Все отзывы о фильме Весна, лето, осень, зима. и снова весна
Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003, Южная Корея, Германия) , IMDb: 8
Рецензия «Афиши» на фильм
Как становятся буддистскими монахами? Маленький мальчик растет, направляемый чутким воспитателем, в храме на огромном плоту, дрейфующем по сказочному озеру. Это весна. Летом ему уже восемнадцать, он испытывает земные соблазны и не перед всеми умеет устоять. Осенью… Так, сезон за сезоном, перед нами проходит вся его жизнь, до самой старости.
В принципе, сюжеты до конца пересказывать не полагается. Но это не тот случай. Пожалуй, главным — и, безусловно, восхитительным — достоинством нового фильма Ким Ки Дука («Остров», «Плохой парень») является как раз предсказуемость. Мы знаем, что будет дальше; наше знание предопределено самой природой: дальше будет зима, потом снова весна, лето, осень… Хотя режиссер и придумал несколько неожиданных ходов в середине (у него даже в фильме о монахах найдется место для насилия и любви), он хочет, чтобы мы знали, чем все закончится. И, зная, смотрели. Смотрели не на события, а между них, сквозь внешнее. Потому что знанием жизненного сюжета ничего не заканчивается — с него все только начинается. Глупо было бы думать, что мы, неучи, можем усвоить все, что Ким хотел нам показать. Но это нестрашно: достаточно видеть и понимать, что вот эта пустая лодка, плывущая по течению, эти ритуальные жесты, аккомпанирующие повседневности, и эта смерть, обретаемая в огне посреди водной глади, — все это означает себя и что-то еще, недоступное. Тут вопрос только в степени загадочности: восточному глазу понятно больше, но и для него, я уверен, предсказуемость Дука в сто раз таинственнее любых возможных хитросплетений сюжета. Это превосходный фильм из тех, какими великие режиссеры-бунтари отмечают вступление в творческую зрелость: тонкий, грациозный, размеренный, глубоко прочувствованный, классически совершенный. Единственное сожаление — предсказуемость: ничего другого от Ким Ки Дука мы и не ждали. А в классики — рановато.
Лучшие отзывы о фильме «Весна, лето, осень, зима. и снова весна»
Это не фильм «один год из жизни», а фильм год — за жизнь.
Весна — пробуждение, первые попытки обозначить границы для себя, первые ошибки и уроки.
Лето — расцвет, буйное цветение, любовь, секс, ощущение того, что молодость будет длиться вечно.
Осень — разочарование, кровь, исправление ошибок.
Зима — подведение итогов, забвение, смерть.
и снова весна — новый цикл жизни.
Совсем не зря год начинается с Весны — именно с рождения начинается наша жизнь.
Ким Ки Дук очень последователен в своих воспитательных поучениях о жизни. В жизни должны быть ошибки и правильные решения, радости и разочарования, и все это должен пройти каждый человек. Любой из живущих выбирает свой путь, всегда имея выбор.
Фильм очень красив. Рекомендую.
Не для нашего брата, аборигена. Может, это они там все родственники вообще были? Но этого ж не может быть, потому что это ж не так! Он же её убил! А детей не было. Можно пофантазировать, что это День сурка на самом деле для корейской души. Обобщённой или отдельно взятой. Что для нее даже и рождения не надо с реинкарнацией, просто всё происходит снова и снова, пока не вспотеешь. Смотреть смешно местами, местами скучно, девушки как обычно плачут, хотя допустим на Возвращении смеются. Интересно, конечно, что-то красиво. Но хочется чего-то ещё, другого хочется.
Если Ким Ки Дуку и удалось снять свой шедевр, то это, несомненно, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Относительно простая история для творчества этого автора, в то же время куда глубже и естественней, чем все, что он делал до и после. Есть соблазн заподозрить Кима в заимствовании уже готового сюжета, потому что «Весна…» — готовая буддийская притча для записи в какую-нибудь священную книгу, но сценаристом указан сам Ким Ки Дук. Есть также и сомнения, что успешно совершив переход от брутального кино к философским притчам, он пошел по накатанной дорожке, и соединил размышления о духе и невозможности любви, с каждым разом усложняя сюжет, и все дальше отходя от совершенства. А пока в своем девятом фильме Ким Ки Дук, как тот монах, затащил священный камень на вершину горы и предоставил нам право его созерцать.
