- «Осень». Анализ стихотворения Пушкина
- История создания.
- Тема стихотворения.
- Композиция стихотворения.
- Художественные особенности стихотворения «Осень».
- Финал стихотворения «Осень».
- «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.)
«Осень». Анализ стихотворения Пушкина
История создания.
Стихотворение «Осень (Отрывок) » — одно из самых совершенных, сложных, значительных по содержанию стихотворений Пушкина. Оно написано Болдинской осенью 1833 года, которая являла собой кульминационный момент творчества поэта. В светлом по настроению и полном жизнеутверждающей силы стихотворении нашёл отражение тот необычайный творческий подъём, которым была отмечена работа поэта в Болдинскую осень 1833 года.
Далеко не случайно пора осени, которую особенно любил Пушкин, стала синонимом редкой плодотворности поэта. Но, приступая к анализу стихотворения, нельзя не сказать и о том, что осень вызывала у Пушкина различные ассоциации. В стихотворении «19 октября » 1825 года, где Пушкин вспоминает своих друзей, осень вызывает у поэта грустное настроение:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Протянет день как будто поневоле
И скроется за край окрестных гор …
Но чаще всего для Пушкина осень — это пора творческого подъёма. «Осень подходит, — пишет Пушкин в одном из писем Плетнёву в конце августа 1830 года, как раз накануне отъезда в Болдино. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает.
«Осень» В.Г.Белинский назвал «целой лирической поэмой». Эту же особенность лирических созданий Пушкина отмечал и Н.В.Гоголь: «Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы». Именно это качество стихотворения «Осень» делает трудоёмким его анализ. Из множества аспектов анализа стихотворения необходимо выбрать следующие вопросы:
а) тематика стихотворения,
б) его общий план (композиция),
в) своеобразие стиха, образ автора в стихотворении,
г) особенности поэтического языка,
д) жанр.
Тема стихотворения.
В стихотворении свободно выделяются три ведущие темы: изображение осенней природы, рассуждение поэта о разных временах года, тема пробуждения поэзии в творческом сознании поэта.
Стихотворение «Осень» чаще всего относят к философской лирике А. С. Пушкина, хотя в нём есть и пейзажные зарисовки, и размышления о поэзии.
Одна из главных тем этого произведения — бесконечный круговорот природы и связанный с ним круговорот и течение человеческой жизни. В стихотворении отражено многообразие жизненных впечатлений и настроений.
Композиция стихотворения.
Стихотворение состоит из двенадцати строф, каждая из которых выражает законченную мысль. Для того чтобы идейно-художественный анализ «Осени» был более осмысленным, необходимо проследить за общим планом стихотворения, решить вопрос о его композиции и сюжете.
Строфа 1 содержит описание осенней природы. Она является своеобразным вступлением в стихотворение, которое позволяет поэту перейти к рассуждению о жизни во всех её проявлениях в различные времена года.
Во II-IV строфах осень сопоставляется с другими временами года. В V-VI строфах поэт возвращается к осени, говорит о своей любви к этому времени года, даёт лирическое отступление о «чахоточной деве». В VII строфе вновь следует описание осенней природы, примыкающее по своему содержанию к 1 строфе. VIII и IX строфы посвящены «привычкам бытия», поэтическим ощущениям полноты жизни.
Строфы Х, XI, XII рисуют пробуждение поэзии в творческом сознании поэта. Ими и завершается стихотворение.
Художественные особенности стихотворения «Осень».
Обозрение общего плана «Осени» даёт возможность говорить о необычной для лирического произведения свободе повествования, об отсутствии сюжета, о сочетании лирического и повествовательного начал. Но бессюжетность повествования компенсируется в стихотворении строго продуманной композицией.
Выразительное чтение пушкинской «Осени» немыслимо без понимания тональности стихотворения, его интонационного богатства. Поэтому следующий этап разбора стихотворения может быть связан с наблюдением над своеобразием стиха. «Осень» написана октавами.
Пушкин не случайно избрал шестистопный ямб в октавах для стихотворения «Осень», «представляющего раздумья поэта, его настроения, беседу с самим собой и читателем.
