«Экологическая тропа осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной деятельности по экологии «Экологическая тропа осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ekologicheskaya_tropa.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Доскинский детский сад
Организованная образовательная деятельность
по образовательной области «Познавательное развитие»
в старшей группе «Экологическая тропа осенью»
Воспитатель: Соломина Н.Г
l квалификационная категория
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
«Экологическая тропа осенью» (на улице).
Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Познакомить с новым объектом -Красной рябиной. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Предварительная работа: Наблюдения за растениями в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий цветов. ЛЭПБКУК «Осень». Д/и «Кто быстрей найдет дерево». Рисование деревьев, цветов.
Материал для занятия: Объекты экологической тропы: Клумба, Сирень, скворечник на дереве, пень, Красная рябина. Игровой персонаж Старичок — Боровичок.
Воспитатель вносит корзинку, рассматривает ее с детьми, находят письмо. Читает:
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много нового и интересного. Старичок-Боровичок.»
Воспитатель уточняет у детей, кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
Дети одеваются (воспитатель берет корзинку, где лежит план — схема экологической тропы.) и выходят на улицу.
Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.
(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит схема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут план — схему, разворачивают её, рассматривают) приглашаю вас в путешествие по экологической тропе.
Воспитатель от лица сказочного персонажа проводит путешествие.
Остановки экологической тропы
Остановка 1. «Клумба».
Старичок-Боровичок: Тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.)Обращает внимание детей на то ,что бархатцы цветут все лето и осень. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)
Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.)
Старичок-Боровичок: Ребята, вспомните какие цветы росли на клумбе летом? Ответы детей.) Правильно: Настурция, Пионы, Ноготки, Космея, Анютины-глазки.
Остановка 2. «Кустарники».
Воспитатель: Вспомните, как называется это кустарник? (Сирень).Если дети затрудняются- назвать кустарник. А еще какие кустарники вы знаете? ( шиповник, калина).Воспитатель показывает иллюстрации с изображением кустарников. Кто заметил какие изменения, произошли с сиренью осенью? Вспомните, как она цвела летом. Старичок-Боровичок и воспитатель обобщают ответы детей.
Остановка 3. «Пень».
Старичок-Боровичок: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)
Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Остановка 4. «Скворечник».
Старичок-Боровичок: Дети, а хотите, я вам покажу еще одно интересное место? Вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Старичок-Боровичок: Какую пользу приносят скворцы? (ответы детей) Какие птицы еще осенью улетаю на юг? Как их можно назвать? Подводит итог: Мы с вами будем ждать прилета птиц весной.
Старичок-Боровичок: напоминает детям, что птицам хорошо живется там, где растут деревья. На нашем участке их много. Кто заметил изменения, что происходят с деревьями осенью? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям походить по листьям и послушать, как они шуршат. Затем проводится игра «Раз, два, три, к дереву беги»
Остановка 5 «Деревья» (Красная рябина)
Старичок-Боровичок: Я был у вас в гостях недавно и не видел этого дерева?
Воспитатель и дети сообщают Боровичку, что дерево по весне посадили наши родители.
Старичок-Боровичок: А вы знаете как оно называется?(Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей. А еще у этого дерева особенные листочки. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Наблюдают за листьями. Сравнивают какими листья были летом и сейчас -осенью.
Воспитатель: Наша рябина молодая и на ней пока нет плодов. Но наши ребята знают стихи о рябине и ее ягодах, сделали вместе с родителями много поделок, прочитали сказки и рассказы о пользе ягод рябины. Мы готовимся к празднику «Именины у рябины».Послушай стихи Старичок-Боровичок:
1 . Под окном растет рябина
В красных ягодах вершина
Угощенье мигом съели.
2 .Красная рябина
За окном свисает
Пройдут дни осенние,
А как мороз ударит,
У рябины станут.
3 .Наливная, спелая рябина,
Не грусти, краснея за окном.
Ты зимой, холодною и длинной
Станешь птицам праздничным столом.
4 .Как рябинушка красива,
Как рябинка хороша!
Сколько вкусных угощений
5. Пироги, пирожки, ватрушки,
Очень вкусные, мягкие плюшки,
А начинка одна – из рябинки она.
6 . Джемы, варенье, пастила,
Сок из рябины пей ты всегда.
Можно ягоду морозить,
Можно ягоду сушить
А потом – зимой – чай и компоты,
Будем с наслажденьем пить.
Старичок-Боровичок: А как вы ухаживали за рябинкой?(Ответы детей).
Воспитатель подводит итог и напоминает правила поведения в природе.
Старичок-Боровичок:Я тоже знаю стихотворение, послушайте:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья сирени мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дети собирают букеты из осенних листьев.
Старичок-Боровичок: Вам понравилось наше путешествие? Где мы путешествовали? А кто знает , что такое Экологическая тропа? Как надо вести себя в природе? Молодцы.Старичок-Боровичок: Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.
Воспитатель. Не скучай Старичок-Боровичок. Мы приглашаем тебя к нам на праздник «Именины у рябины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-познавательного праздника-путешествия по экологической тропе «Осенняя прогулка», проводимого на улице для всех групп детского сада.
