- Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста
- Опыты для детей с осенними листьями
- Почему желтеют листья?
- Почему осенние листья разного цвета?
- Опыт для детей: как освещенность влияет на окраску листьев
- Опыт для детей: как кислород влияет на разрушение хлорофилла
- Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Осенние листочки».
Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Швецова
Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка «Осенние опыты» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Опыт 1 «Рассматривание листа через лупу«
Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.
Опыт 2 «Почему листья зеленые?»
Цель: познакомить с зеленым «красителем» в листьях хлорофиллом.
Ход: предложить детям завернуть зеленый лист в бумажную салфетку, постучать по нему деревянным кубиком, отметить, что салфетка окрасилась в зеленый цвет.
Вывод: мы выделили особое вещество — зеленый «краситель», который находится внутри листьев. Солнечный свет, попадая на листья, способствует тому, что они активно вырабатывают хлорофилл. Осенью солнечного света мало, поэтому листья изменяют окраску.
Опыт 3 «Осеннее увядание«.
Цель: формировать представление о зависимости роста растений от температуры и количества влаги.
Ход: одно растение полить водой комнатной температуры, другое холодной водой.
Вывод: корни растения лучше «пьют» теплую воду. Поэтому в осенний период, когда почву поливает холодный дождь, растения увядают.
Опыт 4 «Растение дышит«.
Цель: показать, что растение выделяет кислород.
Ход: зеленый лист поместить в банку с водой. Через какое — то время мы наблюдаем пузырики воды.
Вывод: растение выделяет кислород.
Опыт 5 «Рисование листьями«.
Цель: отметить, что листья отлично подходят для творческой деятельности.
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.
Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.
Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.
Источник
Опыты для детей с осенними листьями
У осени особый цвет, за это мы ее так любим. Почему же листья желтеют? Вы можете грамотно ответить своим детям на этот вопрос? Почему одни деревья одеваются в багрец, а другие — в золото? Может у художницы-осени закончились краски? Проводим осенние опыты и ищем научные объяснения природным явлениям вместе!
звездная-колыбель.рф
Почему желтеют листья?
В осенних листьях содержится 3 вида пигментов, от их сочетания и зависит цвет:
- желто-оранжевые — каротиноиды,
- зеленые — хлорофиллы,
- красные — антоцианы.
В зеленых листьях всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды.
photobook33.ru
Весной и летом каротиноиды так маскируются, что их незаметно — мы видим зеленую листву. Осенью начинается распад пигментов, постепенно прекращается выработка хлорофилла — листья меняют цвет. Хлорофилл разрушается быстрее всего, поэтому листва осенью из зеленой превращается в желтую (остаются каротиноиды). Красный пигмент вырабатывается осенью лишь у некоторых растений.
Почему осенние листья разного цвета?
В природе нет двух растений, которые имели бы абсолютно одинаковый цвет.
В каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью. На цвет влияет также и само строение ткани листа.
В некоторых листьях осенью увеличивается количество каротиноидов (отвечают за желтые оттенки), в некоторых появляются антоцианы (отвечают за красные оттенки).
pxhere.com
Каротиноиды и антоцианы устойчивее хлорофиллов, поэтому листья быстро меняют зеленый цвет на желтые и оранжево-красные оттенки.
У некоторых деревьев и кустарников антоцианы вообще не образуются, поэтому их листья желто-зеленые или желтые.
Окраска листьев зависит еще и от освещения, температуры воздуха, наличия воды. Одно и то же дерево может менять цвет по-разному в разные годы или просто потому, что растет в разных местах и при разных погодных условиях.
Опыт для детей: как освещенность влияет на окраску листьев
Осенью дни становятся короче, следовательно, растения получают меньше света. Попробуем в домашних условиях повторить ситуацию:
1. Возьмите крупный лист, который еще не начал желтеть.
2. Половину листа заклейте черной бумагой (ограничьте доступ света).
3. Поставьте лист в стакан с водой и поместите в хорошо освещенное место.
4. Примерно через неделю снимите бумагу и сравните половинки листа.
Выводы:
Та часть листа, которая была прикрыта черной бумагой, пожелтела первой. Делаем вывод: хлорофилл распадается быстрее, если лист получает меньше света.
