Дневник наблюдения за листьями осенью по биологии

Наблюдения за осенними листьями в период золотой осени

Марина
Наблюдения за осенними листьями в период золотой осени

Цель:

— обогащать знания детей об осени.

Задачи.

— формировать у детей познавательные интересы;

— расширять представления детей об осенних изменениях в природе, уметь выделять характерные признаки осени;

— закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада, соотносить их с соответствующими листьями.

— продолжать развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение замечать изменения в природе в осенний период;

— развивать пассивный и активный словарь детей по лексической теме «Осень»;

— развивать творческие способности.

— воспитывать у детей трудовые навыки;

— воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Непосредственные наблюдения с детьми на прогулке.

Осень — интересное время года для наблюдений! Прогулки в осенний период могут быть не только интересными, но и познавательными, развивающими.

Проходим по участку детского сада и обсуждаем с детьми всё, что попадается им на глаза и заинтересовало их.

Беседуем о том, какое сейчас время года, о характерных признаках осени, о состоянии погоды, о том, почему не видно насекомых и не слышно пения птиц.

Напоминаю детям, что первый признак осени – появление жёлтых листьев на березе.

Обращаю внимание детей на яркий осенний наряд деревьев, на красивые разноцветные листочки, которые кружатся в воздухе, падают на землю, устилая её ковром, шуршащим под нашими ногами.

Вспоминаем с детьми название деревьев, растущих на участке.

Дидактическая игра «Угадай, с какого дерева лист?»

Дети по листочку определяют дерево и показывают его.

Рассматриваем осенние листочки. Обращаю внимание детей на то, что в этом году осень порадовала нас теплом, погожими, ясными, солнечными днями, поэтому осенний наряд деревьев особенно выразительный – листья на деревьях окрасились в сочные яркие цвета.

Объясняю детям, почему осенью на деревьях желтеют листья. Осенью вся природа начинает готовиться к зиме и жизнедеятельность природы постепенно приостанавливается. В листики осенью поступает всё меньше воды из почвы, и вещество (пигмент хлорофилл, который придаёт листьям зелёный цвет, постепенно начинает разрушаться, поэтому листья теряют свою зелёную окраску. Особенно изменения окраски листьев идёт интенсивнее с понижением температуры воздуха, и опадают они быстрее после ночных заморозков.

Мы листики осенние, на ветках мы сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

После наблюдений и игр дети с большим удовольствием и старанием трудятся — сгребают опавшую листву в кучи.

Любят дети поиграть с осенними листьями, плести из них венки, собрать красивые в букеты.

Игра «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять.

(дети загибают на руках пальчики, начиная с большого пальчика)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём, в группу осенний букет отнесём!

(дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика).

Свои впечатления после наблюдений на прогулке дети отражают в своих творческих работах на занятиях по художественному творчеству.

Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Фотоотчет «Дары золотой Осени» Наступила золотая осень – самая яркая, красивая пора, которая богата своими дарами, замечательным материалом для творчества и фантазии.

Частушки на праздник Золотой Осени Частушки про осень: 1 частушка: Ах, ты, Осень золотая, Как прекрасен твой наряд. Про тебя поют частушки В детском саде все подряд! У-у-х.

Рисование осенними листьями и восковыми мелками Проявляющиеся листья (Рисование осенними листьями и восковыми мелками)Дети моей подготовительной к школе группы на прогулке собрали охапку.

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Игры с осенними листьями» Цели и задачи: — снижение эмоционального напряжения; — создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого; — развитие.

Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы «Наблюдение за осенними листьями» Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы «Наблюдение за осенними листьями» • Воспитатель приглашает детей на прогулку.

Конспект занятия в средней группе в нетрадиционной технике рисования методом штампования осенними листьями Конспект занятия в средний группе в нетрадиционной техники рисования методом штампования осенними листьями. Тема «Осенний лес». Цель:.

Перспективное планирование на летний период для детей средней группы. 2 часть наблюдения Познавательное развитие (наблюдения) 1 неделя. 1. Наблюдение за почвой. Научить детей наблюдать за почвой и описывать её состояние в разное.

Поделка «Подсвечник». Декорирование натуральными осенними листьями Младшая дочь — ученица второго класса. Сейчас в школе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала. Придумывать не стали, из-за.

Фотоотчет «Праздник «Золотой осени» Вот и наступила осенняя пора! Природа окрасила все вокруг в разноцветные краски. Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты,.

Сценарий праздника золотой осени для второй младшей группы «Осень — золотой листопад» Осенний праздник во второй младшей группе (Дети входят в зал под музыку «Осень золотой листопад» с листочками в руках, водят хоровод, садятся.

