Фенологические наблюдения осенью 5 класс география

Содержание
  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга. — презентация
  6. Похожие презентации
  7. Презентация на тему: » Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга.» — Транскрипт:
  8. 5 класс_Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе.
  9. Просмотр содержимого документа «5 класс_Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе.»
  10. Презентация по географии к уроку «Организация осенних фенологических наблюдений»(5 класс по учебнику Летягин А.А.)
  11. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  12. География: теория и методика преподавания в образовательной организации
  13. Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
  14. Оставьте свой комментарий
  15. Подарочные сертификаты

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель : углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи : — показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;

— ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

  1. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

Выяснить причины осенних изменений в природе:

  1. Что происходит с растениями осенью?
  2. Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  3. Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  4. Почему легко опадают желтые листья?
  5. Какое значение имеет листопад?
  6. Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  7. Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  8. Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  9. У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  10. У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  11. А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  12. А почки растений готовятся к зиме?
  13. Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

2. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью.

3. Самостоятельная работа в группах.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

4.Подведение итогов экскурсии.

5. Проверка полученных знаний.

Задания уровня «А»

1. Что придаёт листьям зелёную окраску летом?

А) наличие β-каротина, Б) наличие хлорофилла, В) наличие ксантофилла, Г) ликопина.

2. Что является непосредственной причиной изменение окраски листьев осенью?

А) разрушение хлорофилла, Б)отток питательных веществ из листьев, В)отток воды из листьев, Г)понижение температуры воздуха.

3. Чем прежде всего определяется площадь испарения воды растением?

А) мощностью корневой системы, Б) наличием разветвленной проводящей системы, В) количеством и величиной листьев, Г) температурой окружающего воздуха.

Задание уровня «В»

Найдите соответствия между понятиями из двух колонок, в левой из которых указаны названия пигментов, а в правой — цвет, который они определяют.

1. Хлорофилл а, А) зелёный,

2. Хлорофилл b, Б) желтый,

3. Хлорофилл с, В) красный,

4. β-каротин, Г) желто-зелёный,

5. Ликопин, Д) сине-зелёный,

6. Ксантофилл. Е) оранжевый.

Задания уровня «С»

Заполните пропуски в данном учебном тексте:

Осеннее явление в жизни растений, при котором опадают листья, называется а)………… Главной причиной листопада является дефицит жидкой б)………. зимой. Растений сбрасывают листья осенью, чтобы таким образом уменьшить площадь в)………… воды. В средней полосе России лишь г)…………… породы деревьев не сбрасывают листвы на зиму.

6. Задание на дом: оформите отчет о выполнении заданий. Сделайте гербарий из пожелтевших листьев различных деревьев.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено.

Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края и активизации исследовательской деятельности учащихся.

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных&quot.

Источник

Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАльбина Дюкарева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга.» — Транскрипт:

1 Фенологические наблюдения за растениями: осень В проекте участвовали учащиеся 5-х классов Лицея 6 «Перспектива» г.Красноярска: Алиева Света Кажарова Инга Половникова Ира Петрова Соня Щербакова Лена Отчет Задание 2 Руководитель: учитель биологии Солоненко Л.Н.

2 Описание участка для наблюдений Зона наблюдения (примерно 20кв метров) расположена на территории пришкольного участка лицея 6 «Перспектива» г. Красноярска. На участке присутствуют цветы- однолетники (на первом плане), кустарники и деревья (на втором плане),а так же участок с травянистыми растениями, который скашивается. За участком ведется уход: пропалываются сорняки, трава скашивается. Участок освещается в среднем с 10 утра до часов вечера. Деревья и кустарники: 1. Клен ясенелистный 2. Береза повислая 3. Сирень обыкновенная 4. Карагана кустарниковая 5. Яблоня Недзвецкого Травы: 1. Злаки 2. Чистотел большой 3. Льнянка обыкновенная 4. Сурепка обыкновенная 5. Донник лекарственный 6. Подорожник большой 7. Постушья сумка и другие травы.

3 7-20 сентября Начало осеннего расцвечивания Погода стоит теплая, ясная. Днем средняя температура 4-12°C, дождь был10 и11 сентября. Начинают желтеть листья березы. В кроне клёна заметны отдельные окрашенные пятна. Листва вяза и тополя полностью зеленая.

4 21 сентября -4 октября Стоит очень теплая погода. Температура 7 -15°C. Дождь был 25 сентября. Расцвечивание листьев происходит сначала медленно, затем резко усиливается Ясенелистные клёны меняют окраску листьев -30%. Листья берёзы окрасились в желтый цвет. Начало созревания плодов и семян.

