- Подсезоны осени. Как подготовить сад к зиме?
- Что такое фенологический период?
- Сезоны и фазы в фенологии
- Практическое значение фенологии
- Подсезоны осени: характеристика, календарь работ
- Начало осени
- Золотая осень
- Глубокая осень
- Предзимье
- Фенологические признаки осени это
- Фенологическая весна, лето и осень, что это такое?
Подсезоны осени. Как подготовить сад к зиме?
Опытный садовод замечает приближение осени издалека: по первым холодным росам и золотистым прядям в зеленой кроне деревьев, невесомой паутинке в воздухе и прощальному курлыканью журавлиного клина. Научиться распознавать сезонные явления – все равно что выучить язык природы, понять ее сигналы, установить взаимосвязь происходящего.
Что такое фенологический период?
Фенология изучает сезонные изменения в природе, взаимосвязь между природными явлениями, определяет сроки их наступления с помощью наиболее заметных примет (феноиндикаторов).
Это не всегда совпадает с календарем, так как цикличность развития природных объектов обусловлена не только годичным кругом движения нашей планеты вокруг Солнца, но и географическим положением местности, особенностями ландшафта, погодными условиями. Так, в один год весна приходит уже в конце февраля, в другой – не может отвоевать власть у зимы до апреля.
Каждый сезон характеризует набор формальных показателей:
- среднесуточная температура воздуха (для осени – ниже 15 ⁰С);
- продолжительность светового дня;
- режим влажности и др.
Среди природных индикаторов, определяющих наступление того или иного периода, выделяют устойчивые и приметные явления, например, распускание листьев на березе, цветение черемухи, листопад, установление ледостава.
Сезоны и фазы в фенологии
Для умеренного климатического пояса Европейской части России характерна четырехсезонная структура годичного цикла. Названия сезонов совпадают со временами года, каждый состоит из нескольких фенологических фаз (подсезонов), всего их – 14. Детальная характеристика приведена в таблице ниже.
Сезоны
Подсезоны (периоды)
Типичные явления природы
Начинается с таяния снега, заканчивается началом сокодвижения и набуханием почек деревьев.
Зацветает мать-и-мачеха, полностью сходит снег, прилетают птицы, на березе распускаются листочки с пятикопеечную монету.
Деревья и кустарники интенсивно набирают зелень, цветут сады, индикатор фазы – цветущая черемуха.
Обильно зацветают рябина и сирень – скоро лето!
Символы этой фазы – цветущий шиповник, калина, садовый жасмин (чубушник). Созревает лесная земляника.
Ягодный сезон – поспевают садовая земляника, смородина, черника, черешня. Воздух насыщается теплом и медовым ароматом липы.
Ранние яблоки, созревшая брусника и золотые нивы – свидетельства заката лета. Начинается пора страды.
Березы и липы вплетают в зеленые косы монетки пожелтевших листьев, к югу тянутся первые косяки птиц.
На смену зеленому цвету приходят багряные и золотистые оттенки, интенсивный листопад.
Первый снег, замерзшие по утрам лужи, приостановка видимой жизни растений.
Установление устойчивого снежного покрова и ледового покрытия на водоемах.
Самое низкое в году положение солнца над горизонтом, фаза глубокого покоя природы.
Период самых низких температур, вьюг и метелей.
Начинается с заметной прибавки светового дня. Яркая примета фазы – полуденные капели и звонкое пение синиц.
Практическое значение фенологии
Наблюдения за сезонными природными явлениями имеют утилитарное значение для садоводов и огородников. На основе сопоставления их сроков с жизненной циклограммой культурных растений построены все известные календари сельскохозяйственных работ. Они позволяют:
- определять оптимальные сроки посадки растений;
- прогнозировать и предупреждать нашествие насекомых-вредителей;
- подбирать культуры, устойчивые к морозам, засухе, повышенной влажности, возвратным холодам.
Подсезоны осени: характеристика, календарь работ
Осенью напряжение солнечной энергии и тепла идет на спад, а день – на убыль. Наступило время подводить итоги и закладывать основу будущего урожая, а для этого сад нужно как следует подготовить к зиме.
Начало осени
Этот подсезон в средней полосе России начинается в последней декаде августа и длится до конца сентября. Если в это время и гремят грозы, то последние, по утрам довольно холодно, к концу фазы возможны заморозки на почве. Динамика осени прослеживается в затухании жизнедеятельности растений и отмирании листвы, которая постепенно приобретает золотисто-багряную окраску.
Сентябрь – предвестник будущей погоды. Если тепло и сухо – осень будет затяжной, а зима поздней, теплую осень предвещает и сентябрьский гром, а вот холода – к раннему таянию снегов весной следующего года.
Календарь работ в саду
- В садах идет уборка урожая: яблок, груш, слив, винограда, персиков. В сентябре начинается сезон облепихи, клюквы, черноплодной рябины.
