Философская лирика пушкина осень

«Осень». Анализ стихотворения Пушкина

История создания.

Стихотворение «Осень (Отрывок) » — одно из самых совершенных, сложных, значительных по содержанию стихотворений Пушкина. Оно написано Болдинской осенью 1833 года, которая являла собой кульминационный момент творчества поэта. В светлом по настроению и полном жизнеутверждающей силы стихотворении нашёл отражение тот необычайный творческий подъём, которым была отмечена работа поэта в Болдинскую осень 1833 года.

Далеко не случайно пора осени, которую особенно любил Пушкин, стала синонимом редкой плодотворности поэта. Но, приступая к анализу стихотворения, нельзя не сказать и о том, что осень вызывала у Пушкина различные ассоциации. В стихотворении «19 октября » 1825 года, где Пушкин вспоминает своих друзей, осень вызывает у поэта грустное настроение:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Протянет день как будто поневоле
И скроется за край окрестных гор …

Но чаще всего для Пушкина осень — это пора творческого подъёма. «Осень подходит, — пишет Пушкин в одном из писем Плетнёву в конце августа 1830 года, как раз накануне отъезда в Болдино. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает.

«Осень» В.Г.Белинский назвал «целой лирической поэмой». Эту же особенность лирических созданий Пушкина отмечал и Н.В.Гоголь: «Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы». Именно это качество стихотворения «Осень» делает трудоёмким его анализ. Из множества аспектов анализа стихотворения необходимо выбрать следующие вопросы:

Читайте также:  Осень наступила падают листы мне никто не надо кроме ты хотите водки

а) тематика стихотворения,
б) его общий план (композиция),
в) своеобразие стиха, образ автора в стихотворении,
г) особенности поэтического языка,
д) жанр.

Тема стихотворения.

В стихотворении свободно выделяются три ведущие темы: изображение осенней природы, рассуждение поэта о разных временах года, тема пробуждения поэзии в творческом сознании поэта.

Стихотворение «Осень» чаще всего относят к философской лирике А. С. Пушкина, хотя в нём есть и пейзажные зарисовки, и размышления о поэзии.

Одна из главных тем этого произведения — бесконечный круговорот природы и связанный с ним круговорот и течение человеческой жизни. В стихотворении отражено многообразие жизненных впечатлений и настроений.

Композиция стихотворения.

Стихотворение состоит из двенадцати строф, каждая из которых выражает законченную мысль. Для того чтобы идейно-художественный анализ «Осени» был более осмысленным, необходимо проследить за общим планом стихотворения, решить вопрос о его композиции и сюжете.

Строфа 1 содержит описание осенней природы. Она является своеобразным вступлением в стихотворение, которое позволяет поэту перейти к рассуждению о жизни во всех её проявлениях в различные времена года.

Во II-IV строфах осень сопоставляется с другими временами года. В V-VI строфах поэт возвращается к осени, говорит о своей любви к этому времени года, даёт лирическое отступление о «чахоточной деве». В VII строфе вновь следует описание осенней природы, примыкающее по своему содержанию к 1 строфе. VIII и IX строфы посвящены «привычкам бытия», поэтическим ощущениям полноты жизни.

Строфы Х, XI, XII рисуют пробуждение поэзии в творческом сознании поэта. Ими и завершается стихотворение.

Художественные особенности стихотворения «Осень».

Обозрение общего плана «Осени» даёт возможность говорить о необычной для лирического произведения свободе повествования, об отсутствии сюжета, о сочетании лирического и повествовательного начал. Но бессюжетность повествования компенсируется в стихотворении строго продуманной композицией.

Выразительное чтение пушкинской «Осени» немыслимо без понимания тональности стихотворения, его интонационного богатства. Поэтому следующий этап разбора стихотворения может быть связан с наблюдением над своеобразием стиха. «Осень» написана октавами.

Пушкин не случайно избрал шестистопный ямб в октавах для стихотворения «Осень», «представляющего раздумья поэта, его настроения, беседу с самим собой и читателем.

