Анализ стихотворения «Осень» Сергея Есенина
История написания
Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Исследователи поэта предполагают, что Есенин не завершил работу над стихом, либо окончания его труда не сохранилось до наших дней.
Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году Р. В. Иванову (1878 — 1946), ему же поэт посвятил свое «детище».
С последним поэта связывало общее членство в идейно-литературном объединении «Скифы». Стихотворение поэт сочинил в жанре элегии, которая была популярна у писателей 19 века. Произведение «Осень» насыщено эпитетами и содержит пейзажную лирику.
Содержание
Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.
В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.
Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.
Образы
Вначале стихотворения Есенин сравнивает осень с конем. В литературном значении конь – символ свободы, так автор проводит аналогию с осенью, что это такое же быстротечное время года. Усиливает этот эффект быстрое перемещение животного: вначале кобыла «в чаще можжевеля,» затем у берега реки.
Вместе с «бегом» коня изменяется и природа: конь стукнул по берегу реки — и вода в ней замерзла. Затем наступила тишина.
Еще один образ «схимник-ветер.» Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе.
Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».
Источник
Осень Есенина
«Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий стук её подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнёт листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.»
Сергей Есенин, «Осень», 1916 год;
Кровь из ран — рябины спелой кисти
из кудрявой гривы кобылицы
в вихре ветра с кружевом из листьев
разнесли по белу свету птицы.
Запылали ягоды рябины
вдоль лесных тропинок алой кровью.
Из веков являясь здесь и ныне,
«Шёл господь пытать людей в любови». *
Вновь идёт Он нищим по дороге, *
кровь из ран в покров листвы роняя,
и, омыв Его босые ноги,
плачет осень, лето отпевая.
И опять выходит на дорогу
мать-старушка из далёких лет, **
чтобы сына вымолить у Бога,
и не меркнет несказанный свет .
И Руси` малиновое поле, ***
под дождями плача о былом,
снова ранит сердце песней-болью,
опалив рябиновым костром. ****
Образы из стихов Сергея Есенина:
* « Шёл господь пытать людей в любови. » 1914 год.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin344.html
** «Письмо к матери», 1924 год.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin223.html
*** «Запели тeсаные дроги. » 1916 год.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin91.html
**** «Отговорила роща золотая. », 1924 год.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin207.html
Иллюстрация из личного архива автора.
(хочется скопировать — пожалуйста!)
Осень Сергея Есенина
с РОДНОЙ СТОРОНУШКОЙ Сергея Аверьянова:
Источник
«Осень» — Сергей Есенин
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«ОСЕНЬ»
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнёт листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Описание произведения.
В стихотворении «Осень» (1914 г.) Сергей Есенин при помощи образов природы говорит с читателем о вечности. Возвышенный мир находит своё воплощение в олицетворениях и метафорах. Поэт в первой строке обозначает место действия: «Тихо в чаще можжевеля по обрыву. ». Обрыв – место пограничное, намекающее на неожиданности и переломы. Есенин словно предупреждает, чтобы мы ожидали появления в этом стихотворении чего-то необычного. Пограничность обрыва сглаживается символикой можжевеловой чащи — леса вечнозеленых растений, символизирующих бессмертие, постоянство, неизменяемость. Появление можжевельника вводит в стихотворение мотив вечности.
Метафорой осени является «рыжая кобыла», напоминающая сказочные образы волшебных коней. Олицетворённая осень «чешет гривы» — этот образ можно, в одном случае, визуализировать как ветер, обдувающий вечнозелёную хвою, которую времена года не могут изменить, в другом —как шелест рыжей листвы, принесённой с другой части леса. Во второй строфе поэт развивает образ осени: «Над речным покровом берегов / Слышен синий лязг её подков». Этот звуковой образ, скорее всего, является метафорой капель дождя, падающих в реку и заставляющих её волноваться.
