ископаемые есть в крае, где ты живёшь?
19. Рассмотри разные предметы в своём доме. Выбери 3—4 из них. Попытайся определить, из каких полезных ископаемых они сделаны. Результаты запиши в таблицу.
20. Рассмотри почву. Результаты запиши в таблицу.
Состав почвы Свойства почвы
21. Запиши, какие почвы в твоей местности.
22. Какое изменение природы изображено на рисунке?
Рядом со стрелками подпиши; что происходит в каждой части круговорота воды в природе. Выбери для этого нужные слова: испарение воды, образование облаков, выпадение осадков, просачивание воды в почву, стекание в водоёмы. Подчеркни, какие из этих изменений ты наблюдал сам.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ.
23. Понаблюдай за изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках. Результаты наблюдений запиши в таблицу. Сравни их с наблюдениями прошлого года.
Название деревьев и кустарников Когда заметил изменение окраски листьев Как изменилась окраска листьев
в этом году в прошлом году
24. Напиши, когда ты впервые увидел опадающие с деревьев и кустарников листья в этом году.
Число, месяц.
Сравни с наблюдениями прошлого года. Сделай вывод: (подчеркни) раньше, позже или в те же сроки начали опадать листья в этом году.
Напиши, с каких растений листья начали опадать первыми в этом году.
* В прошлом году.
Напиши, у каких деревьев и кустарников листья дольше других оставались зелёными.
25. Понаблюдай и подчеркни, когда листьев опадает больше, до заморозка или после заморозка.
26. Напиши названия растений, плоды которых ты видел зрелыми:
в сентябре
в октябре
Зарисуй эти плоды.
27. Напиши, на каких растениях ты видел плоды после окончания листопада в этом году.
Зарисуй некоторые из них.
Источник
Почему листья осенью желтеют?
Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.
Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию.
Зачем деревья сбрасывают листья осенью?
1. С похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.
2. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.
3. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.
Б лагодаря наблюдениям наша команда многое узнала про деревья в осенний период. В нашей местности первыми изменили свою окраску листья тополя и березы. Последними листья дуба и клёна, они дольше всех были зелеными.
Источник
Наблюдения за погодой осенью 1 — 4 классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 63 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
игр, заданий и наблюдений
за природой (осень)
для детей 3, 4 классов с ОВЗ
Шарипкулова Дилара Рауфовна
Наблюдение за погодой. Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? ( ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).
Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».
П/игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
И/р по ФИЗО: бег с препятствиями.
Труд. поручения: убрать листья с веранды.
Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная).
Игровые моменты: ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.
Примета: в сентябре и листья на деревьях не держаться.
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: перепрыгнуть дорожку из листиков.
Труд. поручения: собрать букет из листьев.
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы. Березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?
Рисование березки на листе бумаги и в календаре.
Хоровод: «Во поле береза стояла».
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.
И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы.
Труд. поручения: собрать листья березы для гербария.
Наблюдение за погодой – на прогулке самостоятельно понаблюдать за погодой, и в конце рассказать о ней – сделать самодельную вертушку. Подвести детей к березе, еще раз полюбоваться ей, получше ее рассмотреть и в группе нарисовать ее для календаря.
Д/и: «Назови осенние месяцы».
П/игра: «Ловишка, бери ленту» – развитие бега, ловкости.
И/р по ФИЗО: перепрыгивание через дорожку из листьев.
Труд. поручения: собрать семена цветов.
Наблюдение за неживым объектом — обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть коров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Вопросы: много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.
Труд. поручения: собрать семена цветов.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение за лягушкой. Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
П/игра: «Классики» — учить детей прыгать через скакалку, «Бездомный заяц» — упражнение в беге, ловкости, смелости.
И/р по ФИЗО: прыжки в виде лягушки.
Труд. поручения: привести в порядок песочницу.
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов. Как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы? Учить детей делать простейшие выводы – осенью всегда красивые клумбы, цветочные грядки, разноцветные цветы.
Пословица: от осени к небу – поворота с лету.
П/игра: «Прыгалки» — учить детей прыгать через скакалку, «Забей гол» — развитие глазомера, ловкости, «Палочка — выручалочка» — упражнение в беге, ловкости, смелости.
И/р по ФИЗО: пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).
Труд. поручения: привести в порядок веранду.
