Урок развития речи «Экскурсия в осенний лес» Осень, осень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя. И видеть эту красоту я хочу научить своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_osen._urok_razvitiya_rechi._korshunova_v.g.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу “Осень, осень. ”
Цели деятельности учителя: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Личностные: учить п оложительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- Предметные : Развивать воображение и творческие способности детей;
- учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;
- воспитывать чувство красивого через поэтическое восприятие осенней природы;
- подготовить учащихся к письму сочинения «Осень, осень…»
Тип урока: урок развития речи
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть..
Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний лес.
— Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
— Ребята что же меняется в лесу, из которого уходит лето? (ответы детей)
— А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она
Конечно же, вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу, мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках — зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето» Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года « бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы
Сентябрь — рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины — к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина — особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.
Сентябрь — золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем. Осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто — желтом наряде.
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Осень властно вступила в свои права.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща, золотом одета!
II. Любование осенней природой
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.
Дети подходят, берут с пенька осенние листья рябины, берёзы и любуются ими.
– На что похожи осенние листочки?
Дети. На желтые кораблики.
– Последние послания лета и первые – осени.
– Слезы осени.
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье.
— А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?
Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.
– . В багрец и золото одетые леса.
Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова:
Затерялась осень где-то.
Уж кончается сентябрь.
А теплом все дарит лето.
Не спешит с дождем октябрь.
III. Звуки осени
— Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами.
– Листья опадают, как будто осень плачет.
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
– Птицы тоскливо переговариваются.
– Ветерок еле шелестит листвой.
– Прошуршала мышка.
– Солнышко тихо и ласково греет щеку.
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень?
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.
IV. Наброски плана сочинения
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень. ”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план.
Остальные строки пусть подскажет ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени.
Условный план:
1. Вот я любуюсь.
2. У осени такие звуки.
3. Я вижу осень.
4. Я чувствую: мы с осенью близки.
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова.
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках.
V. Спасибо, осень
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки?
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д.
Затем дети собирают букеты из осенних листьев.
VI. Домашнее задание
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.
Мне кажется, наша северная Осень похожа на танцовщицу. В конце августа, когда листья на деревьях только начинают желтеть, Осень — это маленькая девочка. Она впервые примеряет платье, в котором будет танцевать. Осень робкая и несмелая, её танец – вальс.
Но вот девочка подросла. Скорее — это юная девушка. Наряд для неё придумала весёлая художница – Природа. Самые яркие краски на платье: красные, оранжевые, золотые, ярко- голубая шаль неба, серые туфельки из мха — красота! Осень собралась на карнавал!
А в октябре Осень напоминает мне уставшую женщину. Она сняла свой красивый наряд и присела отдохнуть. Осени грустно, и только её лучший друг Дождь грустит вместе с ней. Он проливает холодные слёзы. Жаль, что она поссорилась с ветром, и он срывает последние листочки с её бального платья.
Я люблю Осень, цветную и весёлую, серую и печальную. Было бы скучно, если бы не было осени!
Источник
Конспект осенней экскурсии в лес в начальных классах «Экологическая тропа»
Валентина Стасюк
Конспект осенней экскурсии в лес в начальных классах «Экологическая тропа»
Конспект прогулки.
Предмет: Прогулка 19.09.2015
Место занятия в структуре образовательного процесса Режимный момент
Цель: Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к окружающему миру.
Задачи: 1. Расширить и уточнять представление детей о живой и не живой природе.
2. Закреплять приметы осени, и правила поведения в лесу.
3. Воспитывать бережное отношение к лесу, к воде.
4. Расширять двигательную активность детей, через преодоление препятствий.
5. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и доброжелательности друг к другу.
Ожидаемые результаты: Развитие у детей речевой и двигательной активности на прогулке.
Развлечь детей, способствовать у них хорошего и радостного настроения.
Оборудование: Аптечка, рюкзачки, чашки, бутылочки под родниковую воду.
Ход прогулки.
Ребята, мы пойдем на прогулку в лес.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасили все листья.
Беседа о погоде.
— Какое время года?
— Время года осень.
— Какая сегодня погода?
— Сегодня тепло, светит солнце.
— Небо голубое, облаков нет.
— Где солнце? Покажи солнце?
-Солнце светит ярко и греет.
Назовите главные приметы осени.