Композиционно стихотворение можно разделить на две части: в первой героиней является «осень — рыжая кобыла», во второй — «схимник ветер». Соединение церковной символики и стихий природы — одна из самобытных особенностей есенинского раннего творчества, связанная с его крестьянским, синкретичным мировосприятием.
Ветер так же, как и «тихая» осень, «мнёт листву» «шагом осторожным». Эта деликатность и тишина навевают образ храмового покоя. «Выступ» на дороге напоминает читателю о мотиве неожиданности, введенный образом «обрыва». И необычное событие случается: в последней строфе ветер «целует на рябиновом кусту / Язвы красные незримому Христу». Поэт соединяет образы природы и вечности: ему открывается Евангелие рябиновых веток, запечатлевших в себе жертву и страдания Христа. (Мф.27:28-31; Мк.15:25-28; Лк.23:46; Ин.19:30) Есенин прозревает в изменчивой природе вечный замысел Творца, который неизбежно приведёт мир к Воскресению. (Пс.67).
История создания.
Стихотворение «Осень» было включено Есениным в цикл «Голубень», потом, однако поэт включил это стихотворение в состав сборника «Радуница». Посвящение Р.В.Иванову-Разумнику возникло не ранее 1916г., времени знакомства Есенина с ним.
Критики быстро заметили и выделили это стихотворение. Некоторые, прежде всего, обратили внимание на сходство с Блоком, другие увидели в стихотворении пример особенностей образной системы именно Есенина. В статье «Гармония образов» Г.Ф. Устинов, отметив, что Есенин — «творец бесчисленного количества образов» и этим существенно отличается от предшественников, в частности, от символистов, писал: «. они — поэты звука, в то время как Есенин — поэт образа. И только в некоторых местах он очень удачно сочетает и звуки и образы, как, например, в стихотворении „Осень“».
Н.М. Тарабукин, отвергая претензии имажинистов на исключительное владение поэтическим образом, который якобы принадлежит только им, писал: «Образ — тело и душа поэзии. У Есенина образ имеет целый ряд особенностей. Изобразительной стороной его образов является деревенский пейзаж. Метафора образа строится обычно по нисходящей линии: явление более общего порядка и большей значительности он наделяет свойствами явлений более частных и меньшей значимости. Прежние поэты обычно олицетворяли обыденный предмет в какой-нибудь “возвышенный” образ. Есенин поступает наоборот. Солнце он сравнивает с колесом, луну — с лягушкой. Отличительной чертой его образов является их антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — „рыжая кобыла“, ветер — схимник, который „мнёт листву по выступам дорожным“, месяц — ягнёночек, изба — старуха, закат — красный лебедь, синий сумрак — стадо овец. „Никому и в голову не встанет, что солома это тоже плоть“ — говорит он. ». В пролеткультовской критике стихотворение осуждалось за религиозность и церковность.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
Источник
Сергей Есенин — Осень: Стих
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Анализ стихотворения «Осень» Есенина
История написания
Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Исследователи поэта предполагают, что Есенин не завершил работу над стихом, либо окончания его труда не сохранилось до наших дней.
Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году Р. В. Иванову (1878 — 1946), ему же поэт посвятил свое «детище».
С последним поэта связывало общее членство в идейно-литературном объединении «Скифы». Стихотворение поэт сочинил в жанре элегии, которая была популярна у писателей 19 века. Произведение «Осень» насыщено эпитетами и содержит пейзажную лирику.
Содержание
Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.
В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.
Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.
Образы
Вначале стихотворения Есенин сравнивает осень с конем. В литературном значении конь – символ свободы, так автор проводит аналогию с осенью, что это такое же быстротечное время года. Усиливает этот эффект быстрое перемещение животного: вначале кобыла «в чаще можжевеля,» затем у берега реки.
Вместе с «бегом» коня изменяется и природа: конь стукнул по берегу реки — и вода в ней замерзла. Затем наступила тишина.
Еще один образ «схимник-ветер.» Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе.
Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».
Источник