Наблюдение за природой – наблюдение за листопадом. Что такое листопад? На что похоже это явление? Когда листья? Почему? Почему листья падают во все стороны?
Д/и: «Назови осенние явления природы» — листопад, дождь, ветер, холод.
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, красоты движений.
И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Труд. поручения: покормить животных.
Наблюдение за неживым объектом – в сентябре одна ягода, да и та рябина горькая. Что это за кустарник? Как он называется? Что из этой ягоды делают взрослые? Чем она полезна?
Д/и: «Угадай, какие это ягоды?» — учить детей узнавать и называть ягоды.
П/игра: «Бросить и поймать» — учить детей бросать и ловить мяч.
И/р по ФИЗО: отбивание мячи от земли.
Труд. поручения: убрать сухую траву граблями
Наблюдение за погодой – наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?
Д/и: «Что изменилось» — дать картинки по времени года «Осень» найти на них изменения.
П/игра: «Ловля обезьян» — учить детей показывать движения и угадывать их.
И/р по ФИЗО: упражнение на равновесие, учить ходить по ограниченной поверхности.
Труд. поручения: убрать большой мусор с участка.
Наблюдение за погодой. Знакомство с октябрем. Октябрь – предзимье, первый суровей месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег. Таков октябрь: когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена который дал русскому народу октябрь: листобой, грязник, ветродуй, и еще хлебник.
Д/и «Назови осенние месяцы» — учить детей по приметам называть осенние месяцы.
П/игра: «У кого мяч» – передача мяча за спиной, развитие мышц кисти рук и пальцев.
И/р по ФИЗО: запрыгнуть в круг и выпрыгнуть из круга, выложенного из листьев.
Труд. поручения: собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Наблюдение за живым объектом. Объяснить детям, что в октябре меняет цвет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый. Барсук чистит нору, потом натаскивает внутрь свежих, сухих листьев, и утеплившись залегает на зимнюю спячку. И еже можно увидеть на поляне — наколов иголки листьев, он тоже несет их к себе в нору, готовит там мягкий и теплый матрац на зиму.
Д/и «Назови животных, которые готовятся осенью к зимней спячке»
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: прыжки с пенечков.
Труд. поручения: собрать крупный мусор.
Наблюдение за живым объектом – рассказать детям о рыбах, которые живут в реке Тобол (щука, окунь, чебак, ерш, судак). Показать детям картинки, указать, что поздней осенью рыбы тоже готовятся к спячке: зарываются в ил, но в иле нужно дышать, а для этого ранней осенью нужно долбить лунки, чтобы рыбы дышали. Познакомить детей с тем, какую пользу приносит рыба и вред (хищная щука).
Д/и: «Каких рыб вы еще знаете» — по картинкам
П/игра: «Караси и щука» — развивать бег, ловкость.
И/р по ФИЗО: упражнение на равновесие, учить ходить по ограниченной поверхности.
Труд. поручения: навести порядок на веранде.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение птицами. Показать детям как птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Рассказать о том, что к нам с наступлением холодов прилетают зимующие птицы, люди для них готовят птичьи столовые. Сало соленое и семечки для мышки, веточкам рябины для снегирей, зернышки и хлебные крошки для воробья, сороки, вороны.
Д/и: «Назови на картинки птиц» — узнавать, называть, описывать какую пользу приносят и чем питаются птицы.
П/игра: «Хитрая лиса» — развивать бег, ловкость. Смелость, хитрость.
И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.
Труд. поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.
Наблюдение за неживым объектом. Наблюдения за растениями. Вспомнить правила бережного отношения к растениям:
а) не ломать и не рубить деревья и кустарники.
б) не рвать дикорастущие растения, а то они исчезнут.
в) беречь ягодные и грибные угодья, плодовые деревья и кустарники.
г) строго соблюдайте сроки сбора диких плодовых, ягод, лекарственных растений.
д) строго соблюдайте правила пожарной безопасности в лесах.
Д/и «Рассказать о том, что изображено на картинке»
П/игра: «Палочка — выручалочка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: ходьба по кривой дорожке.
Труд. поручения: собрать крупный мусор с участка.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение птицами. Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят по одиночке, другие стаями. По одиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники, коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.
Д/и: «Назови птиц перелетных» — по картинкам
П/игра: «Мяч водящему» — развивать ловкость, смелость, метание, ловлю.
И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.
Труд. поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.
Источник