- Осень
- Сайт здоровой семьи
- Задание 1. Расставьте необходимые знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
- Задание №66. Расставить недостающие знаки препинания. 1. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдёт его (Ч.). 2. Я чувствовал что у меня в душе происходит что-то неладное и боялся что выражение моего взгляда или лица может выдать меня (Ч). 3. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (Кав.). 4. Всем стало ясно что если не принять решения немедленно то будет поздно. 5. Он знал что когда в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя (Арс.). 6. Очевидно что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (П.). 7. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться (Л.Т.). 8. Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л.Т.). 9. Хотя снегу не было сверху над головой не виднелось ни одной звёздочки(Л.Т). 10. Солнце ярко блеснуло ему в глаза так что больно стало глядеть (Дост.). Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил не надо ли послать за доктором(Ч.). Гостю поставили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу(Ч.). Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-нибудь зверь тревожно нюхал воздух (М.Г.) Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем (М.Г.) В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абр.). Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Кат.). Утром когда я открыл глаза и почувствовал что пароход идет полным ходом и что в открытый люк течет теплый легкий ветерок с прибрежий я вскочил с койки снова полный бессознательной радости жизни. Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. Человек который приходил утром больше не появился. Думаю что если не поленишься то напишешь не дурно (Ч.). Над долиной где мы ехали спустились тучи (Пришв.). Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы. Отец объяснил мне что этот вечер называется так потому что он не похож на все остальные. Он был поэтом бедняков несмотря на то что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Когда тоска хорошо писать (К. Паустовский). И хотя солнце уже село в чаще деревьев все еще было душно. Окно было приоткрыто и если встать прижавшись к стене почти зарывшись в плющ можно было заглянуть в комнату. Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито (М.Лермонтов). Однако если маленькие пташки давно уже уснули сычи и филины только начали просыпаться. Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как нам бы хотелось (К. Паустовский).
Осень
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Источник
Сайт здоровой семьи
Стихотворение «Осень» было написано Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта не печаталось. Жанр этого произведения — отрывок. Эпиграф к «Осени»» был взят из послания Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: «Чет в мой дремлющий тогда не входит ум?»
В этом стихотворении поэт размышляет о тихой, уединенной жизни на лоне природы, о простых сельских развлечениях семейных радостях, творчестве, быстром ходе времени. Заканчивается произведение строчкой, явно перекликающейся с эпиграфом: «Плывет. Куда ж нам плыть?» Процесс вдохновения сравнивается здесь с кораблем, громада, которою «двинулась и рассекает волны». Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.
В стихотворении можно выделить три части.
Первая часть вводит тему осени. Она открывается пейзажем, в котором нарисована реалистическая картина русской осенней природы:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Во второй части лирический герой вспоминает о других временах года — весне, зиме, лете. Он размышляет об особенностях каждой поры, пристально вглядываясь в течение времени. Так, он не любит весны, она «скучна» ему, весной он «болен», «чувства» и «ум» «тоскою стеснены». Зимняя пора угнетает его бесконечными холодами, унылым блеском снегов, однообразием развлечений.
Лето же и вовсе «губит» «душевные способности» — «зной, да пыль, да комары, да мухи». И только осень остается неизменно притягательной для лирического героя, из годовых времен он «рад лишь ей одной».
Именно об этом идет речь в третьей части стихотворения. Лирический герой признается в своей любви к осени: эта пора наполняет его жизнью, энергией, счастьем, дает ощущение молодости, радости бытия, естественно переходящей в радость творчества. Ведь дни поздней осени «бранят обыкновенно», это мрачная, унылая пора, время угасания, увядания природы, сопоставимое со смертью. И мы видим здесь соответствующие сопоставления.
Герой сравнивает осень с «нелюбимым дитя», с «чахоточной девой», обреченной на смерть. Вместе с тем это пора, заключающая в себе непостижимые контрасты: она несет и напоминание о минувшем лете, его красках, солнце, и «отдаленные седой зимы угрозы». «Осенняя природа очаровывает тем, что в ней сочетаются «пышная красота» и «смиренное» увядание, мгла и солнце, резкий ветер и свежесть ласкающего дыхания жизни»:
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И резкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В финале стихотворения возникает тема вдохновения, рождения поэзии. Этот процесс — настоящее таинство для лирического героя, душа его погружается в «сладкий сон», отрешаясь от всего мира:
И забывая мир — ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет свободный рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, октавами, рифмовка — перекрестная и парная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: метонимию («Унылая пора! Очей очарованье»), эпитет («прощальная краса», «блестящие тревоги», «красою тихою», «незримый рой»), оксюморон («пышное природы увяданье»), олицетворение («уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей», «Дохнул осенний хлад», «И будит лай собак уснувшие дубравы», «и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом»), ряды однородных членов и многосоюзие («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»), метафору («И с каждой осенью я расцветаю вновь», «И пробуждается поэзия во мне»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), развернутое сравнение (VI строфа), анафору («И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»).
На лексическом уровне мы находим старославянизмы («хлад», «краса»), книжную лексику, слова и выражения высокого стиля («нагой», «дева», «на устах», «бытия»), устаревшие слова и словоформы («поспешать», «лист», «недвижим»), разговорную лексику («вонь», «надо знать и честь» — фразеологизм разговорного характера), в нарицательном значении употреблено имя героини рыцарской поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» («С Армидами младыми»), прозаизмы, выражения сниженного стиля («зной», «пыль», «комары», «мухи», «организм»).