В разных строфах стихотворения настроение поэта неоднозначно, неодинакова и манера беседы с читателем. Разнообразие, ассоциативность мыслей и чувств поэта искусно подчёркиваются вариациями, вносимыми в систему построения стиха. «Длинный», шестистопный ямб, сообщающий стихотворению эпически спокойный тон и размеренность, замедленность темпа, имеет или пропуски ударений , или дополнительные ударения. Внутристиховая пауза вносит разнообразие в интонацию, в ритмическое звучание стихотворения.
Характерна в этом отношении 11 строфа «Осени», в которой Пушкин делится с читателем своим восприятием различных времён года. Торжественный характер и мерный ритм, свойственный 1 строфе, несколько утяжеляется и убыстряется. Во второй и третьей строках появляются стоящие рядом ударные слоги:
… вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит …
А четвёртая строка, напротив, насыщена пропусками ударений:
Суровою зимой я более доволен …
Но ритмическое разнообразие, вносимое Пушкиным в систему построения стиха, — далеко не единственное средство, призванное подчеркнуть простоту и непосредственность общения поэта с читателем, полноту и богатство мыслей и чувств поэта. Нельзя не обратить внимания на частое использование в стихотворении личных местоимений и глаголов в форме третьего лица, которые не только подчёркивают обращённость мыслей и чувств поэта к читателю, но и словно бы говорят о единстве, общности восприятия природы и бытия поэтом и читателем.
Интонация непринуждённого разговора с читателем, свойственная первой части стихотворения, сначала уступает место торжественной интонации VII строфы, затем поэт вновь возвращается к разговору с читателем, который сменяется взволнованным поэтическим повествованием о минутах пробуждения вдохновения.
Дружеский разговор с читателем требует от поэта снижения лексики: поэт говорит о «вони, грязи», сопутствующих весне, о «пыли … комарах … мухах», которые летом губят «все душевные способности»; он сталкивает слова разной эмоциональной окрашенности «киснуть» и «Армиды», «страждем» и «зима-старуха» и т.п.).
Пушкин называл поэзию союзом «волшебных звуков, чувств и дум». Может быть, не случайно в этой формуле звуки поставлены на первое место. Черновики поэта убедительно свидетельствуют о том, какое большое значение придавал Пушкин поискам наиболее удачного слова как со стороны его смысла, так и со стороны его звучания.
Пушкин «не поступался ни смыслом ради звуков, ни звуками ради смысла».
Стихотворный размер произведения — ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживлённый, весёлый тон, который передаёт светлое душевное состояние. Написано стихотворение октавами — так называется строфа из восьми стихов с расположением рифм и с чередованием мужских и женских окончаний. Благодаря октавам создаётся оттенок лёгкой грусти.
Финал стихотворения «Осень».
Стихотворение заканчивается вопросом: «Куда ж нам плыть? » В нём отражается раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно- крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после подавления восстания декабристов.
Источник
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.)
Разделы: Литература
Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте
Тип урока: комбинированный
Цели:
- Обучающие:
- закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
- познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
- Развивающая:
- развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
- Воспитывающие:
- Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
- Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.
Основная форма работы на уроке: парная.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у каждого ученика).
Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.
2 – 3 слайды: Две болдинских осени Пушкинской жизни.
Сообщение ученика. (Приложение 1.) Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в Болдине.
Слово учителя.
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.
Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.
– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Работа с текстом стихотворения.
5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.
6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.(Приложение 2).
Система вопросов – своеобразный помощник (Приложение 3). Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку.
7 слайд. Восприятие.
– Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.
Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.(Приложение 4).
– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.
– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.
10 слайд. Задание классу.
Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).
Темы заданий (узкие):
1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?
Темы заданий (широкие):
5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.
Заключение по теме урока
– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?
Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно – подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис).
– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?
– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?
– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:
Ура. куда ж нам плыть. какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?
Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.
Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . (Приложение 6). Краткое обсуждение прочитанного сочинения.
Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:
- формулируется тема;
- определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
- ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды, впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).
(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).
Рефлексия.
– О чём заставляет задуматься данный урок?
– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?
– Что вам было интересно?
– О чём заставляет задуматься данный урок?
Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.
Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.
Домашнее задание (носит выборочный характер):
- Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
- Написать фрагменты сочинения:
- восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
- истолкование стихотворения;
- оценка стихотворения.
Источник