Экспериментирование старшая группа осень

Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Швецова
Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Осенние опыты» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Опыт 1 «Рассматривание листа через лупу«

Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.

Опыт 2 «Почему листья зеленые

Цель: познакомить с зеленым «красителем» в листьях хлорофиллом.

Ход: предложить детям завернуть зеленый лист в бумажную салфетку, постучать по нему деревянным кубиком, отметить, что салфетка окрасилась в зеленый цвет.

Вывод: мы выделили особое вещество — зеленый «краситель», который находится внутри листьев. Солнечный свет, попадая на листья, способствует тому, что они активно вырабатывают хлорофилл. Осенью солнечного света мало, поэтому листья изменяют окраску.

Опыт 3 «Осеннее увядание«.

Цель: формировать представление о зависимости роста растений от температуры и количества влаги.

Ход: одно растение полить водой комнатной температуры, другое холодной водой.

Вывод: корни растения лучше «пьют» теплую воду. Поэтому в осенний период, когда почву поливает холодный дождь, растения увядают.

Опыт 4 «Растение дышит«.

Цель: показать, что растение выделяет кислород.

Ход: зеленый лист поместить в банку с водой. Через какое — то время мы наблюдаем пузырики воды.

Вывод: растение выделяет кислород.

Опыт 5 «Рисование листьями«.

Цель: отметить, что листья отлично подходят для творческой деятельности.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Источник

Картотека осенних опытов .
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

В данной картотеке описаны цели ,задачи и материалы опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
Картотека осенних опытов 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Название опыта и место проведения

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Рассмотреть форму песчинок.

Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Чистый песок, лоток, лупа.

2. «Почему лист зеленый?»

Установить свойства песка.

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Осенние листочки, кусочек белой ткани, деревянный кубик

1.«Чем нюхает червяк?»

2.«Почему осенью листья желтеют?»

Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

1. «Почему все падает на землю?»

2. «Фрукты: как их можно есть?»

Понять, что Земля обладает силой притяжения.

Показать детям различные способы приготовления из фруктов

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага,пух)вода,песком, металлические шарики

Фрукты свежие, консервированные сухофрукты,

1.«Как листья падают»

2. «Могут ли животные жить в земле?»

Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки).

Осенние листочки разной формы и величины.

Почва, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой

Систематизировать знания детей о древесине, о ее качествах и свойствах.

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита ,
развить самостоятельность .

Предметы из дерева, ёмкости с водой, дощечки и бруски; спиртовка, нож

С овки , сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки

2 «Дождевые облака»

Расширить знания детей о способах изготовления цветного песка (научить пользоваться теркой)

Развивать логическое мышление, любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Цветные мелки, песок, емкость, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки , банки с крышками.

Стакан или банка , вода , пипетка, пена для бритья ,пищевой краситель (синий)

2.«Выявление свойств глины» ( в помещении)

Уточнить знания с опорой на опыты, вызвать радость открытий полученных из опытов.

Закрепить знания о свойствах глины, ее применении; познакомить с разными видами глины

Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка )

Дощечки для лепки, глина, камни.

1.«Испарение» (в помещении)

2.«Агрегатные состояния воды» (в помещении)

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда

Вода, лед , миски.

1.«Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда »

2.«Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность»

Познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях

Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами; показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы .

Две банки (стеклянная и металлическая), стакан с водой, лёд, железные палочки.

Пластмассовые стаканы, игрушки, ёмкость с водой, пластмассовые пробки .

1.«Выявление свойств резины» (в помещении)

Систематизировать представление о резине, о её свойствах – непромокаемости, эластичности.

Воздушные шары, одноразовые перчатки, ёмкости с водой, резиновые предметы.

1.«Что такое масса? Сравнение предметов по массе»

Выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить сравнивать предметы по тяжести

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

весы, 2 пакета – с крупой, с семечками, пачка соли сахара по 1 кг, гиря весом 1 кг.

Источник

Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»

Слепцова Наталья
Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»

— Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

— Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

— В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

— Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.

Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.

Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».

Листы бумаги зеленого цвета.

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада,вот послушайте: » В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака.Дети поежились и спросили:

— Ничего особенного! Просто закончилось лето! — улыбнувшись, сказала нам воспитательница. — На дворе осень.

— А и правда! — расстроено сказал один мальчик. — Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.

— Нет, дети, — возразила воспитательница, — каждое время года прекрасно по-своему!»

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются,воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Дети читают стихотворение : С. Коган «Листики«.

Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: » Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.

(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Встать, руки в стороны)

(Бег с плавными машущими движениями)

И на землю снова сели,

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

— Ну вот! — сказал упрямый мальчик. — Я же говорил.

А когда ветер успокоился,воскликнул:

— Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока листлетит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

— Ох-ох-ох! — вздохнул мальчик. — И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо — схема.

— Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей : кружится, летит, падает.

-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей : он плавает.

— Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Ответы детей : лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

— И так наш листок как птица, что делает?

Ответы детей – летает.

— Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей — плавает.

— Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей — легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое.

— Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

Итог: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создадим в группе «Мини-музей осенних листьев». Дети используют отпечатки листьев для создания картины «Осенние листья«

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Источник

Читайте также:  Сочинение золотая осень поленов 3 класс школа россии
Оцените статью