- «Вынашивая» богатый урожай, почва за лето заметно истощилась. Чтобы плодовые и декоративные деревья и кустарники лучше перезимовали, их рекомендуют подкормить садовыми удобрениями на основе калия и фосфора.
- Осенний посадочный сезон открывают ягодные культуры: садовая земляника, малина, смородина. Пораньше, чтобы успели укорениться до зимы, рекомендуют сажать теплолюбивые растения: рододендроны, чубушник, голубику. Не забудьте посадить луковичные: тюльпаны, лилии, крокусы, гиацинты, мускари.
- В сентябре проводят санитарную и корректирующую подрезку ягодных и декоративных кустарников. Удаляют засохшие, поломанные, трущиеся друг о друга ветки, отцветшие соцветия с энергоемкими семенами (сирень), поросль, жировые побеги. Если куст нужно омолодить, вырезают 1–3 старые скелетные ветки, заменяя их летними побегами.
Совет! Молодые саженцы любых культур и плодовые деревья лучше обрезать весной. Неизвестно, как растение перезимует, возможно, часть веток подмерзнет, поэтому весенняя обрезка – это увеличение шансов на урожай.
- Для восстановления плодородия и структуры почвы в приствольных кругах деревьев сеют сидераты.
Золотая осень
Это один из красивейших периодов года, но уже холодный – с ночными заморозками и густыми туманами. Идет интенсивный листопад – только успевай убирать и компостировать опад. Подсезон длится до полного оголения деревьев и отлета последних пернатых в теплые края.
Календарь работ в саду
Глубокая осень
Период глубокой осени длится недолго: от полного опадения листьев до первого снега. Устанавливаются отрицательные температуры, замерзают лужи, растения впадают в состояние зимнего покоя.
Календарь работ в саду
- С наступлением стабильных холодов основательно укрывают розы, виноград, рододендроны, некоторые сорта чубушника, другие теплолюбивые кустарники.
- Ремонтантную малину обрезают на пень.
- Саженцы теплолюбивых культур (персики, абрикосы) лучше заготовить с осени, а сажать весной. В ноябре их прикапывают и таким способом сохраняют до весенней посадки.
Предзимье
В средней полосе период предзимья охватывает почти весь ноябрь и длится до установления устойчивого снежного покрова. Почва в это время промерзает, каменеет, водоемы покрываются льдом, растительный мир не показывает видимых признаков жизни.
Дачный сезон подошел к финалу. Можно передохнуть до весны или заняться комнатными и оранжерейными культурами.
Источник
Фенологические признаки осени это
Урок N 1. Тема: Фенологические признаки осени
Сформировать понятие о календарной и фенологической осени.
1. Выработка умения наблюдать за природой.
2. Учить детей вести записи в тетради для наблюдений.
3. Научить детей пользоваться экологическим словарем.
Информация для учителя:
Уроку предшествует экскурсия в школьный парк, где дети часто бывают. Это позволит увидеть те изменения в природе, которые происходят с наступлением осени.
По-видимому, нужно считать началом осени тот момент, когда природа полностью перестроилась на осенний лад:
-короче становится день;
-на небе часто можно видеть слоистые облака;
-появление полностью пожелтевших берез.
I. Погружение в урок
1. Чтение стихотворения об осени, которая затянулась:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
Учитель выясняет следующие вопросы, подталкивая детей к выводам о сроках календарной и фенологической осени:
— О каких временах года идет речь?
— Какое время года задержалось дольше обычного?
— Какое время года долго не наступало?
— Какое время года показывал календарь, а снега все не было?
— Как вы думаете, в этот год календарная осень прошла?
— А какая осень была на дворе? (Фенологическая осень была дольше, чем обычно. По календарю была зима, а погоду люди наблюдали осеннюю.)
2. Объяснение значения новых слов:
Осень календарная; осень фенологическая.
Календарная осень — 1 сентября. Это дата , которая есть в календаре.
Сентябрь — первый осенний месяц. Второй -октябрь, третий -ноябрь.
Фенологическая осень — 11 сентября в Томске. Осень, которую фиксируют фенологи, руководствуясь своими наблюдениями за явлениями, которые происходят в природе.
II . Обучение навыкам вести наблюдения за явлениями в природе
1. Какие из перечисленных явлений мы можем наблюдать в осенний период?
(Ключевые слова: тепло чередуется с холодом, желтые листочки, ночи длиннее, день короче, созрели семена, засохла трава, сбор урожая, улетающие птицы, меньше насекомых, заморозки, иней, холодные дожди, желтые березы и осины, листопад, предзимье).
Учитель должен на доступных примерах научить детей увидеть самое главное и необходимое для характеристики исследуемого времени года — осени. Учащиеся должны усвоить, что приметы осени нужно записывать последовательно — от желтых листьев до предзимья.
