- Пушкин сделал!
- А.С. Пушкин. Осень. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
- 1. Поиск
- Перечитайте отрывок. Подчеркните эпитеты. Понаблюдайте, как рифмуются стихотворные строки. Соедините рифмы.
- 2. Эрудит
- Что такое рифма? Допишите предложение.
- 3*. Проталинки
- Впишите слова, которые выбрал поэт, чтобы показать, как изменилась жизнь с наступлением осени. Укажите паузы и логические ударения.
- 4*. Проба пера
- Какое время года вы особенно любите? Почему? Напишите. Сделайте фотографию или рисунок на отдельном листе.
- Поэтический календарь К. Сергиенко. Осень
- Стихи Александра Сергеевича Пушкина про осень
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » А.С. Пушкин. Осень. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
А.С. Пушкин. Осень. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Поиск
Перечитайте отрывок. Подчеркните эпитеты. Понаблюдайте, как рифмуются стихотворные строки. Соедините рифмы.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной…
Пометка для родителей: Вспомним что такое эпитет – яркое образное художественное определение.
2. Эрудит
Что такое рифма? Допишите предложение.
Рифма — это совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк.
3*. Проталинки
Впишите слова, которые выбрал поэт, чтобы показать, как изменилась жизнь с наступлением осени. Укажите паузы и логические ударения.
Октябрь уж наступил I— уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей; I
Дохнул осенний хлад I — дорога промерзает. I
Журча еще бежит за мельницу ручей, I
Но пруд уже застыл; I сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей, I
И страждут озими от бешеной забавы, I
И будит лай собак уснувшие дубравы.
4*. Проба пера
Какое время года вы особенно любите? Почему? Напишите. Сделайте фотографию или рисунок на отдельном листе.
Я очень люблю весну. Весной появляются молодые зеленые листочки, деревья цветут, с юга возвращаются птицы. Я люблю журчание ручьев и весеннюю первую грозу. Мне нравится наблюдать, как природа просыпается от зимнего сна.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Поэтический календарь К. Сергиенко. Осень
ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ
Здравствуйте, дорогие друзья.
…Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей:
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Согласитесь, сколько бы мы ни перечитывали эти пушкинские строки – они всегда свежи и прозрачны, как этот описанный им осенний день. И кажется, что лучше Пушкина – ни до, ни после него – никто об осени не говорил и не писал. Возможно, потому, что он относился к этому природному явлению как к существу одушевленному, и даже более того – как к живому существу, обладающему великим даром – творчества. И характер этого творчества был близок, созвучен самому поэту.
Тем не менее, Пушкин не раз пытался ответить сам себе на вопрос – почему же его так волновала, так вдохновляла осень, если она, по общепринятым понятиям, – пора унылая? И все мы имеем теперь счастливую возможность следить за процессом этого осознания: поэт движение своей мысли, так сказать, творчески материализовывал в удивительные образные строки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье своей родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
В ней много доброго: любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)…
Не знаю, как вас, друзья, но эта пушкинская ремарка в скобках всегда меня восхищала: ведь действительно, «организм» – вовсе не уместное слово для поэтического слога. И, тем не менее – и эти строки, и все произведение иначе, как высокой поэзией, не назовешь. По мнению литературоведов, таким образом Пушкин приближал язык литературный, поэтический к жизни, к простому читателю. Но я бы сказала иначе: поэт стирал грани в сознании людей, мешающие воспринимать мир и все его явления как единое целое, где все связано со всем.
В истинности этого утверждения легко убедиться, если внимательно посмотреть вокруг и попробовать сопоставить факты и явления – любые. И вы обязательно найдете взаимосвязи. Я же предлагаю это сделать на примере творчества – двух разных писателей из совершенно разных эпох.
Прекрасна осень, если в ней
хрусталик утра все ясней,
все ярче лес и все белее
две хризантемы на окне.
Но завтра стужа, битый лед,
зима — всегдашняя пустыня.
Две простыни в окне застынут,
морозом схваченные влет.
И станет проще и больней,
и губы вымолвят шептанье:
«Прекрасна осень, если в ней
нет о зиме напоминанья».
Это первое стихотворение триптиха «Октябрь» из повести Константина Сергиенко «Дни поздней осени». Мы уже говорили о ней в двух выпусках поэтического календаря: сюжет повести основан на событиях в жизни школьницы Маши Молчановой, которая накануне своего шестнадцатилетия впервые переживает волнующие, недетские чувства, подаренные любовью. История эта зарождается и развивается на подмосковной даче летом и осенью, – как часто у Пушкина события происходят в имении, в деревне, вдали от шума городского. И осенью, в октябре, у девочки день рождения, а как мы знаем – осень не только была любимым временем года Пушкина, но также именно месяц октябрь поэт в календаре, в своей жизни и в творчестве отмечал особо.