Задание. Можно для сравнения поставить в воду листья разных деревьев и сравнить, какие пожелтеют быстрее. Сравнить, как изменятся молодые и старые листья одного и того же растения.
Опыт для детей: как кислород влияет на разрушение хлорофилла
1. Возьмите стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.
2. Опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.
3. Стакан поставьте в темное место.
4. Через 3–5 дней вы заметите, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела.
Выводы:
В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.
Статья подготовлена по материалам «Ботаника» Н.В. Батурицкая, Т.Д. Фенчук
Какие вопросы об осени задают вам ваши дети? Всегда ли вы можете объяснить происходящие в природе явления с научной точки зрения?
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
- Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
- Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
- Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
- Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
- Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
- Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
- Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Источник
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Осенние листочки».
Нелли Глазкова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Осенние листочки».
Цель:1. Обогащать представления о мире природы. 2. Развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств. 3. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные; выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру) и наблюдать за изменениями объектов по одному -двум признакам.
Развитие сенсорной культуры.
1. Различение и называние геометрических фигур (круг, овал, треугольник).
2. Различение и называние цветов -красный, оранжевый, желтый, зеленый;2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).3. Описание свойства предметов (лист красный,желтый,зеленый, мягкий,легкий,мокрый, сухой). 4. Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам (по цвету, форме,размеру). Описание предмета по 2-3 основным свойствам.
Ребенок открывает мир природы. Знакомства с новыми представителями растений. Распознавание свойств и качеств природных материалов (шелест осенней листвы). Прогулка на участке,исследовательская,игровая,литературная.
Ход занятия:Осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Назовите какие признаки осени вы знаете (опадают листья с деревьев.)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
(осень)
Полежат-почернеют. (листья)
1.» Строение листа дерева«.
Рассматриваем листья от деревьев разных пород, собранные ранее на прогулке.
Запоминаем,как выглядят листочки разных деревьев.
Давайте рассмотрим подробно строение листа. Лист состоит из двух частей листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.
Например, у дерева осины листья имеют всего лишь одну листовую пластинку. Такие листья называются простыми. Деревья как рябина либо ясень листья имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку, такие листья называются сложными.
Например у осины они круглые,у вишни- овальные, у березы в форме треугольника.
Листья отличаются по форме, размеру,по цвету.
Воспитатель:-С каких деревьев листья?
-Какой формы листья?
-У какого дерева самый большой лист?
-У какого дерева самый маленький лист?
-Какого цвета лист?
Развитие сенсорной культуры.
— Назовите деревья, растущие у нас на участке?
-Из чего состоит лист?
-Какая форма у листьев?
-Какие листья простые?
-Какие листья сложные?
-Какого цвета осенние листья?
2. » Какие листья легче- сухие или мокрые?
Ребята, посмотрите,перед вами две корзины с осенними листьями, в одной корзинке листья сухие в другой влажные. Как вы думаете,листья в корзинках одинаковые или разные? (ответы детей)
Как вы это узнали? Чем они отличаются? Почему одни сухие,а другие влажные? Какая погода сегодня на улице? Какие листочки я собрала раньше,а какие позже?
Почему вы так решили?
Воспитатель:А вот еще одна загадка
Рыжий Егорка упал на озерко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул. (осенний лист)
Воспитатель: Ребята давайте проверим, действительно ли листики не тонут в воде как говорят в загадке.
3. Почему листики не утонули?
Наблюдение:опускаем листья в емкость с водой.
Вывод:Листья не утонули, потому что они легкие.
Воспитатель: Молодцы,какие вы внимательные и наблюдательные. Осенние листочки делают осень очень красивой и яркой.
Выводы: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями осенних листьев, мы узнали много нового и интересного.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» МБДОУ №1 г. Обояни Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Матушка-вода» (подготовительная группа) Программное содержание: • Продолжать развивать интерес, наблюдательность с помощью неживой природы, закрепить свойства воды. • Обучать детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Какой он, сахар?» старший дошкольный возраст МАДОУ ЦРР д/с378 Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Какой он, сахар?» старший дошкольный возраст Составила:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на подоконнике» Цель: Воспитание любви к окружающему миру, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.
Конспект занятия по опытно — экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.
Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан» ель: познакомить детей с природным явлением -вулканом, причиной его извержения. Материал: Аппаратура для представления презентации детям,.
Источник