Все циклично, говорит Ким известную истину, и в образах и картинках пытается ее донести. Маленький мальчик живет со старым мудрым монахом в плавучем храме и постигает азы восточной ментальности и науки сострадания на собственной шкуре. С возрастом ему становится все сложнее отличить добро от зла, и то, что предвидит его учитель, еще не способен осознать ученик. Мальчика ждет и первая любовь, и самый страшный грех, после которого ему в течение многих жизней не очистить карму. Но свет, считает Ким, можно лишь познать в контрасте с тьмой, и святым может стать лишь большой грешник, знающий цену этой святости. Однажды, когда мальчик пройдет свой путь и сам станет умудренным жизнью монахом, у него также появится ученик, и он поймет, что ученик и учитель суть едины, и не только он что-то даст ребенку, но и ребенок многому сможет научить его. Все останется неизменным, как и времена года.
Красной линией фильма, и одной из линий фронта западной и восточной культуры и религиозной философии как раз является слоган «Весны…» — «Любовь — это лекарство, от которого надо уметь отказаться». Падение героя начинается со вспыхнувших чувств к больной девушке, приехавшей в храм на лечение. Пока учитель отмаливает ее здоровье, юноша в самом цветущем возрасте начинает испытывать к ней сексуальное влечение, перерастающее во влюбленность и дальше в пылкую любовь, против чего и предостерегает старый монах своего ученика. То, что сначала является лекарством, в скором времени может превратится в яд.
Буддийское мировоззрение против любви, вообще-то, ничего плохого не имеет, но к романтическому культу, процветающему на Западе относится с большим скептицизмом. Любовь — это привязанность, аффект, затягивающий человека в колесо сансары, из которого должна стоять цель, напортив, выбраться. Любовь — это желание обладать, желание обладать — это эгоизм, способный запустить разрушительные для личности процессы, что и происходит с героем. Каждый буддист, а тем более монах, должны осознать, что нет ничего важнее покоя и равновесия, а жизнь должна быть как гладь воды в безветренный день. Но человек привязан к жизни кармой, и такие аффекты как любовь, лишь увеличивают ее, этот банк дурных деяний. Когда карма исчерпана — человек достигает сансары, рая, небытия. Чем у человека меньше кармы, тем больше вероятности благоприятного перерождения. Но заблуждения мешают на этом пути, а привязанности превращаются в страдания.
Эти прописные истины преподнесены Ким Ки Дуком в абсолютно правильном ключе. Вечно обвиняемый в заискивании перед фестивальной публикой, он снимает идеальный восточный фильм, доступный для понимания даже западным человеком, не знакомым с особенностями буддийской доктрины. Его притчевость выдает простоту форм, но их красота в виде озерных пейзажей в различные времена года и смысл намекает, что эта простота обманчива. И Ким, обобщая опыт человеческой жизни в схему мучительного роста по лекалам, практикуемым уже несколько тысяч лет, оказывается куда ближе к истине существования, чем его коллеги.
Это не фильм. Это киношедевр. Его не смотришь — им любуешься. То, что главную роль в фильме играет сам Мастер Ким Ки Дук — это показатель. И то, что он спокойно и легко умирает в фильме, выполнив своё предназначение — это тоже показатель. Создав такую картину, можно и умирать.
Остаётся только молиться Господу Богу о том, чтобы люди не пропускали такие фильмы, делали им кассу. Тогда они будут покупаться нашими кинотеатрами, и, это не просто затёртые до дыр слова, люди смогут на самом деле приобщиться к Прекрасному.
Мой любимый фильм у этого режиссера. Неимоверно красивый и глубокий (как, впрочем, и всегда у Ким Ки Дука). Но здесь буквально с первых кадров ловишь неторопливый, размеренный ритм повествования, чувствуешь пронзительную красоту этого замечательного уголка вселенной и понимаешь, почему именно там поселился этот чудесный монах.
Иногда даже мечтается вести такой же образ жизни, чутко слушать природу, быть внимательным к каждому движению. но на это нужно огромное мужество, которое молодому послушнику удалось обрести только пройдя через все искусы мира суетного. Так что и нам пока остается, пожалуй, только мечтать.
Прекрасное кино, которое не то чтобы каждый обязан посмотреть, но явно каждый ничего не потеряет, ознакомившись.