2. Выполнение творческого задания
Раскрой тайну этой связи:
СОЛНЦЕ — ПОГОДА — ЛИСТОПАД.
(Осень — переход от жаркого лета к холодной зиме).
Ш. Работа по учебнику
1.Чтение стихотворения LПоклонение осени¦.
2. Беседа по содержанию прочитанного
— Как понимаете слова: ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ЛИСТОПАД, БАГРОВЫЙ.
— Когда так говорят?
— За что автор стихотворения благодарит осень?
— Как автор стихотворения относится к природе?
— Как ты понимаешь слова «ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»?
3. Проверка знаний
-Почему осенью холоднее, чем летом?
-Почему времена года сменяют друг друга?
-Когда бывает день осеннего равноденствия?
-Что ты знаешь об этом дне?
-Какая связь между СОЛНЦЕМ и ЛИСТОПАДОМ?
4. Приметы осени
Жирные зайцы осенью — к холодной зиме.
Муравьи наращивают муравьиные кучи — к суровой зиме.
Большой урожай рябины — к морозам зимой.
5. Рассмотрение связей в цепочке «погода — насекомые — ласточки»
-Почему ласточки позже всех прилетают и раньше всех улетают?
IV . Календарь осенних явлений
Первые желтые листочки у березы — 15 августа.
Полностью пожелтевшие березы — 11 сентября.
Начало золотой осени — 25 сентября.
У березы кончился листопад — 9 октября.
Замечено, что желтую листву однажды, в один миг срывает поднявшийся ветер. Этот ветер называют ЛИСТОДЕР.
V . Для чего необходимо наблюдать за природой?
Природа прекрасная, разнообразная,
Погода бывает пасмурная и ясная.
Вчера у березки зеленый был лист,
Сегодня он желтенький, ярок и чист.
Вот тополь усыпан желтой листвой,
Подул ветерок, лист унес за собой.
Вот иней на землю упал серебром,
Растения покрыл, травку и дом.
Люблю наблюдать я красоты природы,
Замечу особый характер погоды.
Живу я Сибири, в таежном краю,
И очень люблю я природу свою.
VI . Домашнее задние:
1. Нарисуй самый главный признак золотой осени.
2. Используя свои наблюдения, напиши рассказ о нашей любимой березе в школьном парке.
3. Установи связь: опавший лист — насекомые — почва — растение.
Лист опавший шелестит,
Словно тихо говорит:
-Землю я собой закрою,
Не замерзла чтоб зимою,
А букашки, что летали,
Под моей перинкой спали.
VII . Итог урока
Как и при завершении каждого урока экологии, учитель подводит детей к мысли, что Законы природы мудры.
Источник
Фенологическая весна, лето и осень, что это такое?
Все знают, что весна по календарю начинается с 1-го марта, лето с 1-го июня, а осень с 1-го сентября.
Но, посмотрев в окошко 1 марта в прошлом году можно было увидеть чистые от снега улицы, а кое где и пробивающуюся зелень травы. А в этом году 1-го марта были еще сугробы, а чуть позже и морозы в -22 ударили.
И как такую погоду назвать весной?
Но есть не календарная, есть настоящая весна, фенологическая.
Фенология — наука о сезонных явлениях природы (если очень коротко и упрощенно ее определить).
Она показывает связь между годичным циклом движения планеты и проявлениях его в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
По ней существует определенный порядок «просыпания» растений из зимней «спячки». И когда он запустится можно определить по некоторым явлениям природы. Таковые явления в народе называют «приметы», а в фенологии — феноиндикаторами.
Вот например, в прошлом году я рассказывал про начало фенологической весны 12-го февраля, когда зацвел один из таких феноиндикаторов: лещина .
В этом году лещина и ольха зацвели только на прошлой неделе. А значит и сроки развития остальных элементов природы отодвинулись на месяц, по сравнению с прошлым годом.
Примерно через 3 недели после цветения лещины начнется сокодвижение у березы. Конечно, при хорошей погоде сроки могут сжаться и весеннее развитие природы будет значительно быстрее происходить. Тогда обратим внимание на следующий индикатор: черемуху. Именно ее цветение в народе дает сигнал к некоторым сельскохозяйственным работам, например посадке картошки .
Черемуха показывает самый разгар весны. А когда природа достаточно прогреется солнышком — зацветет кувшинка. Это индикатор фенологического лета.
Начало расцвечивания листьев на деревьях — знаменует фенологическую осень.
А устойчивый ледовый покров на водоемах — зиму.
Можете заметить, что эти даты с календарными далеко не всегда совпадают. Также как и в разных регионах нашей необъятной страны весна наступает в разное время. В регионах поюжнее другие точки отсчета и другие явления подсказывают фазы развития природы. Но понимание этих закономерностей дает возможность планировать сельскохозяйственные работы, начало охотничьего и рыболовного сезона, работы по ведению пасеки.
Источник