В разных строфах стихотворения настроение поэта неоднозначно, неодинакова и манера беседы с читателем. Разнообразие, ассоциативность мыслей и чувств поэта искусно подчёркиваются вариациями, вносимыми в систему построения стиха. «Длинный», шестистопный ямб, сообщающий стихотворению эпически спокойный тон и размеренность, замедленность темпа, имеет или пропуски ударений , или дополнительные ударения. Внутристиховая пауза вносит разнообразие в интонацию, в ритмическое звучание стихотворения.

Характерна в этом отношении 11 строфа «Осени», в которой Пушкин делится с читателем своим восприятием различных времён года. Торжественный характер и мерный ритм, свойственный 1 строфе, несколько утяжеляется и убыстряется. Во второй и третьей строках появляются стоящие рядом ударные слоги:

… вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит …

А четвёртая строка, напротив, насыщена пропусками ударений:
Суровою зимой я более доволен …

Но ритмическое разнообразие, вносимое Пушкиным в систему построения стиха, — далеко не единственное средство, призванное подчеркнуть простоту и непосредственность общения поэта с читателем, полноту и богатство мыслей и чувств поэта. Нельзя не обратить внимания на частое использование в стихотворении личных местоимений и глаголов в форме третьего лица, которые не только подчёркивают обращённость мыслей и чувств поэта к читателю, но и словно бы говорят о единстве, общности восприятия природы и бытия поэтом и читателем.

Интонация непринуждённого разговора с читателем, свойственная первой части стихотворения, сначала уступает место торжественной интонации VII строфы, затем поэт вновь возвращается к разговору с читателем, который сменяется взволнованным поэтическим повествованием о минутах пробуждения вдохновения.

Дружеский разговор с читателем требует от поэта снижения лексики: поэт говорит о «вони, грязи», сопутствующих весне, о «пыли … комарах … мухах», которые летом губят «все душевные способности»; он сталкивает слова разной эмоциональной окрашенности «киснуть» и «Армиды», «страждем» и «зима-старуха» и т.п.).

Пушкин называл поэзию союзом «волшебных звуков, чувств и дум». Может быть, не случайно в этой формуле звуки поставлены на первое место. Черновики поэта убедительно свидетельствуют о том, какое большое значение придавал Пушкин поискам наиболее удачного слова как со стороны его смысла, так и со стороны его звучания.

Пушкин «не поступался ни смыслом ради звуков, ни звуками ради смысла».

Стихотворный размер произведения — ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживлённый, весёлый тон, который передаёт светлое душевное состояние. Написано стихотворение октавами — так называется строфа из восьми стихов с расположением рифм и с чередованием мужских и женских окончаний. Благодаря октавам создаётся оттенок лёгкой грусти.

Финал стихотворения «Осень».

Стихотворение заканчивается вопросом: «Куда ж нам плыть? » В нём отражается раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно- крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после подавления восстания декабристов.

Источник

«И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Разделы: Литература

Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Обучающие:
    • закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
    • познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
  • Развивающая:
    • развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  • Воспитывающие:
    • Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
    • Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Основная форма работы на уроке: парная.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у каждого ученика).

Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.

2 – 3 слайды: Две болдинских осени Пушкинской жизни.

Сообщение ученика. (Приложение 1.) Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в Болдине.

Слово учителя.

Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.

Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.

– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Работа с текстом стихотворения.

5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.

6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.(Приложение 2).

Система вопросов – своеобразный помощник (Приложение 3). Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку.

7 слайд. Восприятие.

– Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.(Приложение 4).

– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

10 слайд. Задание классу.

Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).

Темы заданий (узкие):

1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?

Темы заданий (широкие):

5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.

Заключение по теме урока

– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?

Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно – подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис).

– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?

– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?

– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:

Ура. куда ж нам плыть. какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.

Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . (Приложение 6). Краткое обсуждение прочитанного сочинения.

Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:

  1. формулируется тема;
  2. определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
  3. ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды, впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).

(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).

Рефлексия.

– О чём заставляет задуматься данный урок?

– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?

– Что вам было интересно?

– О чём заставляет задуматься данный урок?

Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.

Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.

Домашнее задание (носит выборочный характер):

  • Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
  • Написать фрагменты сочинения:
    • восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
    • истолкование стихотворения;
    • оценка стихотворения.

Источник

Оцените статью