Конспект «Прохождение экологической тропы осенью». экскурсия.
беседа с бабочкой о природных явлениях.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).
Продолжать развивать познавательный интерес ребенка к природе, чувство ответственности за ее сохранность.Развивать познавательную любознательность дошкольников в процессе деятельности в зонах экологич.
Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать з.
Источник
Конспект прогулки в старшей группе «Прогулка по экологической тропе осенью»
Оксана Селюкова
Конспект прогулки в старшей группе «Прогулка по экологической тропе осенью»
Конспект прогулка в старшей группе на тему:
«Прогулка по экологической тропе осенью»
воспитатель МБДОУ д/с № 27
Расширить представление детей о многообразии и значении растений и насекомых на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей об осени (листья на деревьях и кустарниках желтые, желтеет трава, цветы увядают, люди работают на огороде – убирают урожай и т. д., воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.
1. Продолжать учить детей узнавать и называть деревья и растения на экологической тропинке детского сада.
2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях деревьев, находящихся на территории детского сада.
3. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
4. Развивать воображение и логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
6. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.
7. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Ход прогулки:
Дети строятся в одну шеренгу. Воспитатель проводит разминку «По дорожке, по дорожке»:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
По тропинке побежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на двух ногах).
Стоп. Немного отдохнём
На лужок пешком пойдём.
Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы.Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:
Кто приходит после лета?
Красит листья разноцветно?
Дождик словно с лейки льёт?
Грязь повсюду разведёт?
Первым снегом засыпает?
Вся природа увядает…
У неёмы тихо спросим:
(Осень)
Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
Итак, у нас первая остановка. И чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Правильно. Наша первая остановка называется «Муравейник».
Воспитатель: А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам между травы.
Исследовательская деятельность. Взять лупу и рассмотреть муравья.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки.О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков.Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Воспитатель. Молодцы ребята! Скажите, так почему муравьев называют «Санитарами леса»?
Воспитатель подводит итог.
Но нам пора отправляться дальше. Но чтобы попасть нам на следующую остановку, мы поиграем с вами в игру «Во саду ли, в огороде».
Воспитатель приглашает детей прогуляться в волшебное место, которое он не называет, а просит отгадать по описанию. Сначала он даёт общие характеристики, затем более конкретные.
Воспитатель. Это место,где:
— трудятся взрослые и дети;
— на грядках растут овощи. (Огород).
Молодцы ребята, это огород! И наша следующая остановка «Огород».
Посмотрите, какие овощи выросли на грядке? (Примерные ответы детей: помидоры, огурцы, и лук)
Что помогло растениям вырасти? (Примерные ответы детей: солнце, влага, уход человека)
Давайте рассмотрим помидор и огурец. Опишите эти овощи? (какой формы? какой на вкус? какой цвет)
Вспомните, как мы сажали эти овощи? (Примерные ответы детей: помидоры рассадой, огурцы семенами)
Давайте обратим внимание, как они растут? (Примерные ответы детей: помидоры растут кустом, а огурцы плетью)
Чем полезны помидор и огурец? (Примерные ответы детей: в них много витаминов)
Ребята, посмотрите, незадолго до нашего путешествия я собрала овощи с нашего огорода в одну корзинку. Я предлагаю вам разложить каждый овощ в отдельную корзинку.
Какие же вы молодцы, так быстро справились с этим заданием! А теперь скажите мне, какими овощами мы запаслись с вами на зиму?
Ребята у нас немного времени, пора отправляться в путешествие дальше.
И чтобы узнать, называется наша следующая остановка,я предлагаю Вам отгадать загадку:
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Правильно! Это роза. И наша остановка называется «Розарий». Ребята посмотрите, какие здесь розы! Скажи – те мне, а какие еще цветы вы знаете? (ответы детей).
Сколько много вы знаете цветов!
Продолжим наше путешествие! А для начала я прочту вам стихотворение
Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Крупный, круглый и хрустящий,
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных. (Т. Лаврова)
Воспитатель. И наша четвертая остановка «Яблони».
Ребята,а как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог)
Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть вам в подвижную игру «Яблоко».
Играют одновременно все дети. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий.Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко,
Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры: бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука.
Воспитатель. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»
Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.
Воспитатель. Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.
Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!». Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу,приговаривая:
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень,спросим:
«Что в подарок принесла?»
Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»
Осень: «Дождику вы рады?»
Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».
Осень:
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И. В. Цветкова)
Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками, которые дети принесут в группу и съедят во время обеда.
Самостоятельная деятельность детей.
Конспект занятия в старшей группе «Узнаём растения. Как различить дерево, куст, траву» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Узнаём растения. Как различить дерево, куст, траву» ЦЕЛИ: — уточнить представления о типичной морфологии растений;.
Туристическая деятельность в детском саду Задача детского сада сформировать у детей основы здоровьесбережения на экологической тропе. В ходе туристической деятельности у детей.
Источник