День короче, ночь длиннее и холоднее.
Птицы улетают в теплые края.
Теплее одеваются люди.
Живая природа – это растения, животные, люди.
Неживая природа – вода, песок, воздух, озеро, солнце, луна, звёзды.
Правила поведения на дороге.
-Как нужно переходить дорогу?
-Дорогу переходим быстро.
Дорога, ведущая в лес.
-Давайте поздороваемся с лесом.
Здравствуй, здравствуй добрый лес.
Аккуратно поднимайтесь по тропинке на гору.
Правила поведения в лесу:
ломать ветки дерева,
ловить и убивать насекомых,
развешивать кормушки и кормить птиц,
убирать мусор в мешок.
-Это высокая гора.
-Там внизу наш город.
-Как называется город?
-Город называется Миасс.
Далеко видно большое, красивое озеро
-Как называется озеро, кто помнит?
Что это? Это ягоды.
Это малина. Это костяника.
-Антон, попробуй малину. Малина сладкая.
-Юля, попробуй костянику. Костяника кислая.
-Это волчья ягода, несъедобная.
-Какие растения тут растут? Назови.
-Это шиповник, крапива, репейник, подорожник. Это лекарственные травы — из них делают лекарство.
-Какие деревья растут в лесу?
-Осина, сосна, берёза.
-Ребята, посмотрите, какое дерево? На что похожа ветка?
-Ветка похожа на руку человека – это рукастое дерево.
-А вот сосна. Посмотрите, сосна плачет, это смола, давайте пожалеем дерево. Плохие люди срезали кору и испортили дерево.
-Что это, посмотрите.
-Приветливая, мохнатая, коричневая.
-Что это? Это грибы Какие грибы? Назови.
-Сыроежки, грузди, подосиновик.
-Это сьедобные грибы.
-Это несьедобные грибы — ложные опята.
-Дети, посмотрите, что это?
-Это упавшее дерево, а это – узор на дереве,
его нарисовали жуки- короеды.
Игры детей на природе.
-Будем играть. Будем отгадывать загадки.
Ствол белый, ветки тонкие?
Раз, два, три, к дереву беги.
Ни берёза, ни осинка.
Нет листочков, есть хвоинки
Раз, два, три к дереву беги.
-Что это? Это ручей.
-Помойте руки в ручье.
-Какая вода? Вода холодная. Пить нельзя.
-Это родник. Родник – что это?
-Это вода. Какая вода? Чистая, питьевая, вкусная.
-Люди берут воду домой и пьют.
-Приготовьте бутылки, налейте воду.
-Уберите бутылки с водой в рюкзаки.
-Возьмите чашки, налейте воду, пейте
-Ребята, что мы делали?
-Мы ходили в лес, потом поднимались в гору,
затем пили воду из родника.
-Прогулка наша закончена. Мы пойдём в школу.
У школы – интерната.
Дети отвечают на вопросы о погоде.
Закрепление правил дорожного
Беседа, ответы на вопросы воспитателя.
Сбор грибов, ягод.
Практическая деятельность детей.
«Экологическая тропа осенью» — фотоотчет экскурсии Цель. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраст в осенний период. Формирование понимания того, что.
Целевая прогулка «Экологическая тропа» Дата проведения: сентябрь 2015г. Подготовила и провела: воспитатель средней группы Тимофеева О. А. Цель: Познакомить детей с клумбами, кустарниками,.
Фотоотчёт об осенней экскурсии Несколько лет подряд в нашем детском саду дети старших групп осенью ходят в осенний лес на экскурсию. Это уже стало традицией. Начинается.
Интегрированные уроки в начальных классах в рамках программы ФГОС В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Забавы матушки Зимы» Оразовательная ситуация. Тема: Забавы матушки Зимы» (экологическая тропа зимой) Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Экологическая тропа, посадка озимого чеснока» Цель: Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, посадка зубчиков озимого чеснока. Задачи: Расширять представление.
Отчёт о проведении предметной недели в начальных классах Отчёт о проведении предметной недели в начальных классах. С 06 февраля по 14 февраля в нашей школе проходила неделя начальных классов Цель.
Проект «Экологическая тропа» Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.
Экологическая тропа ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Сорокина Е. Г. Цель создания Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование.
Экологическая тропа. Точка — «Деревья» Рекомендации по организации работы с детьми: — Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года. — Сравнение их между собой:.
Источник