Занятие «Дождливая осень или у природы нет плохой погоды» для старшей группы
Анна Овчинникова
Занятие «Дождливая осень или у природы нет плохой погоды» для старшей группы
Занятие по теме: «Дождливая осень или у природы нет плохой погоды…» (для старшей группы)
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Цель: развитие коммуникативных навыков общения
1. Совершенствовать навыки работы с большой таблицей «Аквариум», уметь составлять слова на заданную букву.
2. Продолжать совершенствовать навыки рисования с помощью медиатора «капелька», развивать кисть и моторику руки.
3. Уточнять и расширять представления детей об осени.
4. Развивать творчество, воображение, инициативу, преодоление страха высказывать свое мнение.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в компаниях.
Необходимые материалы и оборудование: картинки для деления на компании; стихотворение М. Ходяковой «Осень»; буквы напечатанные на листах (для каждой компании); большой сундук (в нём: сапоги резиновые, зонтик, дождевик, лук, чеснок, лимон; шоколадки); осенний листик; большая таблица «Аквариум»; ствол дерева – шаблон (для каждого ребенка); пеналы с фломастерами, медиаторы (для каждого ребенка); магнитофон + флешка с приятной музыкой.
Предварительная работа: рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображением осени;просмотр презентации на тему: «Осень -щедрая пора»; наблюдения изменений в природе с приходом осени с выделением её признаков; работа с большой таблицей «Аквариум».
Ход занятия
Мотивация Воспитатель с детьми стоит в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотреть, как мы с вами умеем играть, заниматься и дружить. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Марины Ходяковой «Осень». Действительно, уже давно пожелтели листья, птицы улетают в теплые края, небо хмурое, идут дожди, а как называется тема нашей недели?
Дети: Дождливая осень!
Воспитатель: Да, произносишь эту фразу и становится как-то грустно, да и за окном погода не балует теплом. Но у меня есть для вас необычный сюрприз.
Утром, когда я пришла в детский сад, на пороге группы обнаружила вот этот большой таинственный сундук.А на нем вот такие слова:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благодарно принимать.
Как вы понимаете эти слова?
Дети: Надо радоваться любой погоде.
Воспитатель: Конечно, меняются времена года, природа, погода и мы с вами должны радоваться и лучистому солнышку, и осеннему дождику и разноцветной радуге и пушистому снежку. Но, что же там лежит, сундук просто так не открывается. Нам необходимо поиграть, выполнить задания.
Вам интересно, что же там?
Воспитатель: Ну тогда начнём играть. Для хорошего настроения и дружной работы поиграем в игру «Дружба»:
Все за одного – один за всех,
Тогда в деле будет успех!
Мы ребята дружные, не ссоримся совсем!
Мы ребята дружные, скажите это всем!
Воспитатель: Вы уже сказали, что тема недели – дождливая осень. Но всегда ли осень дождливая?
Дети: Нет, она бывает разная.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Знатоки», может и сундук откроется. Будем передавать по кругу этот красивый осенний листочек и называть, какая осень (ранняя, поздняя, багряная, разноцветная, ветреная, дождливая, лужная, пасмурная, грибная, ягодная, урожайная, солнечная, красивая, богатая, шуршащая)
Воспитатель: Ой, сундук открылся, а там – резиновые сапоги! (достаю) А зачем они нужны?
Дети: не промочить ноги осенью, ходить по лужам.
Воспитатель: Берем их?
Воспитатель: А теперь, нам нужно разделиться нам компании и выполнить другое задание, чтобы сундук опять открылся!
Далее делимся на компании, выбираем капитана и называем компанию какая осень, повторяем правила работы по компаниям (достаю из сундука зонтик)
Воспитатель: Ребята, продолжим знакомиться с нашим «Аквариумом». Сегодня я хочу вас познакомить с ещё одной группой букв, которая называется «звонкие согласные». Они живут в нижнем левом углу под большой водорослью (называю их). У них есть свои цифры (показываю).
Воспитатель: А теперь для каждой компании будет задание придумать 2-3 слова на ту букву, которая вам достанется из группы букв, с которыми мы сейчас познакомились. Капитаны подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите букву для своей компании.
Воспитатель: открываем сундук, достаю дождевик. А для чего он нужен?
Дети: одежда чтобы не промокла, надеть его сверху.
Воспитатель: для следующих игр, я приглашаю вас рассыпаться передо мной горошком. Поиграем в игру «Ловля звуков» (дуб: в левый кулачок ловим первый звук «д», в правый — последний звук «б», Сколько звуков осталось во рту? один звук – «у». Сколько звуков в слове(3)Выпускаем звуки, разжимая кулачки, и называем их.Слово: «сом»
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг.Давайте разделим слова на слоги: лужа, зонтик, листопад, дождь (называем, сколько слогов в этих словах)
Достаю из сундука лук, чеснок, лимон. Ребята, а зачем нам они?
Дети: не болеть, получать витамины.