Источник

Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАльбина Дюкарева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга.» — Транскрипт:

1 Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга Половникова Ира Петрова Соня Щербакова Лена Отчет Задание 2 Руководитель: учитель биологии Солоненко Л.Н.

2 Описание участка для наблюдений Зона наблюдения (примерно 20кв метров) расположена на территории пришкольного участка лицея 6 «Перспектива» г. Красноярска. На участке присутствуют цветы- однолетники (на первом плане), кустарники и деревья (на втором плане),а так же участок с травянистыми растениями, который скашивается. За участком ведется уход: пропалываются сорняки, трава скашивается. Участок освещается в среднем с 10 утра до часов вечера. Деревья и кустарники: 1. Клен ясенелистный 2. Береза повислая 3. Сирень обыкновенная 4. Карагана кустарниковая 5. Яблоня Недзвецкого Травы: 1. Злаки 2. Чистотел большой 3. Льнянка обыкновенная 4. Сурепка обыкновенная 5. Донник лекарственный 6. Подорожник большой 7. Постушья сумка и другие травы.

3 7-20 сентября Начало осеннего расцвечивания Погода стоит теплая, ясная. Днем средняя температура 4-12°C, дождь был10 и11 сентября. Начинают желтеть листья березы. В кроне клёна заметны отдельные окрашенные пятна. Листва вяза и тополя полностью зеленая.

4 21 сентября -4 октября Стоит очень теплая погода. Температура 7 -15°C. Дождь был 25 сентября. Расцвечивание листьев происходит сначала медленно, затем резко усиливается Ясенелистные клёны меняют окраску листьев -30%. Листья берёзы окрасились в желтый цвет. Начало созревания плодов и семян.

5 5 -18 октября Начало осеннего запестрения «Золотая осень» Приобретение более чем 50% листьев желто –красной расцветки. Погода стоит теплая 7-14°C. Дождь был 7 октября. С 5 октября начинается увядание трав. Полное окрашивание листьев у березы.

6 19-23 октября Начало листопада Погода пасмурная, дневная температура 3 -7°C, ночью 0,-3°C. 21 октября днем был мокрый снег. Листья с деревьев начинают опадать, независимо от ветра. Злаковые травы жухнут. Желтеют, особенно к макушке стебля, семена начинают осыпаться.

7 Обильно плодоносят большинство растений Крылатки клёна Плоды яблони

8 Продолжается цветение сурепки обыкновенной и донника лекарственного

9 24-29 октября Массовый листопад Дни когда опало около 50% листьев. Кроны редеют, сквозят. Тополя буквально за эти дни сбросили листья. Травянистые растения усыхают и отмирают. Массовый листопад – приспособление растений к перенесению засушливого сезона морозной зимой.

10 Вывод: В теплую осень листва раскрашивается раньше и ярче, но и листопад начинается раньше. Массовый листопад проходит под значительным влиянием снижающейся температуры воздуха и почвы.

Источник

Почему листья осенью желтеют?

Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию.

Зачем деревья сбрасывают листья осенью?

1. С похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

2. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

3. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Б лагодаря наблюдениям наша команда многое узнала про деревья в осенний период. В нашей местности первыми изменили свою окраску листья тополя и березы. Последними листья дуба и клёна, они дольше всех были зелеными.

Источник

Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»

Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.

Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.

Цели проекта:

  • наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  • Задачи проекта:

  • проследить за процессами, происходящими в природе осенью;
  • сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;
  • научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;
  • сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;
  • сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;
  • научиться работать группой по наблюдению сроков наступления осенних явлений в жизни растений.
  • Задание 1. Выбор участка для наблюдений.

    1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).

    2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.

    3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.

    4. Сделайте фотографии ваших участков.

    Задание 2. Провести наблюдения за растениями.

    Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

    1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

    Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

    2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

    Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.

    3. Отметьте явление листопада.

    За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

    Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

    4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.

    Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:

    0 — неурожай; шишек, плодов и семян нет;

    1 — урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;

    2 — урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;

    3 — хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;

    4 — очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.

    Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.

    5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.

    Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.

    За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.

    6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.

    7. Наблюдения оформите в виде таблицы.

    Отмечаемые моменты Дата
    1 Начало наблюдений
    2 Начало изменения окраски листьев
    3 Половина листьев на деревьях изменили цвет
    4 Ветки полностью освободились от листьев
    5 Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам
    6 Цветение осеннецветущих травянистых растений
    7 Созревание плодов на деревьях и кустарниках
    8 Увядание трав
    9 Окончание наблюдений

    8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.

    Источник

    Читайте также:  Мочевина для опрыскивания кустарников осенью
    Оцените статью