Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Швецова
Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Осенние опыты» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Опыт 1 «Рассматривание листа через лупу«
Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.
Опыт 2 «Почему листья зеленые?»
Цель: познакомить с зеленым «красителем» в листьях хлорофиллом.
Ход: предложить детям завернуть зеленый лист в бумажную салфетку, постучать по нему деревянным кубиком, отметить, что салфетка окрасилась в зеленый цвет.
Вывод: мы выделили особое вещество — зеленый «краситель», который находится внутри листьев. Солнечный свет, попадая на листья, способствует тому, что они активно вырабатывают хлорофилл. Осенью солнечного света мало, поэтому листья изменяют окраску.
Опыт 3 «Осеннее увядание«.
Цель: формировать представление о зависимости роста растений от температуры и количества влаги.
Ход: одно растение полить водой комнатной температуры, другое холодной водой.
Вывод: корни растения лучше «пьют» теплую воду. Поэтому в осенний период, когда почву поливает холодный дождь, растения увядают.
Опыт 4 «Растение дышит«.
Цель: показать, что растение выделяет кислород.
Ход: зеленый лист поместить в банку с водой. Через какое — то время мы наблюдаем пузырики воды.
Вывод: растение выделяет кислород.
Опыт 5 «Рисование листьями«.
Цель: отметить, что листья отлично подходят для творческой деятельности.
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.
Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.
Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.
Источник
Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»
Слепцова Наталья
Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»
— Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
— Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
— В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
— Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья зеленые и других цветов.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».
Листы бумаги зеленого цвета.
Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада,вот послушайте: » В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака.Дети поежились и спросили:
— Ничего особенного! Просто закончилось лето! — улыбнувшись, сказала нам воспитательница. — На дворе осень.
— А и правда! — расстроено сказал один мальчик. — Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.
— Нет, дети, — возразила воспитательница, — каждое время года прекрасно по-своему!»
А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются,воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы)
Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.
Дети читают стихотворение : С. Коган «Листики«.
Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: » Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)
И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)
(Бег с плавными машущими движениями)
И на землю снова сели,
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.
Но вернемся к нашей истории.
Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
— Ну вот! — сказал упрямый мальчик. — Я же говорил.
А когда ветер успокоился,воскликнул:
— Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока листлетит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.
— Ох-ох-ох! — вздохнул мальчик. — И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.
А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.
Динамическая пауза «С какого дерева листок»
На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)
Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).
Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо — схема.
— Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?
Ответы детей : кружится, летит, падает.
-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?
Ответы детей : он плавает.
— Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?
Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.
-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?
Ответы детей : лист сломался.
Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).
— И так наш листок как птица, что делает?
Ответы детей – летает.
— Наш листок как рыба, что делает?
Ответы детей — плавает.
— Наш листок как перо, какое оно?
Ответы детей — легкое.
-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?
Ответы детей – хрупкое.
— Молодцы! Расшифровали письмо – схему.
Итог: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создадим в группе «Мини-музей осенних листьев». Дети используют отпечатки листьев для создания картины «Осенние листья«
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.
Источник