Воспитатель: вы правы, ребята. Это одни из самых полезных и богатых витаминами овощи. Осенью наш иммунитет снижен из-за нехватки тепла и солнца, поэтому чтобы не заболеть нужно их кушать.
Для следующего задания возьмите свои пеналы и я приглашаю всех присесть за свои места.
Ребята, скоро деревья совсем останутся голыми и сбросят свою листву. Я предлагаю вам запечатлеть, нарисовать красивые осенние деревья. Ствол у дерева уже нарисован, а вам нужно будет с помощью медиатора «капельки» нарисовать листики. Какого цвета можно нарисовать листья?
Дети: желтые, коричневые, красные, оранжевые.
Воспитатель: у каждой компании будет свой ствол дерева. Капитаны подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите для своей компании листы со стволами. Плотно прижимайте капельку и аккуратно обводите, не двигая её с места. Капелька острым концом располагается вниз, можно на листочке нарисовать прожилки. Для творческой атмосферы я включу вам приятную музыку. Кто будет готов, может принести нам своё осеннее дерево на выставку (обязательно восхищаться работами детей)
Дети рисуют. Затем достаю из сундука шоколадки. Ребята, а это нам зачем? Для хорошего настроения! Вы сегодня хорошо играли, занимались, мы с вами основательно подготовились к дождливой осени: у нас есть сапоги, зонтик, дождевик, полезные овощи, а шоколад за хорошую работу, ура!
«У природы нет плохой погоды ?» Помните знаменитую,всем известную песню Э. Рязанова:»У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать! Дождь и снег,любое время года.
«У природы нет плохой погоды» (фотозарисовка) Доброго всем времени суток, дорогие друзья и коллеги! Рада видеть Вас на своей страничке! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт нашей.
«У природы нет плохой погоды» Фотоотчёт об осенних прогулках. Осень! Осень! Красота кругом! Дружно на прогулку вместе мы идём. На водоём мы часто ходим, Признаки осени мы там находим. Листья на деревьях.
«У природы нет плохой погоды…» Фотозарисовка о капризах весенней погоды В последнее время природа преподносит нам очень много сюрпризов, особенно в погоде. В наших краях, в средней полосе весна наступила рано,.
Фотоотчет о прогулке «У природы нет плохой погоды» в старшей группе У природы нет плохой погоды! Как же здорово, когда мы все вместе не только играем, но и трудимся! После сильного снегопада ребята решили.
Конспект занятия по познавательному развитию «У природы нет плохой погоды». Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста. Тема: «У природы нет плохой погоды». 13 мая 2016 года.
Мастер-класс создания макета «Дождливая осень» в рамках проекта «Осень разная бывает» Сейчас мы с нашими подготовишками работаем над проектом «Осень разная бывает…» Эпиграфом к этому проекту стали замечательные строки из стихотворения.
Фоторепортаж «У природы нет плохой погоды?» В то время, когда Наташа Плахтеева радовала нас своим постом «К нам вернулось «Бабье лето», у нас шёл ледяной дождь. По началу это было.
У природы нет плохой погоды (Фоторепортаж) Погода весной непредсказуема. Накануне первомайских праздников у нас стояла теплая, можно даже сказать, жаркая погода (23 — 25 градусов.
Весенний фоторепортаж о пробуждении природы «У природы нет плохой погоды!» Ещё в Сибири спит весна В холодной белой колыбели. Она проснётся лишь в апреле, Когда небес голубизна Тепло лучей в снега прольёт И зазвучат.
Источник
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
- Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
- Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — .
Ветер осенью (какой?) — .
Дождь осенью (какой?) — .
Листья осенью (какие?) — .
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Туча — тучка.
Солнце — .
Дождь — .
Ветер — .
8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
- Дождь идет, дожди . (идут)
Лист падает, листья .
Цветок вянет, цветы .
Птица улетает, птицы .
Ветер дует, ветры .
Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
- День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — .
Дождик, который идет осенью, какой? — .
Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
Погода, которая бывает осенью, какая? — .
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
- 1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
1 лист, 2 . 3. 4. 5.
1 туча, 2 . 3. 4. 5.
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)
14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
- Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
- Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — .
Ветер осенью (какой?) — .
Дождь осенью (какой?) — .
Листья осенью (какие?) — .
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Туча — тучка.
Солнце — .
Дождь — .
Ветер — .
9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
- Дождь идет, дожди . (идут)
Лист падает, листья .
Цветок вянет, цветы .
Птица улетает, птицы .
Ветер дует, ветры .
Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
- День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — .
Дождик, который идет осенью, какой? — .
Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
Погода, которая бывает осенью, какая? — .
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
- 1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
1 лист, 2 . 3. 4. 5.
1 туча, 2 . 3. 4. 5.
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
- Летом солнце яркое, а осенью .
Летом небо светлое, а осенью .
Летом день длинный, а осенью .
Летом тучи ходят высоко, а осенью .
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
- — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
— Холоден сентябрь, да сыт.
14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
- Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
- Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
- Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.
Источник