Таким образом, в стихотворении «Осень» Пушкин обращается к реализму, утверждает «поэзию действительности». Белинский писал, что это «целая… поэма, отличающаяся верностию красок и богатством национальных элементов».
Вместе с тем в отрывке ощутимо лирическое начало: «она особенно знакомит с личностию самого поэта».
Этот синтез эпического и лирического начала определяет художественное своеобразие произведения. Стихотворение вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.
Источник
Задание 1. Расставьте необходимые знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1. На темно-сером небе кое-где мигают звезды влажный ветерок изредка набегает легкой волной слышится сдержанный неясный шепот ночи.
2. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихрь.
3. Я верю под одной звездою мы с вами были рождены.
4. Дохнул осенний хлад дорога промерзает.
5. Печален я со мною друга нет.
6. Совесть потеряешь другой не купишь.
7. Звали ее долго так и не отозвалась.
Задание 2. Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей (! Обозначьте их /…/), выделите смысловые части (! Обозначьте их (…) ) и обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день .
2. Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды; на бархатной поверхности моря тоже мелькали огоньки рыбачьих лодок и отраженных звезд.
3. Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло.
4. С вечера падал редкий, но крупный дождь; к ночи он перестал, только небо сплошь обложилось тучами.
5. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно.
6. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
7. В избушке лампочку не включали, только по стенам и потолку играли пятна света — топился камелек.
8. Вдали от дороги, среди зеленых и пышных трясин, чернел покосившийся крест – там много лет назад утонул в болоте охотник.
9. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой – все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад.
Источник
Задание №66. Расставить недостающие знаки препинания.
1. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдёт его (Ч.).
2. Я чувствовал что у меня в душе происходит что-то неладное и боялся что выражение моего взгляда или лица может выдать меня (Ч).
3. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (Кав.).
4. Всем стало ясно что если не принять решения немедленно то будет поздно.
5. Он знал что когда в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя (Арс.).
6. Очевидно что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (П.).
7. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться (Л.Т.).
8. Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л.Т.).
9. Хотя снегу не было сверху над головой не виднелось ни одной звёздочки(Л.Т).
10. Солнце ярко блеснуло ему в глаза так что больно стало глядеть (Дост.).
Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил не надо ли послать за доктором(Ч.).
Гостю поставили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу(Ч.).
Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-нибудь зверь тревожно нюхал воздух (М.Г.)
Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем (М.Г.)
В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абр.).
Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Кат.).
Утром когда я открыл глаза и почувствовал что пароход идет полным ходом и что в открытый люк течет теплый легкий ветерок с прибрежий я вскочил с койки снова полный бессознательной радости жизни.
Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село.
Человек который приходил утром больше не появился.
Думаю что если не поленишься то напишешь не дурно (Ч.).
Над долиной где мы ехали спустились тучи (Пришв.).
Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы.
Отец объяснил мне что этот вечер называется так потому что он не похож на все остальные.
Он был поэтом бедняков несмотря на то что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Когда тоска хорошо писать (К. Паустовский).
И хотя солнце уже село в чаще деревьев все еще было душно.
Окно было приоткрыто и если встать прижавшись к стене почти зарывшись в плющ можно было заглянуть в комнату.
Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито (М.Лермонтов).
Однако если маленькие пташки давно уже уснули сычи и филины только начали просыпаться.
Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как нам бы хотелось (К. Паустовский).
Расставьте необходимые знаки препинания.
На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной слышится сдержанный неясный шёпот ночи…(Т.).
Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихрь (П.).
Я верю под одной звездою мы с вами были рождены (Л.).
Дохнул осенний хлад дорога промерзает (П.).
Печален я со мною друга нет(П.).
Совесть потеряешь другой не купишь.
Звали её долго так и не отозвалась.
Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день…(П.).
День выдался на редкость хороший было тихо светло и в меру холодно (Арс.).
Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений без последних не может быть ни понятий ни определений а стало быть и поводов к обогащению языка (Ч.).
Вдали от дороги среди зелёных и пышных трясин чернел покосившийся крест там много лет назад утонул в болоте охотник.
Пашню пашут руками не машут.
Светает пора вставать.
Слово молвит соловей поет.
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за руку (И. Тургенев).
Он видит богатырь убит (П.).
Не спеши языком торопись делом.
Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно (И.Тургенев).
Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями (П.).
Сыр выпал с ним была плутовка такова (И. Крылов).
Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
Знай я ремесло жил бы в городе.(М. Горький).
Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты (А.К. Толстой).
Он стиснул зубы надо бороться (А.Н.Толстой).
Ночью в доме было как осенью в ноябре ревела буря и стегал дождь по крыше (М. Пришвин).
Спокойствие и уверенность старика Акимов объяснял только одним опасность миновала (Г. Марков).
Мир кормит война истощает мир растит война истребляет.
Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двухсот и более лет (Л. Асеева).
Слышу я звенит синица средь желтеющих полей (И. Тургенев).
Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина (П.).
Источник