Возвращаясь к повести Константина Сергиенко, заметим, что названа она прямой цитатой – «Дни поздней осени» – из стихотворения Пушкина «Осень», которое мы прочли в начале сегодняшней программы. По удивительной случайности (так обычные люди говорят в своей обычной жизни) героиня повести Маша (тоже совершенно пушкинское имя) на соседской заброшенной даче нашла тетрадку со стихами таинственного соседа-незнакомца, и вскоре записала в своем дневнике: «. я читаю «Календарь». Он начинается «Октябрем», и «Октябрем» кончается, много зачеркнутых строф, так что нужно еще разобраться. ».
И мы, читатели, пытаемся разобраться в запутанных чувствах и событиях вместе с Машей, и постепенно понимаем, что героями повести являются не только девочка и ее родные, не только таинственный сосед Алексей, в которого влюблена героиня, и ее школьный товарищ Владимир, который влюблен в нее, но также – Пушкин и его повесть «Метель», события и чувства в которой удивительным образом запутаны. К тому же, у Пушкина метель – едва ли не главный персонаж повести, а у Константина Сергиенко, вне всякого сомнения, главной героиней повествования является – Осень. Как, к примеру, в этом стихотворении из поэтического календаря:
Мы отдохнем, конечно, отдохнем,
поскольку осень в трубочку свернула
пергамент неба и свечу задула,
огонь любви уже не виден днем.
Ах, осень, что же будет с нами,
когда зима в свой колокол пробьет
и небеса продрогшими дымами,
как серую мантилью, подобьет.
Вот здесь опала куча мокрых листьев.
Сюда, ко мне, прижмемся и вдохнем
весь этот мир, свернувшийся по лисьи,
и отдохнем, конечно, отдохнем.
Вы, дорогие друзья, наверняка обратили внимание, что у Константина Сергиенко оригинальные, неповторимые образные ассоциации – трагические, почти надрывные, и может быть, именно поэтому глубоко задевающие за живое, – даже несмотря на то, что ассоциации эти не всегда понятны. Зато автор с большим мастерством передает атмосферу – то неуловимое наполнение художественного произведения вибрациями эмоциональных переживаний, над которыми не властно ни пространство, ни время:
На рыжих старомодных поездах
пора в лесных кататься городах
и замечать меж деревянных дул
осенний
первый
караул.
То промелькнет лиловый аксельбант,
то по листу пройдется желтый кант,
то явятся по краю полотна
кусты в мундирах красного сукна.
Да где же ваш воинственный Полковник,
поход начавший снова наизусть
за желтый цвет, за орденский шиповник,
за Пушкина, за восковую грусть.
Он ранил тонколистую рябину,
изрешетил малину до конца,
он деревам в тугую сердцевину
вставляет остротелые сердца.
И все болеть и биться начинает
и золотой готовить самострел,
пока рука, менявшая прицел,
тихонько небеса приподнимает…
Да, у Константина Сергиенко осень связана с предощущением утрат, холода, одиночества, и ее хрупкая красота только усиливает это трагическое понимание автора. У Пушкина же, как мы знаем, осень всегда была источником вдохновения, и в известном нам стихотворении он органично перешел от описания «прощальной красы» осенней поры к откровению о таинстве своего поэтического опыта:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть.
Итак, творческая мысль поэта прервалась и остановилась – в надежде найти ответ на непростой вопрос. Вопрос, который хотя бы раз задавал себе каждый размышляющий о собственной жизни человек: куда плыть, куда идти, в каком направлении двигаться. Каждый находит – или не находит – свое решение этой жизненной задачи. Но мне представляется, что самое главное – это действовать, не ждать, что кто-то за тебя решит твои проблемы или найдет ответы на твои вопросы. Самый верный способ такого действия – творческое осмысление событий жизни. Часто на это нас вдохновляют близкие нам по духу, по мироощущению художники – те, кто проявил себя в этом мире. И тогда уже у нас «мысли в голове волнуются в отваге», и мы замечаем, что появляются неожиданные ассоциации, рождаются собственные образы. Или, к примеру, у Константина Сергиенко, – родилась повесть, в которой все плавно перетекает одно в другое: поэзия – в прозу, литература – в жизнь, лето – в осень:
Окончилось все так, как начиналось,
и на губах осталась только малость.
Горят жаровней красные дубы,
и листьями в замшелый ком избы
бросает сад из своего жилья.
Октябрь стреляет в небо из ружья,
и яблоко забытое, сухое
на землю падает, дыхание тая…
И мы, дорогие друзья, затаив дыхание, насладимся живописными осенними красками, подаренными нам природой – и откроем страницы поэтического календаря зимой – в предчувствии весны. А сегодняшняя наша программа рубрики «Душа поэта», посвященная Дням Поздней Осени, подошла к концу. Творческого вам вдохновения, и всего доброго!
Источник
Стихи Александра Сергеевича Пушкина про осень
Унылая пора! Очей очарованье.
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осеннее утро
Александр Пушкин
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье.
Уж нет ее. я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы. до сладостной весны!
Уж небо осенью дышало.
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Осень
Александр Пушкин
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
«В тот год осенняя погода…»
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(Отрывок из романа «Евгений Онегин, глава 5, строфы I и II)
«Настала осень золотая»
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идёт волшебница зима..
(Отрывок из романа «Евгений Онегин», глава 7, строфы XXIX и XXX)
Источник