Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
Светлана Доронькина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
Занятие по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и. т. д.)
2. Работа с календарем природы.
3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
8. Беседы о деревьях,разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
9. Составление гербария.
10.Чтение художественной литературы:
— Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;
— И. Поленов «Синичкины кладовки»;
— В. Бианки «Купание медвежат»;
— Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
Материалы и оборудование
1. Кленовые листья (веточки).
2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
4. Картинки с изображением признаков осени.
5. Картинки с изображением птиц, зверей.
6. Запись «Времена года» П. И. Чайковского.
Цель: Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
— развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;
— развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;
— закреплять знания детей о связях между природными явлениями
(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);
— продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).
— познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;
— расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;
— дать детям представление о птицах, их разнообразии;
— научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);
— активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.
— формировать умение видеть красоту природы,
· воспитывать любовь к природе;
— продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;
— продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.
(Воспитатель загадывает загадку.)
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Воспитатель: – Так кто этот богатырь?
Воспитатель: — А что такое лес?
Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!
Воспитатель- какое сейчас время года?
(Сейчас время года – осень.)
Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)
— Кто из вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.
2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.
3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.
4. В лесу нужно ходить по тропинкам.
5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.
7. Нельзя мусорить.
8. Нельзя ломать ветки деревьв, рубить деревья.
Пусть красивое останется в природе.
Воспитатель – Молодцы!Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник и относиться к нему надо, как к другу. Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.
Основная часть занятия. (Звучит музыка «Времена года».)
Воспитатель: Но чтобы попасть в лес,надо произнести волшебные слова:
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи.» (открывайте глаза)
Вот и лес. (Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в сентябре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: — Посмотрите вокруг. Как красиво в осеннем лесу!
Ребята, а что можно сказать о лесе. Какой он?
(Удивительный, прекрасный, расписной, багряный, золотой. Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)
Воспитатель: – Скажите мне, а что можно делать в осеннем лесу? (ответы детей)
1. /Наслаждаться красотой леса, вдыхать полной грудью чистый воздух, получать радость от пения птиц, шелеста листьев, журчания ручья, вдыхать аромат цветов и ягод.
2. /Собирать грибы, ягоды, орехи.
3. /Убирать сухие ветки, деревья.
4. /Подкармливать животных, птиц.
5. /Сажать деревья.
Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.
Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.
На, что похожа земля, укрытая листьями?
Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?
Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?
Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.
Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.
А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.
— Кому нужна вода в лесу?
Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам
Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?
Воспитатель: – Почему вы так думаете?
Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?
Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)
Воспитатель: – Давайте посмотрим, какие деревья растут в нашем лесу.
Дуб: Большое, могучее дерево. Древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на дубе поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.
Липа: Очень любят пчелы. Летом, когда липа покрывается желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.
Ель: Молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг хороводы. Вырастает большим деревом, а вместо листьев у ели множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.
Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.
Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника — несколько, кустарник — ниже дерева).
Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?
Дети: шиповник, малина, боярышник.
Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.
Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?» (по очереди берут листочки и вешают на дерево)
Словесная игра «Какой лес.»
Воспитатель:А кто скажет, кто знает, каким лес бывает?
Любит подберезовик лес какой?
Воспитатель: Дуб налево, дуб направо. Это что у нас?
Воспитатель: Любит подосиновик лес какой?
Воспитатель: Если словно на подбор, с красной шляпкой мухомор, спрятался бездельник, в вечнозеленый?
Воспитатель: Вышли сосны на бугор. Лес какой?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: Мы не представляем лес без деревьев. Сейчас мы все превращаемся в деревья.
Физкультминутка «Деревья в лесу».
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Молодцы ребята. А почему в лесу стало так тихо?
Воспитатель: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Перелетные.)
— А почему они улетают? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому,что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)
Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.
В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.
Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Воспитатель:А чем же питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель:А кто может назвать зимующих птиц?
Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?
Дети: Вешают кормушки.
Воспитатель: Мы с вами тоже сделаем кормушки для зимующих птиц и повесим в лесу, в парке и на своем участке.
Воспитатель: Кто же заботится о лесе?
Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.
Воспитатель: для чего нужен лес людям?
Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.
Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?
1. Невысок лесок, а от ветра защита.
2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
3. Лес – наше богатство.
4. Там, где лес, всегда чистый воздух.
5. Лес богатство и краса –береги свои леса.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе.
А как замечательно вы себя вели в лесу. Посмотрите под дубом какая-то корзина. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. (шишки желуди листочки разные семена) Наверное это подарок от Осени за наши старания.
Воспитатель: Как вы думаете, что с ними можно сделать?
Дети: Можно сделать разные поделки.
Воспитатель: Правильно. Этим мы займемся в детском саду.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза произнесем волшебные слова
«Листик, листик, ты лети
Обратно в группу приведи.» (открывайте глаза)
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что же дарит нам лес?
Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.
Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Прогулка в зимний лес» Конспект интегрированного занятия по экологии: «Прогулка в зимний лес». Старшая группа компенсирующей направленности. Лексическая тема «Зимующие.
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Цель: закреплять и расширять представления детей о лесе.
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект интегрированной образовательной ситуации «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Е. Г. Федорчук.
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе «Осенний лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.
Конспект музыкальной НОД «Прогулка в осенний лес» в форме открытого просмотра для детей младшего возраста Сюжетно – тематическая, музыкально – двигательная ситуация в младшей разновозрастной группе «Прогулка в осенний лес» (открытый просмотр).
Конспект НОД по экологии для подготовительной к школе группе «Лес, как экологическая система» Конспект НОД по экологии Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Лес как экологическая система» Цель: Сформировать понятие.
Конспект ОД по экологическому воспитанию в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №4 города.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» МКДОУ «Нивушка» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»2018 г. Составила: воспитатель Миниахметова Л. Р. Цель: Формировать.
Осенний утренник в первой младшей группе «Прогулка в осенний лес» Осенний утренник в 1 младшей группе «Прогулка в осенний лес» Цель: Развивать музыкальные способности, эмоциональность и образность воспитания.
Конспект занятия «Прогулка в осенний лес» в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет Цель: Формировать коммуникативные навыки общения детей 3-4лет посредствам игровой деятельности. Задачи: 1. Образовательные задачи: • расширять.
Источник