Корея. Горная долина. Озеро в горной долине. По водной глади озера медленно скользит плот. На плоту – хижина. В хижине – монах, мальчик и статуя Будды, не считая мебели. Монах учит мальчика жить, распознавать целебные травы и не обижать тварей, ибо любое причиненное зло камнем ляжет на душу, хочешь ты того или нет. Мальчик вроде бы проникается. Но слова, даже если это Слова Великого Мастера, мало кого способны убедить. Каждый должен пройти по пути Зла, чтобы получить шанс прийти к Добру. Да и то, не каждый сумеет.
В жизни мальчика будет еще Лето, Осень, Зима и снова Весна. Все, как и обещано названием. Каждому времени года соответствует свой возраст. Каждое время года показано с такой неимоверной красотой, что немедленно рождаются мысли о всемогуществе компьютерных технологий. Ничуть не бывало! Все снято на берегах искусственного озера Хусан, созданного лет триста назад. В его кристальной поверхности отражаются деревья, посаженные в позапрошлом тысячелетии. Это мистическое место, и Ким Ки Дуку не понадобилось слишком напрягаться, чтобы наполнить его неземной поэтикой.
Это не значит, что роль режиссера тут сведена к минимум. Наоборот. Озеро Хусан – это важно, но смысл происходящего важнее гораздо. Ким Ки Дук отлично воплотил в жизнь свой план – показать, как Зло, Удовольствие, Гнев и Радость играют человеком, и что из этого можно извлечь. Каждый извлекает свое, потому что кому-то важнее арбуз, а кому-то – свиной хрящик…
Восток — дело тонкое. Народная мудрость, которая (как это и бывает) в точности передает смущенное недопонимание в перемешку с почтительным уважением у не востоковедов. Известно, что они, эти восточные люди, — мастера созерцания, конфу и смирения. Смирения? Но «в тихом омуте..» — еще одна мудрость в точности применимая к Востоку. Особенно к тому Востоку, который нам показывает Ким Ки Дук. Спокойно текущее озеро, кажется не может принести шторм, но таит в себе опасную глубину. Глаза мудреца, кажется могут излечить от любой болезни, но не спасают от падения. Зло, кажется легко отличимо от добра, но только со стороны наблюдателя. И вот, впитывая эту весну, это лето — кажется, что тебя пускают в тот далекий запретный мир, на деле совершенно чуждый и отстраненный от реалий твоего собственного. Впитываешь и незаметно начинаешь строить героев под свою конву, свои идеалы. Но жизнь все расставляет по своим, непредвиденным и непредсказуемым местам и тебе остается только лишь понимать, что весну сменит лето, лето — осень, осень — зима. А потом будет снова весна. Даже если тебя самого уже не будет весна все равно начнет все сначала.
История тех немногих героев, что показывает нам Ким Ки Дук и спокойна, и горька и радостна. Она наполнена своим миром, безумной красотой внешнего, бурными потоками внутреннего. Чем дальше, тем более становится непонятной и своеобразной. Ощущение умиротворения сменяется вопросами без ответов. А философия замерзает где-то на уровне зимы. Но красота, перевоплащаясь остается навсегда.
P.S — расшифровываю, что ценю красоту фильма, но его глубины пришлись не по душе.
P.S.S — о том, кто эта женщина в платке, не знает сам Ким Ки Дук. Если что.
P.S.S.S — самоистезающую роль зимы исполнил сам режиссер.
— Разве не ты привязал камень к рыбе?
— Я, учитель.
— Разве не ты привязал камень к лягушке?
— Я, учитель.
— Разве не ты привязал камень к змее?
— Я, учитель.
— Иди и освободи всех животных. И если кто-то из них умрет, то ты будешь носить камень на сердце всю свою жизнь.
Главному герою этого фильма предстоит пройти множество испытаний, чтобы снять с своей души каменный груз ошибок и обрести себя самого.
«Весна, лето, осень, зима. и снова весна» — фильм-новелла южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука, знакомого российскому зрителю по вышедшей недавно в прокат киноленте «Мечта», а также фильмам «Вздох», «Остров», «Натянутая тетива», «Пустой дом» и др.
Ким Ки-Дук является мастером воплощения на экране экзистенциальных сюжетов, увлекающих зрителя в бесконечную игру мысли и чувственного воображения, где время извечно течет по-особенному, а развязка всегда непредсказуема, и порой, неимоверно жестока («Остров», «Мечта»).