5 5 -18 октября Начало осеннего запестрения «Золотая осень» Приобретение более чем 50% листьев желто –красной расцветки. Погода стоит теплая 7-14°C. Дождь был 7 октября. С 5 октября начинается увядание трав. Полное окрашивание листьев у березы.

6 19-23 октября Начало листопада Погода пасмурная, дневная температура 3 -7°C, ночью 0,-3°C. 21 октября днем был мокрый снег. Листья с деревьев начинают опадать, независимо от ветра. Злаковые травы жухнут. Желтеют, особенно к макушке стебля, семена начинают осыпаться.

7 Обильно плодоносят большинство растений Крылатки клёна Плоды яблони

8 Продолжается цветение сурепки обыкновенной и донника лекарственного

9 24-29 октября Массовый листопад Дни когда опало около 50% листьев. Кроны редеют, сквозят. Тополя буквально за эти дни сбросили листья. Травянистые растения усыхают и отмирают. Массовый листопад – приспособление растений к перенесению засушливого сезона морозной зимой.

10 Вывод: В теплую осень листва раскрашивается раньше и ярче, но и листопад начинается раньше. Массовый листопад проходит под значительным влиянием снижающейся температуры воздуха и почвы.

Источник

5 класс_Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе.

В данной разработке даны рекомендации по выполнению практической работы №1.

Просмотр содержимого документа
«5 класс_Практическая работа №1. Организация фенологических наблюдений в природе.»

Практическая работа №1

Организация фенологических наблюдений в природе.

Цели: научиться вести наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Оборудование: дневник наблюдений.

Фенология – наука о сезонном развитии живой природы, обусловленном сменой времен года.

Для выполнения практической работы выберите 1 вид лиственного дерева, проследите за изменением на протяжении осени, запишите изменения в дневник.
В дневник записываются даты, при необходимости можно добавить комментарии.

Практическую работу можно оформить как в тетради, так и на листе А4.

ДНЕВНИК ЗАПОЛНЯЕТСЯ ОТ РУКИ!

1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.

3. Отметьте явление листопада.

За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся.

Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

Полное оголение дерева_____________________________________________________

Вывод: /я научился… на примере…/.

За работу ставится две отметки: первая отметка ставится в I четверть, а вторая – во II.

Источник

Презентация по географии к уроку «Организация осенних фенологических наблюдений»(5 класс по учебнику Летягин А.А.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Определите тему урока Прочитайте заголовок текста на стр.22 Выскажите предположение, чему будет посвящён урок Как вы думаете, почему эту тему нужно изучать именно сейчас? Сформулируйте основную цель урока

Организация и проведение фенологических осенних наблюдений Новикова А.К.

Анализ видеофрагмента Назовите природные явления, которые вызвали изменения, продемонстрированные в фильме? Вспомните, каковы причины смены времён года. Назовите их астрономические границы. Совпадают ли эти даты с календарной сменой времён года? По каким внешним признакам можно определить наступление определённого времени года?

Фенология Найдите в тексте на стр.22 определение понятия «фенология» Чем отличаются фенологические сезоны от календарных времён года? Выполните задание на стр.12 рабочей тетради

План фенологических наблюдений Ознакомьтесь с планом фенологических наблюдений, представленный в учебнике на стр.22-23 Составьте в тетрадях свой план наблюдений за осенью Перенесите таблицу в тетрадь, заполните ход сельскохозяйственных работ; 1-й ряд заполняет погодные явления 2-й ряд состояние деревьев 3-й ряд наблюдение за птицами

Закончите фразу Чтобы научиться организовывать и проводить фенологические наблюдения, мы…

Обобщение и закрепление Кто такие фенологи? Перечислите объекты фенологических наблюдений Какова последовательность действий при составлении плана наблюдений? Какие изменения в природе происходят с наступлением осени?

Узнай явление природы Вьется в воздухе листва, В желтых листьях вся Москва. У окошка мы сидим И глядим наружу. Шепчут листья: -Улетим! — И ныряют в лужу. Ю. Коринец

Узнай явление природы Осенним днем иду в поля, желаю Побыть с природой вновь наедине. Вот птиц горластых улетают стаи, Они, друзья, не вспомнят обо мне. Они летят туда, где жарко, И где цветы душисты и пестры, Где мать-природа просто, без утайки, Раскинула зелёные ковры.

Домашнее задание 1.Выучить определение термина «фенология» 2.Дополнительное:нарисуйте картинку, сделайте аппликацию, напишите стихотворение об осени.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДВ-228906

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Разработчики ЕГЭ проведут онлайн-консультации в октябре

Время чтения: 1 минута

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-регистрация на ГИА для школьников Москвы откроется 1 октября

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Овощи которые созревают осенью
Оцените статью