Фильм «Весна, лето, осень, зима. и снова весна» (2003) — философская притча о колесе времени, совершающем свое последовательное движение в бесконечность. Это колесо не остановишь и не повернешь вспять, но каждый раз, с началом нового цикла вращения, жизнь на земле обновляется и у всего живого появляется очередной шанс на новое перерождение.
Именно это и происходит с главными героями фильма — монахом-отшельником и его воспитанником. И если старый монах уже раскрыл для себя секрет движения колеса времени, то мальчику еще предстоит долгий путь, длиною в целую жизнь, для того, чтобы разобраться в себе и постичь смысл своего существования.
Четыре времени года, как четыре жизненных цикла, связанных с основными этапами духовного формирования человеческой личности. Детство главного героя проходит весной. Лето он проживет юным и бесконечно влюбленным. Осень подведет итог молодости, подарит духовный урожай посеянных летом мыслей и подготовит к переходному периоду позднеосенней зрелости. После чего наступит зима мудрости и осознание главным героем своего истинного предназначения. Теперь уже он сам монах-отшельник, который воспитывает доверенного ему судьбой ребенка. Круг замкнулся и. снова приходит весна.
С особой тщательностью режиссер выстраивает хронологию происходящих событий, уделяя пристальное внимание мелким деталям и формируя в сознании зрителя безусловное понимание природы причинно-следственных связей. Неосторожный поступок, совершенный героем в детстве и ставший причиной гибели двух животных, предопределит его будущие жизненные испытания. Взаимосвязь жизни и смерти, понимание глубинной сути этих двух важных составляющих мироздания станут для героя главными вопросами, на которые он будет искать ответа всю свою жизнь.
«Разве ты не знал, что мир людей жесток? — спросит его Учитель. Это произойдет осенью, когда повзрослевший юноша вернется назад к престарелому монаху, чтобы залечить кровоточащие раны, оставленные на его сердце беспощадными уроками жизни. Колесо времени повернется в очередной раз, после чего, Ученик вновь покинет Учителя для завершения следующего жизненного цикла (ему придется провести несколько лет в заключении за совершенное убийство). А старый монах, выполнив предначертанное, закончит свой земной путь. Сцена самосожжения Учителя — одна из самых запоминающихся в фильме, поражающая своей знаковой глубиной и силой эмоционального воздействия.
Зима возвратит повзрослевшего героя в заброшенную пагоду и поставит точку в его диалоге с прошлым. Вопрос жизни и смерти будет решен окончательно в пользу жизни, символом которой станет маленький ребенок-подкидыш, оставленный герою неизвестной женщиной «без лица». Она появится здесь лишь для того, чтобы принести своего ребенка в пагоду. Её роль функциональна, а потому обезличена (голова и лицо женщины полностью покрыты плотным платком). Она оставит ребенка и, закончив свою миссию, исчезнет из мира живых — неосторожно подскользнувшись, утонет в проруби.
Смерть — это всегда начало для новой жизни.
Колесо времени завершит свой очередной цикл вращения, новый Учитель будет воспитывать нового Ученика и. снова начнется весна.
Фильм завораживает с первых минут просмотра. Потрясающие натурные съемки позволяют насладиться безупречной красотой живой природы и ощутить совершенную гармонию окружающего мира. Здесь всё пронизано бесконечной любовью живого к живому — задумчивые столетние деревья, омывающие свои застывшие колени в водах горной реки, игривые рыбы, плещущиеся в тихом речном омуте, крадущаяся между камней змея и проворная лягушка, прячущаяся в сырой тени прибрежной скалы. И пагода, с невозмутимым спокойствием дрейфующая в русле реки, как символ вечной и неразрывной связи двух миров — материального и духовного.
Каждый кадр — идеальная живая картина, словно нарисованная от руки, и достойная того, чтобы разместиться в лучших галереях мира.
Четыре времени года поочередно сменят друг друга и четыре раза распахнутся ворота, чтобы возвестить о начале нового периода жизни главных героев. Летнего утреннего петуха сменит хитрый осенний кот, после чего, «мудрой» зимой в пагоде поселится змея.
Фильм пронизан успокаивающей тишиной — герои едва ли скажут за все время более двух десятков слов. Нет ни имен, ни названий. Только покой, умиротворение и живые наглядные иллюстрации, постепенно затягивающие зрителя в особенную временную параллель, наполненную дыханием самой вечности.
Источник